Мастер-класс Физика вокруг ас

     Из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников интерес к своему предмету, раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка через призму физики. Поэтому своей  задачей, своей педагогической миссией  я считаю необходимость научить жить ребёнка в мире творчества, в мире красоты и гармонии с природой, ведь физика – это наука о природе, не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.(Ф.И.Тютчев)
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не волшебник. Я учитель самого интересного школьного предмета. Физики. Почему? Да потому, что именно физика раскрывает душу природы, именно он помогает находить обычное в необычном и необычное в обычном.

Нас физика, повсюду окружает.

Из дома в школу утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,

В кабине лифта ощутить падение,

На тратуаре - сильное скольжение.

А вот и школа - вечное движение!


Тема нашего сегодняшнего мастер-класса: «Физика вокруг нас».

Из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников интерес к своему предмету, раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка через призму физики. Поэтому своей задачей, своей педагогической миссией я считаю необходимость научить жить ребёнка в мире творчества, в мире красоты и гармонии с природой,

ведь физика - это наука о природе, не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.(Ф.И.Тютчев)

С первых минут урока важно создать положительно эмоциональный настрой.

  1. А сейчас давайте "Улыбнемся друг другу и скажем: «Как я люблю физику!", т.о. данным приемом мы способствуем эмоциональному настрою учеников на урок.

Иначе настроить ребят можно с помощью интересной задачи.

Например:

Дано: солнечный луч (ребенок)

Получить: радугу.

Что для этого необходимо?

Давайте послушаем, что у вас получилось…..

- Дождь! Капельки которого служат призмами, преломляющими солнечный свет.

Молодцы, спасибо!

А дождевые капельки моей работы - методы и приемы, направленные на развитие образно - эмоционального мышления, которое способствует творческой самореализации учащихся, формированию креативного мышления и развитию творческих способностей в процессе обучения физики.

(КАМЕШКИ)

  1. Говорят, чтобы привлечь внимание детей, их нужно постоянно удивлять и озадачивать. И хотя мы с вами не дети, однако, удивляться и решать задачи нужно в любом возрасте.

Я попрошу моих помощников выполнить своеобразную работу.

Запустите руки в эти мешочки, но не смотрите, что в них.

-Что вы ощутили?(Ответы учителей).

Давайте извлечём содержимое и посмотрим, что у вас.

- А что бы дети сказали, какие они, какой формы? Что их объединяет? Чем они отличаются?


Подведем итог - в этом задании предложенная проблемная ситуацию, позволяет детям самостоятельно определить тему и цели урока



  1. Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.


Я хочу показать применение технологии на уроке физики в 8 классе по теме, которую вы сейчас угадаете сами.


Сейчас я вам раздам карточки (или лежат на столах)

Вам необходимо показать с помощью пантомима то, что изображено на картинке. Задача всех остальных угадать.


Мастер-класс Физика вокруг ас

Мастер-класс Физика вокруг ас

Мастер-класс Физика вокруг ас

(Звучит музыка, группы работают)

Кто готов, пожалуйста команда №1

(показывает, все угадывают, на слайде высвечивается картинка)

Правильно, это вода…, облако, сосулька

И, так:

Вода.

В каком состоянии она находится?

Облако.

В каком состоянии находится вода?

Сосулька.

В каком состоянии находится вода?

Спасибо, по вашему мнению на каких этапах урока это можно применить?



  1. Одна из главных задач обучения - развитие творческого мышления учащихся. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из различных источников. Это приводит к тому, что учащихся бывает трудно удивить, сообщая им какие-то сведения, не являющиеся для них новыми. Поэтому, что бы уроки были интересными, непохожими друг на друга в своей работе я использую игровые ситуации.

Игровой момент на уроке может быть связан не только с проблемой обучения школьников, но и их воспитания. Познавательные игры в старших классах быстро превращаются в серьезный учебный труд, в процессе которого развиваются такие черты, как выдержка, самостоятельность, воля к преодолению трудностей, настойчивость.

Я предлагаю каждому команде разгадать по одному ребусу.

Мастер-класс Физика вокруг ас

Мастер-класс Физика вокруг ас

Мастер-класс Физика вокруг ас



ответы: колебание, резонанс, маятник

Какую большую тему связывают эти слова? Ответ: «Колебания и волны»



  1. Большой интерес у детей вызывают наблюдения и опыты. Я предлагаю вам провести в группах экспериментальное задание.

Первая группа.

(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние ( твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?



Вторая группа.

План исследования сердечного ритма.

  1. Посчитайте пульс.

  2. Заполните таблицу, вычислите период, частоту, используя соответствующие формулы и постройте график колебаний.

  3. Проанализируйте полученные результаты.

Пульс

Время,с

Период, с

Частота, Гц

Циклическая частота, Гц

Колебания










Третья группа.

Задание: Определить плотность продуктов питания, упакованных в пачки правильной формы: масло сливочное, сыр плавленый, халва


А теперь кратко опишите опыт и полученный результат.

