• Преподавателю
  • Физика
  • Обобщенные планы как дидактические средства организации исследовательской работы учащихся

Обобщенные планы как дидактические средства организации исследовательской работы учащихся

В статье рассмотрены основные дидактические средства организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики. В связи с реформированием общества актуальной в настоящее время является главная цель образования - развитие личности. Обучение физике в современной школе предполагает усвоение обучающимися многих вопросов методологии науки и развитие их исследовательских умений. Чтобы достичь этого, учителю необходимы дидактические средства. Из анализа литературы по этому вопросу следует, ч...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОБЩЕННЫЕ ПЛАНЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Байкова Т.К.

Школа № 23

В статье рассмотрены основные дидактические средства организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики.

В связи с реформированием общества актуальной в настоящее время является главная цель образования - развитие личности. Обучение физике в современной школе предполагает усвоение обучающимися многих вопросов методологии науки и развитие их исследовательских умений. Чтобы достичь этого, учителю необходимы дидактические средства. Из анализа литературы по этому вопросу следует, что имеется немало диссертационных исследований и пособий по методике обучения физике, в которых рассматриваются проблемы, связанные с обучением учащихся методам научного исследования, возможностями организации творческой деятельности, даются рекомендации по использованию различных дидактических средств. Но, следует отметить, разрозненное использование этих средств не приводит к снятию проблемы формирования исследовательской деятельности учащихся при обучении физике. Вот почему в своей работе мы хотим прояснить, какие дидактические средства предлагаются в различных литературных источниках для организации исследовательской деятельности школьников. Объектом изучения в данной работе является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики, а предметом - дидактические средства ее организации. Теоретическое исследование направлено на изучение предлагаемых в литературе дидактических средств организации исследовательской деятельности на уроках физики. Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение имеющейся по рассматриваемой проблеме литературы.

  2. Выделение имеющихся в ней дидактических средств.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Для того, чтобы обеспечить усвоение учащимися методологических знаний полезно использовать обобщенные планы изучения элементов научного физического знания: явления, опыта, закона, физической величины, теории, технического устройства, прибора. «Требования к усвоению знаний, сформулированные в последовательности, отражающей логику научного познания, называются обобщенными планами. Планы получили название обобщенных, потому что их структура не зависит от частных особенностей материала» [6, С.16] . Эти планы были разработаны А.В.Усовой [6, С.36] и немного откорректированы В.Н.Мощанским [3, С. 32]. Такие планы есть у каждого учителя. Они позволяют представить материал в виде четкой логической структуры.

Работа с использованием обобщенных планов на уроках физики может быть использована при устном опросе, при изучении нового материала, при обобщении знаний, при постановке различных учебных задач, при закреплении материала, при работе с текстом. Систематическая работа с обобщенными планами, по мнению В.Н. Мощанского, полезна тем, что:

-облегчает структурирование знаний по основным вопросам курса и логическую четкость и системность знаний;

-облегчает учащимся восприятие рассказа учителя, так как, зная план, ученики понимают, куда их ведет учитель, в каком плане он строит рассказ;

-требует от школьника мысленной переработки текста учебника, перестройки знаний в новую структуру при подготовке домашних заданий, а потому учит самостоятельности;

-позволяет сократить опрос, поскольку ответы по пунктам плана не требуют столь больших затрат времени, как при полном пересказе текста учебника [3, С. 31].

Для формирования более сложных научных понятий А.В.Усова выделяет 14 этапов [8, С. 3-14]. В обобщенном виде эти этапы представлены в исследовании В.Я.Синенко [5, С.139]:

1.Выявление общих существенных признаков группы выделенных физических объектов и абстрагирование на основе чувственно-конкретного восприятия.

2.Определение понятия через его вид и существенные признаки (родовой признак и видовое отличие).

3.Уточнение признаков понятия, отграничение данного понятия от ранее изучавшихся сходных понятий.

4.Установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями.

5.Применение понятия в решении учебно-познавательных и практических задач.

6.Обогащение понятия.

Использование обобщенных планов активизирует учебно - познавательную деятельность, работу с текстом делает целенаправленной и более осознанной.

Для обучения учащихся выполнять исследования Э.М.Браверман предлагает следующие «обобщенные планы деятельности»:

Схема «Учусь наблюдать»

1.Мои наблюдения:

  • Что я увидел, услышал, ощутил в первые мгновения;

  • Что я увидел, услышал, ощутил при более внимательном восприятии;

  • Тела, участвующие в событии;

  • Что происходило с каждым телом;

2.Мои размышления:

  • Причина процесса, события, явления;

  • Следствие (само событие, процесс, закономерность);

3.Мои выводы:

  • Я наблюдал явление (закономерность)…

  • Особенности явления.

Схема «Учусь ставить эксперимент»:

1.Я хочу узнать

2.Я об этом уже знаю

3.Предлагаю сделать (идея)

4.Необходимые приборы и материалы

5.План моих действий

а)

б)

в)

6.Делаю Получаю

а) а)

б) б)

в) в)

7.Делаю выводы

8.Объясняю результаты

9.Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы…

Схема «Выполняю эксперимент для проверки гипотезы»:

1.Я предполагаю, что…

2.Рассуждения, на основе которых сделано предположение

3.Как я хочу проверить свое предположение. План моих действий

4.Мне необходимы такие приборы и материалы…

5.Полученные результаты:

а) факты б) показания приборов

6.Сравнение предположений и выводов эксперимента:

предсказания: данные опыта:

а) а)

б) б)

Заключения:

  1. Мои рассуждения верны полностью, частично, не верны.

  2. Выдвинутое предположение доказано, не доказано.

« Работа по предложенным схемам не подменяет собой выполнение лабораторных работ по традиционным инструкциям, а дополняет их; развивает умения проводить исследования и учит:

-выполнять задание осознанно, т.е. действовать с пониманием процедуры, четко, логически последовательно, грамотно и в оптимальном варианте;

-разграничивать известную и неизвестную информацию;

-выдвигать идею и разрабатывать план ее осуществления;

-видеть причину события, явления;

-связывать теорию и практику;

-проводить анализ данных и синтез информации, делать выводы;

-действовать самостоятельно, причем не стихийно, а осмысленно» [1, С.32].

Для развития мышления учащихся В.А.Заботин и В.Н. Комиссаров предлагают алгоритмические предписания для разнообразных мыслительных операций [2, С.25,26].

В работе изучены и выявлены основные дидактические средства организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики. Их систематическое использование позволит учителю развивать мышление, формировать элементарную исследовательскую культуру учащихся, поможет

оптимизировать процесс обучения физике.

Литература:

  1. Браверман Э.М. «Обучение проведению наблюдений и экспериментов», «Физика в школе»,1998, № 5.

  2. Заботин В.А., Комиссаров В.Н. «Развитие мышления учащихся при изучении физики», «Физика в школе», 2003, № 6.

  3. Мощанский В.Н. «Формирование мировоззрения учащихся на уроках физики». - М., «Просвещение», 1989

  4. Котляров В.А. «Технология организации исследовательской деятельности учащихся», Новосибирск, «Рекламно - издательская фирма Новосибирск», 2006

  5. Синенко В.Я. «Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента», Челябинск, 1995

  6. Усова А.В., Вологодская З.А. «Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе». - М. «Просвещение», 1981

  7. Усова А.В. «Формирование у учащихся общих учебно - познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла», Челябинск, ЧГПУ «Факел», 1997

  8. Усова А.В. «Психолого - дидактические основы формирования у учащихся научных понятий», Челябинский пед. институт, 1979


© 2010-2022