Программа предпрофильных курсов на тему Оптика глаза

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Киселевская СОШ



«Утверждаю»

директор школы

«__» ____ 2014 г.

___________







ОПТИКА глаза


программа элективного курса для 9 класса

учитель физики: Финагеева М.Н.





с. Киселево

2014 г.

Предметно-ориентированный курс

«Глаза: вооружены и …очень полезны»


Пояснительная записка


Цели курса. Социально-психологические: развивать интерес к изучению физики и

проведению физического эксперимента.

Академические: формировать интеллектуальные и практические умения в области

физического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию,

отстаивать свою точку зрения.

Курс предназначен для учащихся 9-х классов, участвующих в предпрофильной подготовке. Курс рассчитан на 16 часов учебного времени, состоит из 4 отдельных модулей-задач.

Выбор темы обусловлен тем, что материал «Глаз как оптический прибор. Дефекты зрения» изучается в курсе «Физика-9» в маленьком объёме (2 ч). Тем не менее, данный материал имеет большое познавательное и прикладное значение, так как:

 позволяет познакомиться с методами физики как науки: наблюдение, ги- потеза, опыт, теория и реально оценить свои возможности для дальнейшего профильного образования;

  • Учащиеся на практике могут познакомиться со строением глаза, его свойствами и интересными качествами; особый интерес к физике появляется при изучении зрительных иллюзий;

  • Дает возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии;

  • Материал курса позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза;

  • Изучение оптических приборов иллюстрирует прикладное значение физики;

  • Есть место для осуществления профориентационной работы (что учащимся больше нравиться: изучать историю, проводить лабораторные исследования, изготавливать приборы, лечить болезни глаза, заняться загадками психологии);

  • Благодаря большому количеству фактического материала и простоте необходимого оборудования можно обеспечить разноуровневой работой 5 - 6 групп из 2 - 4 человек на каждый урок курса;

  • Остается актуальной организация различных типов коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся на всех занятиях;

  • При выполнении лабораторных работ, которые предлагаются на занятиях, учащиеся знакомятся с требованиями техники безопасности при работе с травмирующими факторами и стеклянными приборами и приучаются к их неукоснительному выполнению.

В процессе обучения, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут освоить следующие умения:

  • Планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;

  • Выполнение простейших лабораторных работ, моделирование простейших оптических приборов, самостоятельное изготовление демонстрационных установок;

  • Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;

  • Представление результатов работы в различных видах.










Содержание курса:


Значение зрения в жизни. Строение органа зрения. Анатомоморфологическое строение глаза. Функции органа зрения.

Органы зрения у животных, анатомия глаз человека, вспомогательный аппарат глаза (брови, ресницы, веки, слезная железа), цвет глаз (биология).

Анализ химических явлений, протекающих в сетчатке при формировании изображения (химия).

Оптическая система глаза. Основные свойства глаза. Дефекты зрения, Коррекция зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.

Искусственные оптические приборы - от микроскопа (взгляд в микромир) до телескопа (взгляд в макромир). Лупа, фотоаппарат, труба Кеплера, телескоп Максутова. Практическое применение оптических приборов.

Калейдоскоп интересных фактов. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.

Модуль 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое

функционирование. Гигиена глаза. (3 ч)

Модуль 2. Глаз. Особенности и дефекты зрения. (4 )

Модуль 3. Оптические приборы, вооружающие глаз.(4 ч)

Модуль 4. Оптически иллюзии и обманы зрения. (2 ч)

Итоговое занятие (2 ч)

Резерв времени (1 ч)





Тематическое планирование


«Глаза: вооружены и …очень полезны»



Тема

Сроки

1 - 3



Модуль 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза.

Строение глаза. Принцип получения изображения. Роль и функционирование хрусталика. Брови, ресницы, веки, слёзная железа, глазная мышца, радужная оболочка. Хим. явления, протекающие в сетчатке. Гигиена зрения. Инструкции для л.р. по оптике. История изучения зрения. Калейдоскоп интересных фактов.


4 - 7




Модуль 2. Глаз. Особенности и дефекты зрения.

Л.р.№1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза»

Л.р.№2 «Что такое "угол зрения" и "поле зрения"?

Л.р.№3 «Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза»

Л.р.№4 «Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами»

Л.р.№5 «Белое и чёрное или что такое "иррадиация" и "астигматизм"

Л.р.№6 «Дефекты зрения - близорукость»


8 - 11





Модуль 3. Оптические приборы вооружающие глаз.

Схемы устройств, характеристики и функциональное назначение различных оптических приборов.

Л.р.№1 «Сборка модели диапроектора»

Л.р.№2 «Определение увеличения лупы»

Л.р.№3 «Сборка модели трубы Кеплера»

Л.р.№4 «Изучение фотоаппарата»

Л.р.№5 «Сборка модели микроскопа»

Л.р.№6 «Сборка модели трубы Галилея»


12 - 13

Модуль 4. Оптические иллюзии и обманы зрения.

Опыт Мариотта. Иррадиация. Сохранение зрительных ощущений. Утомление сетчатки. Иллюзия типографского шрифта. Иллюзия Миллера-Лайера. Иллюзия Эббингауза. Иллюзия Геринга. Иллюзия Вундта. Иллюзия Поггендорфа. Иллюзия Целльнера. Иллюзия восприятия объёма. Иллюзия движения. Иллюзия искажений. Иллюзия цветовосприятия. Иллюзия «портрета»


14-15

Итоговое занятие (защита проектов)


16

Резерв



© 2010-2022