Урок - игра на тему: Физический турнир

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Урок - игра

« Физический турнир».

«И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя!»
В.Высоцкий

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике. В связи с этим основной целью учителя является активизация познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить их прочное и осознанное значение изучаемого материала, подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности. Развитию творческих способностей и интереса к предмету часто мешает «традиционная» система организации уроков. Это побудило искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету.

На начальной ступени обучения физике - 7-8 класс - формируется фундамент физических знаний. Учащиеся этого возраста еще не утратили детской непосредственности и любопытства. На уроках они порой очень подвижны и деятельны. У детей повышен интерес к физическому эксперименту и экспериментальным задачам. Больше всего школьников привлекают опыты, лабораторные работы и последующее обсуждение, обращение с приборами, исследования.

Развитие познавательной активности учащихся в системе обычных уроков с использованием экспериментальных и качественных задач, изготовление действующих физических моделей позволяет пробудить в учащихся интерес к предмету и желание делать открытия самостоятельно. Одним из способов повышения познавательной активности я считаю нестандартными уроки. Один из таких уроков представляю в работе.

Урок - игру « Физический турнир» проводится в конце 7 класса, когда программа учебного года уже пройдена. В игре представлены задания для трех команд.

Цели урока:

  • Образовательная - в игровой форме повторить и закрепить знания, проверить усвоение основных понятий, физических законов и формул, изученных в 7 классе.

  • Развивающая - используя разнообразные задания, выявить способности учащихся, проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях,

  • Воспитательная - создать возможность проявить способности работы в команде в условиях соревнования.

Подготовка к игре:

  1. Формирование команд (в зависимости от количества учащихся в классе или команд параллельных классов)

  2. Выбор капитана.

  3. Подготовка приветствия, представления команды: название, эмблема, девиз.

  4. Повторение материала по рекомендациям учителя.

  5. Формирование жюри из числа старшеклассников ( они учатся в другую смену). Инструктаж жюри.

Оборудование.

  1. Компьютер,

  2. Проектор.

  3. Конверты.

  4. Бумага.

  5. Ручки.

  6. Динамометр.

  7. Линейка.

  8. Мензурка.

  9. портреты ученых: Архимед, Гагарин, Циолковский, Ломоносов, Ньютон, Паскаль;

Правила игры:

  1. Каждая команда проходит 9 раундов.

  2. За прохождение каждого раунда начисляются очки. Жюри отмечает это в протоколе.

  3. Задача команды пройти все раунды и набрать наибольшее количество очков.

  4. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков.

Этапы игры и условия .

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Приветствия команд ( мак. 2 балла).

  3. Черный ящик «Ученые»( мак. 3 балла). Каждый ученый - это выдающаяся личность своей эпохи, уникальная и многогранная. Сейчас каждой команде будет дано описание одного ученого. Ваша задача узнать его. На ответ дается три подсказки. Задание оценивается в три балла, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается на 1.

  4. « Лента» ( мак. 3 балла). На экране приготовлено игровое поле, состоящее из «ленточки», клеточек (слева) и столбика цифр (справа) Под клеткой показывает, какую букву из слова-ответа надо взять. Вопросы напечатаны рядом. Когда слово отгадано поднимаем табличку. Побеждает та команда, которая первой выполнит правильно задание.

  5. Анаграмма( по 1 баллу за правильный ответ). Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Например: резал - лазер. Отгадывать команды будут по очереди. За каждую отгаданную анаграмму команда получает 1 балл. В случае неправильного ответа право ответа переходит другой команде.

  6. «Найди лишнего»( 1 балл). Каждая команда получает по конверту, в котором Вложены карточки с терминами. Необходимо найти лишнего и объяснить почему. За правильный ответ команда получает 1 балл.

  7. Конкурс капитанов ( 3 балла). Первое задание экспериментальное. Надо назвать прибор и определить цену деления. Задание оценивается в 2 балла. Второе задание теоритическое. Оценивается в 1 бал.

