Тетради для лабораторных работ по физике 7-9 классы

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классы

Тетради для лабораторных работ по физике 7-9 классы

Тетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классы

Тетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классыТетради для лабораторных работ по физике 7-9 классы







































Дата______________Лабораторная работа № 1


Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Цель работы: определить цену деления измерительного прибора, научиться определять с его помощью физические величины и записывать показания прибора с учетом абсолютной погрешности

Приборы и материалы: измерительный цилиндр, линейка, термометр, брусок, сосуд с водой.

Тренировочные задания и вопросы.

Вспомните правило нахождения цены деления прибора (§4).

  1. Найдите цену деления и снимите показания стрелки.

Цена деления =____________________

Показания стрелки = _______________

Цена деления =____________________

Показания стрелки = _______________

  1. Найдите цену деления:

Цена деления =____________________

-2-

  1. Найдите цену деления мензурок №1 и №2.

Цена деления

мензурки №1 = ______________

Цена деления

мензурки № 2 = _____________


С помощью, какой мензурки- №1 или №2 - измерения объема жидкости будут более точными?__________________

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Что значит измерить физическую величину?

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


  1. Приведите примеры физических величин:

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике.

__________________________________________________________________________________________________________

Ход работы.


  1. Определите цену деления мензурки, которая находится у вас на столе.

-3-




































































Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло - хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Ртуть, содержащаяся в термометре, ядовита! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _______________

Подпись учащегося

  1. Внимательно рассмотрите измерительные приборы. Изучите шкалу линейки, мензурки, термометра и заполните таблицу.

Название

измерительного прибора

линейка

мензурка

термометр

Какую физическую величину им измеряют

Единицы измерения


Пределы измерения


Шкала

Значения соседних оцифрованных штрихов

Количество делений

между ними

Цена деления


  1. Ознакомьтесь (с помощью учителя) с правилами измерения линейкой, мензуркой, термометром.

-4-

  1. Измерьте длину бруска, объём воды в сосуде, температуру воды в сосуде. Заполните таблицу.

Измеряемая величина

Показания измерительного прибора

Длина бруска, L

Объём воды в сосуде, V

Температура воды, t


Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка_____________


Дата_____________Лабораторная работа № 2.


Измерение размеров малых тел.

Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы: линейка, дробь (или горох), пшено, иголка.

Тренировочные задания и вопросы.

  1. Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки, нити, волоса? Почему?_____________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Чтобы измерить диаметр проволоки, намотали вплотную на карандаш 30 витков из нее. Определите диаметр
    проволоки.

-5-

Дополнительное задание.


Измените высоту наклонной плоскости и для нее определите:


A1=F1∙h=___________________________________________________

А2 = F2 ∙ l=_________________________________________________

КПД= ( А12)∙100%=______________________________________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка____________


















-38-


Ход работы.

Правила техники безопасности: Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять

  1. Расположите штатив посередине стола.

  2. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.

  3. Не роняйте и не бросайте грузы

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _______________

Подпись учащегося


1. Установите доску наклонно.

2. Измерьте высоту h и длину l наклонной плоскости.

3. Динамометром измерьте силу тяжести бруска F1.

4. прицепив к бруску динамометр, равномерно двигайте брусок вверх по наклонной плоскости. Измерьте силу тяги F2.

5. Вычислите А1 и А2.

6. Вычислите КПД наклонной плоскости.

7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Высота наклонной плоскости , h, м

Сила тяжести F1,, Н

Полезная работа А1 , Дж

Длина наклонной плоскости l, м

Сила тяги F2,, Н

Полная работа

А2, Дж

КПД, %



Вычисления.

A1=F1∙h=_______________________________________________

А2 = F2 ∙ l=______________________________________________

КПД= ( А12)∙100%=______________________________________

-37-

Диаметр проволоки________________


  1. Стопка из 20 монет оказалась высотой _________см.

Толщина монеты______________

____________________________________

Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называют способом рядов. Именно этим способом вы будите определять диаметр горошины или пшена.


