• Преподавателю
  • Физика
  • Формирование учебно – познавательной компетенции во внеклассной работе по физике (выступление на МО)

Формирование учебно – познавательной компетенции во внеклассной работе по физике (выступление на МО)

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование учебно - познавательной компетенции

во внеклассной работе по физике.

( выступление на МО школы)

Изучение предметов естественного цикла вызывает у многих обучающихся большие затруднения. Причина заключается в неумении самостоятельно работать с учебником, ставить опыты и решать задачи. Исследования психологов показали, что все умения, навыки формируются только в деятельности. Урок, даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени. Внеклассные занятия не связаны жёсткими временными рамками и проводится в основном с использованием уже сформированных знаний, умений и навыков и способствует дальнейшему развитию и поддержанию интереса обучающихся к предмету. Внеклассная работа по предмету, является одним из методов формирования учебно - познавательной компетенции

Во внеклассной работе по физике я в основном использую:

Коммуникативную компетентность;

Информационную компетентность;

Для формирования коммуникативной компетенции (постоянная готовность к контакту, диалогу, навыки работы в группе и паре, умение рассказать, выслушать, дополнить, обсудить) во внеклассной работе по физике активно использую деятельностный подход.

Работа в парах, группе.

При изучении новой темы ребятам предлагаю работать над биографией учёного (И. Ньютон), или над историей какого - либо изобретения, или открытия (открытие радиоактивности). Каждый участник находит материал, а затем вместе отбирают и систематизируют самые значимые моменты в биографии учёного или интересные моменты в истории изобретения или открытия и делают сообщение (за процессом работы пары ведётся контроль).

При подготовке к ЕГЭ. В материалах ЕГЭ очень много заданий для выполнения, которых нужны теоретические знания всей темы. Например: « Тепловые явления» Задание: « Теплообмен путём конвекции может осуществляться»: 1)в газах, жидкостях и твёрдых телах 2)в газах и жидкостях 3)только в газах

4)только в жидкостях

На консультации ученики работают в паре. Используют метод исключения. Ставят вопрос - Может ли теплообмен путём конвекции осуществляться: в твёрдых телах? В жидкостях? В газах? Если да -то почему? Если нет - то почему? Каким путём осуществляется теплообмен в твёрдых телах, жидкостях, газах? Ребята работают с учебником, обсуждают найденную информацию, выдвигают гипотезы, находят подтверждение или опровержение им. Когда встречаются задания на эту же тему, ученики знают ответ.

В материалах ЕГЭ (в части В) предлагаются задания на умение ученика логически мыслить, на умение по результатам опытов и анализа формул выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Например. Провели опыт - малые колебания груза подвешенного на нити разной длины с одинаковыми углами отклонения. Определите, как изменились следующие величины: период, частота колебаний, кинетическая энергия груза. Ребята проводят исследования по результатам проведённого опыта и используют формулы, по которым анализируют зависимость между физическими величинами. Такая совместная работа формирует умение прислушиваться к мнению других, обсуждать.

Интеллектуальная игра.

Цель: формировать умение вести диалог, обсуждать, дополнять, выслушивать. Главное условие для победы команды, это не кто быстрее ответит на вопрос, а та команда, в которой идёт более активно обсуждение и в нём принимают участие все члены команды. Предложение каждого кратко записывается на листе, и затем ответ озвучивается. Игра в такой форме повышает ответственность каждого за результат, стимулирует принимать посильное участие в обсуждении вопроса каждого ученика. А более активных членов команды - привлекать всех участников к обсуждению (решение качественных задач). Например. В какой кастрюле, находящаяся в ней, жидкость охладится быстрее, если её поставить на лёд или лёд положить на крышку кастрюли?

Важнейшей частью формирования информационной компетенции обучающихся это умение: -владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом; - самостоятельно искать, систематизировать, анализировать необходимую информацию.

Например. На тему «Трение» отводится 4 урока. На уроке даётся понятие: Что такое трение, сила трения? Как сила трения направлена, к чему прилагается, её формулы. Используя формулы, решаем на уроках количественные и качественные задачи.

Ребятам даётся задание. Используя материал учебника, Интернет (мультвидео, найти презентации по теме) изучить, систематизировать найденную информацию и ответить на вопросы в конце параграфа. (Причины силы трения. Виды силы трения. От чего зависит сила трения. Сила трения в природе. Сила трения полезная и вредная. Что бы было, если бы исчезла сила трения?). С заданием ребята справились. В каждом классе ребятами выполняется подобные задания и после прохождения темы ученики демонстрируют и защищают свои презентации и видео или мультвидео материалы.

Для практического применения законов физики предлагаю обучающимся изготовление простейших установок. Например. Тема: «Атмосферное давление». Прошу изготовить автоматическую поилку для птиц (описание поилки есть в учебнике). При демонстрации установки ученик должен объяснить не только устройство, но и её работу. А самое главное, определить, какой физический закон действует и результат её действия.

По внеклассной работе по физике практикуется выполнение обучающимися домашних лабораторных работ. Описание лабораторных работ даётся ученику. При выполнении их ученик должен уметь поставить цель, объяснить, с помощью какого физического закона получен результат.

Конечная цель внеклассной работы по предмету: - расширить и углубить знания умения и навыки; - стимулировать интерес к изучению предмета.



© 2010-2022