• Преподавателю
  • Физика
  • Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)

Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)

Данный курс является методологическим и предназначен, чтобы показать учащимся, что физика- это прежде всего наука изучающая природу, следовательно как и любая наука, она использует свои методы и способы изучения окружающего мира. Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и предназначена для ориентации ребят в осмысленном выборе ими дальнейшего жизненного пути. Курс рассчитан на 12 часов. В данном курсе уделяется особое внимание практическим работам, связанным с наблюдениями, измерениями,...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)

Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)

Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)







( ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ.)











СОСТАВЛЕН УЧИТЕЛЕМ ФИЗИКИ

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 5

ОКРУГА КОЛЬЧУГИНО,

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛ.,

Коптевой Г.Г.





Методы научного познания природы.

Физическая картина мира.

( элективный курс по физике для предпрофильной подготовки в 9 классах.)


Пояснительная записка.

Введение.

Данный курс является методологическим и предназначен, чтобы показать учащимся, что физика- это прежде всего наука изучающая природу, следовательно как и любая наука, она использует свои методы и способы изучения окружающего мира. Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и предназначена для ориентации ребят в осмысленном выборе ими дальнейшего жизненного пути. В этом возрасте у подростков еще не сформировалось приемов самостоятельной познавательной деятельности, связанных с методами и приемами научного познания (наблюдение, опыты, сравнение, описание, прогнозирование и т.д.), а только начинает развиваться теоретико-формальное мышление, предполагающее умение рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез. На данном этапе у ребят преобладает конкретно-образное мышление, поэтому в данном курсе осуществляется более подробное знакомство с эмпирическим этапом познания, целью которого является получение научных фактов и знакомство с теоретическим этапом познания. Физика - наука экспериментальная. Все теоретические построения в ней основываются на наблюдении реальных явлений. Следовательно, нужно прежде всего научиться наблюдать и описывать наблюдаемые явления. Однако физика не только занимается отысканием внешних закономерностей явлений, но и стремится постичь их причину, проникнуть в механизм явлений. С этой целью выдвигаются гипотезы и строятся упрощенные модели. Поэтому данный курс призван заинтересовать учащихся и дать им начальные представления о методах физических исследований. В программе также рассматривается изменение физической картины мира за время развития физики. Особое внимание обращается на изменение представлений об окружающем мире в ходе развития физической науки. Задачей данного курса является организация таких занятий, на которых изучаемые методы науки будут и объектом и средством учебного познания. В частности одним из методов является измерение физических величин. Умение правильно измерять и обрабатывать полученные результаты необходимо человеку не только в науке, но и практической деятельности. Поэтому в данном курсе уделяется особое внимание практическим работам, связанным с наблюдениями, измерениями, проведением самостоятельных опытов.


Цель курса:

Повышение мировоззренческого и гуманитарного уровня, показывающего физику как один из компонентов общечеловеческой культуры, как результат деятельности людей. Формирование научного мировоззрения, активизация познавательной деятельности учащихся через ознакомление учащихся с методами познания, построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа. Формирование представления у ребят о

современной физической картине мира.


Задачи курса:

  1. Научить ребят проводить наблюдения и самостоятельные эксперименты, вести исследования.

  2. Развивать и вырабатывать на занятиях самостоятельность, инициативу, умение мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий.

  3. Познакомить с общими принципами экспериментального научного подхода к познанию природных явлений и объектов.

  4. Развивать у учащихся измерительные навыки.

  5. Показать ученикам сущность теоретического моделирования реальных процессов и объектов и познакомить с теоретическими методами в науке.

  6. Познакомить учащихся с историей развития физической картины мира.

Планируемые результаты:

По окончании курса учащиеся должны знать, в чем состоит научный метод изучения природы. Они должны понимать, в чем суть моделей природных процессов и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели и гипотезы, как проводить научные исследования.

Учебно-тематическое планирование.

П / П

Наименование темы

Количество часов

Форма организации

Межпредметные связи

1.

2.

3.

4.

5.

Введение. Что изучает физика?

Методы эмпирического познания природы.

Методы теоретического познания.

Физическая научная картина мира.

Итоговое занятие

Эвристическая беседа.

