Рабочая программа по физике, 7 класс, Перышкин

Изучение физики направлено на достижение следующих целей: ·        освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; ·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении эксп...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Принято»

на заседании ШМО

Протокол от 28. 08.2014 №1

Председатель ШМО________


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________________


«Утверждаю»

Директор МБОУ средней

общеобразовательной школы №144

_______________И.А.Ширгина

Приказ от __________№_____

Рабочая программа

по физике

в 7-х классах на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа разработана на основе:

Программы курса : Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. "Физика 7 - 9 классы" (Программы для общеобразовательных учреждении)

Учебника: Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений

А. В. Перышкин. - М. :Дрофа, 2010. - 192 с

Количество часов (за год) 68ч

Количество часов (в неделю) 2ч

Составитель: Савватеева Т.С., учитель физики

образование -высшее

кв. категория-нет

стаж работы-4 года



г.Н.Новгород



Пояснительная записка

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Из них:

контрольные работы - 6 часов;

лабораторные работы - 10 часов.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок - исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок - игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок - тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок - самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок - лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Учебные компетенции и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Выработка компетенций:

Общеобразовательных, знаниево-предметных( учебно - познавательная и инфармационная компетенция)

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, математизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

Предметно-ориентированных, репродуктивно -деятельностных(социально - трудоваяи компетенция личностного самосовершенствования)

  • понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества;

  • осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитывать убеждённость в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

  • овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

  • применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ценностно - смысловой, общекультурной и коммуникативной

  • понимать ценностные ориентации ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир

  • умение ученика выбирать целевые и смысловые установкидля своих действий и поступков

  • Приобретение опыта освоения учеником научной картины мира

  • Овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, умение задавать вопрос и вести дискуссию, владение разными социальными ролями в коллективе.


Требования к уровню подготовки выпускника 7-го класса

В результате изучения физики ученик 7 класса должен:

Знать/понимать

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;

Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения и силы нормального давления;

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;

Решать задачи на применение изученных физических законов;

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности, использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов

Формирование универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУДсоздают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Формировать УУД на уроках физики при изучении конкретных тем школьного курса в 7 классе отражены в КТП.

Результатом формирования универсальных учебных действий будут являтьсяумения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • владеть общим приемом решения учебных задач;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

В программу внесены изменения: за счёт резервного времени, уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Введение

4

4

Первоначальные сведения о строении вещества

5

6

Взаимодействие тел

21

21

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (25 ч)

23

25

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

13

13

Повторение курса физики 7 класса. Решение задач.

4 (резерв)

1

ИТОГО:

70

70












Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые предметные результаты

Дата проведения

план

Факт

1


Что изучает физика. Физические явления.

1

Знают и определяют место физики как науки, различают физические явления и тела, методы изучения физики

2

Наблюдения и опыты.

1

Знают и различают основные способы современных физических исследований


3


Физические величины. Измерение физических величин.

1

Знают понятие «физическая величина», умеют измерять физические величины при помощи простейших физических средств

4


Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измери­тельного прибора».

1

Умеют находить цену деления любого измерительного прибора

5

Физика и техника.

1

Знают понятие «физическая величина», умеют измерять физические величины при помощи простейших физических средств

6


Молекулы.

1

Знают/понимают смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»

7


Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

1

Умеют различными способами измерять размеры малых тел, умеют представлять результаты измерений с помощью таблиц

8


Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

1

Умеют объяснять и описывать явление диффузии. Умеют приводить примеры практического использования диффузии

9


Притяжение и отталкивание молекул.

1

Знают/понимают смысл понятия «взаимодействие», умеют приводить примеры практического использования взаимодействий

10


Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Умеют описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

11


Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

Умеют объяснять физические явления на основе представлений о строении веществ

12


Механическое движение. Равномерное дви­жение.

1

Знать примеры механического движения, его виды и характеристики

Уметь описыватьмеханическое движение,проводить математические действия

13


Скорость

1

Знать примеры механического движения, его виды и характеристики: определение механического движения, траектории, пути, единицы измерения пути, времени

Уметь описыватьмеханическое движение,проводить математические действия

Понимать характеристики движения тела

14


Скорость. Решение задач.

1

Знать условные обозначения физических величин

единици их измерения

Уметь определять приборы

Понимать существование различных видов механического движения

15


Инерция. Решение задач.

