Урок физики в 7 классе по теме «Диффузия»

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса. Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, два пакетика чая. Эксперимент: Отпустить одновременно два пакетика в стаканы с водой. Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах. В выводе ответьте на вопрос: что происходит с чайным пакетиком в воде? Чем отличаются процессы в стаканах с холодной и горячей водой? Вывод:
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ ШМР «Средняя общеобразовательная школа № 1

имени адмирала Алексея Михайловича Калинина»

Урок физики в 7 классе по теме «Диффузия»





Конспект урока

в 7 классе

по теме «Диффузия».













Подготовила и провела:

С. М. Грузднева ,

учитель 1 квалификационной категории



2013

Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах .

Базовый учебник: Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2010г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: формирование научного представления о диффузии.

Задачи:

  • Сформировать определение диффузии

  • Опытным путем установить закономерности явления диффузии

  • Изучить механизм перемешивания молекул одного вещества с другим в газообразном, жидком и твердом состояниях;

  • Показать необходимость диффузии в жизни человека и животных, в технике;

  • Формировать способность объяснять явления и факты, работать с текстом учебника, выполнять физические опыты.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, физические приборы для фронтальных опытов(пробирки, вода, глицерин, марганцовка, медный купорос).

Технологии: деятельностный подход, ИКТ- технология, проблемное обучение.

Программное сопровождение: презентация к уроку (Приложение 1), анимация «Диффузия» (Приложение 2).









Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемыу УУД

1.Организационный момент.


Установочная беседа.

Сообщает обучающимся, что каждый этап урока они будут себя оценивать по трем уровня, выставляя +, заносят все результаты в оценочный лист.

Учитель просит подписать листы самооценки.


Слушают учителя, психологический настрой.


Подписывают листы самооценки.


Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

К: понимать позицию другого

Р: планирование деятельности

2. Мотивация к учебной деятельности

Организация проблемной ситуации для включения обучающихся к целеполаганию ( демонстрация явлений из жизни: окрашивание воды краской, свежий и соленые огурцы, фото -, окрашивание тканей, соление, копчение и др., стих-

Прекрасная дама нюхала розы,

Но расчихалась- закапали слезы!) Учитель просить назвать эти явления и попытаться их объяснить.

Рассматривают примеры, называют их, пытаются их объяснить и понимают, что не могут этого сделать.

Р: определение проблемы

К: использовать речевые средства

3. Актуализация знаний пробное учебное действие.


Предлагает привести похожие примеры из жизни, фронтально по очереди( примеров 10).

Просит заполнить обучающихся лист самооценки: смогли ли привести самостоятельно примеры.

Приводят примеры из жизни(распространение запаха бензина, задымление, растворение сахара в чае, соли в супе), фронтально по очереди.

Заполняют лист самооценки.

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию в разных формах

К: понимать позицию другого, излагать свое мнение, организация работы в паре, осознанно использовать речевые

Р: планирование деятельности, выдвигать версии

4. Выявление места и причины затруднения

Просит объяснить данные явления с точки зрения знаний по физике, работая в парах необходимо выработать единое мнение и озвучить его перед всеми.

Учитель принимает все высказывания детей, без обсуждения, и подводит их к тому, что у них нет четкого определения.






Работая в парах, обсуждают предложенное явление, приходят к одному мнению и выступает один из пары.

Обучающиеся должны придти к выводу, что не могут дать четкого определения данному явлению или вырабатывают, в ходе обсуждения, единое определение для всего класса.






Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию в разных формах, устанавливать аналогии

К: понимать позицию другого, излагать свое мнение, организация работы в паре, осознанно использовать речевые

Р: планирование деятельности, выдвигать версии

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать цель и задачи урока.

После того как высказались обучающиеся класса, подводит итог и записывает цель и задачи на доске.

Формулируют цель- изучить данное явление.

Задачи урока:

  1. дать четкое определение увиденному явлению по примерам.

  2. узнать его название.

  3. Выяснить особенности явления

  4. Узнать практическое его применение.

Р: определять цель, планировать деятельность

К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение

6. Реализация построенного проекта.

Организация работы по выведению существенных признаков явления Актуализация знаний о строении вещества.

  1. Для достижения 1 задачи нашего урока предлагает вспомнить материал с прошлых уроков о строении вещества для объяснения явления. Работа организуется в парах (как ранее). Выслушивает все гипотезы пока без комментариев.

2. Показ видеоролика о движении и перемешивании молекул одного вещества среди молекул другого(сайт Классная физика). После увиденного предлагает переосмыслить ранее выдвинутые гипотезы, в парах обсудить

3. Предлагает ученикам сформулировать определение для данного явления, высказать мнение пары.

