Практические работы по физике

В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы для самостоятельной внеаудиторной работы по разделам курса физики для студентов 1 курса осваивающим ППССЗ. В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения студентов физике можно было полнее продемонстрировать взаимосвязь теоретической и практической частей предмета. Ведь когда студенты  почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходя...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский промышленный техникум»











Е. В. Уткина



Практические работы по физике

для студентов 1 курса осваивающим ППССЗ

(профильный уровень)




Практические работы по физике













Курган

2015 г.


Уткина Е.В. Практические работы по физике для студентов 1 курса осваивающим ППССЗ /Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский промышленный техникум».- Курган: 2015.- 22 с.


РАССМОТРЕНО

МО _________________________

Протокол №___ от «__» ____ 2015 г.

Председатель МО _____________


ОДОБРЕНО

РЭЦ ГБПОУ КПТ

Протокол №___ от «__» ____ 2015 г.

Председатель РЭЦ _____________



Автор

Уткина Е. В., преподаватель физики

Рецензенты

Кузьмина О.И., преподаватель физики

Иванова Н.Н., преподаватель физики












© Уткина Е. В., 2015

© ГБПОУ «Курганский

промышленный техникум»




СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие ………………………………………………………………………….4

Тема 1. ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Практическая работа № 1……………………………………………………………7

Практическая работа № 2……………………………………………………………8

Практическая работа № 3……………………………………………………………9

Практическая работа № 4…………………………………………………………..10

Практическая работа № 5…………………………………………………………..12

Тема 2. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Практическая работа № 6…………………………………………………………..14

Практическая работа № 7…………………………………………………………..17

Тема 3. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Практическая работа № 8…………………………………………………………..18

Тема 4. ОПТИКА

Практическая работа № 9…………………………………………………………..20

Практическая работа № 10…………………………………………………………21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..22




















ПРЕДИСЛОВИЕ


В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы для самостоятельной внеаудиторной работы по разделам курса физики для студентов 1 курса осваивающим ППССЗ. В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения студентов физике можно было полнее продемонстрировать взаимосвязь теоретической и практической частей предмета. Ведь когда студенты почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно полного владения материалом.

Систематическое выполнение студентами экспериментальных практических работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы студентов, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.

Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить студентов с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов, способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п. Практико-ориентированные работы служат как для повторения изученного материала, так и для знакомства с новыми явлениями.

При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих правил:

1. Название практической работы сформулировать самостоятельно.

2. Цель работы сформулировать самостоятельно. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

3. Перечень используемых приборов и материалов.

4. Ход работы, в котором отображаются наблюдения учащихся. Можно ход работы оформить в виде таблицы:

Действия

Наблюдения

Рисунок


В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в границах погрешностей отдельных элементов.

5. Результаты вычислений, если такие имеются.

6. Вывод. Например, можно начать следующим образом: «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: (и перечисляем к каким выводам в результате проделанной работе вы пришли)».

Вывод можно сделать в творческой форме, например стихотворной (синквейн, хокку, диамант и др.).

Правила написания стихотворных выводов приведены ниже.

Хокку


Существует много разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Хайку (или хокку) - это японская стихотворная форма в три строки.

В классическом хокку в первой и третьей строках - по пять слогов. Во второй - семь слогов. Хокку обычно выражает первое впечатление писателя от окружающего мира или какого-то события.

Студентам можно предложить написать хайку по такой схеме:

Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или

«Я видел» кого-то или что-то

Я БЫЛ ЛИСТОМ

Строчка 2: Место и действие (где и что делал)

РАСТУЩИМ В ЛЕСУ, ДАВАЯ ПИЩУ

Строчка 3: Определение (как?)

НЕ ЖЕЛАЯ ТОГО


Синквейн


Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

  • Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Закон тяготения

  • Ньтоновский, всемирный.

  • Удерживает, притягивает, способствует падению.

  • Помогает познать строение Вселенной.

  • Гравитация.










Тема 1. ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ


Практическая работа № 1


Приборы и материалы: два стакана с горячей и холодной водой, пипетка медицинская, кусочек пластилина, петля проволочная, проволочное кольцо диаметром 3 - 4 см, мыльный раствор, тальк, кусочек мыла, немного сахара, соль.

