- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка Блочно-модульная технология
Методическая разработка Блочно-модульная технология
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Желтогорячева С.В. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Блочно - модульное обучение физики в 10-11 классах»
Методическая разработка
учителя физики
__МОУ «Средняя общеобразовательная школа№5»с.Соломенского
Степновского района Ставропольского края
(наименование школы)
Желтогорячевой Светланы Викторовны_
(фамилия, имя и отчество)
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Принципы модульного обучения ……………...3
2. Методика проведения 4
2.1 Технология модульного обучения ………………………..7
Заключение ……………………………………………………………………………………..9
Список использованной литературы …………………………………………………………9
Приложение ---разработки модульных уроков ,
блочно-модульное планирование в 11 классе
Введение.
Учителям хорошо знакомы такие методы, как рассказ, беседа, лекция, показ иллюстраций, демонстрация опытов, выполнение упражнений и др. Арсенал методов непрерывно обновляется. Весьма перспективной является педагогическая технология модульное обучение, когда познавательная деятельность учащихся может быть активизирована, с помощью модульной технологии.
Модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования. Весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способности личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъективных отношений в системе « учитель-ученик».
Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которых становятся функциями самоуправления.
Принципы модульного обучения:
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков- модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.
Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.
Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале учебного цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков, служащих развитию ребенка.
Первичное изучение материала осуществляется на следующих после лекции уроках во время в основном самостоятельной работы учащихся в виде практических, семинарских и других занятий. При всей специфичности выделения главного для каждого предмета вслед за лекцией происходит более детальное изучение материала. Без перегрузки учащихся домашними заданиями должно происходить глубокое и корректное усвоение теоретических понятий в процессе выполнения достаточного числа повторительных упражнений.
Деятельность учителя по рассматриваемой схеме должна опираться на высокий уровень мотивации учебной деятельности школьников на уроке, начиная с первого, лекционного занятия, в рамках учебной темы. Каждый урок представляет собой не самостоятельную единицу и не элемент множества, а элемент системы уроков. В ней реализуется актуализация опорных знаний, формирование новых понятий и способов действий, применение знаний в упражнениях разного уровня сложности. Лишь при условии владения стратегией и тактикой проведения урока.
Любая система мира представлена в виде системы закодированной информации. Чтобы информация о каком - либо процессе стала доступной человеку, необходимо её расшифровать с помощью специальных правил, или алгоритмов. Таким образом, можно позвать закономерности функционирования систем. Для организации обмена информацией при обучении подобным средством становится модуль, или структурно - функциональный узел. Модуль включает в себя все параметры изучаемых систем: структуру, функции, свойства, способы жизнедеятельности. Это создаёт возможность в определенной последовательности проводить стыковку информации.
Методика проведения.
Программа учебной дисциплины состоит из системы модулей. Их число определяется целями обучения и объёмом учебного материала. Модульный подход позволяет структурировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным предметам.
В программы учебного модуля отбираются учебные элементы, которые, будучи представлены в целом и во взаимосвязи, образуют логическую структуру. Исходный учебный элемент дифференцируется в производных элементах. Логическая структура содержания предмета ограничена по числу градаций и производных учебных элементов в зависимости от целей и задач подготовки учащихся, выявленных из анализа их будущей деятельности.
Процесс конструирования программного содержания идет по следующему алгоритму:
-
Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природной и социальной среды.
-
Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе общих и частных законов.
-
Проектирование и организация практической деятельности учащихся по установлению границ применения законов.
Данный путь познания позволяет обеспечить и сохранить в изучаемом содержании его характерные признаки.
Посредством модульной организации учебных занятий учитель передает дозированный учебный материал, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает по предлагаемому алгоритмическому предписанию.
Структурируя содержание учебного материала на модульной основе, учитель и ученик осознают предмет обсуждения для познания нового. Первостепенная задача учителя в этом нетрадиционном подходе - использование всех информационных каналов, показ различных точек зрения, явлений и процессов.
Технология модульного обучения
- Весь курс делится на разделы, крупные разделы делятся на блоки, блоки и мелкие разделы - на темы. Продумывается количество часов, необходимых для изучения каждой темы в соответствии с учебной программой. Определяются комплексные дидактические цели каждого раздела, блока, темы. В итоге составляется технологическая карта по каждому классу. Модуль урока, учебного процесса - отрезок учебного времени, предназначенный для достижения одной и только одной локальной цели. Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей - например, повторение текущее, поддерживающее, обобщающее, итоговое, вводное. В составе урока наличествуют всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока - он формирует тип урока.
