Методическая разработка Блочно-модульная технология

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«Блочно - модульное обучение физики в 10-11 классах»

Методическая разработка

учителя физики

__МОУ «Средняя общеобразовательная школа№5»с.Соломенского

Степновского района Ставропольского края

(наименование школы)

Желтогорячевой Светланы Викторовны_

(фамилия, имя и отчество)































Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Принципы модульного обучения ……………...3

2. Методика проведения 4

2.1 Технология модульного обучения ………………………..7

Заключение ……………………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы …………………………………………………………9

Приложение ---разработки модульных уроков ,

блочно-модульное планирование в 11 классе








Введение.

Учителям хорошо знакомы такие методы, как рассказ, беседа, лекция, показ иллюстраций, демонстрация опытов, выполнение упражнений и др. Арсенал методов непрерывно обновляется. Весьма перспективной является педагогическая технология модульное обучение, когда познавательная деятельность учащихся может быть активизирована, с помощью модульной технологии.

Модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования. Весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способности личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъективных отношений в системе « учитель-ученик».

Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которых становятся функциями самоуправления.

Принципы модульного обучения:

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков- модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале учебного цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков, служащих развитию ребенка.

Первичное изучение материала осуществляется на следующих после лекции уроках во время в основном самостоятельной работы учащихся в виде практических, семинарских и других занятий. При всей специфичности выделения главного для каждого предмета вслед за лекцией происходит более детальное изучение материала. Без перегрузки учащихся домашними заданиями должно происходить глубокое и корректное усвоение теоретических понятий в процессе выполнения достаточного числа повторительных упражнений.

Деятельность учителя по рассматриваемой схеме должна опираться на высокий уровень мотивации учебной деятельности школьников на уроке, начиная с первого, лекционного занятия, в рамках учебной темы. Каждый урок представляет собой не самостоятельную единицу и не элемент множества, а элемент системы уроков. В ней реализуется актуализация опорных знаний, формирование новых понятий и способов действий, применение знаний в упражнениях разного уровня сложности. Лишь при условии владения стратегией и тактикой проведения урока.

Любая система мира представлена в виде системы закодированной информации. Чтобы информация о каком - либо процессе стала доступной человеку, необходимо её расшифровать с помощью специальных правил, или алгоритмов. Таким образом, можно позвать закономерности функционирования систем. Для организации обмена информацией при обучении подобным средством становится модуль, или структурно - функциональный узел. Модуль включает в себя все параметры изучаемых систем: структуру, функции, свойства, способы жизнедеятельности. Это создаёт возможность в определенной последовательности проводить стыковку информации.

Методика проведения.

Программа учебной дисциплины состоит из системы модулей. Их число определяется целями обучения и объёмом учебного материала. Модульный подход позволяет структурировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным предметам.

В программы учебного модуля отбираются учебные элементы, которые, будучи представлены в целом и во взаимосвязи, образуют логическую структуру. Исходный учебный элемент дифференцируется в производных элементах. Логическая структура содержания предмета ограничена по числу градаций и производных учебных элементов в зависимости от целей и задач подготовки учащихся, выявленных из анализа их будущей деятельности.

Процесс конструирования программного содержания идет по следующему алгоритму:

  1. Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природной и социальной среды.

  2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе общих и частных законов.

  3. Проектирование и организация практической деятельности учащихся по установлению границ применения законов.

Данный путь познания позволяет обеспечить и сохранить в изучаемом содержании его характерные признаки. Методическая разработка Блочно-модульная технология



Методическая разработка Блочно-модульная технология

Методическая разработка Блочно-модульная технология


Посредством модульной организации учебных занятий учитель передает дозированный учебный материал, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает по предлагаемому алгоритмическому предписанию.

Структурируя содержание учебного материала на модульной основе, учитель и ученик осознают предмет обсуждения для познания нового. Первостепенная задача учителя в этом нетрадиционном подходе - использование всех информационных каналов, показ различных точек зрения, явлений и процессов.

Технология модульного обучения

- Весь курс делится на разделы, крупные разделы делятся на блоки, блоки и мелкие разделы - на темы. Продумывается количество часов, необходимых для изучения каждой темы в соответствии с учебной программой. Определяются комплексные дидактические цели каждого раздела, блока, темы. В итоге составляется технологическая карта по каждому классу. Модуль урока, учебного процесса - отрезок учебного времени, предназначенный для достижения одной и только одной локальной цели. Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей - например, повторение текущее, поддерживающее, обобщающее, итоговое, вводное. В составе урока наличествуют всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока - он формирует тип урока.

