• Преподавателю
  • Физика
  • Выступление Модульное структурирование учебного процесса. Рабочая программа и структурно-часовой модуль темы Излучение и спектры 11 класс

Выступление Модульное структурирование учебного процесса. Рабочая программа и структурно-часовой модуль темы Излучение и спектры 11 класс

Во  главе  своей  работы  ставлю  цель – повышение  интереса ученика к предмету. А он  зависит: - от содержания  предлагаемого к изучению  материала - от  способа  его  изучения - от прогнозирования той  деятельности, которой  ученик  собирается  заниматься в  будущем.             Понимаю, научить  ребенка всему, что  понадобится в жизни нельзя, но  можно и нужно  научить  его  самостоятельно добывать знания, а также  уметь их  применять на  практике, работать  с книгой.             Почему  имен...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульное структурирование учебного процесса на уроках физики

Во главе своей работы ставлю цель - повышение интереса ученика к предмету. А он зависит:

- от содержания предлагаемого к изучению материала

- от способа его изучения

- от прогнозирования той деятельности, которой ученик собирается заниматься в будущем.

Понимаю, научить ребенка всему, что понадобится в жизни нельзя, но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания, а также уметь их применять на практике, работать с книгой.

Почему именно модульная?

Выбор этой технологии обусловлен следующими соображениями:

  1. Учитель освобождается от чисто информационных функций, а лишь управляет действиями учащихся, переходящими в самоуправление.

  2. Движение ученика идет по схеме - всеобщее - общее - единичное с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в другие циклы взаимосвязанной деятельности.

  3. Модульная система, ориентируясь на развитие ученика, в начале каждого цикла деятельности предполагает обязательность мотивационного этапа.

  4. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умение в навыки.

В старших классах в рамках данной системы осуществляю профильное обучение. Оно помогает мне осуществлять вариативность среднего образования методами дифференцирования уроков и требований, предъявляемых к учащимся.

- В классах гуманитарного (или традиционного) профиля содержание уроков физики в рамках программы в доступной форме отражает основные разделы современной науки с целью ознакомления их с понятиями и законами науки и практики.

- В классах химико-биологического профиля к этому добавляю освоение учащимися системы физических понятий и законов, необходимых для понимания важнейших смежных с физикой вопросов химии, биологии, географии.

- Готовлю третий выпуск физико-математического класса, что помогает мне максимально использовать воспитательно-образовательно-развивающий потенциал предмета физики. И вся моя работа направлена на более глубокое ознакомление учащихся с фундаментальными физическими теориями с целью подготовки к учебе в технических вузах. В таких классах 5 уроков в неделю, удобно использовать «спаренные уроки». Для оценки знаний учащихся применяю уже более десяти лет рейтинговую систему. Она дает возможность большей объективности оценки знаний, умений и навыков учащихся, повышает их ответственность в учебном труде, позволяет не только получать прочные знания, но и становиться более целеустремленными, активными, творческими личностями.

Для этого веду свой аттестационный журнал в системе «постоянного накопления баллов». Это позволяет ученику овладеть материалом без эмоционального и психического перенапряжения, исправить нежелаемый средний балл или «поспорить» с учителем в случае получения среднего балла 3,5 и 4,5. В этом вижу воспитывающую роль оценки.

Предлагаю вашему вниманию распределение учебного материала в 11 классе (по учебнику Мякишева, Буховцева).

Учебный материал содержит три основных темы:

  1. Колебания и волны.

  2. Оптика.

  3. Квантовая физика.

Вы видите, что каждая тема делится на 3-4 блока (их я называю обычно по названию глав учебника). В работе использую модульную программу изучения каждого блока.

  • установочно-мотивационный: основная цель - формирование внутренней мотивации содержательно спроектированной учебно-развивающей деятельности учителя - ученика; содержание - постановка учебно-воспитательных целей, стимулирование учащихся к успешной работе.

  • содержательно-поисковый: основная цель - развитие поисковой, познавательной активности и самостоятельности учащихся; содержание - минимизация теоретического материала, актуализация опорных знаний и поиск их связей с неизвестными знаниями.

  • Контрольно-смысловой: основная цель - первичное осмысление, развитие самооценки, контроля и самоконтроля; содержание - оценка учащимися понимания приобретенных знаний, изучение степени овладения учебным материалом, понимание смыслового содержания изученного.

  • адаптивно-творческий: основная цель - формирование умений, навыков и норм деятельности учащихся, применение знаний; содержание - использование системы упражнений для формирования умений, навыков, дифференциация учебных знаний, творческий перенос знаний в новых условиях учебы.

