• Преподавателю
  • Физика
  • Интегрированный урок по физике и географии по теме Давление на глубине: тема урока ИССЛЕДОВАНИЕ МОРСКИХ ГЛУБИН

Интегрированный урок по физике и географии по теме Давление на глубине: тема урока ИССЛЕДОВАНИЕ МОРСКИХ ГЛУБИН

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ИССЛЕДОВАНИЕ МОРСКИХ ГЛУБИН.

ФИО (полностью Суховерхова А.В, Ляпина О.Н.

Место работы: МКОУ «Медведицкая СШ»

Должность: учитель

Предмет: физика, география

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Исследование морских глубин.

Базовый учебник: УМК под ред. Генденштейн.

Цель урока: ознакомить учащихся с новыми сведениями о морских глубинах, о способах их исследования, о животных морей и океанов

Задачи:

обучающие:

- Актуализация жизненного опыта учащихся и знаний, полученных в ходе изучения тем «Гидростатическое давление», «Атмосферное давление», «Выталкивающая сила» раздела «Давление» курса физики, тем курса географии, «Безопасность на воде» курса предмета ОБЖ.

- Закрепить навыки применений законов гидродинамики при решении текстовых и интерактивных задач практического содержания.

- Научить решать задачи по определению давления жидкости.

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету через использование разнообразных форм работы; формирование потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета, совершенствование навыков коллективной работы, активизирование мышления школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.

воспитательные: воспитание экологически грамотной личности;

- Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за принятие индивидуальных и общих решений, формировать навыки групповой и индивидуальной работы.

- Продолжить работу по профориентации и здоровьесбережению.

Тип урока: конференция

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя , мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение - проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

Структура и ход урока:

  1. Вступительное слово.

  2. Живой мир морских глубин.

  3. Физминутка «Ловцы жемчуга».

  4. Решение задач.

  5. Глубины погружения.

  6. Морская цепочка.

  7. Подведение итогов. Рефлексия.


Приобретаемые навыки детей:

- умение применять законы гидродинамики при решении задач;

- навыки работы на компьютере при организации поиска информации и её введении;

- умение работать с цифровыми ресурсами - тестами, слайдами;

- навыки работы с сайтом в Интернете, поиска информации, получение результата;

- умение работать в группе и индивидуально, отстаивать своё мнение, оценивать чужую работу, представлять полученную информацию.

Формы организации детей: индивидуальная и групповая работа с печатными источниками, цифровыми ресурсами, фронтальный и индивидуальный опрос, консультационная и контролирующая деятельность.

Форма организации педагога: ведение дискуссии, консультирование, организация опроса, контроль за оцениванием работы.

2) Цифровые ресурсы из Единой коллекции ЦОР:

1) «Слайд - шоу «Водолазы» (№ 124206), «Видеоролик - анимация «Действие силы давления на тело, погруженное в жидкость» (N 124326), «Слайд-шоу «Зависимость давления жидкости от глубины» (№ 123909), «Слайд - шоу «Кессон» (№ 123927), «Подборка заданий «Гидростатическое давление» (№ 124269), «Тестовая работа «Гидростатическое давление» (№ 123914), «Задача по физике № 1003» (№ 60774), «Задача по физике № 1043» (№ 60807), «Анимация «Вывод формулы гидростатического давления» (№ 124248), «Интерактивная задача «Давление на большой глубине» (№ 123862), Видеоролик - анимация «Измерение давления внутри жидкости». (N 123879), «Давление жидкости в колбе» (№ 133841);

2) CD «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий»; «Физика 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий»
















СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

(звуки моря)

Учитель географии:

Проснулся Садко, купец богатый, новгородский,

В океан - море, да на самом дне,

Увидел он; сквозь воду течет красно солнышко,

Увидал возле себя палаты белокаменные.

Во палатах сидит на стуле царь Морской,

И говорит царь Морской да таковы слова:

«А и здравствуй, купец богатый,

Садко да Новгородский гость!..»

Где оказался Садко?

Уч-ся: на морском дне.

Догадались, что мы будем рассматривать?

Сегодня мы совершим путешествие, во время которого вы узнаете о свойствах океанических вод, проведем наблюдения за удивительным подводным миром,

удивимся его многообразию и разгадаем тайны некоторых физических процессов.

А для нужно изучать подводный мир?

Ребята, как вы думаете, для чего нужно исследовать морские глубины?

Итак, существуют несколько причин исследования морских глубин (СЛАЙД):

  • Изучение морских животных и морские растения.