1

Знать/определение инерции, инертности, массы, способы определения массы

Уметь: описывать явление инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, сравнивать массы по взаимодействию тел, производить перевод единиц массы

Понимать масса - мера инертности

16


Взаимодействие тел.

1

17


Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

1

Знать/определение инерции, инертности, массы, способы определения массы

Уметь: описывать явление инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, сравнивать массы по взаимодействию тел, производить перевод единиц массы

Понимать масса - мера инертности

18


Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычаж­ных весах».

1

Знать единицы измерения массы, способы определения массы правила ТБ и пользования рычажными весами

Уметь соблюдать правила ТБ и правила взвешивания тела на рычажных весах; оформлять лабораторную работу по инструкции

19


Лабораторная работа №4 «Измерение объёма твёрдого тела».

1

20


Плотность вещества.

1

Знать проговаривать определение плотности, смысл плотности, единицы измерения плотности, физический смысл 1кг/м3

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, ,пользоваться таблицами плотностей

21


Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

1

Знать проговаривать определение плотности, смысл плотности, единицы измерения

Уметь: находить плотность тел с помощью весов и мензурки, записывать результаты измерений с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты ,представлять графически зависимость массы тела от его объема для различных веществ; соблюдать ТБ

22


Плотность вещества.

1

Знать проговаривать определение плотности, смысл плотности, единицы измерения плотности, физический смысл 1кг/м3

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, ,пользоваться таблицами плотностей, применять формулу для решения задачи

23


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Знать проговаривать определение плотности, смысл плотности, единицы измерения плотности, физический смысл 1кг/м3

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, ,пользоваться таблицами плотностей, применять формулу для решения задачи

24


Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

Знать физический смысл, формулу плотности тела

Уметь применять знания и навыки в измененной ситуации, обобщать и выделять главное, решать самостоятельно типовые задачи

25


Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Знать понятие силы как меры взаимодействия тел определение силы, признаки действия силы, единицы измерения силы, виды сил.

Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически

Понимать сила- векторная величина

26


Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука.

1

Знать определение силы упругости, закон Гука

Уметь объяснять упругие свойства вещества

Понимать причину возникновения силы упругости

27


Вес тела.

1

Знать и произносить определение силы - вес тела

Уметь называть буквенные обозначения физических величин, видеть различие между весом тела и силой тяжести на рисунках,

Понимать понятие - невесомость

28

Связь между силой тяжести и массой тела.

1

29


Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пру­жины и измерение сил динамометром».

1

Знать: устройство и принцип действия динамометра

Уметь: измерять силу тяжести, силу упругости и вес с помощью динамометра, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения

30


Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

1

Знать определение давления , единицы измерения, силы тяжести веса тела результирующую силу

Уметь узнавать буквенные обозначения физических величин, видеть различие между весом тела и силой тяжести на рисунках,

Понимать понятие - невесомость,

гравитационная постоянная величина

31


Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.

1

Знать о возникновении силы трения между телами Зависимость силы трения от силы нормального давления Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей Коэффициент трения, Формула для нахождения силы трения Давления.

Уметь определятьвиды трения: трение скольжения, трение покоя , трение качения

32



Подшипники. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».

1

Знать о возникновении различных сил в природе

Уметь давать им научное объяснение

Понимать о важности научных открытий для человека

33


Давление.

1

Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления

34


Давление твёрдых тел

1

Знают формулу для расчета давления. Умеют вычислять силу и площадь опоры. Объясняют явления, вызываемые давлением твердых тел на опору или подвес

35


Давление газа.

1

Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры

36


Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

1

Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

37


Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Давление. Закон Паскаля».

1

Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине

38


Давление в жидкости и газе.

1

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

39


Решение задач.

1

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

40

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы

1

Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия

41


Атмосферное давление.

1

Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления

42


Опыт Торричелли.

1

Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты

43


Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с вы­сотой.

1

44

Изменение атмосферного давления с вы­сотой. Решение задач.

1

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД

45



Манометр. Кратковременная к/р. №4 по те­ме «Давление в жидкости и газе».

1

Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки

46


Насос.

1

Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия

47


Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

48

Архимедова сила.

1

Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения

49


Архимедова сила.

1

Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

50

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

Умеют определять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело

51


Условия плавания тел

1

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

52




Решение задач (на определение архимедовой силы и усло­вия плавания тел).