Ход работы.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося

  1. Положите вплотную к линейке 20 горошин или дробинок в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной дробинки или горошины.


  1. Определите таким же способом размер крупинки пшена. Для удобства воспользуйтесь иголкой.


  1. Определите диаметр молекулы, если на фотографии (увеличение в 70000 раз) 10 молекул занимают 2,8 см.


  1. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

-6-

№ опыта

Число частиц в ряду

Длина ряда, мм

Размер одной частицы, мм

1.


2.


3. Молекула

На фотографии

Истинный размер


Расчеты:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка____________


Дата_____________Лабораторная работа № 3.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

Цель работы: пронаблюдать за движением тела, определить время его движения и его скорость.

Приборы и материалы: .пластиковая бутылка с водой, в которой плавает стеклянный пузырек.

Примечание: для проведения данной работы необходимо взять пластиковую бутылку 0,5 л или 0,7 л и маленький стеклянный пузырек , который входит в горлышко бутылки.

-7-

____________________________________________________________________________________________________________

3. Формула КПД: _____________________

4. Может ли КПД быть больше 100%?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Применим «золотое правило» механики к наклонной плоскости.


Работа, совершаемая при подъеме тела вверх по вертикали, равна произведению силы тяжести F1 на высоту h (полезная работа):

A1=F1∙h.

На такую же высоту h можно поднять тело, равномерно перемещая его вдоль наклонной плоскости длиной l, прилагая к нему силу F2. Поэтому полная работа

А2 = F2 ∙ l.

При отсутствии силы трения А1 = А2.

При наличии трения А2 > А1.

КПД= ( А12)∙100%

-36-

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Проверьте для каждого опыта соотношение

=F L1

P L2. Результаты вычислений запишите в таблицу. Сравните левую и правую части равенства. Сделайте вывод

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка____________

Дата____________Лабораторная работа № 14.

Измерене КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.

Приборы и материалы: доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.

Тренировочные задания и вопросы.

1. Может ли полезная работа быть больше полной?

_______________________________________________________

2. Что такое коэффициент полезного действия?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


-35-


На полоске бумаги шириной 2 см нарисуйте шкалу линейки длиной 20 см. С помощью скотча наклейте ее на внешнюю сторону пластиковой бутылки.

На полоске бумаги шириной 1 см нарисуйте шкалу линейки длиной 4 см. С помощью скотча наклейте ее на внешнюю сторону пузырька.

Заполните пластиковую бутылку водой до горловины, а в пузырек налейте воду на 1/5 часть его объема. Наклоните бутылку так, чтобы вода подошла к горловине, но не вытекала из емкости. После этого очень быстро опустите открытый пузырек с водой вниз горлышком в бутылку. Пузырек будет плавать на поверхности воды в бутылке, частично погрузившись в нее. возможно, с первого раза опыт не получиться: пузырек перевернется и утонет. ПОПРОБУЙТЕ СНОВА!!!

Ход работы.


  1. Выберите на шкале большой пластиковой бутылке координаты У1 и У2 так, чтобы они находились на 3-5 см ниже горлышка пузырька.

  2. Сдавите бутылку в середине . Определите время прохождения пузырьком отмеченных вами координат t.

  3. Определите время прохождения пузырька между этими координатами t1.

  4. Определите пройденный пузырьком путь S.

  5. Рассчитайте скорость погружения пузырька на дно V по формуле:

V= S/( t1- t)

  1. Определите такие же измерения и определите скорость пузырька при всплытии. t.

  2. Результаты измерение и вычислений занесите в таблицу:

-8-

№ опыта

Поведение пузырька

t

t1

∆t

S.

V

1

Тонет


2

Всплывает



Вычисления:


  1. V=_________________________________


  1. V=_________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка____________


Дата_____________Лабораторная работа № 4.

Измерение массы тела на рычажных весах.





Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.

Правила взвешивания

  1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы
    уравновешены. При необходимости для установления
    равновесия на более легкую чашку нужно положить
    полоски бумаги.