Модель обучения - комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде.
Структура урока - развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых. Последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находятся в одном и том же модуле урока. В противном случае урок имеет параллельную (разветвленную, сложную структуру).
Тренинг-минимум - часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (государственному образовательному стандарту).
Уровень планируемых результатов обучения (минимальный, общий, продвинутый) - основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде систем задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (отсутствие подзадач, явные связи, явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и соответственно первому, второму, третьему типу ориентировки.
- В каждой теме выделяется n + 1 модуль (М0...Мn, обычно один модуль - одно занятие). в нулевом модуле (М0) ставится комплексная дидактическая цель темы (КДЦ), проводится актуализации полученных ранее знаний, даётся мотивация к изучению данной темы, демонстрируются иллюстрирующие её явления. В текущих модулях М1...М(n-1) тема изучается последовательно по параграфам учебника в соответствии с интегрирующей дидактической целью каждого модуля. Обычно в модуле М1 читают лекцию по выбранной теме или составляют опорный конспект. Последний модуль Мn является, как правило, контрольным.
- Составляются модульные программы: каждый модуль разбивается на (m + 1) учебных элементов (УЭ0...УЭm) в соответствии с частными дидактическими целями (ЧДЦ) каждого элемента. Обычно УЭ0 - повторение, проверка домашнего задания, входной контроль; УЭ1 - постановка частной дидактической цели модуля; УЭ2-УЭ(m-2) - введение новых величин, их определений, единиц, выявление связи с другими величинами, решение задач, выполнение практических работ; УЭ(m-1) - выходной контроль; УЭm - рефлексия, подведение итогов, самооценка знаний.
В идеале каждый модуль готовится в нескольких (оптимально - трёх) вариантах для разных уровней сложности. Особенно это актуально для малокомплектных сельских школ.
Модульная программа (путеводитель) выдаётся каждому ученику (или на каждую парту, или на каждую группу) и представляется в форме:
Посредством модульной организации учебных занятий учитель передает дозированный учебный материал, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает по предлагаемому алгоритмическому предписанию.
Структурируя содержание учебного материала на модульной основе, учитель и ученик осознают предмет обсуждения для познания нового. Первостепенная задача учителя в этом нетрадиционном подходе - использование всех информационных каналов, показ различных точек зрения, явлений и процессов.
Изучив теорию модульной технологии, я написала тематическое планирование в 11 классе и в 10 классе в виде модульной программы.
Начала разрабатывать и проводить модульные уроки.
Примеры модульных уроков
Тема « Магнитное поле. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Применение силы Ампера».
Тема «Связь массы и энергии».
Модуль12 Тип урока - изучение и первичное закрепление знаний.
Тема «Теория фотоэффекта. Фотоны»
Модуль12.Урок 2 Тип урока - закрепление новых знаний
.Тема: Решение задач по теме: «Фотоэффект»
Урок3. Давление света. Химическое действие света.
Модуль13.Атом и атомное ядро. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты бора.
Модуль 15.Тема «Открытие радиоактивности. Виды излучения. Радиоактивные превращения.
Тема « Модуляция и детектирование»
Модуль 15, урок №2. Тема «Решение задач на радиоактивные превращения»
Тема «Закон радиоактивного распада»
Цель: комплексное применение знаний;
Тема «Модель атома водорода по Бору. Методы регистрации заряженных частиц.
Тема «Электромагнитная волна»
Тема «Равновесие тел»
Тема «Момент сил»
Тема «Работа сил тяжести и сил упругости»
Тема «Электрическое поле»
Тема «Электрический ток»
Тема «Электрический ток в различных средах»
Заключение .
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация этой программы:
позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом . Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями - ценностно- смысловая, учебнопознавательная, информационная, коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде.
Список литературы.
1.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие .Москва, 1989г.
2.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса . Москва 1983г.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -Москва, Народное образование,1998.
4. П.И. Третьяков. И.Б. Сенновский. Технология модульного обучения в школе. Москва 2001г
9