  8. Составь формулу ( 1 балл за каждую формулу). Каждой команде выдается конверт, в котором на листах выписаны обозначения физических величин и арифметические знаки. Из предложенного надо составить физические формулы, можно использовать несколько раз значение одной карточки. Каждая формула правильно составленная оценивается в 1 бал.

  9. Загадки.

  10. Вопрос на засыпку ( 1 балл за каждый правильный ответ). Командам по очереди будут задаваться вопросы , за каждый правильный ответ получают 1 бал.

11.Подведение итогов. Награждение.

Сценарий для ведущих физического турнира.

Ведущий 1. Здравствуйте дорогие друзья!

Ведущий 2. Сегодня наша встреча посвящена одной из самых прекрасных наук.

Ведущий 1. Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было жить ему.

Ведущий 2. И решил он, чтоб не бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать!

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал,

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Ведущий 1. Действительно, слово « ФИЗИКА» происходит от латинского слова «фюзис», что означает природа. Это наука, которая изучает многие законы природы и применение их в жизни.

Ведущий 2. Заканчивая первый год обучения физике, вы тоже сделали первый шаг в освоении. Этой удивительно интересной науки, в которой еще много интересных тайн.

Ведущий 1. Сегодня в нашем классе встречаются команды юных физиков. Они только начали изучать эту науку. Давайте поприветствуем Команду .

Ведущий 2. Представляем наше глубоко уважаемое жюри:

Ведущий 1. Мы начинает нашу игру. В начале произведем жеребьевку команд.

Ведущий 2. Просим капитанов команд подойти .( капитаны подходят и вытаскивают бочонки).

Ведущий 1. Команды выступают согласно полученному номеру.

Ведущий 2. Первый раунд называется « Приветствие». Участники представляют команды- название и девиз. За этот раунд максимальное количество 2 балла.

Ведущий 1. Закончился первый раунд. Просим жюри огласить результаты. (выступает жюри).

Ведущий 2. Наш второй раунд называется знаменитые ученые. Каждый ученый - это выдающаяся личность. Своей эпохи, уникальная и многогранная. Сейчас каждой команде будет дано

Описание одного ученого. Ваша задача узнать его. На ответ дается три подсказки.

Задание оценивается в три балла, с каждой подсказкой количество баллов

Уменьшается на 1.

Ведущий 1. Задание для первой команды------.

Жил ученый в Греции, в городе Сирокузы. Этот ученый один из первых ученых, работающих на войну, и первая жертва войны среди людей. Круг его интересов это математика, механика, оптика, астрономия.

Пауза.

Он крупный изобретатель. С его изобретениями вы сталкиваетесь каждый день .Его достижения связаны с простыми механизмами и оптикой. Изучал рычаг.

Пауза.

По легенде ему принадлежит возглас « Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным открытием.

(Архимед)

Ведущий 2. Задание для второй команды----

Великий русский учёный - энциклопедист и естествоиспытатель, филолог и философ, поэт и художник, организатор отечественных наук: физики и естествознания.

Пауза.

В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Например, в астрономии одним из главных его достижений было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца. Перевел первый учебник по физике.

Пауза.

Он родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. По его инициативе и проекту в 1755г. был создан Московский университет.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

-.

Ведущий 1. Задание для третьей команды----

Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик, родился в Пизе в знатной, но обедневшей флорентийской семье. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебания маятника не зависит от амплитуды. Им открыт закон инерции.

Пауза.

В 1609 г., на основании дошедших до него сведений об изобретённой в Голландии зрительной трубе, он строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение.

Пауза.

Он первый выдвинул идею об относительности движения, решил ряд основных механических проблем. Это прежде всего изучение законов свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при колебании маятника. «И всё-таки она вертится» - крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году этот ученый, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

(Галилео Галилей).

-.Ведущий 1.Он , будучи профессором математики , большую часть своих знаний посвящал оптике. Написал теорию света и цветов, изготовил телескоп-рефлектор.

( пауза).