-9-

  1. Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.

  2. Подвесьте два груза на левой части рычага и измерьте расстояние от точки подвеса до оси вращения.


  1. В произвольном месте другого плеча рычага прикрепите динамометр и измерьте силу F, необходимую для удержания рычага в равновесии в горизонтальном положении.

  2. С помощью динамометра измерьте вес груза (грузов) Р .

  3. Измерьте плечи L1 и L2 действующих сил.

  4. Повторите действия согласно пунктам 3-6 несколько раз, изменяя как количество грузов, так и плечи сил. Результаты измерений запишите в таблицу.

№ опыта

Р, Н

F, H

L1, м

L2, м

М1, Н ∙ м

М2, Н ∙ м

F

Р

L1

L2

1









2



3



4



5



Вычислите числовые значения моментов сил F и Р.

М1 = Р ∙ L1, М 2 = F ∙ L2.

М1 =-___________________________________________________

М 2 =_________________________________________________

Запишите значения моментов сил в таблицу.

  1. Сравните во всех опытах М1 и М2 и сделайте соответствующий вывод.

-34-


5. Найдите ошибку на рисунке.







6.Используя правило равновесия рычага, найдите F2.

7. Будет ли находится в равновесии рычаг?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ход работы.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Не раскручивайте рычаг.

Не роняйте и не бросайте грузы.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _______________

Подпись учащегося

-33-

  1. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири - на правую.

  2. Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири
    нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже
    с небольшой высоты.

  3. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная
    на весах предельная нагрузка.

  4. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без
    использования подкладки.

  5. Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.

Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).

Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если нет - оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.

Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.

Тренировочные задания и вопросы

1. Какая физическая величина определяется с помощью

рычажных весов?_____________________________________

  1. В каких единицах она измеряется (назовите все, а основную подчеркните)?_____________________________________

  2. Выполните упражнения:

8,4 т = кг 500 мг = г

0,5 т = кг 120 мг = г

125 г =_____________кг 60 мг = г

4. 100 г + 20г+2г+1г + 500 мг + 200 мг = г

20г+10г+1г+ 200 мг + 100 мг = г

-10-

На какую чашку весов кладут:

взвешиваемое тело? на

гири? на

6. Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?__________________________________________

_______________________________________________________________

Ход работы.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.

2.На столе не должно быть посторонних предметов.

3.Установите весы посередине стола.

4.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося

  1. Зная правила взвешивания, измерьте массу нескольких небольших тел с точностью до 0,1 г.

  2. Результаты измерений запишите в таблицу:


№ опыта

Название тела

Гири

Масса тела m, г

1


2


3



Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-11-

Дата___________Лабораторная работа № 13.

Выяснение условия равновесия рычага.

Цель работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка, динамометр.

Тренировочные задания и вопросы.

1. Что представляет собой рычаг?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что называют плечом силы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Правило равновесия рычага:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Формула правила равновесия рычага:


-32-

которая равна весу пробирки с песком в воздухе. Результат запишите в таблицу.

4. Насыпьте в пробирку еще немного песка и вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести в соответствии с пунктами 2, 3. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.

5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда пробирка тонет, всплывает или "висит" в толще воды


№ опыта

V1, м3

V2 , м3

Объем пробирки V=V2 -V1

FA= ρ жgV, H

m. кг

P=mg, H

Поведение пробирки в воде

1


2


3



Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Оценка____

-31-

________________________________________________________


Оценка____________

Дата________________Лабораторная работа № 5.

Измерение объема тела.

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема (гайка, болтик и т. д.).

Тренировочные задания и вопросы.

При погружении в мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объем воды на величину, равную объему тела.




1. Определите по рисунку уровень воды:

до погружения ;

после погружения . i

Объем тела __________________.


  1. Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких единицах она измеряется (напишите все, основную подчеркните)___________________________________________

  2. Переведите:

1 м3 = см3 1 см3 = м3

-12-

0,5 м3 = _см3 100 см3 = м3

0,01 м3 = см3 5000 см3 = м3

Примечание: 1 мл = 1 см3.

