Рабочая программа по физике

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 10 класса УМК авторов Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И. для базового уровня составлена на основе:

Базисного учебного плана образовательных школ Российской Федерации (Приказ Мин. образования РФ от 9.03.2004)

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)

-Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарт

- Авторской программы Генденштейна Л.Э и Дика Ю.И.

Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования (68 часов в 10 классе из расчёта 2 ч в неделю.)

Реализация программы обеспечивается

учебно-методическим комплектом (учебник включён в Федеральный перечень):

  • Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . - М.: Мнемозина, 2009. - 352 с.

  • Физика. 10 класс: рабочие программы по учебнику Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. «Физика. 10 класс» / авт.-сост. В.А.Попова - Москва: Издательство «Глобус», 2009. - 248 с.

  • Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс/ Волков В.А.. - М.: «ВАКО», 2007. - 400с.

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по физике

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды

Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий

Знать и понимать смысл понятий вещество, взаимодействие, материя

Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения

Знать физический смысл ускорения; закон равномерного движения

Знать законы вращательного движения. Уметь применять законы равноускоренного движения к частным случаям

Знать / понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике

Знать / понимать смысл понятия сила. Знать смысл величин в законе Гука

Знать / понимать зависимость между ускорением и действующей силой

Знать / понимать смысл содержания третьего закона Ньютона

Знать границы применимости законов Ньютона

Знать / понимать содержание закона всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной

Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли.

Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести»

Знать / понимать смысл физической величины «вес тело», и физических явлений: невесомости и перегрузок

Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников

Знать/понимать природу сил трения; способы их уменьшения и увеличения

Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач

Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение по наклонной плоскости

Уметь применять теоретические знания законов Ньютона при решении задач на движение тела по окружности

Уметь строить график траектории движения тела, брошенного горизонтально

Уметь выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, выполнять эксперименты , объяснять справедливость второго закона Ньютона при движении тела по окружности

Знать смысл понятия импульса тела и импульса силы; знать/понимать смысл закона сохранения импульса

Уметь приводить примеры практического использования закона сохранения импульса. Знать достижения отечественной космонавтики. Уметь применять знания на практике.

Знать/понимать смысл понятия работа и мощность

Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии

Уметь применять теоретические знания закона сохранения энергии при решении задач

Повторить основные знания понятий и законов темы «Механики»

Знать/понимать смысл понятия равновесия, условие равновесия. Уметь раскладывать силы на составляющие.

Знать/понимать смысл понятия момент силы, условие равновесия тел с осью вращения, уметь находить плечо силы, решать задачи на правило моментов.

Знать/понимать смысл понятия центр тяжести, уметь определять виды и условия равновесия.

Знать/понимать смысл понятий механического колебания, свободных колебаний, уметь объяснять условия возникновения колебаний.

Знать/понимать смысл понятий: затухающие, вынужденные колебания; явления резонанса. Уметь объяснять явление превращения энергии при колебаниях.

Знать/понимать смысл понятия механическая волна, уметь объяснять условия возникновения различных видов волн.

Знать/понимать смысл понятия звуковая волна, явления акустического резонанса, смысл физических величин, характеризующих звук.

Знать/понимать смысл основных положений МКТ. Уметь приводить опытные доказательства основных положений МКТ.

Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы.

Знать/понимать смысл понятий температура, абсолютная температура. Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров.

Знать/понимать смысл понятия изопроцесса, а также зависимость между двумя макропараметрами при неизменном третьем.

Уметь решать задачи на применение газовых законов.

Уметь определять характер физического процесса по графику.

Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа.

Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами.

Знать/понимать смысл понятия давление газа; его зависимость от микропараметров.

Знать/понимать смысл понятия температура - мера средней кинетической энергии, физический смысл постоянной Больцмана.

Уметь объяснять опыт по определению скорости движения молекул.

Уметь объяснять свойства вещества на основе МКТ, явления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности.

Уметь измерять поверхностное натяжение жидкости.

Знать/понимать физический смысл процессов плавления и кристаллизации.

Уметь определять удельную теплоту плавления льда.

Уметь объяснять процессы испарения и конденсации на основе МКТ.

Знать/понимать смысл понятия влажности воздуха, а также физических величин, характеризующих влажность.

Уметь измерять влажность воздуха.

Знать/понимать смысл понятия внутренняя энергия.

Знать/понимать термодинамический смысл понятия работа.

Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь применять первый закон термодинамики к изопроцессам.

Уметь применять первый закон термодинамики при решении задач.



