Статья Профессиональная направленность в преподавании физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная направленность в преподавании физики на отделении 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»


Преподаватель физики

ГОБУ СПО ВО «БСХТ»

Петрушина Екатерина Александровна

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации")

Современное представление об образовании - это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Основной задачей учебного процесса становится: формирование профессиональных компетенций, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи. Именно эта главная задача должна решаться в учреждениях среднего профессионального образования.

Особенность преподавания общеобразовательных дисциплин в техникуме - это обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей. Преподавание дисциплин в нашем техникуме осуществляется через их профилирование и межпредметные связи. Профилирование дисциплин и межпредметные связи решают проблему активизации мыслительной деятельности учащихся, помогают развитию самостоятельного логического мышления при любых традиционных и нетрадиционных методах и приемах уроков.

Цель профилирования и межпредметных связей - расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни, пробудить у учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в практике.

Преподавателю техникума надо усвоить, что мы готовим нового человека, гражданина, личность, будущего рабочего. Весь процесс нашего урока должен быть построен таким образом, чтобы решались проблемы, требующие непрерывного размышления и поиска, а не просто запоминания или применения уже готового приема. Надо помнить всегда, что в процессе обучения под влиянием изучаемого материала формируются личностные качества человека, причем даже тогда, когда сами научные факты впоследствии забудутся. Учеба формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые со временем не рассеиваются, не теряют своей силы. Человек не забывает того, что учит, на все сто процентов. Наиболее важные понятия и факты надолго остаются в его памяти, чтобы неожиданно оказаться полезными в будущем. Надо помнить, что только в самостоятельном преодолении препятствий вырабатывается характер и появляется уверенность в собственных силах. Поэтому такие ситуации надо постоянно создавать на уроках. Этому отлично способствует профилирование преподавания предмета, то есть максимальное приближение изучаемых физических законов и явлений к будущей профессиональной деятельности обучающихся. И тогда наши ученики впоследствии не раз испытают ни с чем несравнимое наслаждение от благополучного завершения работы над сложной проблемой, теоретической или производственной.

Наше учреждение готовит профессиональные кадры для сельского хозяйства. На преподавании физики в группах обучающихся по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» продемонстрирую профилирование дисциплины и межпредметую связь с дисциплинами профессионального цикла.

Профессия техник - механик - это высококвалифицированный труд, требующий большого объёма знаний и навыков, т.к. он должен подготавливать сельскохозяйственные машины и механизмы к работе, обслуживать и диагностировать неисправности сельскохозяйственных машин и механизмов, управлять работой машинно-тракторного парка сельхоз организации.

Среди профессионально важных качеств техника - механика важную роль играет развитое техническое мышление, а становление и развитие этого качества происходит при изучении физики. Развитое техническое мышление позволяет принимать оперативное решение производственных технических задач в ограниченное время и в разных условиях. Для техника-механика в его работе самое главное - обеспечить работу сельскохозяйственных машин и механизмов. Для того чтобы выполнять свои должностные обязанности, нашему выпускнику потребуются прочные знания дисциплин общепрофессионального цикла, основу которых составляют физические законы, теории, явления.

Основные направления работы по профессиональной направленности дисциплины:

  • Подбор содержания учебного материала, форм организации учебной деятельности, методов обучения опирается на межпредметные связи.

  • Использование наглядности и технических средств обучения.

  • Использование передовых информационно-коммуникативных технологий.

В ходе изучения разделов физики делается акцент на те темы, в которых прослеживаются межпредметные связи и связь с профессией.

Тема № 1. Силы в природе.

Изучаем:

Машины и механизмы. Трение в сельскохозяйственных машинах и механизмах.

В данной теме студенты выполняют проектные работы: «Простые механизмы в сельском хозяйстве», «Вредное и полезное трение» и др. Решают задачи профессиональной направленности. Например:

  1. С какой целью подножки и поверхности педалей управления для сельскохозяйственных машин изготавливают с рельефным рисунком?

  2. Зачем рабочие поверхности лемехов и отвалов плуга, лапы культиваторов, сошников, диски лущильников делают гладкими? Почему после длительной работы они начинают блестеть на солнце?

  3. Чем вызвано покрытие отвалов и новых конструкций плуга пластиком? Почему при работе плуг с таким покрытием оказался более выгодным по сравнению с традиционными его моделями?

