Методическая разработка открытого урока на тему: Влажность воздуха

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий металлургический колледж»

Методическая разработка открытого урока на тему: Влажность воздуха





Методическая разработка

Учебного занятия


по дисциплине

«Физика»

на тему:

«Влажность воздуха»

Преподаватель:

Красникова Любовь Николаевна

Специальность:

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Группа:

ИС 14-1

:

.








Липецк 2015

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Физика» на тему: «Влажность воздуха» по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

одобрено

цикловой комиссией математических дисциплин

Протокол № _______ от «_______» __________2015 г.

Председатель:___________ Красникова Л.Н.

Составитель: ____________ Красникова Л.Н., преподаватель МОЕНД



ПРОЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ



Предмет:

физика

Преподаватель:

Красникова Любовь Николаевна, ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Уровень образования:

специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Тема:

«Влажность воздуха»

Тип урока:

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Время проведения:

апрель

Участники:

обучающиеся I курса

Цели:

Обеспечить формирование знаний студентов об относительной влажности воздуха, способах измерения влажности, практической значимости относительной влажности в жизнедеятельности человека;

помочь обучающимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

способствовать формированию идеи познаваемости природы материи, окружающего мира, активности и информационной культуры обучаемых;

создать условия для овладения исследовательскими навыками;

организовать поле для творческого общения и использования различных источников информации для развития информационно-коммуникативной компетенции.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; планирование; оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

Смыслообразование, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, адекватное самовосприятие, адекватное оценивание себя, других

Основные понятия:

влажность воздуха,психрометр,гигрометр

Межпредметные связи:

История, химия, литература.

Обеспечение учебного занятия:

Литература:



Интернет-ресурсы:

Аппаратное обеспечение: Персональный компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Программное обеспечение: ОС Windows, ППП Microsoft office 2003, Windows Media Player, Opera.

Учебно-методическое обеспечение: лаборатория L-микро, раздаточный материал; тематические презентации;

  1. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей / под ред.Т.И. Трофимовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 432 с.

  2. Самойленко П.И. Физика учебник для студ. образоват. учреждений сред проф. Образования - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.

  3. Омельченко В.П. Физика Среднее профессиональное образование - Ростов н/Д: Феникс 2009. - 318 с.

  4. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: - 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008. 192с.:ил.

  5. Кац Я.Л. Выплавка стали в дуговых печах. Учебное пособие. Под редакцией д.т.н. В.А. Синельников. Липецк: ОАО «НЛМК», 2009.-168 с.

alhimik.ru/great/great1.html,

russianatom.ru/multimedia

Технологическая карта урока

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть

1 минута

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Проверяют готовность к занятию.

2. Мотивация деятельности

2 минуты

Обосновывает профессиональную значимость занятия.

Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

12 минут

Опрашивает студентов по ранее изученному материалу (Испарение и конденсация), используя презентацию «Найди ошибку» и слушает ответы по работе с карточками, заранее выданными студентам.

«Найди ошибку»

Вопросы: 1. Процесс перехода вещества в газообразное состояние, происходящий с поверхности жидкости называется…

2.Испарение происходит при…

3. При испарении поверхность жидкости «покидают» молекулы с наименьшей кинетической энергией…

4. При испарении температура жидкости повышается…

5. Интенсивность испарения зависит от:

  • температуры жидкости;

  • скорости удаления паров с поверхности жидкости;

  • площади свободной поверхности;

6. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется…

7. О каком физическом процессе идет речь? (включается аудиозапись) слайды 1, 2

Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родные поля и луга.

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

Идет беседа о влиянии тумана на деятельность партизан в годы ВОВ, в с/хоз, на автострадах.

Расскажи по фотографиям об изученной ранее теме: «Испарение и конденсация» (у студентов карточки с фотографиями), на экране - слайды №№ 3-7.

Отвечают на поставленные вопросы, находят ошибки, решают ситуационные задачи по картинкам. Делают выводы.

4. Изучение нового материала

20 минут

Преподаватель: Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это, вероятно, погода. Погода не только является темой многих праздных разговоров, но она также часто определяет наше поведение. В зависимости от погоды мы решаем, поехать ли на пикник, пойти ли на каток, покататься ли на парусной лодке, пойти ли поплавать или пройтись на лыжах. По климату можно судить, какую одежду носят люди, что они едят и в каких жилищах живут. В зависимости от погоды каникулы могут быть очень приятными или неудачными. Погода действует на здоровье, самочувствие и благополучие всего населения. Итак, сегодня мы будем с вами говорить об одной из составляющих погоды.

А тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.

Ниже темы урока запишите в тетради эти природные явления из литературных отрывков

Задания: подумайте, что объединяет следующие фрагменты.