  1. На своих уроках я применяю интерактивную доску, сейчас предлагаю вам ответить на вопросы-1,2,3.

  2. А теперь решим задачу (1мин), проверим.

ВЫВОД

7. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. Сейчас мы все вместе составим (сотворим) синквейн.

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существует определенный строгий алгоритм, где:

  • 1 строка-тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • 2 строка-два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • 3 строка-образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

  • 4 строка-фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • 5 строка-одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула - это то, из чего состоит вещество.
Частица.


С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания.

А сейчас немного поработаем (1 ком - прилагательные, 2-глаголы,3-фраза из четырех слов)

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика-наука о природе.
Наука.


Я считаю, что одним ближе физика, дугим ботаника, кому-то нравится математика, а кому-то история. Каждый человек особенный, поэтому и его взгляд на мир неповторим. И если вас увлек волшебный мир физики - смелее идите на встречу этой древней науке, она того стоит.

  1. Рефлексия

У вас на столах лежат своеобразные «Термометры», предлагаю отметить свое эмоциональное состояние по проведению мастер-класса на шкале термометра.

Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничны. Но все мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей неповторимости в этом мире.

Учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное.

Кто сказал, что физик не поэт?

Может он стихи писать, как бог.

Кто сказал, что скучен белый свет?

Он расцвечен спектрами дорог.

Физики счастливей всех людей,

С ними даже Время откровенно.

Им видны и смысл, и красота

В дебрях самых сложных уравнений,

А ещё им снится иногда

Звезд далеких - бурное рождение!


Благодарю за сотрудничество! Желаю творческих побед!



























  1. Применение устного народного творчества

    • загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. Например, при прохождении темы «Испарение конденсация» можно применить следующие загадки:

  1. Вечером на землю слетает, ночью на землю пребывает, утром опять улетает (Роса)

  2. Подходила - грохотала, стрелы на землю метала (Туча)

  3. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней)

  4. Над рекой и над долиной висит белая холстина (Туман)

  5. Не вода, а из чайника горячим идет (Пар)

А вот пословица «Коси коса, пока роса, долой и мы домой».









  1. Уравнение гармонических колебаний тела x = 0,2·cos(πt) в (СИ). Найдите амплитуду, период, частоту. Определите смещение тела через 2 с.

  2. Напишите уравнение гармонических колебаний, если за 1 мин совершается 60 колебаний; амплитуда равна 8 см.

  3. Найдите амплитуду, период и напишите уравнение колебаний x(t).

Мастер-класс Физика вокруг ас

  1. Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебания 5 Гц. Какова длина волны?

  2. По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду и период колебаний маятника.

Мастер-класс Физика вокруг ас

Задачи для зайца

  1. Определите по графику, приведенному на рисунке длину волны.

Мастер-класс Физика вокруг ас

  1. Найдите амплитуду, период и напишите уравнение колебаний x(t).

Мастер-класс Физика вокруг ас

  1. Напишите уравнение гармонических колебаний, если частота равна 0,5 Гц, амплитуда 80 см.

  2. Определите длину звуковой волны с частотой колебаний

16 Гц.

  1. Рыболов заметил, что за 10с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн равно 1,2 м? Какова скорость распространения волн?

Подведение итогов работы в парах







СИНКВЕЙН

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существует определенный строгий алгоритм, где:

  • 1 строка-тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • 2 строка-два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • 3 строка-образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

  • 4 строка-фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • 5 строка-одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула - это то, из чего состоит вещество.
Частица.


С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания.

А сейчас немного поработаем (1 ком - прилагательные, 2-глаголы,3-фраза из четырех слов)

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика-наука о природе.
Законы.


Конечно же, коллеги, каждый из нас, мастер, творец детских душ, созидатель прекрасного, может быть даже волшебник. А потому давайте вдохнём немного новизны, фантазии в наше творение. Смотрите, получилась замечательная картина. Креативно? Так и учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное. Каждый по-своему, каждый по-разному вдохновляет и окрыляет своих учеников



Рефлексия

Еще использую прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагаю нарисовать на полях шкалу от -12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока.



Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничны. Но все мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей красоты и неповторимости в этом мире.

Слайд (картина)

Ничто прекрасное бесследно не теряется. Не надо бояться бросать семена красоты по дорогам. Они останутся там лежать неделями, может быть годами, но они не истлеют, подобно алмазам, и, в конце концов, кто-нибудь заметит их блеск, подберёт их и уйдёт счастливый.

Благодарю за сотрудничество!

Желаю творческих побед!



Методы интерактивного обучения

  • Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

  • Упражнения - энергизаторы

  • Работа в группах, парах

  • Кооперативное обучение

  • Ролевая (деловая) игра

  • Аквариум

  • Карусель

  • Дерево решений

  • Броуновское движение

  • Синквейн



© 2010-2022