Практические работы по физикерис. 1

Ход работы:

1. С пластилиновым шариком.

а) Скатать из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Осторожно положить его на поверхность воды при помощи проволочной петли. Рассмотреть и зарисовать форму воды около шарика. Какие силы действуют на шарик, находящийся на поверхности воды? Почему шарик удерживается на поверхности воды?

б) Погрузить шарик в воду. Что происходит с шариком? Почему шарик тонет?

в) Положите шарик на поверхность воды при помощи проволочной петли. Капните пипеткой каплю мыльного раствора. Опишите свои наблюдения. Почему шарик тонет?

2. С проволочным кольцом.

а) Опустить проволочное кольцо в стакан с мыльной водой, а затем осторожно вынуть ее из воды. В кольце образовалась пленка.

б) Проткнуть пленку в одной половине кольца, разделенного нитью. Запишите, что вы наблюдаете. Объясните это явление. Почему нить прогнулась в сторону оставшейся пленки?

3. С пипеткой.

а) Набрать в пипетку воды. Держа пипетку над стаканом, слегка нажимать на резиновый баллончик, при этом образуются капли.

б) Пронаблюдайте, как образуются капли. Опишите и зарисуйте поэтапно этот процесс. Почему каплям нужно время, чтобы оторваться и упасть?

4. Выяснение зависимости силы поверхностного натяжения жидкости от температуры и наличия примесей в жидкости.

1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Положите его с помощью проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, а затем - горячей.

Сравните результаты опытов и объясните их.

Контрольные вопросы:

  • Зависит ли коэффициент поверхностного натяжения воды от температуры?

  • По какому признаку об этом можно судить?

2. Посыпьте тальком поверхность холодной воды в стакане. Для этого закройте отверстие в пробирке кусочком марли и просейте тальк над водой.

3. Коснитесь поверхности воды кусочком мыла, а затем посыпьте сначала сахар, потом соль. Что при этом наблюдается?

Ответьте на вопросы:

  • Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении мыла?

  • Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении сахара?

  • Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении соли?

Сделайте выводы и приведите примеры, в которых наблюдается явление поверхностного натяжения.

Практическая работа № 2


Приборы и материалы: стакан с водой, полоска промокательной бумаги, полоска ткани, линейка, таблица «Коэффициент поверхностного натяжения жидкости».

Ход работы:

1. На промокательной бумаге и на ткани на расстоянии 0,5 - 1 см от одного из концов сделайте отметку. Одновременно промокательную бумагу и ткань опустите в воду до отметки. Наблюдайте за поднятием воды в обеих полосках.

2. Как только поднятие воды прекратится, выньте обе полоски. В какой полоске диаметр капилляров больше?

3. Выполните необходимые измерения и вычислите средний диаметр капилляров в обеих полосках.

Диаметр капилляров вычисляем по формуле: d =Практические работы по физике

σ - коэффициент поверхностного натяжения, Н/м,

ρ - плотность воды, кг/м2,

g - ускорение свободного падения, м/с2,

h - высота поднятия жидкости, м

4. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:


Материал


Высота столба жидкости над отметкой

Диаметр капилляра (в мм)

Промокательная бумага

Ткань


Контрольные вопросы.

1. Почему расплавленный жир плавает на поверхности воды в виде кружков?

2. Почему чернилами нельзя писать на жирной бумаге?

3. Почему мокрое платье становится узко?

4. На каком физическом явлении основано употребление полотенец?

5. На какую высоту поднимется спирт в трубке радиусом 0,5 мм?

Коэффициент поверхностного натяжения некоторых веществ при температуре 200 С

Вещество

Поверхностное натяжение 10-3 Н/м

Азотная кислота 70%

59,4

Анилин

42,9

Ацетон

23,7

Бензол

29,0

Вода

72,8

Глицерин

59,4

Нефть

26

Ртуть

465

Серная кислота 85%

57,4

Спирт этиловый

22,8

Уксусная кислота

27,8

Эфир этиловый

16,9

Раствор мыла в воде

40

Сделайте выводы.

Практическая работа № 3

Приборы и материалы: не большой воздушный шар, нить, емкость с горячей водой (500-600), стакан с холодной водой.

Практические работы по физике рис.2



Ход работы:

1. Надуйте шарик, завяжите его нитью.

2. Немного подержите над горячей водой воздушный шарик.