1. «Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце…» (…снег лежит)

- О каком явлении идёт речь? Запишем это слово в наш конспект.

- О чем идёт речь в следующем стихотворении?

2. «Приди на рассвете

на склон косогора,

над зябкой рекою

дымится прохлада» (Туман)

Название явления запишите.

А сейчас, пожалуйста, послушайте, как красиво природное явление описано Львом Толстым.

3. «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полянах, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» (Роса)

- Запишем это слово в наш конспект. А про что следующий отрывок?

4. «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (Иней)

- Запишем это слово в наш конспект.

А теперь попробуйте ответить на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха).

Запишите тему урока: Влажность воздуха и способы ее измерения. Слайд № 8

План урока: Слайд № 9

  • Определение влажности воздуха.

  • Величины, характеризующие влажность воздуха.

  • Приборы для измерения влажности воздуха.

  • Значение влажности воздуха в быту, природе и технике.

  • Измерение влажности воздуха в кабинете.

  • Самостоятельная работа.

Цель урока: Рассмотреть основные характеристики влажности воздуха, способы ее измерения и значение влажности воздуха для жизнедеятельности человека.

Слайд № 10

Слайд № 11

Преподаватель: Содержание влаги в атмосфере это важный фактор, определяющий погоду. Откуда берется эта влага в воздухе? (обучающиеся высказывают свою точку зрения)- из-за испарения воды из различных водоемов.

Запишем состав воздуха: О2 + N2 + CO2

21%+77%+0.3% , водяной пар - 1%

Фактическое количество влаги (водяного пара), содержащееся в 1 м3 воздуха, называется абсолютной влажностью.

  1. Р - парциальное давление (Па) - давление, которое производил бы водяной пар, если все остальные газы отсутствовали. Р0- давление Н.П. при той же температуре.

  2. φМетодическая разработка открытого урока на тему: Влажность воздуха - относительная влажность воздуха (она показывает, насколько далек водяной пар в атмосфере от насыщения)

Р0- давление Н.П. при той же температуре

Слайд № 12

Относительной влажностью воздуха называют отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению р0 насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах.

Чем пользуются для измерения влажности воздуха? Основной прибор для измерения влажности воздуха это гигрометр (от "гигро" и "метр"), гигро - это зависящий от влаги. Существует несколько типов гигрометров, действие которых основано на различных принципах: (Слайды 13-14)

  1. Волосной и конденсационный гигрометры. Слайды №№ 15-16

  2. Психрометр, слайды № 17-18, видеоролик «Измерение влажности психрометром». Задание: просмотреть и запомнить, как измеряется влажность воздуха при помощи психрометра.

Преподаватель организует работу студентов по слайдам №№ 19-26. Значение влажности воздуха и предлагает заполнить схему (на доске ).

Слушают преподавателя.





Отвечают на поставленные вопросы, записывают в тетрадь







Делают выводы

Слушают преподавателя, производят записи по новому материалу в тетради, отвечают на поставленные вопросы.













Просматривают видеоролик по теме: «Измерение влажности психрометром»

Просматривают слайды презентации и заполняют схему: «Значение влажности воздуха».

5. Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

7 минут

Закрепление материала по вопросам:

1.С какими физическими величинами вы познакомились сегодня на уроке?

2. Что такое влажность воздуха?

3.Какие виды влажности вы знаете?

4.Какие приборы используют для определения влажности воздуха?

5.Какой способ измерения влажности вам показался наиболее удобным?

Выполнение творческого практического задания:

Задание № 1 Используя психрометрическую таблицу, определить недостающие величины (раздает задания каждому студенту).

Практическое задание№1 измерить температурный режим и влажность воздуха в кабинете физики.

Практическое задание№2 используя набор пищевых продуктов и лупу, определите условия их хранения

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют практические задания преподавателя.

Решают задачи, отвечают на вопросы.

6. Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мобилизует студентов на рефлексию результатов проведения занятия методом неоконченных предложений:

Преподаватель: Атмосфера влияет на нашу жизнь, пока мы не умеем управлять окружающей средой, но в помещениях, где мы находимся, температурный режим и влажность воздуха мы можем с вами контролировать. В этом вы убедились на сегодняшнем уроке.

Слайды 29-30 (факторы, влияющие на погоду, прогноз погоды в Липецке на день проведения урока)

Подводит итоги и выставляет оценки. Слайд № 31

  • Домашнее задание § 74, ответить устно на вопросы после параграфа

  • Написать мини-рассказ к следующему занятию, используя следующие слова: комфорт, вода, космос, теплица, психрометр, музей, цемент, роса, растения, тропики.

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывают домашнее задание.

Методическая разработка открытого урока на тему: Влажность воздуха



© 2010-2022