Модель обучения - комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде.

Структура урока - развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых. Последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находятся в одном и том же модуле урока. В противном случае урок имеет параллельную (разветвленную, сложную структуру).

Тренинг-минимум - часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (государственному образовательному стандарту).

Уровень планируемых результатов обучения (минимальный, общий, продвинутый) - основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде систем задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (отсутствие подзадач, явные связи, явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и соответственно первому, второму, третьему типу ориентировки.

- В каждой теме выделяется n + 1 модуль (М0...Мn, обычно один модуль - одно занятие). в нулевом модуле (М0) ставится комплексная дидактическая цель темы (КДЦ), проводится актуализации полученных ранее знаний, даётся мотивация к изучению данной темы, демонстрируются иллюстрирующие её явления. В текущих модулях М1...М(n-1) тема изучается последовательно по параграфам учебника в соответствии с интегрирующей дидактической целью каждого модуля. Обычно в модуле М1 читают лекцию по выбранной теме или составляют опорный конспект. Последний модуль Мn является, как правило, контрольным.

- Составляются модульные программы: каждый модуль разбивается на (m + 1) учебных элементов (УЭ0...УЭm) в соответствии с частными дидактическими целями (ЧДЦ) каждого элемента. Обычно УЭ0 - повторение, проверка домашнего задания, входной контроль; УЭ1 - постановка частной дидактической цели модуля; УЭ2-УЭ(m-2) - введение новых величин, их определений, единиц, выявление связи с другими величинами, решение задач, выполнение практических работ; УЭ(m-1) - выходной контроль; УЭm - рефлексия, подведение итогов, самооценка знаний.

В идеале каждый модуль готовится в нескольких (оптимально - трёх) вариантах для разных уровней сложности. Особенно это актуально для малокомплектных сельских школ.

Модульная программа (путеводитель) выдаётся каждому ученику (или на каждую парту, или на каждую группу) и представляется в форме:

Посредством модульной организации учебных занятий учитель передает дозированный учебный материал, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает по предлагаемому алгоритмическому предписанию.

Структурируя содержание учебного материала на модульной основе, учитель и ученик осознают предмет обсуждения для познания нового. Первостепенная задача учителя в этом нетрадиционном подходе - использование всех информационных каналов, показ различных точек зрения, явлений и процессов.

Изучив теорию модульной технологии, я написала тематическое планирование в 11 классе и в 10 классе в виде модульной программы.

Начала разрабатывать и проводить модульные уроки.

Примеры модульных уроков

Тема « Магнитное поле. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Применение силы Ампера».

Тема «Связь массы и энергии».

Модуль12 Тип урока - изучение и первичное закрепление знаний.

Тема «Теория фотоэффекта. Фотоны»

Модуль12.Урок 2 Тип урока - закрепление новых знаний

.Тема: Решение задач по теме: «Фотоэффект»

Урок3. Давление света. Химическое действие света.

Модуль13.Атом и атомное ядро. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты бора.

Модуль 15.Тема «Открытие радиоактивности. Виды излучения. Радиоактивные превращения.

Тема « Модуляция и детектирование»

Модуль 15, урок №2. Тема «Решение задач на радиоактивные превращения»

Тема «Закон радиоактивного распада»

Цель: комплексное применение знаний;

Тема «Модель атома водорода по Бору. Методы регистрации заряженных частиц.

Тема «Электромагнитная волна»

Тема «Равновесие тел»

Тема «Момент сил»

Тема «Работа сил тяжести и сил упругости»

Тема «Электрическое поле»

Тема «Электрический ток»

Тема «Электрический ток в различных средах»


Заключение .

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация этой программы:

позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом . Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями - ценностно- смысловая, учебнопознавательная, информационная, коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде.



Список литературы.

1.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие .Москва, 1989г.

2.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса . Москва 1983г.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -Москва, Народное образование,1998.

4. П.И. Третьяков. И.Б. Сенновский. Технология модульного обучения в школе. Москва 2001г

9

© 2010-2022