Практические занятия.

Эвристическая беседа, лекции.

Эвристическая беседа, семинар.

Защита работ учащихся.

Математика (измерения и вычисления).

Биология.


История физики.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


  1. Введение. Что изучает физика?(1ч)

Что изучает физика? Материя, и ее виды. Явления природы. Становление физики, как науки о природе. Роль Г.Галилея в формировании физической науки.


  1. Методы эмпирического познания природы.(4ч)

Наблюдение - первый метод познания природы. Роль органов чувств. Физическое наблюдение, его роль в науке и его недостатки.

Эксперимент в науке и его суть. Основные требования к физическому эксперименту. Классификация физического эксперимента. Основные функции эксперимента и его преимущество перед наблюдением.

Измерения и виды измерений. Измерительные приборы. Погрешности измерений.

Практические работы:

  1. Наблюдение теплового расширения газов и жидкостей.

  2. Наблюдение кипения воды в разных условиях.

  3. Исследование скорости испарения воды при разных условиях (дома).

  4. Исследование процесса образования сосулек (дома).

  5. Простые опыты с пластиковыми бутылками и коробками спичек.

  6. Различные способы измерения длины, массы, времени, объема.

  7. Определение объема и массы капли воды (дома).

  8. Измерение массы растущего дерева (дома).

  9. Определение плотности куриного яйца.


  1. Методы теоретического познания природы. (3ч)

Роль теории в науке. Метод идеализации. Мысленный эксперимент - как особый интеллектуальный прием. Научная гипотеза и ее роль при создании физической теории.

Моделирование и его необходимость. Физическая модель и ее свойства. Примеры физических моделей.

Физическая теория. Структура и построение теории. Функции физической теории. Границы применимости. Методы построения физических теорий (метод принципов, метод модельных гипотез, метод математической гипотезы).


  1. Физическая научная картина мира. (3ч)

Понятие о физической картине мира. Эволюция физической картины мира: механическая, электродинамическая, квантово-полевая.

Основные черты современной физической картины мира: а) представление о материи; б) свойства вещества и поля; в) представление о взаимодействии; г) движение материи; д) пространство и время; е) основные физические теории и их место в современной физической картине мира.

Сообщения:

  1. Взгляды древних греков на движение.

  2. Роль Галилея и Ньютона в создании механической картины мира.

  3. Роль опытов Эрстеда, Фарадея и Ампера в создании электродинамики.

  4. Теория электромагнитного поля Максвелла и классическая электронная теория строения вещества - основа электродинамической картины мира.

  5. Квантовая теория А. Эйнштейна.

  6. Итоговое занятие.(1ч)


Итоговая аттестация за данный курс.


В конце курса учащиеся выполняют или экспериментальные задания:

  1. Создание какой-либо модели физического процесса, явления или объекта и защита этого проекта.

  2. Исследование: явления (скрип, образование сосулек и т. д.); физического процесса (заворачивание шурупа, рисование линий на бумаге шариковой ручкой и т. д.); физических свойств различных физических объектов (на выбор учащихся).

  3. Придумать физический прибор на основе гвоздя, молотка, ложки и т. д. Опишите его назначение, принцип действия, рисунок, условия применимости.

Или индивидуальные зачетные работы в письменном, или устном виде с использованием дополнительных источников информации:

  1. Развитие представлений о строении вещества.

  2. Из истории измерений.

  3. Представления древних греков о механическом движении.


Список литературы:

  1. Б.И. Спасский « Физика и ее развитие» -М. Просвещение 1979 г.

  2. В.А. Фетисов « Оценка точности измерения в курсе физики средней школы».

-М. Просвещение 1991 г.

  1. Г.М. Голин « Вопросы методологии физики в курсе средней школы». -М. Просвещение 1987 г.

  2. В.Н. Ланге « Экспериментальные физические задачи на смекалку».- М. Наука 1974 г.

  3. А.Б. Мигдал «Как рождаются физические теории?». -М. Педагогика 1984 г.

  4. Материалы, газеты « Физика»-« Первое сентября».

  5. А.В.Хуторской , Л.Н.Хуторская « Увлекательная физика» -М.Аркти 2000 г.


