- Преподавателю
- Физика
- Программа предпрофильных курсов на тему Оптика глаза
Программа предпрофильных курсов на тему Оптика глаза
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Финагеева М.Н. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Киселевская СОШ
«Утверждаю»
директор школы
«__» ____ 2014 г.
___________
ОПТИКА глаза
программа элективного курса для 9 класса
учитель физики: Финагеева М.Н.
с. Киселево
2014 г.
Предметно-ориентированный курс
«Глаза: вооружены и …очень полезны»
Пояснительная записка
Цели курса. Социально-психологические: развивать интерес к изучению физики и
проведению физического эксперимента.
Академические: формировать интеллектуальные и практические умения в области
физического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию,
отстаивать свою точку зрения.
Курс предназначен для учащихся 9-х классов, участвующих в предпрофильной подготовке. Курс рассчитан на 16 часов учебного времени, состоит из 4 отдельных модулей-задач.
Выбор темы обусловлен тем, что материал «Глаз как оптический прибор. Дефекты зрения» изучается в курсе «Физика-9» в маленьком объёме (2 ч). Тем не менее, данный материал имеет большое познавательное и прикладное значение, так как:
позволяет познакомиться с методами физики как науки: наблюдение, ги- потеза, опыт, теория и реально оценить свои возможности для дальнейшего профильного образования;
-
Учащиеся на практике могут познакомиться со строением глаза, его свойствами и интересными качествами; особый интерес к физике появляется при изучении зрительных иллюзий;
-
Дает возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии;
-
Материал курса позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза;
-
Изучение оптических приборов иллюстрирует прикладное значение физики;
-
Есть место для осуществления профориентационной работы (что учащимся больше нравиться: изучать историю, проводить лабораторные исследования, изготавливать приборы, лечить болезни глаза, заняться загадками психологии);
-
Благодаря большому количеству фактического материала и простоте необходимого оборудования можно обеспечить разноуровневой работой 5 - 6 групп из 2 - 4 человек на каждый урок курса;
-
Остается актуальной организация различных типов коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся на всех занятиях;
-
При выполнении лабораторных работ, которые предлагаются на занятиях, учащиеся знакомятся с требованиями техники безопасности при работе с травмирующими факторами и стеклянными приборами и приучаются к их неукоснительному выполнению.
В процессе обучения, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут освоить следующие умения:
-
Планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;
-
Выполнение простейших лабораторных работ, моделирование простейших оптических приборов, самостоятельное изготовление демонстрационных установок;
-
Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
-
Представление результатов работы в различных видах.
Содержание курса:
Значение зрения в жизни. Строение органа зрения. Анатомоморфологическое строение глаза. Функции органа зрения.
Органы зрения у животных, анатомия глаз человека, вспомогательный аппарат глаза (брови, ресницы, веки, слезная железа), цвет глаз (биология).
Анализ химических явлений, протекающих в сетчатке при формировании изображения (химия).
Оптическая система глаза. Основные свойства глаза. Дефекты зрения, Коррекция зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.
Искусственные оптические приборы - от микроскопа (взгляд в микромир) до телескопа (взгляд в макромир). Лупа, фотоаппарат, труба Кеплера, телескоп Максутова. Практическое применение оптических приборов.
Калейдоскоп интересных фактов. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.
Модуль 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое
функционирование. Гигиена глаза. (3 ч)
Модуль 2. Глаз. Особенности и дефекты зрения. (4 )
Модуль 3. Оптические приборы, вооружающие глаз.(4 ч)
Модуль 4. Оптически иллюзии и обманы зрения. (2 ч)
Итоговое занятие (2 ч)
Резерв времени (1 ч)
Тематическое планирование
«Глаза: вооружены и …очень полезны»
№
Тема
Сроки
1 - 3
Модуль 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза.
Строение глаза. Принцип получения изображения. Роль и функционирование хрусталика. Брови, ресницы, веки, слёзная железа, глазная мышца, радужная оболочка. Хим. явления, протекающие в сетчатке. Гигиена зрения. Инструкции для л.р. по оптике. История изучения зрения. Калейдоскоп интересных фактов.
4 - 7
Модуль 2. Глаз. Особенности и дефекты зрения.
Л.р.№1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза»
Л.р.№2 «Что такое "угол зрения" и "поле зрения"?
Л.р.№3 «Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза»
Л.р.№4 «Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами»
Л.р.№5 «Белое и чёрное или что такое "иррадиация" и "астигматизм"
Л.р.№6 «Дефекты зрения - близорукость»
8 - 11
Модуль 3. Оптические приборы вооружающие глаз.
Схемы устройств, характеристики и функциональное назначение различных оптических приборов.
Л.р.№1 «Сборка модели диапроектора»
Л.р.№2 «Определение увеличения лупы»
Л.р.№3 «Сборка модели трубы Кеплера»
Л.р.№4 «Изучение фотоаппарата»
Л.р.№5 «Сборка модели микроскопа»
Л.р.№6 «Сборка модели трубы Галилея»
12 - 13
Модуль 4. Оптические иллюзии и обманы зрения.
Опыт Мариотта. Иррадиация. Сохранение зрительных ощущений. Утомление сетчатки. Иллюзия типографского шрифта. Иллюзия Миллера-Лайера. Иллюзия Эббингауза. Иллюзия Геринга. Иллюзия Вундта. Иллюзия Поггендорфа. Иллюзия Целльнера. Иллюзия восприятия объёма. Иллюзия движения. Иллюзия искажений. Иллюзия цветовосприятия. Иллюзия «портрета»
14-15
Итоговое занятие (защита проектов)
16
Резерв