• Преподавателю
  • Физика
  • Статья ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование естественно - математического образовательного пространства подготовки компетентного выпускника.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Орлова Л.В.,

учитель - методист

ОШ I-III ступеней №1

города Кировское



Аннотация

В статье рассматривается роль исследовательской деятельности при изучении физики для обучения и воспитания компетентного выпускника нового времени.

Ключевые слова: компетентный выпускник, метапредметный подход, исследовательские умения, исследовательская деятельность.

Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. А завтра темпы его развития ещё ускорятся. Поэтому способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в

будущем личную успешность сегодняшнего ученика.

Наша молодая Республика, в свою очередь, заинтересована в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его крайне важным умением - умением учиться. Ещё Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить».

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций - важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Программа модернизации содержания образования в Донецкой народной республике затрагивает все стороны образовательного процесса. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает педагогических работников на поиск и апробацию новых технологических образований, ориентированных на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций.

Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Современные условия развития общества все больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.

Именно на это нацеливает учителей концепция развития образования нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе - творческое мышление. Данный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и уже с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.

А. Хуторской к ключевым образовательным компетенциям относит ценностно - смысловые, общекультурные, учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социально -трудовые и компетенции личностного совершенствования. ⌠6]

Компетентный выпускник нового времени должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. в процессе исследовательской деятельности школьников. ⌠1]

Обучающийся должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы⌠4].

Виды моделирования исследовательской деятельности учащихся



Исследовательская деятельность - это один из способов развития обучающихся. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость - вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.⌠5]

Постановка проблемы

Предметная исследовательская деятельность учащихся

Изучение теории

Выдвижение гипотезыение теории

Включает алгоритм организации учебного материала

Подбор методик

Сбор собственного материала

Выводы

Анализ и обобщение

В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, идеи проблемного обучения И.Я.Лернера, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, идеи о развитии субъектности в онтогенезе В.И.Слободчикова.

В процессе исследовательской деятельности происходит формирование важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, развитие теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности личности обучающегося. Центральным звеном является деятельностное содержание образование, которое конкретизируется через систему представлений о структуре научной картины мира, приобретением личного опыта реализации исследовательских задач, выработке ценностных ориентаций обучающихся.

Формирование навыков проблемно-исследовательской работы должно осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие исследовательских навыков при изучении материала на уроках и во внеурочное время с использованием проблемно - исследовательских вопросов и заданий;

  • проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада, реферата, в том числе, с использованием ресурсов сети Интернет;

  • усиление практической направленности программного материала.

По мнению В. И. Андреева, специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [2].

Можно выделить два направления организации исследовательской деятельности учащихся: предметная исследовательская деятельность учащихся; проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся.

Назовем основные характеристики учебного исследования:

  • выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих

неоднозначность;

  • специальное конструирование учебного процесса «от выделенных

точек» или проблемная подача материала;

  • развитие навыка формирования или выделения нескольких версий,

гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

  • развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа

свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения;

  • работа с первоисточниками при разработке версий;

  • развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Самым важным при выполнении исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время является способность учащегося видеть проблему, анализировать известное и неизвестное, на основе анализа выдвигать гипотезу по решению проблемы и обосновывать ее. Ключевым моментом любого исследования является гипотеза, на основании которой строится исследование. Происходит обучение планированию исследования, для чего

также используется совместное обсуждение плана исследования в группе на основе выдвинутой гипотезы. Дополнительные задания о применении явления на практике стимулируют поиск, систематизацию учащимися информации. При обработке результатов исследования также формируются информационные умения. [3].

При выполнении эксперимента обучающиеся осваивают такие умения, как наблюдать явление, измерять, проводить эксперимент, описывать эксперимент. Ученики делают самостоятельно выводы из исследования и предъявляют их для обсуждения.

Примером самостоятельного исследования по собственному плану может служить выяснение характера движения тела по наклонной плоскости, введение характеристики такого движения - ускорения.

Формы организации исследовательской деятельности

Курс «методы научных исследований»

Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения

Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана


Проведение научно-практических конференций и конкурсов

Реализация учебно-исследовательских проектов;

общешкольных проектов

Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера.


1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по физике (проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов, доклады учащихся по поставленным заданиям.

2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей, отработка постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий, презентация данных заданий на уроках. 3. Курсы в рамках школьного компонента - элективные курсы, которые

строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

4. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ. 5. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной

образовательной программы на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения образования.

6. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, способствует успешной социализации школьников за счет создания адекватной информационной среды. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания. [5].

Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение

итогов, разделяя ответственность с членами команды.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. У обучающихся формируются: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи. Такая деятельность преследует еще и цели социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Сейчас на данном этапе развития образования исследовательская деятельность - важная и необходимая технология как средство не только обучения, но и воспитания, и развития компетентного выпускника нового времени.

Необходимо начать перестройку учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей, что позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, но и стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов обучающегося- компетентного выпускника нового времени.

Литература:

1. Приоритеты развития образования в ДНР, 2015г.

2.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

3.Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Сборник статей под общей редакцией А.С. Обухова. М.:НИИ школьных технологий, 2006.

4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42

5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в образовании//Исследовательская работа школьников.2004. №1. 6. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря.

eidos.ru/journal/2005/1212.htm

© 2010-2022