Рабочая программа элективного курса для 9 класса Астрофизика

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа



по элективному курсу АСТРОФИЗИКА

Основное общее образование 9 класс

Количество часов 16











Раздел «Пояснительная записка»

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Данная рабочая программа обеспечивается учебно-методическим комплексом на основе следующих (основных) нормативно-правовых документов:

Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказа Минобразования России от 10.1.2011г. №2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утверждённого Приказом Минообразования России от 05.03.2004г. №1089»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»».

Приказа Минообразования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год»

Устава МБОУ СОШ

Основной образовательной программы МБОУ СОШ

Раздел «Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

Физика и астрономия - науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе, образующих вокруг нас бесконечное разнообразие событий, свидетелями которых мы являемся. Стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления.

За тысячи лет развития цивилизации люди занимались изучением природных явлений и их использованием в собственных интересах.

Физика и астрономия - это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира - систему представлений об устройстве природы, в основе шторой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистическое мировоззрение школьников.

Значение физики и астрономии в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества.

Цели курса

  • развитие пространственного мышления учащихся;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

  • расширение знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания;

  • получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира;

  • реализация задачи предпрофильной подготовки для ориентации учащихся в выборе профиля обучения.

Задачи курса

  • научить учащихся пользоваться подвижной картой звёздного неба (ПКЗН);

  • познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;

  • учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;

  • объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав;

  • помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов;

  • объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира;

  • познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;

  • увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.

Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения астрофизике в основной школе являются:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрофизике как к элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения астрофизике в основной школе являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения астрофизике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Познавательная деятельность

-использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

-формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории,

-овладение алгоритмическими способами решения задач.

Информационно-коммуникативная деятельность

-способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использовать для решения учебных задач различные источники информации.

Рефлексивная деятельность

-владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.

Раздел «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»

Данная рабочая программа курса «Астрофизика» предназначена для предпрофильной подготовки 9 классов. Данный курс рассчитан на 16 часов (1 час в неделю).

Раздел «Содержание учебного предмета, курса дисциплины (модуля)»

Физика и астрономия - науки о природе- 1ч

Какой вклад в науку о природе внесли ученые Коперник, Галилей, Ломоносов, Кеплер, Ньютон, Эйнштейн. Что изучает астрофизика? Особенности развития, значение астрофизики. Связь астрофизики с другими науками.

Научные методы изучения природы - 1ч

Методы астрономических исследований и инструменты. Роль наблюдений в астрономии.

Основы практической астрономии-3ч

Созвездия. Суточное вращение светил. Небесная сфера. Важнейшие круги и точки небесной сферы.

Время и календарь-1ч

Измерение времени. Календарь. Перевод дат старого и нового времени.

Законы движения небесных тел-2ч

Видимость движения планет. Две системы мира (Птолемея и Коперника). Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Конфигурация светил. Синодический и сидерический периоды обращения.

Природа тел Солнечной системы-5ч

Планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Физический свойства планет. Планета Земля. Система Земля-Луна. Движение Луны относительно Земли. Приливы. Физическая природа Луны. Влияние Луны на земные процессы, на живые организмы. Планеты-гиганты и их физические свойства. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).Система Плутон-Харон. Основные различия физических свойства планет земной группы и планет-гигантов.

Малые тела Солнечной системы и межпланетная среда. Астероиды Метеориты. Кометы.

Основные свойства звезд-1ч

Равновесие звезд, температуры звезд, светимость звезд, размеры звезд масса и плотность звезд. Положение звезд на диаграмме «Температура-светимость».Солнце - ближайшая к нам звезда. Общие сведения. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона. Активность Солнца.

Наша Галактика-1ч

Млечный путь и структура галактики. Звездные скопления. Вращение Галактики. Межзвездные газ, пыль, магнитное поле. Типы галактик. Состав и структура галактик.

Обобщающее занятие по курсу «Астрофизики» - 1ч

В виде представления презентаций.

Примерные темы презентаций:

- Развитие представлений о Вселенной.

- Земля - планета Солнечной системы.

- Природа Венеры и Марса.

- Кометы и их природа.

- Солнце и жизнь Земли.

- Что такое звезды?

- Мир галактик.

Раздел «Тематическое планирование»

Тематический план 9 класс

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Основное содержание по темам

Основные виды деятельности

1

Физика и астрономия - науки о природе


1

Какой вклад в науку о природе внесли ученые Коперник, Галилей, Ломоносов, Кеплер, Ньютон, Эйнштейн. Что изучает астрофизика? Особенности развития, значение астрофизики. Связь астрофизики с другими науками.


Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

2

Научные методы изучения природы


1

Методы астрономических исследований и инструменты. Роль наблюдений в астрономии.

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

3

Основы практической астрономии

3

Созвездия. Суточное вращение светил. Небесная сфера. Важнейшие круги и точки небесной сферы.

