- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа элективного курса для 9 класса Астрофизика
Рабочая программа элективного курса для 9 класса Астрофизика
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савенкова И.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по элективному курсу АСТРОФИЗИКА
Основное общее образование 9 класс
Количество часов 16
Раздел «Пояснительная записка»
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Данная рабочая программа обеспечивается учебно-методическим комплексом на основе следующих (основных) нормативно-правовых документов:
Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобразования России от 10.1.2011г. №2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утверждённого Приказом Минообразования России от 05.03.2004г. №1089»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»».
Приказа Минообразования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год»
Устава МБОУ СОШ
Основной образовательной программы МБОУ СОШ
Раздел «Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Физика и астрономия - науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе, образующих вокруг нас бесконечное разнообразие событий, свидетелями которых мы являемся. Стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, найти источник ее силы и вечного обновления.
За тысячи лет развития цивилизации люди занимались изучением природных явлений и их использованием в собственных интересах.
Физика и астрономия - это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира - систему представлений об устройстве природы, в основе шторой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистическое мировоззрение школьников.
Значение физики и астрономии в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества.
Цели курса
-
развитие пространственного мышления учащихся;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
воспитание убежденности в возможности познания природы;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
-
расширение знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания;
-
получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира;
-
реализация задачи предпрофильной подготовки для ориентации учащихся в выборе профиля обучения.
Задачи курса
-
научить учащихся пользоваться подвижной картой звёздного неба (ПКЗН);
-
познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;
-
учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
-
объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав;
-
помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов;
-
объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира;
-
познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;
-
увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения астрофизике в основной школе являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрофизике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения астрофизике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения астрофизике в основной школе представлены в содержании курса по темам.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность
-использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории,
-овладение алгоритмическими способами решения задач.
Информационно-коммуникативная деятельность
-способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использовать для решения учебных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность
-владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.
Раздел «Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане»
Данная рабочая программа курса «Астрофизика» предназначена для предпрофильной подготовки 9 классов. Данный курс рассчитан на 16 часов (1 час в неделю).
Раздел «Содержание учебного предмета, курса дисциплины (модуля)»
Физика и астрономия - науки о природе- 1ч
Какой вклад в науку о природе внесли ученые Коперник, Галилей, Ломоносов, Кеплер, Ньютон, Эйнштейн. Что изучает астрофизика? Особенности развития, значение астрофизики. Связь астрофизики с другими науками.
Научные методы изучения природы - 1ч
Методы астрономических исследований и инструменты. Роль наблюдений в астрономии.
Основы практической астрономии-3ч
Созвездия. Суточное вращение светил. Небесная сфера. Важнейшие круги и точки небесной сферы.
Время и календарь-1ч
Измерение времени. Календарь. Перевод дат старого и нового времени.
Законы движения небесных тел-2ч
Видимость движения планет. Две системы мира (Птолемея и Коперника). Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Конфигурация светил. Синодический и сидерический периоды обращения.
Природа тел Солнечной системы-5ч
Планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Физический свойства планет. Планета Земля. Система Земля-Луна. Движение Луны относительно Земли. Приливы. Физическая природа Луны. Влияние Луны на земные процессы, на живые организмы. Планеты-гиганты и их физические свойства. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).Система Плутон-Харон. Основные различия физических свойства планет земной группы и планет-гигантов.
Малые тела Солнечной системы и межпланетная среда. Астероиды Метеориты. Кометы.
Основные свойства звезд-1ч
Равновесие звезд, температуры звезд, светимость звезд, размеры звезд масса и плотность звезд. Положение звезд на диаграмме «Температура-светимость».Солнце - ближайшая к нам звезда. Общие сведения. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона. Активность Солнца.
Наша Галактика-1ч
Млечный путь и структура галактики. Звездные скопления. Вращение Галактики. Межзвездные газ, пыль, магнитное поле. Типы галактик. Состав и структура галактик.
Обобщающее занятие по курсу «Астрофизики» - 1ч
В виде представления презентаций.
Примерные темы презентаций:
- Развитие представлений о Вселенной.
- Земля - планета Солнечной системы.
- Природа Венеры и Марса.
- Кометы и их природа.
- Солнце и жизнь Земли.
- Что такое звезды?
- Мир галактик.
Раздел «Тематическое планирование»
Тематический план 9 класс
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
Основное содержание по темам
Основные виды деятельности
1
Физика и астрономия - науки о природе
1
Какой вклад в науку о природе внесли ученые Коперник, Галилей, Ломоносов, Кеплер, Ньютон, Эйнштейн. Что изучает астрофизика? Особенности развития, значение астрофизики. Связь астрофизики с другими науками.
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
2
Научные методы изучения природы
1
Методы астрономических исследований и инструменты. Роль наблюдений в астрономии.
