Рабочая программа физика 8 класс

  Рабочая программа по физике для 8 класса Пояснительная записка   Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Изучение физики  в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие интерес... знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.   Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2008 год.
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике для 8 класса

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2008 год.

Учебная программа 8 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

  1. «Тепловые явления» - 25 часов.

  2. «Электрические явления» - 27 часов.

  3. «Электромагнитные явления» - 7 часов.

  4. «Световые явления» - 9 часов.

По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.




Основное содержание программыРабочая программа физика 8 класс

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.

  2. Теплопроводность различных материалов.

  3. Конвекция в жидкостях и газах.

  4. Теплопередача путем излучения.

  5. Явление испарения.

  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

  7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

  3. Измерение влажности воздуха.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Закон сохранения электрических зарядов.

  5. Проводники и изоляторы.

  6. Источники постоянного тока.

  7. Измерение силы тока амперметром.

  8. Измерение напряжения вольтметром.

  9. Реостат и магазин сопротивлений.

  10. Свойства полупроводников.

Лабораторные работы

  1. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.

  2. Изучение последовательного соединения проводников.

  3. Изучение параллельного соединения проводников.

  4. Регулирование силы тока реостатом.

  5. Измерение электрического сопротивления проводника.

  6. Измерение мощности электрического тока.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Демонстрации

  1. Опыт Эрстеда.

  2. Магнитное поле тока.

  3. Действие магнитного поля на проводник с током.

  4. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы

  1. Изучение принципа действия электродвигателя.

Световые явления

Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

  1. Прямолинейное распространение света.

  2. Отражение света.

  3. Преломление света.

  4. Ход лучей в собирающей линзе.

  5. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  6. Построение изображений с помощью линз.

  7. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  8. Дисперсия белого света.

  9. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы

  1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  2. Получение изображений с помощью собирающей линзы.


Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;

  • решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.

Результаты освоения курса физикиРабочая программа физика 8 класс

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Учебно-методический комплект

  1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2011.

  2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.



Календарно-тематическое планирование

8 класс (70часов-2 часа в неделю)


урока

Тема урока


Элементы содержания

Дата

(план)

Дата

(факт)

1

1.Тепловые явления (25 часов).

Тепловое движение. Температура.

Тепловое движение. Температура.

2

Внутренняя энергия.

Внутренняя энергия. Зависимость внутренней энергии от температуры, агрегатного состояния вещества и степени деформации.

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

Теплопередача и ее особенности.

Совершение механической работы.

4

Теплопроводность.

Теплопроводность и ее особенности.

Примеры применения теплопроводности.

5

Конвекция.

Конвекция и ее особенности. Примеры применения конвекции.

6

Излучение.

Излучение и его особенности. Примеры применения излучения.

7

Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

8

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Количество теплоты.

Единицы измерения количества теплоты. Анализ изменения со временем температуры остывающей воды.

9

Удельная теплоемкость.

Удельная теплоемкость. Единицы измерения удельной теплоемкости.

10

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Формула для расчета количества теплоты.

11

Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Выполняется по описанию в учебнике.

12

Лабораторная работа №3.

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Выполняется по описанию в учебнике.

13

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Удельная теплота сгорания топлива, единицы измерения.

14

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.

15

Контрольная работа №1.

«Тепловые явления».

Задачи по разделу «Тепловые явления».

16

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

Три состояния вещества, особенности внутреннего строения веществ в различных состояниях, их свойства.

17

Удельная теплота плавления. Решение задач.

Удельная теплота плавления. Единицы измерения и ее физический смысл. Формула.

18

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

Испарение, факторы, влияющие на интенсивность испарения. Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.

19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации.

20

Решение задач.


21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Влажность воздуха. Относительная и абсолютная влажность. Точка росы. Способы определения влажности воздуха.

22

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Тепловые двигатели, их виды. Двигатель внутреннего сгорания и его устройство.

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Турбина и ее виды.

24

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Все понятия и формулы раздела.

25

Контрольная работа №2. «Изменение агрегатных состояний вещества».


2. Электрические явления (27 часов).

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Примеры электризации двух тел трением друг о друга, при соприкосновении. Два рода зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

27

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Устройство, принцип действия и назначение электроскопа. Примеры веществ, являющихся проводниками и диэлектриками.

28

Электрическое поле.

Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи. Направление электрических сил и изменение их модуля при изменении расстояния до источника поля.

29

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

Делимость электрического заряда. Электрон. Опыты Милликена и Иоффе по определению заряда электрона. Единица электрического заряда - кулон. Строение атома. Протоны.

30

Объяснение электрических явлений.

Объяснение электризации тел при соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, передачи части электрического заряда от одного тела к другому

31

Электрический ток. Источники электрического тока.

Электрический ток. Источники тока. Устройство, действие и применение гальванических элементов и аккумуляторов.

32

Электрическая цепь и ее составные части.

Элементы электрической цепи и их условные обозначения. Схемы электрических цепей.

33

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

Повторение сведений о структуре металла. Природа электрического тока в металлах..

34

Сила тока. Единицы силы тока.

Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током. Единица силы тока - ампер.

35

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы.

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

Напряжение. Единица напряжения - вольт. Назначение вольтметра. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы.

37

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Зависимость силы тока в цепи от свойств включенного в нее проводника (при постоянном напряжении на его концах). Электрическое сопротивление - Ом. Объяснение причины сопротивления проводника.

38

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления. Закон Ома для участка цепи.

39

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Установление на опыте зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен. Удельное сопротивление. Единица удельного сопротивления. Формула для расчета сопротивления проводника.

40

Реостаты. Лабораторная работа №6. «Регулирование силы тока реостатом».

Назначение, устройство, действие и условное обозначение реостата.

41

Лабораторная работа №7.

«Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач.

Закон Ома для участка цепи.

42

Последовательное соединение проводников.

Цепь с последовательным соединением проводников и ее схема. Общее сопротивление, общее напряжение и сила тока в цепи при последовательном соединении проводников.

43

Параллельное соединение проводников.

Цепь с параллельным соединением проводников и ее схема. Общая сила тока и напряжение в цепи с параллельным соединением. Смешанное соединение проводников.

44

Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

45

Работа электрического тока.

Работа электрического тока. Единица работы тока - джоуль. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами.

46

Мощность электрического тока.

Мощность электрического тока. Единица мощности тока - ватт. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами.

47

Лабораторная работа №8. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

Причина нагревания проводника при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

Устройство лампы накаливания и нагревательных элементов. Решение задач на расчет работы и мощности

50

Короткое замыкание. Предохранители.

Причины возникновения короткого замыкания. Устройство и принцип действия предохранителей.

51

Повторение темы «Электрические явления».

Решение задач на основополагающие вопросы темы: взаимодействие заряженных тел, изображение схем

52

Контрольная работа №3. «Электрические явления».

Электрические явления.

Электромагнитные явления (7 часов).

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. 3.

Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Магнитное поле прямого тока.

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Лабораторная работа №9.

«Сборка электромагнита и испытание его действия».

Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током (изменение числа витков катушки, силы тока в ней, помещение внутрь катушки железного сердечника).

55

Применение электромагнитов.

Использование электромагнитов в промышленности. Устройство и действие электромагнитного реле.

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле.

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Изменение направления этой силы при изменении направления тока.

58

Лабораторная работа №10.

«Изучение электрического двигателя по-стоянного тока (на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления».

Принцип работы электродвигателя. Преимущества электродвигателей.

59

Устройство электроизмерительных приборов.

Использование вращения рамки с то-ком в магнитном поле в устройстве электрических измерительных приборов (материал может быть рассмотрен в процессе коллективного обсуждения задания 11 (1)).

4 .Световые явления (8 часов).

60

Источники света. Распространение света.

Оптические явления. Свет - важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Точечный источник света и луч света. Образование тени и полутени. Затмения как пример образования тени и полутени.

61

Отражение света.

Законы отражения света.

Явления, наблюдаемые при падении луча света на отражающие поверхности. Отражение света. Законы отражения света.

62

Плоское зеркало.

Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Особенности этого изображения.

63

Преломление света.

Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Законы преломления света.

64

Линзы. Оптическая сила линзы.

Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы.

65

Изображения, даваемые линзой.

Построение изображений, даваемых линзой. Зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы.

66

Лабораторная работа №11.

«Получение изображения при помощи линзы».

Получение изображения при помощи линзы.

67

Дисперсия света.

Дисперсия света.

68

Контрольная работа №4. «Световые явления».

Световые явления.

69


70



© 2010-2022