Он провел необходимую для экономики Англии денежную реформу. Был директором Монетного двора и президентом Лондонского Королевского Общества.

( пауза)

Наиболее значителен его вклад в развитие механики. Сладкий плод упал ему на голову.

( Исаак Ньютон)

Ведущий 2. Закончился второй раунд. Просим жюри огласить результаты за два раунда.

Ведущий 1. Начинаем третий раунд « ленточка». На экране приготовлено игровое поле, состоящее из «ленточки», клеточек (слева) и столбика цифр (справа). Цифра

Под клеткой показывает, какую букву из слова-ответа надо взять. Вопросы

Напечатаны рядом. Когда слово

Отгадано поднимаем табличку. Побеждает та команда, которая первой выполнит правильно задание. Оценивается в 3 балл.

Ведущий 2. Приведем пример выполнения задания. На экране мы видим игровое поле. Первый вопрос- Прибор для измерения времени….это ЧАСЫ. Первая буква будет Ч.

Второй вопрос -Единица измерения длины….. Это МЕТР. Вторая буква в этом слове Е. и ТАК ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ……Команды получают печатный Вариант задания. (на экране задание и ответ).

Ведущий2. Четвертый раунд « Найди лишнего». Каждая команда получает по конверту, в котором вложены карточки с терминами. Необходимо найти лишнего и объяснить почему.

За правильный ответ команда получает 1 балл. (командам раздают конверты).

Ведущий 1. Просим команды ответить. Конверт № 1 .(на экране ответ)

Конверт №2. (на экране ответ)

Конверт №3.(на экране ответ).

Конверт №4.(на экране ответ).

Ведущий 1. Пятый раунд . Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Например: резал - лазер.

Ведущий 2. Отгадывать команды будут по очереди. За каждую отгаданную анаграмму команда получает 1 балл. В случае неправильного ответа право ответа переходит другой команде.

Какие физические термины «зашифрованы» в следующих анаграммах:

( на экране появляются зашифрованные слова)

  • Лиса - сила

  • Кот - ток

  • Линда - длина

  • Вяление - явление

  • Карета -ракета

  • Антон - тонна

  • Упал - лупа

  • Алкаш - шкала

  • Сев - вес

  • Тома - атом

Ведущий 2. Подведем итоги пяти раундов. Слово жюри.

Ведущий 1. Каждая команда держится на капитане. Пришел и их черед показать свой знания и умения. Конкурс капитанов.

Ведущий 2. Просим капитанов команд подойти к нам.

Ведущий 1. Первое задание экспериментальное. Надо назвать прибор и определить цену деления. Задание оценивается в 2 балла. (ребята получают приборы согласно очередности)

Ответ. №1. Мензурка, измерительный цилиндр, ц.д.=

№2. Динамометр круглый .Ц.д. =

№3.барометр - анероид Ц.Д. =

№ 4 . динамометр ц.д. =

Ведущий 2. Второе задание теоретическое. Оценивается в 1 бал.

Вопрос первому капитану. Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку в корабле в состоянии невесомости ?

Ответ. Да, если в корабле нормальное атмосферное давление.

Ведущий 1. Вопрос второму капитану. Почему трудно держать в руках живую рыбу?

Ответ. Трение рыбы о руки мало, поэтому она выскальзывает из рук.

Ведущий 2. Вопрос третьему капитану. Для чего ботинки водолаза делают с тяжелыми свинцовыми подошвами?

Ответ. Тяжелые свинцовые подошвы ботинок помогают водолазу преодолеть выталкивающую силу воды.

Ведущий 1. Почему лед в воде не тонет?

Ответ . Это связано с тем , что плотность льда меньше плотности воды.

Ведущий 1. После конкурса капитанов просим жюри подвести итоги.

Ведущий 2. Следующий раунд называется « Составь формулу». Каждой команде выдается конверт, в котором на листах выписаны обозначения физических величин и арифметические знаки. Из предложенного надо составить физические формулы, можно использовать несколько раз значение одной карточки. Каждая формула правильно составленная оценивается в 1 бал. (выдаются конверты с заданием, жюри получает возможные варианты).