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
3
Основы практической астрономии
3
Созвездия. Суточное вращение светил. Небесная сфера. Важнейшие круги и точки небесной сферы.
практическая и исследовательская работа со звёздными картами
4
Время и календарь
1
Измерение времени. Календарь. Перевод дат старого и нового времени.
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
5
Законы движения небесных тел
2
Видимость движения планет. Две системы мира (Птолемея и Коперника). Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Конфигурация светил. Синодический и сидерический периоды обращения.
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов, решение задач
6
Природа тел Солнечной системы
5
Планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Физический свойства планет. Планета Земля. Система Земля-Луна. Движение Луны относительно Земли. Приливы. Физическая природа Луны. Влияние Луны на земные процессы, на живые организмы. Планеты-гиганты и их физические свойства. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).Система Плутон-Харон. Основные различия физических свойства планет земной группы и планет-гигантов.
Малые тела Солнечной системы и межпланетная среда. Астероиды Метеориты. Кометы.
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
7
Основные свойства звезд
1
Равновесие звезд, температуры звезд, светимость звезд, размеры звезд масса и плотность звезд. Положение звезд на диаграмме «Температура-светимость».Солнце - ближайшая к нам звезда. Общие сведения. Внешняя атмосфера Солнца: хромосфера и корона. Активность Солнца.
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
8
Наша Галактика
1
Млечный путь и структура галактики. Звездные скопления. Вращение Галактики. Межзвездные газ, пыль, магнитное поле. Типы галактик. Состав и структура галактик.
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
9
Обобщающее занятие по курсу «Астрофизика»
1
Примерные темы презентаций:
- Развитие представлений о Вселенной.
- Земля - планета Солнечной системы.
- Природа Венеры и Марса.
- Кометы и их природа.
- Солнце и жизнь Земли.
- Что такое звезды?
- Моё зодиакальное созвездие.
- Мир галактик.
Представление и защита презентаций
ИТОГО
16
Предметные результаты изучения
В результате изучения элективного курса «Астрофизика» учащиеся получают возможность
знать, что:
-
в систему астрономии положены наблюдения, выполняемые с помощью современных наземных и космических радио- и оптических телескопов;
-
созвездие - это участок неба, включающий в себя звёзды и другие постоянно находящиеся в нём астрономические объекты, в пределах строго определённых границ;
-
небесная сфера - это воображаемая сфера, в центре которой находится наблюдатель, на
-
небесной сфере возможны угловые измерения;
-
суточное вращение небесной сферы - следствие вращения Земли вокруг оси;
-
изменение вида неба в течение года - результат обращения земли вокруг Солнца;
-
видимое суточное вращение небесной сферы и годичное движение Солнца по эклиптике убеждают нас в том, что наблюдаемые явления природы надо тщательно изучать, чтобы понять их истинную причину;
-
введение различных систем счёта времени вызвано потребностями жизни и производственной деятельности людей;
-
календарь представляет собой систему счёта для промежутков времени, в настоящее время мы живём по Григорианскому календарю;
-
на протяжении многих веков господствовали геоцентрические системы мира, поддерживающие церковью;
-
в ХVI в. Николай Коперник обосновал гелиоцентрическую систему мира, которая правильно отражает строение Солнечной системы и лежит в основе научного мировоззрения;
-
Меркурий и Венера - нижние планеты, остальные - верхние;
-
законы Кеплера и закон всемирного тяготения - основа небесной механики; по этим же
-
законам происходит движение искусственных небесных тел;
-
астрономическая единица - основная единица расстояний в Солнечной системе (1 а. е. = 150 млн. км);
-
по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, что представляют собой их атмосферы, что известно об их поверхностях и внутреннем строении, какие сведения о планетах и их спутниках были получены с помощью космической техники;
-
Луна - спутник Земли и ближайшее к Земле небесное тело;
-
астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы; какова природа этих небесных тел;
-
Солнце - единственная звезда в Солнечной системе, источник энергии на Земле, это довольно обычная звезда Вселенной, которая не является уникальной по своим физическим характеристикам;
-
Солнце расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии 10 кпк от центра Галактики;
-
звезды находятся от нас на различных расстояниях и движутся в пространстве, среди них есть сверхгиганты, гиганты и карлики, которых очень много во Вселенной;
-
многие звезды образуют двойные (и кратные) системы;
-
основываясь на знании физических характеристик Солнца и звезд и законах физики, установленных на Земле, можно построить модели внутреннего строения Солнца и звезд;
-
звезды - раскаленные плазменные шары, равновесие обычных звезд обеспечивается равенством сил тяготения и сил внутреннего давления плазмы;
-
в отличие от практически стационарных звезд, сходных с Солнцем, существуют пульсирующие звезды (например, цефеиды) и взрывающиеся (сверхновые);
-
в состав Галактики входят звёзды, звёздные скопления, туманности, в пространстве между звёздами есть очень разреженная диффузная материя (преимущественно водород), магнитные и гравитационные поля, межзвездное пространство пронизывают потоки космических лучей и электромагнитное излучение;
-
в охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной существуют миллиарды галактик;
-
мир галактик чрезвычайно разнообразен: он далеко не исчерпывается спиральными, эллиптическими и неправильными галактиками;
-
самые далёкие объекты Вселенной - квазары, находятся от нас на расстоянии в несколько миллиардов световых лет;
-
Вселенная расширяется, чем дальше от нас внегалактические объекты (галактики, квазары), тем с большей скоростью они удаляются (закон Хаббла);
-
в ХХ в. впервые в истории человеческой цивилизации был достигнут такой уровень развития науки и техники, что появилась возможность с позиции науки подойти к исследованию проблемы жизни и разума во Вселенной, но пока никаких признаков внеземной жизни не обнаружено.