  • Добывать со дна морей и океанов полезные ископаемые.

  • В случае необходимости производить спасательные работы.

В работу включается учитель физики:

А.В :

Французский поэт Шарль Бодлер писал:

Природа - это храм, где камни говорят,
Хоть часто их язык бывает непонятен.
Вокруг - лес символов, тревожен, необъятен,
И символы на нас с усмешкою глядят.

Пытливый ум человека не делит мир на части непроницаемой перегородкой: это - лирика, а это - физика. Поэтому мы сегодня не будем отделять жизненные ситуации от изучаемого предмета, попытаемся с помощью этих символов, которые преображаются в формулы, проследить переход человеческой мысли в задачи. -для чего еще надо изучать подводный мир?

  • Прокладывание по дну кабелей и трубопроводов.

  • Искать затонувшие корабли с золотом.

  • Спорт, подводная охота и другое.

Учитель: - Море бывает опасно, подводный мир таит в себе много тайн. А знание законов может помочь предугадывать возникновение ситуаций, опасных для жизни человека. О законах гидродинамики нам будут напоминать подготовленные вами справочные материалы и в этом мы с вами сегодня убедимся.

О.Н.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. (3 мин)

О.Н. Таким образом задачи поставлены и мы начинаем наше исследование.

Сегодня на уроке присутствуют 3 группы:

2группа географы - теоретики

1 группа физики- исследователи

3 группа - наблюдатели

Каждая группа получает своё задание (конверты)


  1. Группа№1 «Физики - исследователи»

Тест «да» «нет»

«ДА или НЕТ?» 5 - 7 мин. с проверкой.

ДА или НЕТ? Задание группам

Отметьте согласие с утверждением + , не согласие - (на полях рядом с номером)

Номера заданий, отмеченных +, впишите в столбик ДА, номера заданий, отмеченных -,

в столбик НЕТ.

1. Железный и деревянный шары одинаковых объемов бросили в воду. На оба этих шара действуют одинаковые выталкивающие силы.

2. Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, больше архимедовой силы, то тело всплывает.

3. Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в нее. Если это тело поместить в спирт, то оно останется в равновесии.

4. Если лед, плавающий в воде, полностью растает, то уровень воды уменьшится.

5. При переходе корабля из реки в море его осадка уменьшается.

6. Железный и деревянный шары одинаковых масс бросили в воду. На оба эти шара действуют одинаковые выталкивающие силы.

7. Если плотность тела равна плотности жидкости, в которой оно находится, то тело будет плавать внутри этой жидкости.

8. Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, меньше силы Архимеда, то тело всплывает.

9. Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в нее. Если это тело поместить в спирт, то оно утонет.

10. При переходе корабля из реки в море его осадка увеличивается.

11. Железный и деревянный шары одинаковых объемов бросили в воду. На железный шар действует большая сила Архимеда.

12. Выталкивающая сила зависит от объема жидкости, в которой находится тело.

13. Если плотность тела равна плотности жидкости, в которой оно находится, то тело утонет в этой жидкости.

14. Железный и деревянный шары одинаковых объемов бросили в воду. На деревянный шар действует большая выталкивающая сила.

15. Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в нее. Если это тело поместить в спирт, то оно всплывет.

16. Железный и деревянный шары одинаковых объемов бросили в воду. На оба эти шара действуют разные выталкивающие силы.

17. Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, равна архимедовой силе, то тело находится в равновесии.

18.Если лед, плавающий в воде, полностью растает, то уровень воды увеличится.

19. Если плотность тела равна плотности жидкости, в которой оно находится, то тело всплывает на поверхность жидкости.

20. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости.

Таблица правильных ответов:

ДА: 5, 7, 8, 9, 11, 16, 17, 20.

НЕТ: 1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 13, 14, 15, 18, 19.(желаем удачи)


Группа №2 «Географы - теоретики»

I вариант

I вариант

II вариант

а

1.Самый мелкий океан на Земле.

2. Самый широкий пролив на Земле.

2.Самый длинный пролив на Земле.

3. Самый большой и глубокий залив на Земле.

3.Единственное море на Земле, не имеющее берегов.

4. Самый большой по площади океан на Земле.

4. Самый маленький по площади океан на Земле.

5. Водная оболочка Земли - это…

5. Воздушная оболочка Земли - это…

Ответы:

I вариант

II вариант

1. Тихий океан

1.Северный Ледовитый океан

2. Пролив Дрейка

2. Мозамбикский пролив

3. Бенгальский залив

3. Саргассово море

4. Тихий океан

4. Северный Ледовитый океан

5. Гидросфера

5. Атмосфера

Группа№3 «Наблюдатели»( работа в парах)

Задания для письменного выполнения.