3. Полейте сверху

шарик холодной водой. Опишите свои наблюдения.

Контрольные вопросы:

1. Как меняется давление газа в шарике в процессе его надувания? Почему?

2. Почему изменилась форма шарика после контакта с холодной водой?

3. Приведите примеры явлений, связанных с различным давлением и объясните причины этих различий.

Сделайте выводы.

Практическая работа № 4


Приборы и материалы: 1) термометр лабораторный; 2) кусочек марли или ваты; 3) стакан низкий с водой комнатной температуры; 4) таблица психрометрическая.

Практические работы по физике рис.3


Ход работы:


1. Измерьте температуру воздуха в классе. Результат

измерения запишите в тетрадь.

2. Смочите кусочек марли или ваты водой и оберните им резервуар термометра. Подержите влажный термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратится, запишите его показания.

3. Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров и с помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.

4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

Контрольные вопросы:

1. Почему температура «влажного» термометра ниже, чем «сухого»?

2. От чего зависит разность температур обоих термометров?

3. В каком случае температура «влажного» термометра будет равна температуре «сухого»?

4. Как зависит разность температур обоих термометров от давления водяного пара в воздухе? Почему?

5. Какими способами из ненасыщенного пара можно получить насыщенный?

6. Почему давление насыщенного пара быстрее растет при увеличении температуры, чем давление идеального газа?

7. Почему жару значительно труднее переносить при высокой влажности воздуха?

8. Начертите рисунок, объясните устройство и принцип работы волосяного и конденсационного гигрометров и психрометра.

Сделайте выводы.

Практическая работа № 5


«С ОПИЛКАМИ И ПЕСКОМ»

Приборы и материалы: две пробирки, стакан с горячей водой (ОСТОРОЖНО!), песок, древесные опилки, термометр, секундомер.

Практические работы по физикерис.4


Ход работы:


1. Насыпьте в одну пробирку песок, а в другую древесные опилки в рыхлом состоянии.

2. Опустите обе пробирки в стакан с горячей водой.

3. Используя секундомер и термометр, сравните теплопроводность песка и древесных опилок.

4. Сравните теплопроводность песка и древесных опилок в уплотненном состоянии.

«С ЛОЖКАМИ И ЛЬДОМ»

Приборы и материалы: лед, бумага, фольга, вата, ложки, кружка с горячей водой, секундомер.

Практические работы по физикеПрактические работы по физике

рис. 5 рис. 6

Ход работы:

1 опыт. Приготовьте три одинаковых кусочка льда. Один кусочек заверните в фольгу, второй - в бумагу, третий - в вату. Определите время полного таяния. Объясните разницу.

2 опыт. Подберите ложки из разных материалов (алюминиевую, мельхиоровую, стальную, деревянную и т.д.). Опустите их наполовину в сосуд с горячей водой. Через 1-2 мин проверьте, одинаково ли нагрелись их ручки. Проанализируйте и объясните результат.

Запишите полученные результаты.

Контрольные вопросы:

1. Что такое теплопроводность вещества?

2. Почему теплопроводность одного вещества больше (меньше) теплопроводности другого вещества?

3. Как зависит теплопроводность опилок в рыхлом состоянии от теплопроводности опилок в уплотненном состоянии?

Сделайте вывод.











«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»

Приборы и материалы: толстый гвоздь, две полоски бумаги, спиртовка или свеча.

Практические работы по физикерис. 7

Ход работы:

1. Толстый гвоздь плотно обернуть полоской бумаги и внести его в пламя спиртовки.

2. Скатать подобную трубочку из бумаги и

также внести ее в пламя. (Соблюдайте осторожность! Как только трубочка загорелась, положите ее в банку с водой у вас на столе)

Контрольные вопросы:

1. Почему бумага, которой обернут гвоздь не горит?

2. Почему простая трубочка из бумаги легко загорается?

Сделайте вывод.

«ВЕРТУШКА»

Приборы и материалы: резинка стирательная (кусок дерева, кусочек пробки), игла, квадрат из легкой бумаги (кальки или папиросной бумаги).

Практические работы по физикеПрактические работы по физике

рис. 8 рис. 9


Ход работы:

1. Воткните иголку в резинку (деревяшку, пробку) острым концом вверх, под прямым углом (перпендикулярно) к плоскости резинки.