Приложение.

Занятие 1.

Введение(1ч).

( эвристическая беседа).

На вводном занятии учитель знакомит учащихся с основными понятиями: окружающий мир, материя и ее виды, явления природы. Он дает представление о возникновении и рождении науки - физика, рассказывает о роли Г.Галилея в создании экспериментальной физики, на примерах показывает значимость методов познания в науке, дает начальные представления о методах физических исследований, о том, как изучаются физические явления и накапливаются новые знания. На конкретном примере рассматривает познаваемость природного явления человеком.

В конце занятия устно обсуждаются вопросы:

1.С чего начиналось зарождение физики, как науки?

2. Что представляет собой окружающий мир?

3. Почему Г.Галилея называют основателем физики?

4. Каковы основные этапы научного изучения природы?

5. Можно ли только логическими рассуждениями доказать, что Солнце неподвижно, а Земля движется вокруг него? Можно ли доказать обратное?

Выполнить письменно задания:

  1. Сопоставьте следующие фразы:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРИМЕРЫ

  1. Реальный эксперимент

  2. Наблюдение

  3. Гипотеза

  4. Мысленный эксперимент

  5. Моделирование

  1. броуновское движение

  2. опыты Фарадея

  3. рассуждения Галилея о свободном падении

  4. опыты А. Беккереля

  5. изучение движения материальной точки

  6. создание «вечного двигателя»


  1. Какие из методов познания являются теоретическими? эмпирическими?

  1. Реальный физический эксперимент;

  2. моделирование;

  3. аналогия;

  4. наблюдение;

  5. мысленный эксперимент;

  6. измерение;

  7. гипотеза;

  8. идеализация.

ДОМА: сообщения учащихся об органах чувств у человека (биология).

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ.(4ч)

Эти занятия целесообразнее организовывать в виде практических занятий, на которых ребята смогут окунуться в атмосферу научного изучения различных явлений, процессов и объектов природы, и сами поучаствовать в научных исследованиях.



ЗАНЯТИЕ 2.


НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (1ч).

( практическое занятие).


Знакомство с отдельными видами методов изучения природы целесообразно начать с самого доступного детям - наблюдения.

Учитель вначале занятия говорит вступительное слово, в котором подводит ребят к пониманию отличия обычного созерцания от целенаправленного наблюдения. Далее по сообщениям ребят в обсуждении выясняется роль органов чувств человека для познания мира и дается представление о роли и недостатках наблюдения в физике. А потом мы учимся, как правильно надо проводить научное наблюдение. Для этого на столы выдается на отдельных листах « Схема - цепочка действий (вопросов) - « шагов», которые необходимо совершить для познания наблюдаемого объекта или явления.


УЧУСЬ НАБЛЮДАТЬ.

  1. Мои наблюдения.

  1. Что я увидел, услышал, ощутил в первые мгновения.

  2. Что я увидел, услышал, ощутил при следующем, более внимательном восприятии.

  3. Тела, участвующие в событии:

а)__________________________________

б)__________________________________

в)__________________________________

4.Что происходило с каждым телом:

а)__________________________________

б)__________________________________

в)__________________________________


  1. Мои размышления.

5. Причина события, процесса, явления.

  1. Следствие (само событие, процесс, явление, закономерность).


  1. Мои выводы.

  1. Я наблюдал явление (закономерность).

  2. Особенности явления.

Во второй половине занятия проводятся практические работы по наблюдениям:

Цель работ: научить проводить планомерные наблюдения и делать выводы.


1. Игра « Кто наблюдательнее?»

Выдать группам учеников по 4 - 5 человек разные предметы:

стекло, монету, компакт-диск, детскую игрушку.

Перечислите как можно больше физических явлений, которые относятся к данному предмету.


  1. Наблюдение теплового расширения газов и жидкостей.

Оборудование: колба, пробка с капиллярной трубкой, подкрашенная жидкость.

3. Наблюдение кипения и испарения воды.

Описать процесс кипения и испарения жидкости.

Оборудование: колба с водой, пробирка, стакан, нагревательный элемент.