1.Укажите стрелками соответствие между физической величиной, её обозначением и единицей измерения:

Физическая величина

Обозначение

Наименование

Плотность

V

Па

Сила

р

М3

Объём

m

Кг/м3

Масса

F

кг

Давление

ρ

Н


2. Заполните пустую клетку таблицы, вписав туда то, что на ваш взгляд происходит с телом.

Действующие силы

Как ведёт себя тело(Всплывает? Тонет? Плавает внутри жидкости?)

FAFT

FA =FT

FA FT

Учитель физики: а сейчас проведем взаимопроверку( группы меняются заданиями и проверяют, )

3------1

2----3

1---2.

Результат: 1группа--------------Желаем удачи

2группа-------------верно

3группа------------на доске выложена картина.

Учитель: Подводный мир, какого объекта мы будем изучать?

Уч-ся: Тихого океана

О.Н. Определите его географическое положение относительно экватора и нулевого меридиана.

Уч-ся: расположен в северном и южном полушариях, западном и восточном. (во всех полушариях).

Освоение и изучение Мирового океана - задача не менее важная чем покорение космического пространства…

Первые исследование морского дна началось собирателями жемчуга, которым украшали себя женщины ещё в древнем мире. (Слайд)

А.В. Ну что давайте рассчитаем, какое давление испытывали ныряльщики за жемчугом (расчет)задача- решают все.

Географ -теоретик

1.А Р Беляев.»Человек-амфибия».

«Ихтиандр опускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений…Он погружался все медленнее. Вода становилась плотнее , она уже давила на него, дышать становилась все труднее. Здесь стояли густые зелено-серые сумерки».

Значительно ли меняется плотность воды с глубиной? Почему дышать становилось труднее?

Ученик физик: В морской глубине существуют особые природные условия, резко отличающиеся от мира наземного. Там царствует мрак, так как солнечный свет, постепенно угасая, совершенно исчезает на глубине 180 м. Отсутствие воздуха, необходимого для дыхания, и особенно давление самой воды, возрастающее с глубиной, являются главными препятствиями изучения подводного мира.

Докажем это.

(рассчитываем давление на разных глубинах.)

Слайд шоу

А.В.вывод: вот мы убедились , что на разных глубинах давление разное.

Сообщение - презентация «Организмы в Мировом океане»

До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные - фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2-3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.

А.В. Каким образом все же изучается жизнь мирового океана

Ученик физик: Человечество изобрело множество аппаратов, способных нам поведать о подводной жизни, позволяющих измерять глубину водоёмов.

Сообщения учащихся

Первым подводным аппаратом был водолазный колокол (высота - 2,4 м, диаметр - 1,5 м), изобре­тенный английским ученым Галлеем. Он был сделан из дерева и обшит свинцовыми листами. Наверху имелся иллюминатор, а внизу крепился свинцовый груз. Воздух подавался из двух поочередно спускаемых на тросе бочек. Искусные ныряльщики еще 4 тыс. лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул - и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.

Водолазу воздух подают по резиновой трубке - шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху «рубаху» - резиновый костюм, к которому привернут метал­лический шлем со стеклянными окошками. Чтобы вода не вытолкнула на поверхность, водолазу вешают на спину и на грудь свинцовые грузы, а чтобы легче было стоять головой вверх, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его в глубину на прочной веревке. В таком тяжелом костюме человек неповоротлив. А ведь как хочется плавать, словно рыба! И придумали для этого другой костюм: легкий, без свинцовых грузов и свинцовых подметок. Шланга нет: воздух водолаз берет с, собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью надетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет. В таком водолазном костюме можно опуститься на глубину 300 м.

Видео №7-186


О.Н. Учитель: - Две трети земного шара покрыто водой. Это моря, океаны. Глубина их в отдельных местах настолько велика, что высочайшие горные хребты и отдельные вершины скрылись бы целиком под водой, если бы каким-либо путём удалось погрузить эти горы в морскую пучину.

Но исследование морского дна даже в батискафе может быть опасным. Почему? А вот посмотрите следующий сюжет.

Ученик:/ «Слайд - шоу «Кессон» № 7-187). Учащиеся обсуждают увиденное./

Учитель: - Теперь вы знаете, как помочь избежать этих осложнений со здоровьем после погружения на глубину.