Ведущий 1Команды уже выполнили задание теперь слово за судьями. Просим команды передать ваши работы жюри.

Ведущий 2 слово жюри

Ведущий 1. Наверное все любят загадки, давайте сейчас немного по отгадываем.. Каждая отгаданная загадка приносит 1 бал. Если знаете ответ поднимаете карточку. За высказывания с места будем снимать 1 бал.

Ведущий 2. Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда облака. (барометр).

Ведущий 1. Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (весы)

Ведущий 2. Что с земли не поднимешь? (тень).

Ведущий 1. Сначала - блеск,

За блеском - треск,

За треском - плеск. (молния, гром, дождь).

Ведущий 2. Никто его не видывал,

А слышать- всякий слыхивал.

Без тела , а живет оно,

Без языка - кричит. (эхо).

Ведущий 1. Вчера было, сегодня есть и завтра будет. ( время).

Ведущий 2. Ты за ней - она от тебя.

Ты от нее - она за тобой. (тень).

Ведущий 1. Клубится, а не дым,

Ложится, а не снег. (туман).

Ведущий 2. Крупно, дробно зачастило

Всю землю напоило. (дождь).

Ведущий 1.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет.

(Ответ: мензурка)

Ведущий 2. Давайте подведем итоги перед последним решающим раундом.

Ведущий 1. Последний раунд называется « Вопрос на засыпку». Командам по очереди будут задаваться вопросы , за каждый правильный ответ получают 1 бал.

Ведущий 2.Первый вопрос : Единицы измерения плотности тел.

Варианты ответа. А) г/м3

Б) кг/м3 -( правильно).

В)кг/м2

Ведущий 1. Сколько секунд в 4,5 мин.?

А) 270 с. ( правильно).

Б) 300 с.

В) 240 с.

Ведущий 2. Одинаковы ли объемы и состав молекул холодной и горячей воды?

А) да. (правильно).

Б) Нет.

Ведущий 1. Ускорение свободного падения на Земле равно

А) 9,6 м/с2.

Б) 9,8 м/с2( правильно).

В) 9,7 м/с2.

Ведущий 2. Переведите в основные единицы в СИ скорость 36 км/ч.

А) 10 м/с. (правильно).

Б) 20 м/с.

В) 5 м/с.

Ведущий 1. Чтобы вычислить давление жидкости на дно сосуда, надо знать:

А) плотность и высоту столба жидкости (правильно).

Б) вес жидкости и площадь дна

В) вес и объем жидкости

Ведущий 1. Какая из этих единиц измерения не используется для измерения атмосферного давления?

А) Паскаль

Б) Атмосфера

В) Ньютон на кубометр (правильно).

Г) мм рт. ст.

Ведущий 2.Закон Паскаля действует

А) в твёрдых телах

Б) в газах (правильно).

В) в плазме

Г) в вакууме

Ведущий 1.Кто впервые доказал, что воздух имеет вес?

А) Галилей (правильно).

Б) Архимед

В) Торричелли

Г) Паскаль

Ведущий 2.Какая из этих формул не связана с именем Архимеда? (Формулы читать не нужно)

А) F=pgV

Б) p=pgh (правильно).

В) F1/F2=I2/I1

Г)M1+M2+...+Mn=0

Ведущий 2.Давление внутри жидкости на одной и той же глубине

А) сверху вниз больше, чем снизу вверх

Б) сверху вниз меньше, чем снизу вверх

В) одинаково по всем направлениям ( правильно).

Ведущий 1.Изменится ли объем газа, если его перекачать из сосуда вместимостью
1 л в сосуд вместимостью 2 л?

А) увеличится в 2 раза-(правильно)

Б) уменьшится в 2 раза

В) не изменится

Ведущий 1. Вот и подошел к концу наш последний раунд. Просим жюри подвести итоги.

(Слово жюри, награждение).



© 2010-2022