Ход работы.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.


  1. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.

  2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.

  3. Будьте аккуратны при работе с водой.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося

  1. Определите :

  • Цену деления ___________________________________

  • Предел измерения данной мензурки__________________

  • Погрешность измерения_____________________________

  1. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно
    было полностью погрузить в воду, и измерьте объем V1.
    Результат занесите в таблицу.

  2. Опустите тело в воду, удерживая его за нитку, и снова
    измерьте объем жидкости V2. Результат занесите в таблицу.

  3. Посчитайте объем тела V= V2 - V1. Занесите в таблицу.

  4. То же самое проделайте с другими имеющимися у вас
    телами.

-13-

Запишите условия, при которых тела, помещенные в жидкость, тонут, всплывают или "висят" в толще жидкости (поставьте знак > или < . Нарисуйте векторы Fтяж и FA на рисунках.


  1. Вспомните, как определяется объем тела с помощью мензурки (смотри лабораторную работу № 4).

  2. Вспомните, что 1 см3 = 0,000001 м3.

Ход работы.

  1. Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая
    пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном
    положении и часть ее находилась над поверхностью
    воды.

  2. Определите выталкивающую силу, действующую на
    пробирку. Для этого измерьте объем воды в мензурке до
    помещения в нее пробирки (V1) и после помещения в нее
    пробирки (V2) , а затем рассчитайте величину выталкивающей силы FА, равной весу жидкости, вытесненной
    пробиркой.

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

3. Выньте пробирку с песком из воды, протрите ее и определите на рычажных весах ее массу с точностью до 1г. Рассчитайте силу тяжести, действующую на пробирку,

-30-

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка____________

Дата________Лабораторная работа № 12.

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.

Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка.

Тренировочные задания и вопросы.

1. Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?

2. Нарисуйте эти силы. и подпишите названия сил.

_______________________

________________________

________________________

_________________________



-29-


№ опыта

Название тела

Начальный объем воды V1, см3


Объем воды и тела V2, см3

Объем тела

V= V2-V1, см3

1


2


3


Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка___________

Дата__________Лабораторная работа № 6.

Определение плотности твердого тела.

Цель работы: научиться определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело неизвестной плотности, нитка.

Тренировочные задания и вопросы.


  1. Плотность вещества - это _____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Формула плотности_____________________________________

  2. Единицы плотности ______

  3. Пользуясь таблицами плотностей № 2, 3 учебника, запишите, какова масса 1 см3 и 1 м3 веществ:

-14-

Вещество

Масса 1 см3

Масса 1 м3

Серебро

Алюминий

Парафин

Железо

Вода

Керосин

Масло подсолнечное

5. Выполните упражнение: 1 г/см3 = ___________ кг/м3.


  1. г/см3 = ___________ кг/м3.

6.


Самый тяжелый кубик из , так как

его плотность .

Самый легкий кубик из , так как

его плотность _____________.

Ход работы.

Правила техники безопасности.

  1. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.

  2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.

  3. Будьте аккуратны при работе с водой.

-15-

Ход работы.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.


  1. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.

  2. Будьте аккуратны при работе с водой.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося

  1. Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на
    нити первое тело. Отметьте и запишите в таблицу показание динамометра. Это будет вес тела в воздухе - P1.

  2. Подставьте стакан с водой и опускайте муфту с лапкой
    и динамометром, пока все тело не окажется под водой.
    Отметьте и запишите в таблицу показание динамометра. Это будет вес тела в воде - P.

  3. По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на первое тело:

F1= P1- Р =

  1. Вместо чистой воды возьмите насыщенный раствор соли
    и снова определите вес этого тела в растворе соли - P,
    запишите в таблицу и определите выталкивающую силу FА.

  2. Подвесьте к динамометру тело другого объема и определите так же, как для первого тела, выталкивающую
    силу в воде и в насыщенном растворе соли - F2.

Результаты запишите в таблицу.

