Система профессионально-ориентированных заданий по физике

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Результаты опроса учеников в нашей школе показывают, что ученики делают акцент на изучение таких предметов как литература, история, экономика и обществознание, не отдавая должного внимания изучению физики. Многие учащиеся старших классов считают изучение физики необязательным и не связывают содержание предмета с будущей профессией.

Тем не менее, целый ряд исследований в области теории и методики обучения физике (Л. А. Бордонская, Н. А. Мансуров, А. В. Хуторской, С. А. Тихомирова и др.) доказывает, что гуманитарный потенциал физики как компонента культуры заключается в ее влиянии на развитие мышления, в ее значимости как основы формирования миропонимания, воспитания определенного отношения к природе, в философском осмыслении научных истин. Не вызывает сомнения и тот факт, что изучение физики является обязательным для общего развития каждого ученика.

Применение на уроках физики системного подхода позволяет использовать различные средства обучения. Известно, что в процессе овладения самыми разными языковыми системами применяются различные упражнения, задания. У меня появилась идея о создании системы заданий для моих учащихся, которая позволила бы повысить их познавательный интерес к физике.

Задания по физике отличаются по содержанию, подходу к решению, характеру получаемого ответа и т.п. Под системой заданий я понимаю совокупность взаимосвязанных друг с другом и подчиненных общим целям ее компонентов.

В теории и методике обучения физике существует ряд основных требований к системе заданий. Я выделяю следующие:

  1. Любое задание системы должно представлять собой составную часть системы заданий.

  2. Система заданий должна включать репродуктивные и творческие задания.

  3. Система заданий должна формировать у учащихся познавательный интерес к физике.

  4. Задания должны знакомить учащихся с явлениями и объектами природы, что способствует усвоению теоретических знаний и приобретению экспериментальных умений, отвечая задачам курса.

  5. Система заданий должна способствовать развитию мышления учащихся.

  6. Задания должны предъявляться в традиционной и нетрадиционной форме (игровой, занимательной и др.).

  7. Задания должны предполагать индивидуальную и групповую деятельность учащихся.

Основной характеристикой построенной системы заданий является инвариантность по отношению ко всем темам и разделам курса физики.

Условно все задания по физике я разделила на несколько типов. Ниже рассмотрим примеры некоторых задач.

  1. Категория заданий «Физика в искусстве» включает в себя задания, отражающие связь физики и музыки, физики и изобразительного искусства, физики и архитектуры, физики и кино- и фотоискусства. Задания, связанные с музыкой, познакомят учащихся с физическими основами музыки (звук, распространение звука, источники звуковых волн и т.д.).

Например, задание, объединяющее знания по физике с музыкой, может выглядеть следующим образом: рассказывают, что когда великий немецкий композитор Бетховен потерял слух, он, тем не менее, слушал игру на рояле, но для этого он прижимал один конец трости к роялю, а другой - сжимал зубами. Можно ли верить подобным рассказам?

В заданиях «Физика и изобразительное искусство» учащимся предлагается объяснить с физической точки зрения изображение, выявить природное явление, оценить правильность изображения, выявить элементы, относящиеся к физике.

Примером данного типа заданий может быть задача: просыхание масляных красок на картине требует длительного времени. Акварельные краски просыхают довольно быстро. Объясните это различие.

  1. Задания, объединяющие в себе знания по физике и гуманитарным наукам также весьма разнообразны. Сюда входят задания на основе литературных сюжетов, задания с историческим содержанием, билингвальные задания и т.д.

Задания, содержание которых строится на основе литературных источников, хорошо известны и широко используются учителями, как при проведении учебных занятий, так и во внеучебное время.

Примером задания данного типа является следующее задание: Когда темный от влаги паркет несколько подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней. (М.А.Булгаков «Собачье сердце»). Вопрос: какие процессы описаны автором? Или такая задача: …Плохо вот с бельем приходится. Вечером стираю, а если не высохнет, утром надеваю влажное. При теперешней жаре это даже приятно. Целую тебя и обнимаю. Твой вечно муж. Федя. (И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»). Вопрос: Почему Федору приятно в жару во влажной одежде?

Так называемые билингвальные задания по физике интересны тем, что они представлены на двух языках. Детям, которые увлекаются иностранными языками можно предложить задачу: Найдите описание физических явлений в тексте:Münchausen erzählt: «Ich legte meine Beine fest um ihren Bauch, packte meine Haare mit rechten Hand und zog uns mit einem Ruck aus dem Wasser heraus ans Ufer!..»

  1. Задания для развития умений обращаться с информацией являются универсальными для всех. Эти задания позволят научиться учащимся ориентироваться в море информации, которое их окружает (искать и находить нужные сведения, анализировать их, понимать кому и с какой целью они адресованы). Например, с помощью программы «Физика в картинках» ознакомьтесь с записанной на диске компьютерной моделью демонстрации фотоэффекта; проведите компьютерный эксперимент: а) определите красную границу фотоэффекта; б) вычислите работу выхода электронов для данного металла; в) изменяйте интенсивность падающего света и проследите меняется ли ток насыщения? Объясните результат.

При составлении и подборе задач к уроку я использую материал художественной и научно-популярной литературы, исторические сведения, факты из истории науки и техники, знания, полученные из средств массовой информации и т.п. Иногда задачи составляю самостоятельно или подбираю к занятию при использовании дополнительной литературы. Система моих заданий по физике, вследствие своих инвариантных свойств, может применяться при изучении любой темы школьного курса физики, предусмотренного программой, на любом этапе урока. Кроме того, данные задания могут составить основу для внеклассного мероприятия по физике.


© 2010-2022