• Преподавателю
  • Физика
  • ПЛАН ЗАНЯТИЯ по естествознанию (2 часа) Введение: «Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ по естествознанию (2 часа) Введение: «Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания»

Тема занятия Введение: «Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания»  Тип занятия – лекция (ознакомление с новым материалом) Цели занятия: 1) ознакомить обучающихся с предметом физики, как фундаментальной науке о природе; 2) с помощью диалоговых технологий учить рассуждать о предмете физики, как определяющей параметры естественнонаучного подхода к явлениям природы; 3) развивать мыслительные способности делать выводы.   1. Организация занятия: Мобилизация учебной...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН ЗАНЯТИЯ по естествознанию (2часа)

Тема занятия Введение: «Физика - фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания»

Тип занятия - лекция (ознакомление с новым материалом)

Цели занятия:

1) ознакомить обучающихся с предметом физики, как фундаментальной науке о природе;

2) с помощью диалоговых технологий учить рассуждать о предмете физики, как определяющей параметры естественнонаучного подхода к явлениям природы;

3) развивать мыслительные способности делать выводы.

1. Организация занятия:

1) знакомство с группой;

2) мобилизация учебной деятельности учащихся: доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся

2. Изложение нового материала

Методы изложения: лекция, диалоговые технологии.

План:

1) Физика наука о природе;

2) Пути развития физики;

3) Понятие о физической картине мира;

4) Понятие о величине и измерении.

1. Физика наука о природе.

Физика - это наука о природе, которая изучает материю (вещество и поле), общие формы движения материи, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.

Определение материи. Материя есть объективная реальность, существующая помимо нашего сознания и данная нам в ощущении.

Материя существует в двух видах: вещества и поля.

Вещество - вид материи, состоящей из совокупности атомов, молекул, их соединений и обладающих массой покоя.

Примеры. Вещество: дерево, железо, стекло, вода, воздух и др.

Физическое поле - особая форма материи, посредством которой происходит взаимодействие между частицами вещества.

Поля: гравитационное, электрическое, магнитное, электромагнитное.

Материя находится в вечном движении и мерой движения материи является энергия.

Закон сохранения материи. Материя ниоткуда не берётся, никуда не исчезает, а только видоизменяется.

Современная физика изучает различные формы движения материи, её взаимные превращения, а также свойства вещества и поля.

Физику называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия и др.) описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например: химия изучает атомы, образованные из них вещества и превращение одного вещества в другое. Химические свойства однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, описываемыми в таких разделах физики как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика.

Физика - это в первую очередь, возможность человека как можно более глубже познать окружающий мир, упорядочить систему мировосприятия и осознать себя неотъемлемой частью.


2. Пути развития физики.


Наблюдение гипотеза эксперимент - опыт теория или закон

Наблюдение представляет собой целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, в ходе которого человек получает первичную информацию об окружающем мире. Наблюдения проводятся непосредственно и с помощью технических средств. Результаты наблюдений фиксируются в описании.

Научная гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) - предсказанное утверждение, предположение или догадка. Гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдение. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают с помощью ряда экспериментов или опытов.

Эксперимент или опыт - представляет собой целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующийся объект или явления для изучения его различных сторон, связей и отношений. Эксперимент позволяет увидеть объект или процесс в чистом виде, исключает воздействие посторонних факторов. Основная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и выводов теории, имеющих фундаментальное и прикладное значение. Благодаря наблюдениям или поставленным опытам были открыты законы. Теория подводит итог всему сказанному и рисует перспективы для дальнейшего исследования.

Теория - система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Закон - вербальное или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями.

Физика тесно связана с математикой: математика представляет аппарат, с помощью которого физические законы могут быть точно сформулированы. Физические теории почти всегда формулируются в виде математических выражений, причем используются более сложные разделы математики, чем обычно в других науках. И наоборот, развитие многих областей математики стимулировалось потребностями физических теорий.

3. Понятие о физической картине мира.

Под физической картиной мира понимают целостную систему представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающую в результате обобщения основных естественнонаучных теорий.

4. Понятие о величине и измерении.

Измерение - это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта с помощью специальных технических устройств.

Всё, что можно измерить, называется величиной.

Все физические величины с их основными единицами измерения составляют Международную систему единиц СИ, которая состоит из основных и производных величин.

Основные: длина, масса, время, температура, сила тока, сила света, молярная масса.

Производными величинами являются все остальные; например: площадь, скорость, сила, давление и т.д.

Единица измерения производной величины выражается через основные.

Например. Скорость м / с S / t

Измерение бывает прямым и косвенным.

При прямом измерении значении физической величины определяется непосредственным сравнением с её единицей измерения.

При косвенном измерении значении величины определяется по формуле.

4. Задание на дом: А.В.Фирсов: п 1- 4

5. Закрепление материала:

Формы и методы закрепления:

Метод - диалоговые технологии.

Форма - обсуждение контрольных вопросов в конце главы

Наглядные пособия к занятию: таблица

Подпись преподавателя


© 2010-2022