• Преподавателю
  • Физика
  • Как осуществлять диагностику и контроль за учебной деятельностью учащихся на уроке?

Как осуществлять диагностику и контроль за учебной деятельностью учащихся на уроке?

Основной закон усвоения знаний требует реализации всех этапов усвоения учебного материала школьниками: 1) восприятие à 2) осмысление à 3) понимание à 4) закрепление à 5) применение. С помощью проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся выявляется уровень достигнутых результатов усвоения знаний на каждом этапе. Проверка при обучении содействует развитию памяти, мышления учащихся, приводит в систему их знания, уточняет их. Хорошая, объективно поставленная учителем оценка стимулирует деятел...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как осуществлять диагностику и контроль за учебной деятельностью учащихся на уроке?


Основной закон усвоения знаний требует реализации всех этапов усвоения учебного материала школьниками: 1) восприятие  2) осмысление  3) понимание  4) закрепление  5) применение. С помощью проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся выявляется уровень достигнутых результатов усвоения знаний на каждом этапе.

Проверка при обучении содействует развитию памяти, мышления учащихся, приводит в систему их знания, уточняет их. Хорошая, объективно поставленная учителем оценка стимулирует деятельность ученика, вызывает желание учиться лучше.

Типологию форм проверки учебных достижений учащихся можно представить по следующим основания:

  1. по методической направленности (текущая, тематическая, итоговая);

  2. по охвату учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированная);

  3. по периодичности (эпизодическая, систематическая);

  4. по дидактической цели (предварительная, диагностическая, обобщающая) и др.

Следует четко разграничивать понятия «отметка» и «оценка». Под оценкой понимается процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов усвоения школьником учебного материала планируемым целям. Отметка есть результат процесса оценивания, выраженный в знаковой или балльной форме.

Выделяются следующие общие критерии оценки учебных достижений учащихся по физике:

  1. предметно-содержательные (полнота, осмысленность, обобщенность знаний, умений и навыков учащихся);

  2. деятельностные (прочность, действенность, мыслительные операции);

  3. индивидуально-личностные (активность, самостоятельность, критичность и др.).

В системе средств оценивания учебных достижений учащихся по ряду учебных предметов на современном этапе появилось новое средство - портфолио. Рассмотрим более его достоинства и недостатки в сравнении с традиционными средствами контроля знаний учащихся (зачет, экзамен, контрольная работа).

Что касается портфолио или «портфеля достижений» ученика, то следует отметить, что данное средство представляет собой систему накопительной оценки (сбор и накопление учащимися своих достижений: продуктов деятельности и комплекта оценочного материала). Эта альтернативная форма контроля учебных достижений учащихся не является чем-то абсолютно новым в дидактике. К примеру, в США портфолио используется с середины 1980 г.

Достоинства «портфеля достижений» ученика как дидактического средства:

  1. усиливает роль ученика в организации самоконтроля учебной деятельности, в формировании оценочных умений и навыков;

  2. стимулирует мотивирует деятельность ученика;

  3. индивидуализирует оценивание учебных достижений школьников при изучении учебного предмета;

  4. опирается на положительное в оценке учебных достижений учащихся;

  5. обеспечивает высокую вариативность содержательности оценивания учащихся и др.

Недостатки использования портфолио при обучении:

  1. гиперболизирует у школьников формальные ценности образования;

  2. отсутствие единых критериев оценки портфолио;

  3. сколько должно быть у ученика портфолио?;

  4. каков период накопления «портфеля достижений» школьником?;

  5. каков минимальный и максимально возможный объемы портфолио учащихся по учебному предмету? И др.

Результаты контроля и оценки фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, его достижения в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения, сформированные компетенции.

Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся чаще всего в обучении устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Главная цель поурочного контроля состоит в том, чтобы проверить и оценить степень усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы.

Функции поурочного контроля: стимулирующая, корректирующая и воспитательная и др.

Механизм осуществления поурочного контроля: оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Безусловно, учитель наряду с заданными требованиями учитывает и предыдущие достижения учащихся.

Насколько периодично следует оценивать учащихся?

Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики учебного предмета и изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Однако, чем чаще это происходит, тем эффективней учебно-воспитательный процесс.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала конкретной темы. Виды тематического контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, собеседования, тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, рефераты и другие методы и средства контроля.

Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется учителем с учетом конкретных условий и специфики учебного предмета.

На современном этапе является принципиально важным отслеживание развития ключевых компетенций у учащихся.

Для выделения критериев оценки уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся рекомендуем познакомиться с группами умений, которые формируются у обучаемых при овладении ими теми, или иными компетенциями, по которым можно диагностировать и оценивать уровень сформированности у школьников ключевых компетенций.

Группа 1. Ценностно-смысловые компетенции:

  • формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Группа 2. Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт освоения научной картины мира.

Группа 3. Социокультурные компетенции:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

  • иметь представление о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокуль­турном, многоконфессиональном обществе;

  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Группа 4. Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многокон­фессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и тра­диций различных национальных общностей и социальных групп.

Группа 5. Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

Группа 6. Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

  • иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

  • иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.



© 2010-2022