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в жидкости, Н

Выталкивающая сила, Н

P1

P2

P

P

F1

F2

Вода


Насыщенный раствор соли в воде


-28-

Дата__________Лабораторная работа №11.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Цель работы: на опыте обнаружить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить величину выталкивающей силы.

Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Тренировочные задания и вопросы.







1. Покажите с помощью векторов силы, действующие на тело в

1-м и 2-м случаях.

2. Где легче удерживать тело: в воздухе или в воде?______________

Почему?__________________________________________________

_________________________________________________________

3. Запишите формулы:

Архимедовой силы: _________________ Веса тела: ____________

4. Запишите формулу нахождения архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе - P1 и в воде - P.

Fa =

5. Вес тела в воздухе Р1= 120 Н.

Вес тела в воде Р = 100 Н.

Архимедова сила FА = _____ Н.



-27-

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося


  1. Измерьте массу тела на весах (вспомните лабораторную
    работу № 3) и результат запишите в таблицу.

  2. Измерьте объем тела с помощью мензурки (вспомните
    лабораторную работу № 4) и результат запишите в таблицу.

  3. Рассчитайте по формуле ρ= m/ V плотность данного тела, результат запишите в таблицу.

  4. Переведите г/см3→кг/м3 (смотри тренировочное задание
    № 5).

  5. Сверьте вычисленный результат плотности данного вам
    тела с табличным значением (табл. № 2 в учебнике) и
    сделайте вывод.

№ опыта

Название вещества

Масса тела m, г

Объем тела V, см3

Плотность вещества ρ

г/см3

кг/м3

1


2


3



Вычисления:

V=_________________ =________________

V=_________________ =________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка____________


-16-

Дата_________Лабораторная работа № 7


Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины

Цель работы: найти жесткость пружины измерением удлинения пружины при различных значениях силы, действующей на нее.

Приборы и материалы: динамометр лабораторный, линейка.

Тренировочные задания и вопросы.

  1. Сила тяжести- это______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Вес тела - это_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Сила упругости - это__________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите формулы:

Силы тяжести:_______________ Веса тела:________________

Силы упругости:____________________


  1. Запишите единицы измерения:

Силы тяжести:[ ____ ] = [ ____ ] Веса тела:[ ____ ] = [ ____ ]


Силы упругости:[ ____ ] = [ ____




-17-


  1. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями по формуле:

р=Р/S

  1. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

Р, Н.

а, м

b, м

с, м

Sнаиб, м2

Sнаим, м2

р1, Па

р2 ,Па



Вычисления:

Sнаиб=_____________________________________________

Sнаим=_____________________________________________

р1=_______________________________________________

р2=_______________________________________________


  1. На основе полученных результатов сформируйте вывод.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка____________








-26-

Дата___________Лабораторная работа № 10

Определение давления твердого тела на опору.

Цель работы: наблюдать зависимость давления твердого тела от действующей силы и площади опоры.

Приборы и материалы: брусок, динамометр лабораторный, линейка.

Тренировочные задания и вопросы.

  1. Давление показывает_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Давление зависит от_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Формула для расчета давления

_______________________________________________________

  1. Единица измерения давления______________________________

Ход работы.


Правила техники безопасности Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.


  1. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.

  2. Не роняйте и не бросайте приборы.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося


  1. Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска) Р, Н.

  2. Измерьте длину а см, ширину b см и высоту с см бруска.

  3. Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска по формуле:

Sнаиб= а∙ b и Sнаим= с∙ b

-25-

  1. 1 Н - это_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Силу измеряют с помощью прибора, который называется

_____________________________________________________

  1. Выполните упражнения:

1кН = Н 25000 Н = кН

0,5 кН = Н 3700 Н = кН

1,7 кН = Н 400 Н = кН

  1. Нарисуйте векторы силы тяжести и веса тела, вспомнив
    не только, куда они направлены, но и к какой точке
    приложены.

Ход работы.

Правила техники безопасности Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.


  1. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.