практическая и исследовательская работа со звёздными картами

4

Время и календарь

1

Измерение времени. Календарь. Перевод дат старого и нового времени.

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

5

Законы движения небесных тел

2

Видимость движения планет. Две системы мира (Птолемея и Коперника). Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Конфигурация светил. Синодический и сидерический периоды обращения.

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов, решение задач

6

Природа тел Солнечной системы

5

Планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Физический свойства планет. Планета Земля. Система Земля-Луна. Движение Луны относительно Земли. Приливы. Физическая природа Луны. Влияние Луны на земные процессы, на живые организмы. Планеты-гиганты и их физические свойства. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).Система Плутон-Харон. Основные различия физических свойства планет земной группы и планет-гигантов.

Малые тела Солнечной системы и межпланетная среда. Астероиды Метеориты. Кометы.

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

7

Основные свойства звезд

1

Равновесие звезд, температуры звезд, светимость звезд, размеры звезд масса и плотность звезд. Положение звезд на диаграмме «Температура-светимость».Солнце - ближайшая к нам звезда. Общие сведения. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона. Активность Солнца.

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

8

Наша Галактика

1

Млечный путь и структура галактики. Звездные скопления. Вращение Галактики. Межзвездные газ, пыль, магнитное поле. Типы галактик. Состав и структура галактик.

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

9

Обобщающее занятие по курсу «Астрофизика»

1

Примерные темы презентаций:

- Развитие представлений о Вселенной.

- Земля - планета Солнечной системы.

- Природа Венеры и Марса.

- Кометы и их природа.

- Солнце и жизнь Земли.

- Что такое звезды?

- Моё зодиакальное созвездие.

- Мир галактик.

Представление и защита презентаций

ИТОГО

16






Предметные результаты изучения

В результате изучения элективного курса «Астрофизика» учащиеся получают возможность

знать, что:

  • в систему астрономии положены наблюдения, выполняемые с помощью современных наземных и космических радио- и оптических телескопов;

  • созвездие - это участок неба, включающий в себя звёзды и другие постоянно находящиеся в нём астрономические объекты, в пределах строго определённых границ;

  • небесная сфера - это воображаемая сфера, в центре которой находится наблюдатель, на

  • небесной сфере возможны угловые измерения;

  • суточное вращение небесной сферы - следствие вращения Земли вокруг оси;

  • изменение вида неба в течение года - результат обращения земли вокруг Солнца;

  • видимое суточное вращение небесной сферы и годичное движение Солнца по эклиптике убеждают нас в том, что наблюдаемые явления природы надо тщательно изучать, чтобы понять их истинную причину;

  • введение различных систем счёта времени вызвано потребностями жизни и производственной деятельности людей;

  • календарь представляет собой систему счёта для промежутков времени, в настоящее время мы живём по Григорианскому календарю;

  • на протяжении многих веков господствовали геоцентрические системы мира, поддерживающие церковью;

  • в ХVI в. Николай Коперник обосновал гелиоцентрическую систему мира, которая правильно отражает строение Солнечной системы и лежит в основе научного мировоззрения;

  • Меркурий и Венера - нижние планеты, остальные - верхние;

  • законы Кеплера и закон всемирного тяготения - основа небесной механики; по этим же

  • законам происходит движение искусственных небесных тел;

  • астрономическая единица - основная единица расстояний в Солнечной системе (1 а. е. = 150 млн. км);

  • по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, что представляют собой их атмосферы, что известно об их поверхностях и внутреннем строении, какие сведения о планетах и их спутниках были получены с помощью космической техники;

  • Луна - спутник Земли и ближайшее к Земле небесное тело;

  • астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы; какова природа этих небесных тел;

  • Солнце - единственная звезда в Солнечной системе, источник энергии на Земле, это довольно обычная звезда Вселенной, которая не является уникальной по своим физическим характеристикам;

  • Солнце расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии 10 кпк от центра Галактики;

  • звезды находятся от нас на различных расстояниях и движутся в пространстве, среди них есть сверхгиганты, гиганты и карлики, которых очень много во Вселенной;

  • многие звезды образуют двойные (и кратные) системы;

  • основываясь на знании физических характеристик Солнца и звезд и законах физики, установленных на Земле, можно построить модели внутреннего строения Солнца и звезд;

  • звезды - раскаленные плазменные шары, равновесие обычных звезд обеспечивается равенством сил тяготения и сил внутреннего давления плазмы;

  • в отличие от практически стационарных звезд, сходных с Солнцем, существуют пульсирующие звезды (например, цефеиды) и взрывающиеся (сверхновые);

  • в состав Галактики входят звёзды, звёздные скопления, туманности, в пространстве между звёздами есть очень разреженная диффузная материя (преимущественно водород), магнитные и гравитационные поля, межзвездное пространство пронизывают потоки космических лучей и электромагнитное излучение;

