Рабочая программа курса по выбору Изобразительная голография

Целью данного курса является знакомство учащихся с историей голографии, ее физическими основами и применением изобразительной голографии. Курс выполняет мотивационную функцию личностного самоопределения в выборе дальнейшего профиля обучения. Данный курс по выбору способствует расширению знаний, представлений по курсу физики «Оптика», а также продолжению формирования мировоззрения учащихся.В последние годы голография и голографические изображения всеобъемлюще вошли в нашу жизнь. Мы каждый день мо...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияРабочая программа курса по выбору Изобразительная голографияМБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»













Программа курса по выбору

«Изобразительная голография»

Предмет: физика

Класс: 9



Автор: Иванова Алена Николаевна,

учитель физики



















с. Романовка, 2014 г.

Пояснительная записка

В последние годы голография и голографические изображения всеобъемлюще вошли в нашу жизнь. Мы каждый день можем видеть красочные радужные наклейки на аудио- и видеокассетах, голограммные и защитные знаки на банкнотах, кредитных картах и ярлыках товаров некоторых фирм. Также достигнут большой прогресс в изобразительной голографии, и устанавливаются уже экспозиции голограммных копий музейных раритетов. Картины, полученные с помощью изобразительной голографии, очень необычны и привлекательны. Голография настолько тесно вошла в нашу жизнь, а между тем в программе школьного физического образования практически нет упоминания о ней.

Целью данного курса является знакомство учащихся с историей голографии, ее физическими основами и применением изобразительной голографии. Курс выполняет мотивационную функцию личностного самоопределения в выборе дальнейшего профиля обучения. Данный курс по выбору способствует расширению знаний, представлений по курсу физики «Оптика», а также продолжению формирования мировоззрения учащихся.

Среди общеучебных навыков, формируемых в курсе, важными являются: умение пользоваться техническими средствами обучения, мульти-, медиатехнологиями (использование программных дисков по предмету, поиск информации в сети Интернет), учебно - интеллектуальные умения (умение анализировать и синтезировать информацию), учебно - информационные навыки (умение отбирать необходимую информацию из различных источников), ориентироваться в различных видах текста, пользоваться справочниками, понимать невербальные средства, схемы, чертежи, графики; учебно - коммуникативные умения (умения составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом). Именно на формирование этих навыков направлен данный курс.

Курс по выбору разработан для учащихся 9 класса и рассчитан на один час в неделю, всего 17 часов.

В ходе изучения данного курса по выбору создаются условия для решения таких образовательных задач, как:

  • приобретение учащимися знаний:

- об истории развития голографии;

- о биографиях ученых и их научной деятельности;

- о физических основах голографии;

- о применении голографии;

  • приобретение учащимися предметных умений:

- планировать физический эксперимент;

- выполнять как традиционный, так и компьютеризированный физический эксперимент;

- обрабатывать полученные в ходе эксперимента данные с помощью математического аппарата;

  • приобретение учащимися общеучебных умений:

- работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно - популярной литературой, программно - педагогическими средствами, средствами дистанционного образования);

- готовить сообщения, доклады и презентации, оформлять и представлять их;

- выполнять натуральный и модельный эксперимент, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий;

  • воспитание учащихся:

- формирование научного мировоззрения;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

  • развитие речи, мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации.

Работа учащихся в курсе по выбору оценивается с учетом их активности, качества подготовленных докладов и выступлений.

Содержание курса


  1. Введение. История голографии (2 часа)

Предмет, задачи, особенности курса «Изобразительная голография». Деннис Габор - основоположник голографии. Работы Э.Лейта и Ю.Упатниекса, пложившие начало изобразительной голографии. Стивен Бентон - создатель радужных голограмм.


  1. Избранные вопросы оптики (5 часов)

Световые волны. Свойства световых волн. Интерференция света. Дифракция света. Лазер. Виды лазеров. Свойства лазерного излучения. Линзы. Построение изображений в линзах. Оптические приборы.


  1. Физика голографии (3 часа)

Образование, восстановление голограмм. Классические схемы получения голограмм. Свойства голограмм. Регистрация голограммы. Восстановление изображения. Цветная голография.


  1. Применение голографии (3 часа)

Голографическое кино и телевидение. Голография и вычислительная техника. Радиоголография. Голограммы в быту (реклама, банковские карты, CD - диски и др.). Голограммы в медицине. Интересные факты о голографии (Перстень Льва Толстого и др.)

Некоторые методические рекомендации к курсу


Формы проведения занятий. Используемые средства обучения.

При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекции, семинары, практические занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся осуществляют деятельность по поиску информации для подготовки докладов и сообщений, готовят презентации, подбирают голограммные изображения, компьютеризированные программы.

При выполнении лабораторных работ, как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями, организуется исследовательская деятельность учащихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами, а также исследовательская деятельность учащихся организуется при подборе информации для рефератов и докладов. Ученики сами выбирают себе темы, осуществляют поиск информации и ее обработку.

Средства обучения

1. Физические приборы.

2. Компьютерные обучающие программы «Открытая физика», «Живая физика», «Физика. Мультимедийное пособие нового образца «Физика. 7-9 классы».

3.Проектор.

4. Дидактические материалы.

5. Учебники по физике.

6. Учебные пособия, хрестоматии по физике.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Лекции

Семинарско-практические занятия

Лабораторные работы

1

Введение

1

1

-

-

2

История голографии

3

1

2


3

Избранные вопросы оптики

5

1

1

3

4

Физика голографии

3

1

2

-

5

Применение голографии

3

-

3

-

6

Итоговое занятие по курсу

2

-

2

-

Возможные темы рефератов для учащихся


  1. Жизнь и творчество Денниса Габора.

  2. Жизнь и творчество Ю.Н. Денисюка.

  3. Работы Э. Лейта и Ю. Упатниекса в области получения голограмм.

  4. Методы получения объемного изображения.

  5. Голография в творчестве живописца Сальвадора Дали.

  6. Голография в кинематографе.

  7. Иетересные факты о голографии.

  8. Радиоголография.

  9. Оптические приборы.

  10. Голограммы в быту.

Варианты таблиц, схем для заполнения учащимися


1) История голографии

Фамилия ученого

Вклад в развитие голографии

2) Методы получения голограмм:

Рисунок

Краткое описание

Название метода

Методы



3) Методы получения голограмм:

Фамилия и имя ученого

Схема получения голограмм

Физические описание метода



Основная литература

1. Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. - М.: Наука, 1985.

2. Вьено Ж. - Ш., Смигильский П., Руайе А. Оптическая голография. Развитие и применение.- М.: Мир, 1973.

3. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М.: Просвещение, 1986.

4. Кок У. Лазеры и голография. - М.: Мир, 1971.

5. Федоров Б. Ф., Цибулькин Л.М. Голография. - М.: Радио и связь, 1989.

6. Хрестоматия по физике / Под ред.В.И. Спасского.- М.: Просвещение, 1982.

7. Энциклопедический словарь юного физика // Сост. В. А. Чуянов. - М.: Педагогика,1991.



© 2010-2020