ДОМА:

  1. Наблюдение за скоростью испарения жидкости при разных условиях: открытый и закрытый сосуды; в стакане и блюде; в комнате и холодильнике; разные жидкости; разное количество жидкости.

  2. Наблюдение и описание процесса образования сосулек.

ЗАНЯТИЕ 3.

НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (1ч.)

( практическое занятие).

Следующее занятие посвящается теме: « Научный эксперимент». Учитель предлагает для обсуждения вопросов: в чем состоит суть научного эксперимента ; чем он отличается от наблюдения; какие основные требования предъявляются к физическому эксперименту и каковы особенности научного эксперимента. Далее учитель предлагает классификацию физического эксперимента в истории развития физики, как экспериментальной науки. И вместе с учениками выясняет на конктретных примерах функции физического эксперимента.

А потом учитель предлагает учащимся провести научный эксперимент самим, но пользуясь « Схемой самостоятельной постановки эксперимента и ведения исследований». Для этого на каждую парту выдают на отдельном листе данную схему:

«Учусь ставить эксперимент».

  1. Я хочу узнать…

  2. Я об этом уже знаю…

  3. Предлагаю сделать (идея):

  4. Необходимы приборы и материалы:

  5. План моих действий:

  1. ___________________________

  2. ___________________________

  3. ___________________________

  4. ___________________________

    1. Делаю: Получаю:

  1. ____________ __________________

  2. ____________ __________________

  3. ____________ __________________

  4. ____________ __________________

              1. Делаю выводы

              2. Объясняю результаты

              3. Анализирую результаты. В связи с ними у меня возникли вопросы:

На основе этой схемы проводятся практические задания.

  1. Стакан цилиндрической формы, до краев наполненный жидкостью имеется. Как разделить содержимое стакана на две равные части, имея еще один сосуд произвольной формы и меньшего размера? Проделать опыт.

  2. Как определить в какой из двух коробок спичек меньше, не открывая коробок. Объяснить и проделать опыт.

  3. Имея в своем распоряжении только линейку найти массу спичечной головки, зная массу самой спички.

  4. Узнать массу коробки спичек, если в вашем распоряжении только линейка и груз известной массы (гильза).

  5. Как работу легких человека (показать) смоделировать с помощью

2-х воздушных шариков и пластиковой бутылки.

6. Попробуйте нагреть пластиковую бутылку с водой и без нее. Каков результат.

Дома: Придумать простые эксперименты с подручными материалами.

ЗАНЯТИЕ 4.


ИЗМЕРЕНИЯ (1ч).

( практическое занятие).

Данное занятие посвящено проблеме измерений физических величин. Т. к. в жизни учащиеся практически во всех жизненных ситуациях встречаются с различными измерениями, то задача этого занятия состоит в том, чтобы ребят сами на практике попробовали предложить свои способы измерений уже известных им физических величин.

Поэтому вначале учитель вместе с учениками разбирают понятия: процесс измерения, физическая величина, системы физических величин.

А затем учащимися предлагаются задания по измерению физических величин.

Практические задания:

1. Предложите разные способы измерения: ( по группам) длины, времени, массы, объема.

2. Определите объем и массу капли воды.

3. Измерить массу растущего дерева. ( Определить по размерам дерева его объем, а плотность древесины определить по таблице.)

ЗАНЯТИЕ 5.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ( 1ч.)

( практическое занятие).

Данное практическое занятие учитель проводит по следующему плану:


  • рассмотрение устройства общего для всех физических приборов;

  • выяснение вопроса о точности измерений, о чувствительности приборов и о качестве измерений;

  • знакомство с различными видами погрешностей и их применении для конкретных измерений;

  • выполнение лабораторной работы.

« Определение плотности тела неправильной формы ( куриного яйца)- метод Архимеда ( газета « Физика - 1сентября» №6 2002 г.) .

Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)


Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)


Программа элективного курса по физике по теме Методы научного познания природы. Физическая картина мира. (9 класс)


МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ ( 3ч.)


Занятия данной темы предпочтительно организовывать в виде беседы или семинаров и лекций, т. к. эта тема менее всего знакома учащимися данного возраста. У ребят только начинают формироваться теоретико- формальное мышление, предполагающее умение рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез.