  4. При случайном попадании дизельного масла на ремни зерноуборочного комбайна, передающие усилия, отмечается их пробуксовка. Почему?

  5. Какой вид трения используется в зерноуборочном комбайне в случае передачи движения между шкивами и ремнём?

  6. С какой целью на современных зерноуборочных комбайнах подшипники закрываются герметично?

  7. Почему при хранении солидола, дизельного масла и других смазочных материалов недопустимо попадание в них пыли и мелких твердых частиц?

Тема № 2. Элементы статики.

Изучаем:

Навесные и прицепные механизмы. Момент силы, приложенный к рулю трактора. Значение учета положения центра тяжести для устойчивости навесных и прицепных механизмов.

Очень интересные исследовательские работы «Вращательное движение твердых тел» и «Применение гироскопов в навигационных системах сельскохозяйственной техники»

Тема № 3. Работа и энергия. Закон сохранения энергии.

Изучаем:

Тракторы. Карбюратор. Ветроустановки. Мощность трактора. Вывод формулы мощности двигателя сельскохозяйственной машины.

В ходе изучения этой темы предлагается студентам наглядное изучение карбюратора во время посещения лаборатории сельскохозяйственных машин.

Тема № 4. Основы молекулярно-кинетической теории.

Изучаем:

Диффузионные опыливатели и опрыскиватели. Диффузия ядохимикатов и минеральных удобрений в сельскохозяйственных культурах и почве.

Студенты выполняют домашнюю лабораторную работу «Диффузия в жидкостях и газах»

Тема № 5. Тепловые явления. Первый закон термодинамики.

Изучаем:

Теплоаккумуляторы. Тепловые двигатели (карбюраторные и дизельные). Накопление теплоты в теплоаккумуляторах. Повышение мощности и КПД тракторных двигателей.

Студенты выполняют лабораторную работу «Расчет КПД электрической плитки». Предлагается урок - дискуссия «Плюсы и минусы карбюраторного и дизельного двигателя»


Тема № 6. Взаимное превращение жидкостей и газов. Свойства жидкостей и твердых тел.

Изучаем:

Принципы применения водяного пара в сельскохозяйственном производстве. Агротехнические установки для механизированного полива. Регулирование процесса капиллярного поднятия воды в почве.

Тема № 7. Электрическое поле.

Изучаем:

Электрооборудование тракторов и машин. Назначение и устройство электрических систем в сельскохозяйственных машинах.

Тема № 8. Магнитное поле тока. Электромагнитная индукция.

Изучаем:

Электромагниты в сельскохозяйственных машинах. Действие магнето и электрической свечи в тракторах.

Предлагаются работы для исследования «Влияние магнитного и электростатического полей на скорость и степень прорастания семян культурных растений», «Влияние магнитного поля на прорастание семян зерновых культур»

Тема № 9. Излучение и спектры.

Изучаем:

Использование инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в сельском хозяйстве. Устройство и принцип действия теплиц.

Очень интересные исследовательские работы «Влияние лазерного излучения на всхожесть семян гороха»

Тема № 10. Ядерная энергия, ее получение и использование.

Изучаем:

Радиоактивные установки. Селекция сельскохозяйственных культур. Применение радиоактивных изотопов в исследованиях по сельскому хозяйству.

Цель профилирования и межпредметных связей - расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни, пробудить у учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в практике.

Жизнь - изумительный дар природы, но чтобы она приносила радость, нужно научиться трудиться с увлечением, стремиться облегчить свой труд и усовершенствовать его привычные формы. На это и направлена наша педагогическая деятельность.

Используемая литература при подборе содержания учебного материала:

  1. «Физика в сельском хозяйстве» М.Я. Куприн. Москва. «Просвещение».1985г.

  2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога/В.Н. Введенский//Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

  3. Оспенникова Е.В. Проблема формирования предметной информационной грамотности и предметной информационной компетентности учащихся в образовательной области «физика» / Е.В. Оспенникова, А.В. Худякова // Физика в школе и вузе: Международный сборник научных статей. СПб: Изд.-во РГПУ, 2004. С.131-138.

  4. Стефанова Г.П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике: Пособие для учителя / Г.П. Стефанова. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. 184 с


© 2010-2022