Подводит класс к единому определению(молекулы одного вещества проникают среди молекул другого вещества).

4.Предлагает использовать различные источники (учебники на партах, 2 ноутбука, 3 справочника по физике) для нахождения достоверной информации об определении явления. Следит за отведенным временем на данное задание. Выслушивает ответы.

5. Предлагает открыть тетради, записать число и название темы урока, определение диффузии.

6. Просит проанализировать обучающихся вопрос- достигли ли мы задачи№1 и №2.

Просит заполнить обучающихся лист самооценки: удалось ли им дать определение и найти его название в любом источнике.

1. Работая в парах, вспоминают строение вещества, выдвигают гипотезу, почему так происходит. Озвучивают свои гипотезы, пытаются их объяснить(все вещества состоят из молекул, они движутся, между ними существуют промежутки).

2. Оценивают правильность своей гипотезы при необходимости исправляют ее.

3. Один из пары предлагает свои варианты определения.

4. Используют учебник, дополнительной литературы, 2 ноутбука, 3 справочника по физике для нахождения названия данного явления. После определенного времени с поднятой рукой отвечают на вопрос.



  1. Открывают тетради, записывают дату, тему и определение диффузии(25.09.2013Диффузия- это физическое явление…..

6.Отвечают несколько детей на вопрос учителя , фронтально(да)

Заполняют лист самооценки

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию в разных формах, устанавливать аналогии, находить достоверную информацию, владение смысловым чтением

К: понимать позицию другого, излагать свое мнение, организация работы в паре, осознанно использовать речевые, использовать ИКТ

Р: планирование деятельности, выдвигать версии

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Показывает фронтально опыт распространения духов и просит любого желающего объяснить происходящее.

Просит проанализировать обучающихся вопрос- достигли ли мы задачи №4.

Объясняют фронтальный опыт на основе определения явление диффузии (молекулы духов проникают среди молекул воздуха кабинета).

Отвечают несколько детей на вопрос учителя, фронтально(да).

П: сравнение, устанавливают аналогии.

К: излагают свое мнение, создание устных текстов, осознанно используют речевые средства

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу в группах для опытного выяснения закономерностей данного явления по выданным заранее листам исследований (от чего зависит диффузия?). Для этого класс организуется по 4 человека, где1-выполняет опыт,2-записывает результаты в лист исследований,3-следит за выполнение ТБ,4-готовится представить для всех результаты работы своей группы.

Напоминает правила ТБ при работе со стеклом, с жидкостями и тяжелыми предметами.

Подводит итог: от чего зависит диффузия? ( Слайд на доске)

Просит проанализировать обучающихся одной из групп работу друг друга.

Просит проанализировать обучающихся вопрос- достигли ли мы задачи №3.

Просит заполнить обучающихся лист самооценки: эффективность своей работы в группе по исследованию.

Работают в группах с предложенным оборудованием по плану листа исследований (вывод о протекания диффузии в зависимости от физических особенностей агрегатных состояний вещества и температуры).



Формулируют вывод и представляют его другим группам.

Записывают выводы в тетради со слайда на доске.

Анализирую работу в группе.

Отвечают несколько детей на вопрос учителя , фронтально(да)

Заполняют лист самооценки

П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию в разных формах

Р: выдвигать версии, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели

К: понимать позицию другого, излагать свое мнение, организация работы в паре, осознанно использовать речевые, создавать устные и письменные тексты, преодолевать конфликты

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила

9. Включение в систему знаний и повторение

Предлагает выполнить тест по теме «Диффузия» на два варианта, следит за временем, на слайде показывает правильные варианты ответов и предлагает обучающимся выполнить взаимопроверку теста по схеме на слайде:

1 ошибка-«отметка 5»,2-«4»,3- «3», 4-5-«2»

Просит заполнить обучающихся лист самооценки: эффективность выполнения теста(высокий уровень- отметки «4-5», средний- «3», низкий- «2»).

Выполняют тест, взаимопроверка по ответам на слайде, выставляют отметки на листе теста.







Заполняют лист самооценки

П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию в разных формах

Р: работать по плану

К: создавать письменные тексты, использовать ИКТ

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог урока)

Предлагает ученикам соотнести цель и задачи урока с результатами.

Организует заполнение листа самооценки, где в итоговой графе подсчитываются + на каждом уровне,где больше + таков и уровень овладения материала на данном уроке, переводят уровни в отметку за урок

высокий уровень- отметка «5», средний- «4», низкий- «3» .

Обучающиеся делают вывод о достижении цели и задач урока.



Заполняют лист самооценки, выставляют себе отметки, .

