• Преподавателю
  • Физика
  • Статья: Рекомендации по гармонизации общения между родителями и детьми раннего возраста с нарушенным слухом

Статья: Рекомендации по гармонизации общения между родителями и детьми раннего возраста с нарушенным слухом

Статья будет полезна родителям детей с нарушенным слухом раннего возраста ,которые только узнали, что их ребёнок плохо слышит,а также актуальна для специалистов,работающих с этой категорией детей.   В статье даны рекомендации по гармонизации общения в паре родитель-ребёнок в условиях обучения .Рекомендации опробованы на практике семьями,имеющими детей с нарушенным слухом раннего возраста и посещающими Городской центр восстановительного лечения для детей со слухо-речевой патологией №1 города Санк...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по гармонизации общения между родителями и детьми раннего возраста с нарушенным слухом.

Автор: Соболева Анна Владимировна, учитель-дефектолог ГБУЗ ДГП №68 Городской центр восстановительного лечения для детей со слухо-речевой патологией г. Санкт Петербург

Обще́ние - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт.

Для установления контакта с малышом, мать бессознательно использует разнообразные приемы телесного контакта (гладит, похлопывает, тормошит), мимику, речь. И уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая знаковая система (мимика, улыбки, жесты, восклицания), которая формируется на врожденной основе через подражание взрослому.

Общение со слышащим малышом для родителей - спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения у ребёнка с нарушенным слухом. Психическое развитие детей данного возраста происходит именно в общении и наибольшее влияние оказывает общение ребенка с матерью. Но также известно, что именно это общение в процессе обучения вызывает наибольшие трудности в паре мать-ребёнок и нуждается в постоянном сопровождении и корректировании со стороны специалистов.

Появление ребёнка с нарушенным слухом в семье оказывает существенное влияние на психическое состояние семьи, на первое место выступает шок, депрессия, затем срабатывают механизмы психологической защиты и только потом родители начинают искать способы рациональной деятельности. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, скорость обработки информации снижается. Родители сталкиваются с определёнными трудностями при общении с ребенком: упрямством, невнятной речью, трудностями в привлечении внимания ребенка.

Чтобы помочь родителям взаимодействовать с ребёнком, мы вывели следующие рекомендации:

• Ребенок с нарушенным слухом познает мир путем подражания,но обязательно с помощью взрослого человека.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить. Когда ребёнок не в состоянии сделать что-либо сам, взрослый действует его руками, помогая малышу. Очень важно также выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку всеми членами семьи.

• В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.

Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

• Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Чтобы навык закрепился, для ребёнка с нарушенным слухом необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

• Необходимо контролировать длительность занятия.

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5 до 10 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

• Необходима четкая структура занятия и организация домашнего пространства.

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. Дома всегда должно быть то, что можно услышать (музыкальные инструменты, предметы, издающие звук), и то, что можно исследовать.

• Необходима смена видов деятельности.

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями.

• Малышам необходима положительная оценка их деятельности.

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи.

• Наличие эмоционального контакта между мамой и ребенком.

Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Матери необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем - нежелания говорить, боязни речи.

• Особенности речевого сопровождения занятия.

Отсутствие у малышей активной речи и нарушение слуха вносит свои коррективы в общение. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой - объясняет и показывает, задает вопросы. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, обязательна наглядность и при необходимости сопровождение слова элементарными жестами. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть ваше лицо. Родитель должен быть: -доброжелателен, эмоционален, отзывчив.

И наконец. Никто не может дать универсальных советов как надо общаться и обучать ребёнка, так как каждая семья и каждый ребёнок уникальны. Но следуя нашим рекомендациям вы увидите, как меняется ваш ребёнок в лучшую сторону и вы вместе с ним. Удачи вам!

Список используемой литературы:



  1. М.И.Лисина. Общение и речь:развитие речи у детей в общении со взрослым. - М.: Педагогика, 1985

  2. Пелымская, Н.Д. Шматко. Если малыш не слышит. -М.: Просвещение, 1995

  3. Воронова И.А. Соболева А.В. Психологическая поддержка родителей, имеющих детей с нарушениями слуха раннего возраста в условиях городского центра восстановительного лечения для детей со слухо-речевой патологией №1, статья из сборника «Нарушения слуха и современные технологии реабилитации», - С-Пб.:2014г.



© 2010-2022