  • системно-обобщающий: основная цель - формирование целостной системы знаний; содержание - формирование целостной системы личностных знаний, умения определять место данного модуля в общем содержании учебного курса, установление логических связей при формировании систематических знаний путем использования знаково-графических способов (таблицы, схемы, графики, чертежи).

  • контрольно-рефлексивный: основная цель - развитие творческой рефлексии; содержание - итоговый контроль.

При изучении каждой темы учащиеся выполняют обязательные виды работ:

  • план-конспект

  • реферат или творческое задание

  • участие в семинаре

  • физический диктант

  • зачет

  • ревизия домашних задач

  • тест

Итак, остановимся подробней на третьем блоке изучения первой темы. Он называется «Электромагнитные волны».

На первом уроке установочно-мотивационного модуля знакомлю учеников с историческими сведениями, историей открытия, подвожу их к тому, зачем эта тема нужна, чем важна. Знакомлю с рабочей программой, включающей в себя все виды работ, дату их выполнения, количество необходимых баллов по каждому виду работы и общую сумму баллов. Эту программу и ресурсное обеспечение темы помещаю на стенде. Ею пользуемся в течение всего периода изучения. (могу предложить структурно-часовой модуль и рабочую программу и по другим темам курса 11 класса). Результативность.

Участвую в программе школы «Одаренные дети», работу с которыми тоже подразделяю на отдельные модули.

  • факультатив

  • подготовка к школьной олимпиаде, победителей к районной

  • подготовка и участие в областной очно-заочной олимпиаде

  • индивидуальная помощь выпускникам, слушателям факультативов довузовской подготовки (аэрокосмическая академия, технологический университет, политехнический, железнодорожный гг. Красноярска и Иркутска и др.)

  • индивидуальная помощь выпускникам - участникам межвузовских региональных олимпиад.

  • Подготовка и участие в централизованном тестировании и подготовка к ЕГЭ

ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТ

Цель всей моей работы отражает, во-первых, осуществление системного подхода к обучению физике, способствующего получению осмысленных, связанных в единое целое знаний, и выработке в сознании учеников правильной научной картины мира. А также повышение производительности учебной работы школьников (экзамены, поступление, олимпиады).

ВЫВОДЫ:

  1. Модульное структуирование учебного процесса на основе рейтинговой системы оценки вносит значительный вклад в развитие мышления, самостоятельности, способностей учащихся и повышение ответственности в учебном труде.

  2. Профильное обучение помогает осуществлять вариативность среднего образования на уроках физики методом дифференцирования содержания уроков и требований, предъявляемых к учащимся.

  3. С целью формирования устойчивого познавательного интереса к предмету условия работы на уроке предусматривают активную деятельность учащихся.

ПЕРСПЕКТИВЫ:

Ввожу элементы модульного структуирования и рейтингового учета знаний учащихся на более ранних этапах обучения, т.е. в 7 - 8 классах для более плавного перехода на профильное обучение в дальнейшем могу предложить модуль темы «Импульс» 8 класс.

ТЕМА: «ИЗЛУЧЕНИЕ И СПЕКТРы»


Рабочая программа.


Виды работ

дата

Кол-во баллов

1.

План-конспект § 59 «Виды излучения. Источники света»

24.02

5 б

2.

Работа в группах: устройство, назначение спектральных аппаратов.

24.02

5 б

3.

Эксперимент: исследование спектров

26.02

4 б

4.

Физический диктант

01.03

6 б

5.

Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров»

01.03

10 б

6.

Заполнение таблиц «Виды спектров»,

«Шкала электромагнитных волн»

01.03

5 б

5 б

7.

Рефераты:

«Метод спектрального анализа»

«Роберт Вуд - отец современной физической оптики»

«Инфракрасное излучение»

«Ультрафиолетовое излучение»

«Рентгеновские лучи»

03.03

10 б

8.

Зачет по теме. Контрольный тест

04.03

20 б

9.

Всего баллов


70 б



СТРУКТУРНО-ЧАСОВОЙ МОДУЛЬ

ТЕМЫ «ИЗЛУЧЕНИЕ И СПЕКТРЫ»



дата

Содержание учебной деятельности

Этапы учебного модуля

1

24.02

Определение объема и цели работы. Знакомство с блоком материала темы

Установочно-мотивационный модуль

2

24.02

Виды излучений. Спектры и спектральные аппараты.

Содержательно-поисковый модуль

3

26.02

Виды спектров. Спектральный анализ

Адаптивно-преобразующий модуль

4

03.03

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи

Системно-обобщающий модуль

5

01.03

Шкала электромагнитных волн

Поисково-содержательный модуль

6

04.03

Зачет. Ревизия домашних задач

Контрольно-рефлексивный модуль




4

© 2010-2022