- Преподавателю
- Физика
- Опыт использования современного оборудования, интерактивных средств обучения, цифровых образовательных ресурсов ФГОС
Опыт использования современного оборудования, интерактивных средств обучения, цифровых образовательных ресурсов ФГОС
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Норцева С.А. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
| Опыт использования современного оборудования, интерактивных средств обучения, цифровых образовательных ресурсов | |
| Автор: Норцева С.А. учитель физики МБОУ СОШ №1 г. Оханска |
Представлен опыт апробации в учебном процессе активной обучающей среды «Интер@ктивная физика», разработанной Институтом интеллектуальных технологий (г. Пермь) под патронажем издательства «Просвещение-МЕДИА» в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров.
Цель: усиление деятельностного компонента как средства повышения эффективности обучения и развития умения учиться самостоятельно на основе технологий математического и компьютерного моделирования.
Технологии моделирования и развития информационно-образовательной среды:
-
использование в составе информационно-образовательной среды электронных средств образовательного назначения (ЭСОН), содержащих интерактивные виртуальные учебные объекты;
-
при изложении нового материала с использованием ИКТ уровень его уяснения, осмысления и усвоения, адекватность этих процессов могут быть измерены при помощи сопутствующих вопросов, требующих активного восприятия, анализа и обобщения предъявляемых материалов. При традиционном обучении удостовериться в наличии такой деятельности у всей аудитории невозможно;
-
компьютерная система регламентирует на этапе тренажа необходимые шаги (дает ориентировочную основу действий), позволяет последовательно рассмотреть ключевые ситуации, пройдя их с постепенным повышением сложности заданий, оценивает правильность действий в измененных и нестандартных ситуациях, обеспечивает при необходимости возможность возврата к типовым ситуациям, реализуя цикличность процесса учения, осуществляет детальный контроль, проводит статистическую обработку результатов и отслеживает динамику развития учащихся;
-
при работе с интерактивными компьютерными моделями - как дополнению к лабораторному практикуму - учащиеся осуществляют в режиме диалога такие формы деятельности как наблюдение, сопоставление, обобщение, выбор, анализ результатов, поиск условий для реализации поставленной задачи, конструирование ситуаций и систем. Благодаря наличию обратной связи возможна корректировка системы представлений и системы действий; в ряде случаев может возникать игровой момент, элемент соревнования с компьютерной системой;
-
использование ЭСОН с такими свойствами дает возможность индивидуализировано и автоматически определять целесообразный объем занятий учащихся: каждый должен усвоить основной материал ценой, соответствующей его способностям и исходному уровню подготовки, благодаря прохождению индивидуальной траектории обучения. При этом если в процессе учения обеспечена непрерывность уровня сложности (то есть сложность нарастает последовательно и постепенно), то даже относительно большой объем работы воспринимается учащимся легче и усваивается быстрее и надежнее, чем при выполнении немногих разрозненных заданий, содержание которых не складывается в мозгу обучаемого в систему.
активная компьютерная среда позволяет педагогу
обеспечивать управление моделями
проводить расчеты и получать наглядное отображение их результатов
обеспечивать обратную связь
управлять процессом обучения
«Интер@ктивная физика» реализует:
-
деятельностный подход, формирование не только знаний, но и умений и навыков решения задач дисциплины - на основе высокой степени интерактивности;
-
наглядность представления реальных объектов (явлений) и абстрактных понятий, визуализация мысли - на основе мультимедийности, модельности описания;
-
вариативность представления материала, гибкость системы, открытость для учителя и учащегося на основе модельного и инструментального подхода;
-
развитие самостоятельности учащихся, формирование умений создавать новое знание и навыков принимать решения, что является важным шагом в решении задачи «научить учиться» - на основе модельного подхода;
-
личностно-ориентированный подход, индивидуализация обучения - на основе модели обучения и модели знаний, формируемых глобальной экспертной системой.
Результаты апробационной деятельности: продуманное использование современных ИКТ в информационно-образовательной среде, с одной стороны, способствует повышению мотивации учащихся, а с другой - побуждает их не имитировать учебную деятельность, а реально осуществлять ее. Все учащиеся десятых классов, в которых и проходила апробация, были аттестованы по физике. Трое сдававших экзамен получили высший балл.
Вывод: активная обучающая среда «Интер@ктивная физика» может служить дополнительным инструментом, средством обучающего воздействия, которое позволяет экономить время и усилия учителя, отрабатывать умения и навыки, в том числе связанные с экспериментальной деятельностью, и даже формировать отдельные элементы эмпирического мышления. Итак, виртуальный мир создан, нам остается научиться ставить перед учащимися задачи (проблемы).