2. Сложите бумажный квадрат по диагонали (угол к углу). Разверните, и сложи по другой диагонали.

3. Снова разверните бумагу.

4. Там, где пересекаются линии сгиба, находится центр листа. Лист бумаги должен выглядеть как низкая, уплощённая пирамида (зонтик).

5. Наденьте получившийся зонтик на

острие иголки, воткнутой в пробку. У вас получится квадратный зонт, устойчиво сидящий на острие иголки, подпирающей его в центре тяжести.

6. Потрите ладони 5-10 раз, потом сложите их вокруг пирамиды на расстоянии около 2,5 см от краёв бумаги. Запишите, что вы наблюдаете. Объясните происходящее.

Сделайте вывод.

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ


Практическая работа № 6


Приборы и материалы: две пластмассовые линейки, пенопласт размером примерно 0,5 х 0,5 см на нитке, держатель, игла, кусок поролона, теннисный шарик, фольга, лист бумаги.

Практические работы по физикерис. 10

Ход работы

1. Изготовьте индикаторы электрического поля трех видов.

  • Первый - из кусочка пенопласта, подвешенного на нити.

  • Второй индикатор можно изготовить, вырезав из фольги небольшую стрелку и аккуратно положив ее на тупой конец иглы, воткнутой вертикально в поролон. Для устойчивости концы стрелки нужно слегка опустить, а в центре, у кончика иглы, пальцами сделать небольшое углубление. Убедитесь, что стрелка легко вращается вокруг своей оси. Действие этого индикатора основано на поляризации металла вблизи заряженного тела. Стрелка приобретает заряд, противоположного заряду тела знака, и притягивается к телу.

  • Третий индикатор можно выполнить из сухой легкой бумаги аналогично второму, поскольку диэлектрики тоже могут поляризоваться под действием внешнего поля.

2. Изготовьте заряженный металлический шар. Для этого оберните шарик от пинг-понга фольгой. Можно также покрыть его графитом (грифелем мягкого простого карандаша). Положите его на кусок поролона или другого изолятора, чтобы он не мог перемещаться. Зарядите его, потерев пластиковый корпус ручки о шерсть и перенеся заряд с ручки на «металлизированный» шар.

Практические работы по физике

3. Обнося первый индикатор вокруг заряженного шара на равном расстоянии от его «экватора» зарисуйте направление иглы, действующей на рис. 11

положительный пробный заряд, находившийся на пенопластовом индикаторе, подвешенном на нити.

Практические работы по физике рис. 12

4. Перемещайте индикатор вокруг шара на большем удалении от его центра, оставаясь в плоскости «экватора». Изобразите векторы сил, показывающие их соотношение при первом и втором обходе. Проведите несколько силовых линий электрического поля.

5. С помощью второго и третьего индикаторов убедитесь, что

они поворачиваются при перемещении их вокруг шара вдоль направления силовых линий электрического поля.

6. Повернув шар на поролоне, с помощью индикатора убедитесь, что картина расположения векторов напряженности поля остается симметричной в «экваториальной» плоскости.

7. Снимите фольгу с пластмассового шарика, зарядите только одну «точку» шарика в «экваториальной» плоскости. Исследуйте картину электрического поля в этом случае. Зарисуйте ее в тетрадь.

8. Оберните фольгой линейку, положите ее на изолятор, как показано на рисунке и зарядите, после чего исследуйте картину поля вдоль линейки. Зарисуйте силовые линии электрического поля.

9. С помощью второго или третьего индикатора проследите, как стрелка реагирует на пронесение мимо нее заряженной пластмассовой ручки. Запишите наблюдения. Как меняется поведение стрелки, если между индикатором и заряженной ручкой поместить лист бумаги, кусок целлулоида, плоский лист фольги, зеркальце? Опишите наблюдения.

10. Попросите кого-нибудь подержать заряженную ручку за непрозрачным экраном из бумаги или ткани и с помощью индикатора обнаружьте, в какой точке пространства по другую сторону экрана электрическое поле имеет максимальную напряженность.

Сделайте выводы.

Практическая работа № 7


Приборы и материалы: два полосовых магнита, сито с железными опилками, бумага, железные скрепки, разные металлические предметы (например, ключи).