Тематическое планирование по физике, 10 класс, 2 часа в неделю

Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»

урока

Тема урока

Л. работы

К-во

часов

Тема 1. Физика и методы научного познания


1/1

Физика и методы познания мира

1

2/2

Современная физическая картина Мира

1

1/3

Система отсчета. Траектория, путь, перемещение

1

2/4

Основные характеристики движения тел

1

3/5

Прямолинейное равномерное движение

1

4/6

Прямолинейное равноускоренное движение

1

5/7

Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения

1

6/8

Измерение ускорения свободного падения

1

7/9

Криволинейное движение

1

8/10

Решение задач на движение по параболе и по окружности

1

9/11

Контрольный урок по теме «Кинематика»

1

10/12

Первый закон Ньютона

1

11/13

Взаимодействие тел. Сила упругости

1

12/14

Второй закон Ньютона

1

13/15

Третий закон Ньютона

1

14/16

Три закона Ньютона. Обобщающий урок

1

15/17

Закон всемирного тяготения

1

16/18

Развитие представлений о тяготении

1

17/19

Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести

1

18/20

Все тела. Невесомость.

1

19/21

Движение планет и искусственных спутников Земли

1

20/22

Силы трения

1

21/23

Решение задач

1

22/24

Движение тел по наклонной плоскости

1

23/25

Движение тел по окружности

1

24/26

Исследование движения тела под действием постоянной силы

1

25/27

Изучение движения тела под действием Fт и Fупр по окружности

1

26/28

Контрольная работа по теме «Динамика»

1

27/29

Импульс. Закон сохранения импульса

1

28/30

Реактивное движение

1

29/31

Механическая работа и мощность

1

30/32

Закон сохранения энергии

1

31/33

Решение задач на закон сохранения энергии

1

32/34

Повторение темы «Подготовка к контрольной работе»

1

33/35

Контрольная работа по теме «Механика»

1

Тема 3. Статика 3 часа

1/36

Равновесие тел при отсутствии вращения

1

2/37

Равновесие тел с закрепленной осью вращения.

1

3/38

Устойчивость равновесия тел.

1

Тема 4. Механические колебания и волны 4 часа


1/39

Механические колебания.

1

2/40

Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

1

3/41

Механические волны.

1

4/42

Звук.

1

Тема 5. Молекулярно-кинетическая теория 19 часов


1/43

Основные положения МКТ.

1

2/44

Масса и размеры молекул. Количество вещества.

1

3/45

Температура в МКТ газов.

1

4/46

Изопроцессы в газах.

1

5/47

Решение задач на изопроцессы.

1

6/48

Решение графических задач на изопроцессы.

1

7/49

Уравнение состояния идеального газа.

1

8/50

Решение задач по теме «Уравнение состояния газа».

1

9/51

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.

1

10/52

Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа.

1

11/53

Измерение скоростей молекул газа.

1

12/54

13/55

Состояния вещества.

2

14/56

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

1

15/57

Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация.

1

16/58

Измерение удельной теплоты плавления льда.

1

17/59

Испарение и конденсация.

1

18/60

Влажность воздуха.

1

19/61

Измерение относительной влажности воздуха.

1

Тема 6. Термодинамика 6 часов


1/62

Внутренняя энергия.

1

2/63

Работа в термодинамике.

1

3/64

Первый закон термодинамики. Следствия из первого закона термодинамики.

1

4/65

Решение задач на первый закон термодинамики.

1

5/66

Тепловые двигатели.

1

6/67

Контрольный урок по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

1




















Список литературы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования, Москва, 2004.

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования, базовый уровень , 10-11 классы.

  3. «Физика для базового уровня». Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик. // «Первое сентября», М., «Просвещение», 2006. № 13.

Издательство «Илекса».

  1. УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  2. УМК «Физика -10». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,

  3. УМК «Физика-10». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  4. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, . Методические материалы , 2 -е издание

  5. УМК «Физика-10». Кирик ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

  6. УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  7. УМК «Физика -11». Генденштейн и др. Учебник для 10 кл, 2-е издание,

  8. УМК «Физика-11». Генденштейн и др. Тетрадь для лаб. работ

  9. УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА, . Методические материалы, 2-е издание

  10. УМК «Физика-11». Кирик ,ЛА, и др.. Сб.заданий и самостоятельных работ, 2-е издание

  11. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

  12. Кирик Л.А, Физика 9-11: Самостоятельные и контрольные работы,

  13. Кирик Л.А. Астрономия. 11: Разноуровневые самостоятельные работы.


© 2010-2022