уметь:
-
пользоваться ПКЗН и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; определять координаты звёзд и Солнца, а также по заданным координатам этих светил находить их место на карте;
-
определять по ПКЗН какие планеты, и в каких созвездиях видны на небе в данное время;
-
отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них;
-
объяснять: а) смену времен года на Земле и других планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли видна одна сторона Луны; г) как происходят солнечные и лунные затмения;
-
находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
-
работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;
-
на основе анализа многообразия условий на планетах делать вывод о возможности существования жизни в пределах Солнечной системы;
-
опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с Луной, затмениями, появлением комет и метеоров;
-
используя материал темы, приводить примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира;
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
9 класс
№
Тема урока
Дата
По плану
Дата фактическая
Оборудование
Основные виды учебной деятельности
Виды контроля
Примечание
9А
9Б
Физика и астрономия - науки о природе(1)
1
Предмет астрофизики.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
Инструктаж по ТБ
Научные методы изучения природы (1)
2
Наблюдения- основа астрофизики. Телескопы.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
Основы практической астрономии(3)
3
Основные точки и линии небесной сферы.
пкзн
практическая и исследовательская работа со звёздными картами
Фронтальный опрос
4
Небесные координаты и звёздные карты.
пкзн
практическая и исследовательская работа со звёздными картами
Фронтальный опрос
5
Созвездия. Пояс зодиака.
пкзн
практическая и исследовательская работа со звёздными картами
Фронтальный опрос
Время и календарь(1)
6
Время и календарь.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
Законы движения небесных тел(2)
7
Конфигурации планет.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
8
Законы движения планет Солнечной системы.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
Природа тел Солнечной системы(5)
9
Земля. Луна.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
10
Меркурий. Венера. Марс.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
11
Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
12
Плутон. Пояс Койпера. Астероиды.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
13
Кометы. Метеоры. Болиды. Метеориты.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
Основные свойства звезд(1)
14
Солнце.
Характеристики звёзд. Виды звёзд.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
Наша Галактика(1)
15
Наша Галактика. Другие звёздные системы- галактики.
интерактивная доска
Беседа, показ и обсуждение видеофрагментов
Фронтальный опрос
16
Обобщающий урок
интерактивная доска
Представление и защита презентаций
Раздел «Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса»
Подвижная карта звёздного неба с накладным кругом
ТСО:
Телевизор Supra
Компьютер в сборе
Мультимедиа проектор Infocus
Интерактивная доска
Диск «Астрономия»
Раздел «Результаты освоения астрофизики и система их оценки»
Учащиеся должны знать:
- основные фактические данные о Солнечной системе (её состав, число планет, порядок их расположения по расстоянию от Солнца);
- величины (самые короткий и самый продолжительный периоды обращения планет вокруг Солнца, диаметр самой крупной из планет - Юпитера в сравнении с Землей);
- формулировки и границы применимости законов Кеплера, их связь с законов всемирного тяготения;
- понятия: основные конфигурации планет, синодический период, его связь со звёздным периодом обращения планеты и Земли;
- основные фактические данные о природе планет и других тел Солнечной системы;
- величины, характеризующие Луну и её движение;
- основные сведения об эволюции комет, их связи с метеорами и причины метеорных явлений в атмосфере;
- основные физические характеристики Солнца (масса, размер, температура);
- схему строения Солнца и физические процесса; происходящие в его недрах и атмосфере;
- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;
- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем;
- пульсирующие и взрывающиеся звёзды;
- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;
- структуру и состав нашей и других Галактик;
- основные типы Галактик, различия между ними.
Учащиеся должны уметь:
- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;
- применять важнейшие физические теории при объяснении природы тел Солнечной системы;
- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;
- использовать научно-популярную литературу для подготовки докладов и рефератов;
- использовать знания, полученные по физике и астрономии для описания и объяснения современной картины мира;
- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвездного вещества и Галактик на небе.
По окончанию изучения курса учащиеся представляют презентации по выбранным темам, после защиты презентаций выставляется «Зачет» или «Незачет»