  • в охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной существуют миллиарды галактик;

  • мир галактик чрезвычайно разнообразен: он далеко не исчерпывается спиральными, эллиптическими и неправильными галактиками;

  • самые далёкие объекты Вселенной - квазары, находятся от нас на расстоянии в несколько миллиардов световых лет;

  • Вселенная расширяется, чем дальше от нас внегалактические объекты (галактики, квазары), тем с большей скоростью они удаляются (закон Хаббла);

  • в ХХ в. впервые в истории человеческой цивилизации был достигнут такой уровень развития науки и техники, что появилась возможность с позиции науки подойти к исследованию проблемы жизни и разума во Вселенной, но пока никаких признаков внеземной жизни не обнаружено.

уметь:

  • пользоваться ПКЗН и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; определять координаты звёзд и Солнца, а также по заданным координатам этих светил находить их место на карте;

  • определять по ПКЗН какие планеты, и в каких созвездиях видны на небе в данное время;

  • отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них;

  • объяснять: а) смену времен года на Земле и других планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли видна одна сторона Луны; г) как происходят солнечные и лунные затмения;

  • находить планеты на небе, отличая их от звёзд;

  • работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;

  • на основе анализа многообразия условий на планетах делать вывод о возможности существования жизни в пределах Солнечной системы;

  • опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с Луной, затмениями, появлением комет и метеоров;

  • используя материал темы, приводить примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира;

Раздел «Календарно-тематическое планирование»

9 класс

Тема урока

Дата

По плану

Дата фактическая

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Примечание


Физика и астрономия - науки о природе(1)



1

Предмет астрофизики.

интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

Инструктаж по ТБ

Научные методы изучения природы (1)



2

Наблюдения- основа астрофизики. Телескопы.

интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

Основы практической астрономии(3)



3

Основные точки и линии небесной сферы.

пкзн

практическая и исследовательская работа со звёздными картами

Фронтальный опрос

4

Небесные координаты и звёздные карты.

пкзн

практическая и исследовательская работа со звёздными картами

Фронтальный опрос

5

Созвездия. Пояс зодиака.

пкзн

практическая и исследовательская работа со звёздными картами

Фронтальный опрос

Время и календарь(1)



6

Время и календарь.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

Законы движения небесных тел(2)



7

Конфигурации планет.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

8

Законы движения планет Солнечной системы.

интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

Природа тел Солнечной системы(5)



9

Земля. Луна.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

10

Меркурий. Венера. Марс.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

11

Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

12

Плутон. Пояс Койпера. Астероиды.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

13

Кометы. Метеоры. Болиды. Метеориты.

интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

Основные свойства звезд(1)



14

Солнце.

Характеристики звёзд. Виды звёзд.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

Наша Галактика(1)



15

Наша Галактика. Другие звёздные системы- галактики.


интерактивная доска

Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов

Фронтальный опрос

16

Обобщающий урок


интерактивная доска

Представление и защита презентаций

Раздел «Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса»

Подвижная карта звёздного неба с накладным кругом

ТСО:

Телевизор Supra

Компьютер в сборе

Мультимедиа проектор Infocus

Интерактивная доска

Диск «Астрономия»

Раздел «Результаты освоения астрофизики и система их оценки»

Учащиеся должны знать:

- основные фактические данные о Солнечной системе (её состав, число планет, порядок их расположения по расстоянию от Солнца);

- величины (самые короткий и самый продолжительный периоды обращения планет вокруг Солнца, диаметр самой крупной из планет - Юпитера в сравнении с Землей);

- формулировки и границы применимости законов Кеплера, их связь с законов всемирного тяготения;

- понятия: основные конфигурации планет, синодический период, его связь со звёздным периодом обращения планеты и Земли;

- основные фактические данные о природе планет и других тел Солнечной системы;

- величины, характеризующие Луну и её движение;

- основные сведения об эволюции комет, их связи с метеорами и причины метеорных явлений в атмосфере;

- основные физические характеристики Солнца (масса, размер, температура);

- схему строения Солнца и физические процесса; происходящие в его недрах и атмосфере;

- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем;

- пульсирующие и взрывающиеся звёзды;

- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- структуру и состав нашей и других Галактик;

- основные типы Галактик, различия между ними.

Учащиеся должны уметь:

- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;

- применять важнейшие физические теории при объяснении природы тел Солнечной системы;

- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;

- использовать научно-популярную литературу для подготовки докладов и рефератов;

- использовать знания, полученные по физике и астрономии для описания и объяснения современной картины мира;

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвездного вещества и Галактик на небе.

По окончанию изучения курса учащиеся представляют презентации по выбранным темам, после защиты презентаций выставляется «Зачет» или «Незачет»
















© 2010-2022