ЗАНЯТИЕ 6.

ТЕРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. ( 1ч.)


РОЛЬ ТЕОРИИ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ.

( лекция).


На данной лекции учитель знакомит учащихся с основными методами теоретического познания:

  1. метод идеализации ( дается понятие идеализация и абстрагирования с конкретными примерами; обосновывается необходимость применения этого метода; раскрываются задачи стоящие перед методом);

  2. мысленный эксперимент ( дается понятие и функции мысленного эксперимента; рассматриваются исторические примеры:

  1. « Рассуждения Г. Галилея о свободном падении тел»

  2. « Демон Максвелла»,

Раскрывается роль мысленного эксперимента в современной науке и показывается отличие мысленного эксперимента от реального).

В данной части занятия предлагаются задания :

        1. Имеются 2 маятника. Период одного из них известен. Как проще всего узнать период другого.

        2. Если просверлить земной шар по диаметру и в образовавшуюся сквозную шахту бросить гирю то, что произойдет с ней в центре Земли?

        3. Предложите свой мысленный эксперимент с какой- либо моделью по любой теме физики.

  1. научная гипотеза (в этой части занятие лучше провести в виде эвристической беседы). Вначале учитель дает понятие научной гипотезы и предполагают опыт: проведите рукой по столу. Что ощущает ваша рука? Выскажите гипотезу по этому явлению.

Далее он дает отличие научной гипотезы от ненаучной (на конкретных примерах). В конце занятия предлагается домашнее задание:

Составьте рассказ ( фантастическую гипотезу):

              1. Если бы исчезло трение …

              2. Если бы исчезла тяжесть…

              3. Если бы скорость звука была больше скорости света…

ЗАНЯТИЕ 7.


МОДЕЛИРОВАНИЕ, КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ.

( 1ч.)

( эвристическая беседа)


Знакомить с моделированием как общенаучным методом познания целесообразнее на занятии в виде эвристической беседы. Учитель предлагает обсудить вопросы: виды моделирования ( мысленное, символическое, математическое) используемые в науке; понятие модели и моделирования; необходимость использования данного метода; понятие о физических моделях (на конкретных примерах из истории физики); выделить основные свойства моделей и разобрать основные этапы моделирования.

Во второй половине занятия детям предлагаются задания.

  1. Сопоставить фразы

Виды моделей

Примеры моделей

Знаковые

Математические

Образные

Пространственные

Физические

модель молекулы

график скорости движения

материальная точка

математическая запись закона Ампера

муляж руки человека

капельная модель ядра

модель атома Резерфорда

модель электронного газа


  1. Какие из объектов являются идеализацией? моделью?

  1. пружинный маятник

  2. математический маятник

  3. материальная точка

  4. изолированная система

  5. точечный электрический заряд

  6. инерциальная система отчета

А так же в качестве домашнего задания:

создать модель физических объектов, процессов и явлений.

Примеры: атом, молекула, кристалл, жидкость, газ, проводники, диэлектрики, диффузия, электрический ток…



ЗАНЯТИЕ 8.

ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. ( 1ч.)

( лекция)

На этой лекции учитель знакомит учащихся с понятием научная теория, методами построения физических теорий (на конкретных примерах), схемой построения теории, структурой теории (на примере классической механики, как более изученной), функциями теории и границами применимости. В конце занятия учитель предлагает выполнить задания.

Задания:

  1. Разобрать структуру теории строения вещества ( МКТ)

  2. Проиллюстрируйте примерами следующие утверждения :

  1. теория объясняет экспериментальные факты

  2. теория предсказывает особенности еще не изученных явлений

  3. эксперимент проверяет теорию


ФИЗИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА. ( 3ч.)


Занятия в данной теме лучше проводить в семинарских занятиях или беседы, на которых школьники выступают в роли биографов и историков, заранее подготовив сообщения дома по данной теме.

« Биографы» пишут очерки об ученых, внесших значительный вклад в становление физической научной картины мира ( Демокрит и Эпикур, Аристотель; Галилей, Ньютон, Декарт; Эрстед, Ампер, Фарадей, Маквелл, Лоренц; Эйнштейн, Планк, Бор; де Брайль, Шредингер, Гейзенберг и др.)