П: анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогию

Р: оценивать степень и способы достижения цели

К: корректировать свое мнение, использовать речевые средства

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила

11. Домашнее задание

§ 9 , вопросы к §, задание 2. По выбору обучающихся творческое задание « Диффузия в быту, жизни и технике»

Приложение.

Группа №1.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: стакан с водой, кусочек твердого тела- гуаши.

Эксперимент:

  1. Отпустить кусочек гуаши в воду.

  2. Пронаблюдать за процессом.

  3. В выводе ответьте на вопрос: что происходит с гуашью в воде?

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №2.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, два пакетика чая.

Эксперимент:

  1. Отпустить одновременно два пакетика в стаканы с водой.

  2. Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах.

  3. В выводе ответьте на вопрос: что происходит с чайным пакетиком в воде? Чем отличаются процессы в стаканах с холодной и горячей водой?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №3.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: два стакана с холодной водой и глицерином, перманганат калия(марганцовка).

Эксперимент:

  1. Отпустить одновременно марганцовку в оба стакана.

  2. Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах.

  3. В выводе ответьте на вопрос: чем отличаются процессы в стаканах с разной жидкостью?

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №4.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: марганцовка, три овоща- огурец, морковь, картофель.

Эксперимент:

  1. Отрезать три ломтика(кружочка) различных овощей.

  2. Положить одновременно на ломтики марганцовку.

  3. Пронаблюдать за процессом во всех трех случаях.

  4. В выводе ответьте на вопрос: чем отличаются процессы растворения марганцовки в трех овощах, которые имеют разную плотность структуры?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Группа №5.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, два кусочка сахара.

Эксперимент:

  1. Отпустить одновременно два кусочка сахара в стаканы с водой.

  2. Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах.

  3. В выводе ответьте на вопрос: что происходит с сахаром в воде? Чем отличаются процессы в стаканах с холодной и горячей водой?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №6.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: луковица, нож.

Эксперимент:

  • Порежьте лук.

  • Пронаблюдать за процессом .

  • В выводе опишите ваши ощущения при резке лука, почему так происходит?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №7.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: банка, стакан горячей водой, огурцы, укроп, соль.

Эксперимент:

  1. Засолите огурцы.

  2. Пронаблюдать за процессом.

  3. В выводе ответьте на вопрос: что происходит с огурцами в воде?

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №8.

Состав группы(укажите все фамилии):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: наблюдение диффузии, выяснить закономерности процесса.

Оборудование: два ватных диска, один смочен водой, второй- сухой, перманганат калия(марганцовка).

Эксперимент:

  1. Насыпьте несколько кристалликов перманганат калия на сухой и влажный диски.

  2. Пронаблюдать за процессом.

  3. В выводе ответьте на вопрос: чем отличаются процессы, в зависимости от влажности диска?

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме урока.

1. К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2. Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3. В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

4. Укажите пример диффузии в жидкостях:

А) спирт растворяется в воде.

Б) запах духов распространяется в комнате.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5. Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение скорости движения молекул.

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение промежутков между молекулами.

Тест по теме урока.

Вариант №2.

  1. Из каких частиц состоит вещество?

А) молекулами,

Б) атомов,

В) гранул.

2. Укажите пример диффузии в газах:

А) кофе растворяется в воде.

Б) запах духов распространяется в комнате.

В) запах бензина распространяется в воздухе.

3. Что является одной из причин протекания диффузии ?

А) состояние покоя вещества,

Б) движения молекул,

В) движение тела.

4. В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее медленно?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

  1. Какой важный вывод можно сделать из явления диффузии о строении вещества?

А). Молекулы всех веществ неподвижны.

Б). Молекулы всех веществ непрерывно движутся.

В). Все тела состоят из мельчайших частиц

Лист самооценки.

Класс: 7а Фамилия и Имя:_______________________________

Правила: на каждом этапе урока отметьте свой уровень «+».

Этап урока->

Примеры изучаемого явления

Формулировка изучаемого явления, поиск названия в источниках информации.

Исследовательская работа в группах.

Тест

Взаимооценка( оценка работы на уроке соседом по парте)

Итог(подсчитать + в каждой строке):

Высокий


Средний


Низкий


Итоговая отметка за урок(выставляет учитель):

Литература.

  1. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. - М.: Просвещение, 1981.

  2. Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2013г.

  3. Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2010г.

  4. Павленко Н.И. Тестовые задания по физике 7 класс. - Школьная пресса, 2003 г.

  5. Полянский С.Е. "Поурочные разработки по физике, 8 класс. - М.: Вако, 2005г

  6. Чеботарева А.В. Тесты по физике. - Экзамен, 2007.

  7. Электронное издание. Физика 7-9 класс. - M.: Просвещение - Медиа, 2004г., "Новый диск - 2004".



© 2010-2022