Наблюдатели:

Физминутка: Солдат упал в озеро и, достигнув дна на глубине 9 м, стал вычислять давление озерной воды на дно. Надо ли ему измерять шагами площадь дна или можно выныривать? (Давление жидкости зависит только от высоты столба жидкости и ее плотности)

.Константин Г Паустовский «Кара-Бугаз».

«...Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всем тщании кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило ее дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе серную кислоту»

Почему кок не смог погрузиться в воду залива Кара_богаз-Гол? Какую еще ошибку допустил кок? (Вода в заливе отличается большой концентрацией соли).

Физики отвечают. (Опыт.)

Слайд-шоу№7-225.

О.Н. Наша экспедиция проводит наблюдения за соленостью морских вод. Проанализируй карту солености в атласе, презентации. Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености. В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни.


Задание наблюдателям:

  1. На столе приборы лежат. Как они называются и для чего предназначены? Какие из них вы будете брать в подводный мир?


  2. Манометр показывает давление 50кПа. Вы на какой глубине находитесь?


  3. Может ли выталкивающая сила, действующая на подводную лодку быть равной нулю?

докажем: ( Опыты) Задание 1

1. На плоское дно кастрюли положите небольшое плоское зеркало и заполните кастрюлю соленой водой. На картофелине сделайте свежий продольный срез, убедитесь, что она плавает в соленой воде.

Сильно прижмите картофелину срезом к зеркалу. Что вы наблюдаете? Объясните опыт?

. В чем трудность в осуществлении этого опыта?

Оборудование: неглубокая кастрюля (лучше с прозрачными стенками) или другой сосуд с крепким раствором соли, плоское зеркальце, картофелина, нож.


  1. Вопрос учителя другим группам: Почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое?

Физики:

Задание 1

1. В банку или стакан налейте воды. В воду опустите огарок свечи. Чтобы свеча лучше плавала, сохраняя вертикальное положение, снизу посередине воткните в нее гвоздик или металлическую кнопку.

2. Добейтесь того, чтобы над поверхностью воды оставались лишь фитилек и краешек свечи.

3. Зажгите фитиль. При этом свеча будет плавиться, становясь все меньше и меньше.

4. Зальет ли вода свечу? Проверьте и объясните наблюдаемое явление.

Оборудование: прозрачная банка с водопроводной водой, свеча, гвоздики, кнопки, спички.

Задание 2

1. Известно, что брусок пластилина тонет в воде. Почему?

2. Постарайтесь слепить из этого кусочка НЕЧТО такой формы, чтобы оно не утонуло.

3. Почему же слепленное НЕЧТО не тонет в воде?

Оборудование: 2 куска пластилина, сосуд с водой


Учитель географии

Но, к сожалению, человек не умеет хранить и оберегать морские богатства. Во многом это связано с перевозкой нефти танкерами. Количество нефти в танкере превышает десятки тысяч тонн. При аварии такого судна происходят гигантские загрязнения Мирового океана нефтью. (СЛАЙДЫ)

В последнее время активно обсуждалась идея транспортных перевозок нефти атомными подводными лодками. Если вдруг произойдет авария такой лодки, то разъедающая металлы соленая вода разрушает корпус судна и реактор, и может произойти радиоактивное загрязнение среды.

В 1978 году во время катастрофы американского судна в море вылилось 2000000 тонн нефти. Как убрать это пятно?

физик: Но законы физики помогают бороться с этим злом: 1) создание очистных сооружений; 2) разрабатываются безотходные технологии. Найдены вещества довольно быстро растворяющие нефть, обнаружены микроорганизмы для которых нефть _ это основной продукт питания.

О.Н (подводит итог): Все цели нашего урока достигнуты. В организации нашего урока мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, прошу в своих страничках сделать

1группа физиков-исследователей: Составить: кластер

2группа географов: : Составить синквейн,

Группа наблюдатели: один из трех рисунков - тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Дети рисуют и показывают, что у них получилось.

 - многое понял, многому
научился

 - я удовлетворен своей
работой на уроке

 - как мало я знаю, мне надо
многому научиться

Мы сегодня прикоснулись к таинственному миру морской глубины, такому красивому и богатому.

Его описывали в художественных произведениях, художники изображали его на своих полотнах, а композиторы посвящали ему свои произведения.

Ребята, давайте заслушаем отрывок из оперы Римского - Корсакого «Садко» и на минуту представим, что оказались в гостях у Морского царя.

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Понравилась ли вам сегодня наша конференция? Что особенно запомнилось и показалось наиболее интересным? Выскажите свое мнение. Изменилось ли ваше представление о морском мире?


10


© 2010-2022