« Историки» описывают историческую эпоху, в которой происходит становление какой- либо картины мира, уровень развития науки и общества в данный период. Они же выделяют основные этапы становления и развития той или иной физической картины мира. Учитель предлагает заполнить таблицы.

ЗАНЯТИЕ 9.


ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА. ( 1ч)


( лекция)



Это занятия проводится по плану:

  1. Исторический подход к созданию научной картины мира;

  2. Понятия о физической научной картине мира;

  3. Основа физической картины мира;

  4. Основные этапы эволюции физической картины мира.

Дома: подготовить сообщение об ученых и эпохах их жизни.


ЗАНЯТИЕ 10.

ЭВОЛЮЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА. (1ч)

( семинарское занятие)

На этом занятии на основе сообщений учащихся выделяются основные физические картины мира, которые складывались и формировались на протяжении всей истории существования физики:

  1. Механическая картина мира.

  2. Электродинаимическая картина мира.

  3. Квантово-полевая картина мира.

  4. Современная физическая картина мира.

Учитель по итогам обсуждения предлагает заполнить таблицу:

Основные этапы эволюции физической картины мира.

Физическая картина мира

Примерное время существования

Ученые, внесшие большой вклад

Основные законы, теории принципы

Основные понятия

Механическая

16-18в.в.

Демокрит, Декарт, Галилей, Ньтон

принцип относительности, законы динамики, закон всемирного тяготения, законы сохранения.

  1. Материя- совокупность дискретных неделимых элементов- атомов.

  2. Виды движения- механическое.

  3. Пространство и время- абсолютны.

  4. Движение не связано с материей и не зависит от нее.

  5. Теория дальнодействия

  6. ( мгновенно и без посредника).

  7. Взаимодействие- всемирное тяготение.

  8. Законы механики универсальны и описывают все явления природы.

  9. Причины всех явлений- внешнее воздействие.

Электродинамическая

19в. -начало20в.

Фарадей, Максвелл, Ампер, Эйнштейн.

Закон Кулона, закон электромагнитной индукции, уравнения Максвелла, СТО.

  1. Материя- это вещество и электромагнитное поле.

  2. Виды движения- механическое и электромагнитные волны.

  3. Теория близкодейсвия ( с конечной скоростью, посредник- физическое поле.).

  4. Взаимодействия- гравитационное и электромагнитное.

  5. Пространство и время- абсолютны.

  6. Движение- способ существования материи.

Квантово- полевая

начало 20в.- середи-

на 20в.

Планк, Эйнштейн, Бор, Резерфорд, де Бройль, Дирак

Гипотеза Планка, квантовая теория Эйнштейна, постулаты Бора, корпускулярно- волновой дуализм.

  1. Материя- вещество и поле едины. ( корпускулярно- волновой дуализм)

  2. Виды движения- механическое, электромагнитные волны (с каждым движением частицы вещества связан волновой процесс и наоборот).

  3. Время и пространство- относительны.

  4. Виды взаимодействия- гравитационное, электромагнитное, сильное.

Современная

середи-

на 20в.- наше время

Создается

Формируются


ЗАНЯТИЕ 11.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА. (1ч)

(беседа)

Она должна проходить по следующим вопросам:

  1. Представление о материи ( дать понятие о веществе и поле на разных структурных уровнях существования мира: микромир, мегамир и макромир; провести сравнение вещества и поля выделив у них общие и отличительные свойства).

  2. Представление о взаимодействиях (дать понятие взаимодействие, фундаментальное взаимодействие, радиус действия; ввести классификацию взаимодействий; дать понятие о теории « великого объединения»)

  3. Движение материи.

  4. Пространство и время.

И закончить занятие цитатой П. Дирака.

«Наша цель- получить единую всеобъемлющую теорию, пригодную для описания всей физики в целом…Такая всеобъемлющая теория еще не сознана. Она является той конечной целью, к достижению которой стремятся все физики».

ЗАНЯТИЕ 12.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. (1ч)

Заключительное ( зачетное ) занятие проводится в форме защиты различных видов работ учащихся, примеры которых приводятся в программе данного курса.




© 2010-2022