- Преподавателю
- Физика
- Обобщенные планы как дидактические средства организации исследовательской работы учащихся
Обобщенные планы как дидактические средства организации исследовательской работы учащихся
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байкова Т.К. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБОБЩЕННЫЕ ПЛАНЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Байкова Т.К.
Школа № 23
В статье рассмотрены основные дидактические средства организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики.
В связи с реформированием общества актуальной в настоящее время является главная цель образования - развитие личности. Обучение физике в современной школе предполагает усвоение обучающимися многих вопросов методологии науки и развитие их исследовательских умений. Чтобы достичь этого, учителю необходимы дидактические средства. Из анализа литературы по этому вопросу следует, что имеется немало диссертационных исследований и пособий по методике обучения физике, в которых рассматриваются проблемы, связанные с обучением учащихся методам научного исследования, возможностями организации творческой деятельности, даются рекомендации по использованию различных дидактических средств. Но, следует отметить, разрозненное использование этих средств не приводит к снятию проблемы формирования исследовательской деятельности учащихся при обучении физике. Вот почему в своей работе мы хотим прояснить, какие дидактические средства предлагаются в различных литературных источниках для организации исследовательской деятельности школьников. Объектом изучения в данной работе является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики, а предметом - дидактические средства ее организации. Теоретическое исследование направлено на изучение предлагаемых в литературе дидактических средств организации исследовательской деятельности на уроках физики. Нами были поставлены следующие задачи:
-
Изучение имеющейся по рассматриваемой проблеме литературы.
-
Выделение имеющихся в ней дидактических средств.
Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Для того, чтобы обеспечить усвоение учащимися методологических знаний полезно использовать обобщенные планы изучения элементов научного физического знания: явления, опыта, закона, физической величины, теории, технического устройства, прибора. «Требования к усвоению знаний, сформулированные в последовательности, отражающей логику научного познания, называются обобщенными планами. Планы получили название обобщенных, потому что их структура не зависит от частных особенностей материала» [6, С.16] . Эти планы были разработаны А.В.Усовой [6, С.36] и немного откорректированы В.Н.Мощанским [3, С. 32]. Такие планы есть у каждого учителя. Они позволяют представить материал в виде четкой логической структуры.
Работа с использованием обобщенных планов на уроках физики может быть использована при устном опросе, при изучении нового материала, при обобщении знаний, при постановке различных учебных задач, при закреплении материала, при работе с текстом. Систематическая работа с обобщенными планами, по мнению В.Н. Мощанского, полезна тем, что:
-облегчает структурирование знаний по основным вопросам курса и логическую четкость и системность знаний;
-облегчает учащимся восприятие рассказа учителя, так как, зная план, ученики понимают, куда их ведет учитель, в каком плане он строит рассказ;
-требует от школьника мысленной переработки текста учебника, перестройки знаний в новую структуру при подготовке домашних заданий, а потому учит самостоятельности;
-позволяет сократить опрос, поскольку ответы по пунктам плана не требуют столь больших затрат времени, как при полном пересказе текста учебника [3, С. 31].
Для формирования более сложных научных понятий А.В.Усова выделяет 14 этапов [8, С. 3-14]. В обобщенном виде эти этапы представлены в исследовании В.Я.Синенко [5, С.139]:
1.Выявление общих существенных признаков группы выделенных физических объектов и абстрагирование на основе чувственно-конкретного восприятия.
2.Определение понятия через его вид и существенные признаки (родовой признак и видовое отличие).
3.Уточнение признаков понятия, отграничение данного понятия от ранее изучавшихся сходных понятий.
4.Установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями.
5.Применение понятия в решении учебно-познавательных и практических задач.
6.Обогащение понятия.
Использование обобщенных планов активизирует учебно - познавательную деятельность, работу с текстом делает целенаправленной и более осознанной.
Для обучения учащихся выполнять исследования Э.М.Браверман предлагает следующие «обобщенные планы деятельности»:
Схема «Учусь наблюдать»
1.Мои наблюдения:
-
Что я увидел, услышал, ощутил в первые мгновения;
-
Что я увидел, услышал, ощутил при более внимательном восприятии;
-
Тела, участвующие в событии;
-
Что происходило с каждым телом;
2.Мои размышления:
-
Причина процесса, события, явления;
-
Следствие (само событие, процесс, закономерность);
3.Мои выводы:
-
Я наблюдал явление (закономерность)…
-
Особенности явления.
Схема «Учусь ставить эксперимент»:
1.Я хочу узнать
2.Я об этом уже знаю
3.Предлагаю сделать (идея)
4.Необходимые приборы и материалы
5.План моих действий
а)
б)
в)
6.Делаю Получаю
а) а)
б) б)
в) в)
7.Делаю выводы
8.Объясняю результаты
9.Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы…
Схема «Выполняю эксперимент для проверки гипотезы»:
1.Я предполагаю, что…
2.Рассуждения, на основе которых сделано предположение
3.Как я хочу проверить свое предположение. План моих действий
4.Мне необходимы такие приборы и материалы…
5.Полученные результаты:
а) факты б) показания приборов
6.Сравнение предположений и выводов эксперимента:
предсказания: данные опыта:
а) а)
б) б)
Заключения:
-
Мои рассуждения верны полностью, частично, не верны.
-
Выдвинутое предположение доказано, не доказано.
« Работа по предложенным схемам не подменяет собой выполнение лабораторных работ по традиционным инструкциям, а дополняет их; развивает умения проводить исследования и учит:
-выполнять задание осознанно, т.е. действовать с пониманием процедуры, четко, логически последовательно, грамотно и в оптимальном варианте;
-разграничивать известную и неизвестную информацию;
-выдвигать идею и разрабатывать план ее осуществления;
-видеть причину события, явления;
-связывать теорию и практику;
-проводить анализ данных и синтез информации, делать выводы;
-действовать самостоятельно, причем не стихийно, а осмысленно» [1, С.32].
Для развития мышления учащихся В.А.Заботин и В.Н. Комиссаров предлагают алгоритмические предписания для разнообразных мыслительных операций [2, С.25,26].
В работе изучены и выявлены основные дидактические средства организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики. Их систематическое использование позволит учителю развивать мышление, формировать элементарную исследовательскую культуру учащихся, поможет
оптимизировать процесс обучения физике.
Литература:
-
Браверман Э.М. «Обучение проведению наблюдений и экспериментов», «Физика в школе»,1998, № 5.
-
Заботин В.А., Комиссаров В.Н. «Развитие мышления учащихся при изучении физики», «Физика в школе», 2003, № 6.
-
Мощанский В.Н. «Формирование мировоззрения учащихся на уроках физики». - М., «Просвещение», 1989
-
Котляров В.А. «Технология организации исследовательской деятельности учащихся», Новосибирск, «Рекламно - издательская фирма Новосибирск», 2006
-
Синенко В.Я. «Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента», Челябинск, 1995
-
Усова А.В., Вологодская З.А. «Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе». - М. «Просвещение», 1981
-
Усова А.В. «Формирование у учащихся общих учебно - познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла», Челябинск, ЧГПУ «Факел», 1997
-
Усова А.В. «Психолого - дидактические основы формирования у учащихся научных понятий», Челябинский пед. институт, 1979