1

Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи

53

Лабораторная работа №8

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера


54

Водный транспорт.

1

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

55


Воздухоплавание.

1

Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их

56


Повторение темы.

1

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Определяют основную и второстепенную информацию

57


Контрольная работа №5

по теме «Давление твёрдых тел и га­зов».

1

Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

58

Работа силы, действующей по направлению движения тела.

1

Знать , давать определение «механическая работа» Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути.

Уметь записывать формулу для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы измерения работы

59

Мощность.

1

Знать определение мощности, единицы измерения

Уметь: приводить примеры совершённой работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле

N = A/ t,

60

Простые механизмы. Условия равновесия рычага.

1

Знать простые механизмы, их виды, назначение. Иметь представление о моменте силы

Уметь решать по образцу задачи на условие равновесия рычага

61

Момент силы.

1

Знать простые механизмы, их виды, назначение. Иметь представление о моменте силы

Уметь решать по образцу задачи на условие равновесия рычага

62


Лабораторная работа. №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе

63


Равновесие тела с закреплённой осью вращения. «Золотое прави­ло» механики.

1

Знать простые механизмы, их виды, назначение. Иметь представление о моменте силы и равновесии рычага

Уметь: собирать установку по описанию, решать простые задачи

64


Решение задач

(на «золотое правило» механики).

1

65


Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклон­ной плоскости».

1

Знать понятие о механической энергии. Потенциальной энергии, кинетической энергии

Уметь: вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих кинетической или потенциальной энергией

66


Решение задач

(на определение КПД простых механизмов).

1

Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов

67


Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

1

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

68

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

1

Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении. Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность, КПД и изменение механической энергии тела

69


Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

1

Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их

70


Контрольная работа №6

по теме «Работа и мощ­ность».

1

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

71

Повторение курса физики 7 класса. Решение задач.

1

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

72

Повторение курса физики 7 класса. Решение задач.

1

Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания


Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.

(70 часов)

Введение. (5 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (2 ч)





Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.





Перечень учебно-методических средств обучения.


Основная учебная литература

1.Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004

2.Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.

5. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

6. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.-104 с.

7. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2008.

8. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 - 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­- М.: Интеллект-Центр, 2006

9.Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 - 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. - М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 - 37, 7 - 9 классы).

Дополнительная учебная литература

1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 7 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. -М.: Эксмо, 2009.-112 с.

2. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 - 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. - М.: Илекса, 2005.

3. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 - 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­- М.: Интеллект-Центр, 2006.





Оборудование к лабораторным работам

Лабораторная работа № 1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 5.

«Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа №6.

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.

Лабораторная работа №7.

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №8.

«Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа №9.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа№10.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив .



Демонстрационное оборудование


Первоначальные сведения о строении вещества

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Механическая модель броуновского движения.

3.Набор свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел.

1.Набор тележек.

2.Набор цилиндров.

3.Прибор для демонстрации видов деформации.

4.Пружинный и нитяной маятники.

5.Динамометр.

6.Набор брусков.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1.Шар Паскаля.

2.Сообщающиеся сосуды.

3.Барометр-анероид.

4.Манометр.

Работа и мощность.

1.Набор брусков.

2.Динамометры.

3.Рычаг.

4.Набор блоков.







Контрольная работа№6 по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 1.

1. Найдите кинетическую энергию автомобиля «Волга» (ГАЗ-24) массой 1450 кг, движущегося со скоростью 108 км/ч.

2. На левое плечо рычага действует сила 300 Н, а к правому подвешен груз массой 10 кг. Левое плечо рычага 10 см. Чему равно правое плечо рычага, если он находится в равновесии?

3. Мощность двигателя подъемной машины 3 кВт. Какой груз она может поднять на высоту 12 м в течение 2 минут?

Физика 7 Контрольная работа№6 по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 2.

1. Какой потенциальной энергией обладает самолет Ту-154 массой 90 т при полете на высоте 11 км над поверхностью Земли?

2. На левое плечо рычага действует сила 100 Н Груз какой массы нужно подвесить к правому плечу рычага, чтобы он находился в равновесии? Левое плечо рычага 5 см, правое 20 см.

3. Какая работа совершается при подъеме 5 м3 кирпича на высоту 15 м? Плотность кирпича 16000 кг/м3


© 2010-2022