  2. Не роняйте и не бросайте грузы.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося


  1. Положите динамометр на стол горизонтально и, растягивая пружину последовательно 0,1 Н, измерьте соответствующие удлинения пружины.

  2. Результаты измерения запишите в таблицу.


-18-

Fупр, Н

0,1

0,2

0,3

0,4

X, м



  1. По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения.

Масштаб: 1 см - _____ Н

Fупр,

Н




х, м

Такая зависимость называется ____________________________

Определите жёсткость пружины динамометра по формуле

k= Fупр/ X

k = ____________________________________Н/м

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка____________


-19-

  1. Повторите задания 1 и 2 для плоского тела квадратной формы и сделайте вывод о положении центра тяжести однородных симметричных тел.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите центр тяжести плоского тела произвольной формы. Сделайте рисунок.






















Оценка____________

-24-

Дата___________Лабораторная работа № 9

Определение центра тяжести плоской пластины

Цель работы: определить центр тяжести плоских тел различной формы.

Приборы и материалы: штатив, тонкая спица, линейка, ученический треугольник, плоские тела различной формы: круг диаметром 15 см, квадрат, картонные пластинки неправильной формы, отвес (гайка или шуруп на нити).

Ход работы.

Правила техники безопасности Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

  1. Будьте осторожны при работе со спицей.

  2. Не роняйте и не бросайте отвес.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося






рис.1





  1. . В трех местах плоского тела в форме круга спицей проткните отверстия. Укрепите в лапке штатива спицу.

  2. Подвесьте поочередно тело на спицу через разные отверстия О1, О2, О3 (рис. 1, б). После того как тело займет положение равновесия, подвесьте на спицу отвес и проведите вдоль нити вертикальную линию. Точка пересечения трех вертикальных линий определит положение центра тяжести тела. Убедитесь, что эта точка является центром круга.

-23-

Дата__________Лабораторная работа № 8.


Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления


Цель работы: исследовать зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления.

Приборы и материалы: трибометр (линейка и брусок), набор грузов, динамометр лабораторный.

Тренировочные задания и вопросы.


  1. Сила трения - это________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запишите единицы измерения:

Силы тяжести:[ ____ ] = [ ____ ]


  1. От чего зависит сила трения?______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы.


Правила техники безопасности Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.


  1. Будьте осторожны при работе с растянутой пружиной.

  2. Не роняйте и не бросайте грузы.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ______________

Подпись учащегося



-20-

  1. Определите цену деления динамометра.

Ц.д = _____________________________________________ Н


  1. Измерьте динамометром вес деревянного бруска.

Р = _________________________ Н

3.Исследуйте зависимость силы трения скольжения от веса тела.

Для этого:

  • а) зацепите динамометр за крючок бруска и, равномерно перемещая брусок вдоль горизонтальной доски трибометра, измерьте силу трения скольжения;

  • b) повторите эти измерения, нагружая брусок сначала с одним, потом двумя и тремя грузами;

  • с) результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Вес бруска с грузами,

Р, Н

Сила трения скольжения, Fтр, Н

1



2



3



4




Масштаб: 1 см - _____ НПо данным таблицы постройте график зависимости силы трения от силы давления.

Fтр,

Н


P, Н

-21-

4. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, стеклянной пластине и наждачной бумаге.


№ опыта

Вид поверхности, по которой скользит брусок

Сила трения скольжения, Fтр, Н

1

стекло


2

наждачная бумага


3

дерево


5. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей.

Для этого измерьте силу трения скольжения, вначале положив брусок большой гранью на поверхность трибометра, а затем меньшей гранью.

№ опыта

грань бруска

Сила трения скольжения, Fтр, Н

1

большая грань

2

меньшая грань


6.Сделайте вывод:

а) зависит ли сила трения скольжения от веса тела? Если зависит, то как?

б) зависит ли сила трения скольжения от материала трущихся поверхностей?

в) зависит ли сила трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей?

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка____________

-22-

© 2010-2022