Ход работы:

1. Положите на стол разные железные ключи, карандаш, Практические работы по физикерезинку, бумагу и другие предметы. Поднося по очереди к ним магнит, установите, какие из них являются магнитными материалами. Практические работы по физике

2. Удерживая магнит горизонтально, поднесите скрепку к одному из полюсов, к концу скрепки поднесите следующую и повторите действия до образования «цепи» максимальной длины.

3. Подвесьте к полюсу горизонтально расположенного магнита одну скрепку и рис. 13

поднесите к ней до соприкосновения разноименный полюс второго магнита. Объясните наблюдаемый эффект.

4. Убедитесь, что магнитное действие магнита сильнее всего проявляется на полюсах.

5. Положите на стол полосовой магнит, а поверх магнита бумагу. Насыпьте на бумагу опилки. Рассмотрите и зарисуйте полученное изображение магнитного поля.

6. Получите изображение магнитного поля двух одноименных полюсов. Зарисуйте полученное изображение магнитного поля.

7. Получите изображение магнитного поля двух разноименных полюсов. Зарисуйте полученное изображение магнитного поля.

Контрольные вопросы

1. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?

2. Почему два гвоздя, притянувшиеся к магниту, расходятся противоположными свободными концами?

3. Какой полюс появится у заостренного конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс стального магнита?

4. Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы и других материалов, но не из железа?

Сделайте выводы.


КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ


Практическая работа № 8


Приборы и материалы: расчески, лист картона, будильник механический, кусок ваты, кусок ткани, блюдце, 4 стеклянных бутылки разного размера, капроновая леска (2 м), металлическая ложка, две спички, шерстяная нить (2 м), два бумажных стаканчика, пластмассовая бутылка (2 л), воздушный шарик с d=dбутылки, свеча.

Практические работы по физике


рис. 14

1. Поющие расчески

Проведи по зубцам расчески листок картона или толстой бумаги сначала быстро, а затем медленно. Проделайте то же самое с разными расческами. Когда звук выше? От чего зависит высота звука? Почему вообще возникает звук?

Сделайте вывод.

2. Бой курантов

Положите будильник на стол. Слышно ли его тиканье, если вы находитесь на расстоянии 1 м? Приложите ухо к столу примерно на таком же расстоянии от будильника. Сравните слышимость в этом случае. Повторите опыт, положив будильник на бумагу, вату, кусок ткани, блюдце. Запишите свои наблюдения и сделайте вывод о передаче звука различными телами.

Сделайте вывод.

3. Бутылочный оркестр

Возьмите несколько пустых стеклянных бутылок разного размера. Ударьте по ним карандашом. Какие бутылки издают более высокий звук? Более низкий? Как вы можете это объяснить.

Возьмите несколько одинаковых бутылок и наполните водой до разного уровня. Постучите по ним карандашом. Когда звук выше?

Какой вывод можно сделать из проведенных опытов? Попробуйте что-нибудь сыграть.

Сделайте вывод.

4. Колокольный звон из …ложки!

Возьмите два метра капроновой лески. Прочно привяжите леску серединой к столовой (не алюминиевой) ложке, а концы ее прижмите пальцами к закрытым ушам. Наклонитесь немного, чтобы ложка могла свободно раскачиваться, и ударьте ею о ножку стола.

Почему слышим звук? Почему он становится таким громким? Как передается звук в этом опыте?

Сделайте вывод.

Практические работы по физике


рис. 15

5. Самый простой телефон

Дешевый телефон, хотя и не электрический, но передающий звуки на расстоянии и, заслуживающий поэтому название телефона, можно сделать и самим. Склейте из нетолстой папки два небольших стакана (Подойдут бумажные стаканчики). Сделайте дырочки в их днах, чтобы можно было продеть шнур, как указано на рисунке. На дне стакана закрепите шнур деревянной палочкой. Длина шнура может быть 20 и даже более метров. Каждый из двух участников разговора получает по стакану, и они расходятся, насколько позволяет шнур. Если один из участвующих будет говорить в стакан, а другой приставит свой стакан к уху, то даже тихо произносимые слова будут слышны на расстоянии. Почему хорошо будет слышен звук?

Сделайте вывод.

