Конспект урока физики Состав атомного ядра

На данном урок рассматривается состав атомного ядра. Строение ядра. Кто открыл атомное ядро. Дается новый полезный материал. Изучение которого ведется через проблемно поисковый метод. Эпиграфом к уроку взяты слова: «Все гениальное просто». В 1911 г. Эрнест Резерфорд предложил ядерную модель атома, она хорошо нам известна. Но когда у Резерфорда спрашивали о структуре ядра, он обычно ограничивался словами: «Спросите у Бора». Нильс Бор был учеником Э. Резерфорда, крупнейший физик современности, со...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 50 9 класс Дата проведения
Состав атомного ядра
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
1. Создать условия для усвоения учащимися состава атомного ядра, понятия ядерных сил.

2. Сформировать умение применять полученные знания.

3. Продолжить работу по формированию навыков учащихся: анализ источников информации, самостоятельный поиск необходимой информации, решение задач.

3. Закрепление ранее изученного материала.

Воспитательные:
1. Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы.

2. Изучая структуру строения атомного ядра, показать учащимся относительный характер знаний человека о природе, что процесс познания бесконечен.

3. Развивать сотрудничество между учащимися.

Развивающие:
Развивать умение самостоятельно работать.
Развивать умение анализировать, обобщать, высказывать суждения.
Способствовать расширению кругозора учащихся.

Основные знания и умения, полученные на уроке:
Знать строение атомного ядра и особенности ядерных сил, уметь определять массовое число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента, работать с периодической системой Менделеева.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Приемы работы:
Аналитическая беседа;
Таблица ЗХУ;
Самостоятельное изучение материала по учебнику и специальному тексту;
Использование наглядных пособий (слайды);
Тренировочные упражнения;
Самопроверка и самооценка;
Синквейн.

Оборудование:
Печатные пособия: карточки с заданиями, карточки с текстом;
Проектор, экран.
Периодическая система элементов.

Конспект урока
1) Организационный момент. Целеполагание.
Здравствуйте, ребята, рада видеть вас. У всех на столах лежат учебные и письменные принадлежности, а в глазах горит блеск нетерпения. Начнем, друзья!
Эпиграфом к уроку предлагаю взять слова: «Все гениальное просто». Постараемся убедиться в этом.
В 1911 г. Эрнест Резерфорд предложил ядерную модель атома, она хорошо нам известна.
Опишите эту модель. - Ответ учащихся.
Но когда у Резерфорда спрашивали о структуре ядра, он обычно ограничивался словами: «Спросите у Бора». Нильс Бор был учеником Э. Резерфорда, крупнейший физик современности, создатель первоначальной квантовой теории атома. Однако и Нильс Бор долгое время не мог дать содержательного ответа. Тем не менее, одну из первых моделей ядра - капельную - предложил именно Бор. Так что в итоге совет Резерфорда был верным.
Возможно, уже кто-то догадался о теме сегодняшнего урока. - Предположения учеников. Выбираем наиболее точный вариант.
Запишем тему: Состав атомного ядра. (на доске и в тетрадях).
И нашей целью будет узнать о строении ядра.
Я бы даже определила тему немного иначе: Чем и как живут ядра? (слайд).
2) Вызов.
Работать сегодня мы будем с таблицей ЗХУ. В тетрадях постройте эту таблицу.


З - что мы знаем


Х - что хотим узнать


У - что узнали



Начнем с того, что же мы знаем о ядрах и их строении.
- Вместе заполняем первую колонку. Учитель на доске, ученики в тетрадях. - А теперь подумаем, что бы хотелось знать об атомных ядрах.
- Работа со второй колонкой таблицы. Учащиеся предлагают интересующие их вопросы, учитель помогает с более точными и сжатыми формулировками этих вопросов, «наводит на мысль».
^ 3) Осмысление.

- Ученики читают материал, в третью колонку заносят в тезисной форме ответы на вопросы колонки 2-й и новую информацию.
- Вместе заполняем 3-ю колонку. После заполнения обращаем внимание: какие из ранее имевшихся знаний оказались верными? какую еще нужную информацию вы получили из текста? Вопросы, оставшиеся без ответов.
^ 4) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Работа с периодической системой Менделеева.
1) Чему равен порядковый номер элемента? (числу р и е; заряду ядра в элементарных зарядах).
2) Если число протонов равно 17, что это за элемент? (Сl - хлор) 32? (Ge - германий)
3) Сколько протонов в ядре фтора F? (Z = 9) кремния Si? (Z = 14)
4) Назовите элемент в атоме которого 5 электронов? (В - бор) 12 протонов? (Mg - магний)
5) Определите массу ядра натрия Na? (23 а.е.м. = m) кислорода О? (16 а.е.м. = m)
6) Чему равно массовое число лития Li? (А = 7) алюминия Al? (А = 30)
7) Определите заряд ядра атома железа Fe (q = 26), селена Se (q = 34)
Задача № 1 (слайд с условием и примером решения).
Сколько нуклонов в ядре атома меди 64Cu? Сколько в нем протонов? Нейтронов? 29
Дано: Решение:
^ 1-й способ 2-й способ

64Cu А = Z + N 64Cu 29 А = 64 29 А - ? Z = 29 Z = 29
Z - ? N = А - Z = 35 А = 64 N - ? N = 35 108Ag; 207Pb - определите нуклонный состав ядер.
47 82
Слайд стоит на экране.
Устная фронтальная проверка понимания. 108Ag; А = 108; Z = 47; N = 61.

47
207Pb; А = 207; Z = 82; N = 125.
82
^ 5) Закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа в парах по карточкам.
- самоконтроль и самооценка по критериям.
Объявить критерии «все верно» - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
Выставление оценок.
Помощник записывает в бланк оценки.
^ 6) Рефлексия.
Вернуться к эпиграфу урока.
Удалось ли нам убедиться в справедливости этих слов? (неиссякаемая сложность простоты). (слайд: атом без вопроса) Благодарность ученикам за работу, отметить, похвалить активных.
^ Итог урока: Синквейн. Тема: ядро.
Мой вариант: Ядро Центральное, положительное Удерживает, определяет,
Ядро - это «Солнце» атома (очень маленькое, но очень крепкое)
«Изюминка» (крепкий орешек) 7) Д/з - вопросы, оставшиеся без ответов.

© 2010-2022