6. Звуковая ударная волна

Звуковые кольца. При некоторых условиях, короткие вспышки звука образуют специфические колебания в воздухе, известные как "звуковые кольца". Эти кольца несут в себе значительную мощь. Некоторые могут сбивать относительно большие объекты на расстоянии в несколько метров (а то и больше, как, например, звуковая волна от взрыва)!

Вы можете создать уменьшенные их версии, которые будут гасить свечу. Изготовить звуковой генератор из пластмассовой бутылкой и воздушного шара. Отрежьте основание пустой бутылки настолько гладко, насколько это возможно. Сгладьте края (например, поводите горящей спичкой или зажигалкой по периметру разреза, пока края не окажутся гладкими). Отрежьте от воздушного шарика столько, чтобы вам хватило резины, для того чтобы полностью закрыть "дно" бутылки, и осталось про запас сантиметра два. Натяните и прочно закрепите липкой лентой полученный от шарика каучуковый круг к бутылке. Должно получиться что-то вроде барабана. Теперь захватите пальцами (как-бы ущипните) в центре натянутое "дно". Оттащите (натяните) резину и отпустите. Это даст довольно сильный небольшой взрыв. Попробуйте задуть свечу, направив на нее изготовленное устройство. Оттяните мембрану и отпустите. Можно увидеть звуковые кольца, задымив бутылку. Объясните наблюдаемый эффект.

Сделайте вывод.


ОПТИКА


Практическая работа № 9


Приборы и материалы: источник света, расческа с редкими зубьями, зеркало.

Ход работы:

1. Расположите на расстоянии двух метров от настольной лампы, на одинаковом с ней уровне лист плотной белой бумаги.

Практические работы по физикерис. 16

2. Установите на пути светового потока расческу с редкими

большими зубьями. От ее зубьев будут падать длинные параллельные тени.

3. Возьмите маленькое четырехугольное зеркало и расположите его на листе бумаги на пути световых лучей.

4. На бумаге появятся полоски отраженных лучей. Как бы вы ни поворачивали зеркало, всегда угол между падающими на зеркало лучами перпендикуляром, опущенным на зеркало, будет равен углу между, этим перпендикуляром и отраженными лучами.

Контрольные вопросы:

1. Какой закон подтверждает проведенный эксперимент?

2. Приведите примеры применения этого закона.

3. Где среди окружающих вас явлений можно пронаблюдать этот закон.

Сделайте выводы.


Практическая работа № 10


Приборы и материалы: белый картон, ножницы, карандаш, циркуль, кисть, краски или цветные карандаши (фломастеры).

Ход работы:


1. Нарисуйте циркулем на картоне окружность.

2. Разделите круг на семь равных секторов.

3. Раскрасьте сектора красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим,

фиолетовым цветом.

Практические работы по физике рис. 17

4. С помощью ножниц вырежьте круг.

5. Проткните центр круга карандашом, чтобы получился волчок.

6. Раскрутите волчок.

7. Опишите наблюдения.

8. Объясните наблюдаемое явление.

Контрольные вопросы:

1. Почему, если смешать акварельные краски семи цветов, то не получится белый цвет?

2. Кем были открыты законы оптического смешения цветов?

Сделайте вывод.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрус Дж., Найтон К. 100 занимательных экспериментов /пер. с англ. С.Э. Шафрановского. - М.: ЗАО «Росмен-Пресс, 2008. - 88 с.;

2. Волков, В.А. Поурочные разработки по физике. 10 класс. /В.А. Волков - М.: ВАКО, 2007. - 400 с.;

3. Волков, В.А. Поурочные разработки по физике. 11 класс. /В.А. Волков - М.: ВАКО, 2009. - 464 с.;

4. Рабиза, Ф. Опыты с расческой //Наука и жизнь, 1965, № 3. - С. 152-154;

5. Скрипко, З.А. Лабораторные работы по курсу «Естествознание» для учащихся классов гуманитарного профиля. /З.А. Скрипко - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - 96 с.;

6. Тульчинский, М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе. /М.Е. Тульчинский - М.: «Просвещение», 1972. - 240 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. canegor.urc.ac.ru/bezpriborov - Опыты без приборов.

2. physics-la physics-lab.ucoz.ru. Физика. Лабораторные работы.

3. nsportal.ru. Социальная сеть работников образования.

4. учительский.сайт/Уткина-Елена-Викторовна.


© 2010-2022