Урок по теме Механическое движение

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок физики в 7 классе по теме « Механическое движение»

Автор: Федотова Татьяна Владимировна, учитель физики

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

  1. Ученик научится объяснять на основе имеющихся знаний основные характеристики механического движение, равномерного и неравномерного движения и получит возможность высказывать и аргументировать собственные мнение о виде механического движения в новой ситуации.

Задачи:

  1. Организация актуализации у учащихся личностного опыта по выявлению существующих знаний по теме «Механическое движение».

  2. Предоставить учащимся возможность делать выводы об условиях принятия тела за материальную точку и условиях равномерного и неравномерного движений.

  3. Предоставить учащимся возможность осознания того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  4. Организовать самодиагностику учащимися результатов своей деятельности.

Методы обучения:

  • Диалогический

  • Исследовательский

  • Эвристический

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал (тест), секундомер, листы с опорным конспектом, листы с линиями для определения длины пути.

Демонстрации:

  1. Презентация к уроку в Power Point «Механическое движение».

  2. Электронное приложение к учебнику/ Д. А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев «Физика.7 класс» СФЕРЫ.

  3. Песня из мультфильма «Вини Пух».







Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вводная часть (организационный момент)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: определение учащимися предмета изучения, вопроса, о котором пойдёт речь на уроке, определение ими темы и задач урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подвести учащихся к осознанию ими вопроса, о котором пойдёт речь на уроке, к определению темы урока и задач, которые им предстоит решить в ходе урока.

После приветствия, предлагаю учащимся прослушать песню из мультфильма «Вини Пух».

Вы узнали героев? А что они делают в мультфильме?

Давайте сходим к мультипликационным героям в гости. Чтобы дорога в гости была интересной и полезной, поговорим во время следования (пауза). Как вы думаете о чем?

Так, чем мы сегодня с вами займёмся на уроке, какие, по вашему мнению задачи необходимо решить.

Слушают

Отвечают на вопросы: идут, поют, движутся, …


Отвечают: о движении.

Учащиеся должны сказать, что тема урока «Механическое движение» и им необходимо познакомиться с понятиями, которые связаны с механическим движением

II. Основная часть (сообщение темы, цели, задач урока , мотивация учебной деятельности)

Задачи определены не достаточно чётко, уточняет, что должны будем сегодня узнать:

  1. Что такое механическое движение?

  2. Как зависит механическое движение от выбора тела отсчета?

  3. Что такое траектория, путь?

  4. Что такое равномерное и неравномерное движение?

(слайд № 1)

Поясняю, что в течение урока будет составлять опорный конспект на доске, а учащимся необходимо его записывать в тетрадь.

Предлагаю учащимся записать тему урока в тетради.


Изучение нового учебного материала.

Для учащихся:

  1. сформулировать определение понятия «механическое движение»;

  2. сформулировать определение понятия относительность движения, тело отсчета;

  3. сформулировать условие, когда тело можно принять за материальную точку;

  4. сформулировать определение понятия траектория, путь;

  5. сформулировать определение понятий равномерное и неравномерное движение.

Для учителя:

1) направлять деятельность учащихся в нужное русло;

2) способствовать развитию интереса к изучению физики;

3) способствовать формированию понимания единой картины мира;

4) вспомнить с учащимися правила безопасного движения;

создать условия для решения задач учащихся;

5) подвести учащихся к понятию

Используется элементы технологии проблемного обучения, эвристический метод, диалогический метод.

Так что же такое механическое движение?

Посмотрите на меня: сейчас моё положение здесь, я включаю секундомер и перехожу в другое место. Как только я оказалась в новом положении, выключаю секундомер.

Что произошло с моим положением?

Это изменение произошло мгновенно или за какое-то время?

А по отношению ко всем окружающим телам в классе, я двигалась или находилась в покое? (при этом вывешиваю опорный конспект)

Таким образом, механическое движение - это…(слайд №2)

Ребята, что будем понимать под «относительно» окружающих тел? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим видеоролик (эл. приложение к учебнику «Относительность движения»).

Как вы видите «относительно» связано с понятием «тело отсчета». Тело отсчета - это …(слайд №2)

Получается, что в зависимости от того, что вы выберете в качестве тела отсчета, рассматриваемое тело может находиться в состоянии покоя или двигаться (при этом вывешиваю элементы конспекта).

А еще ребята в зависимости от условий задачи мы иногда физические тела будем принимать за материальную точку. Когда это сможем сделать, давайте выясним, посмотрев на стр. 36 учебника, рисунок 13.2.

Скажите, в каком случае примем самолет за материальную точку? (слайд № 2 с условием)

Хорошо. Скажите, что за пунктирная линия изображена у вас на рисунке?

Это ребята, траектория (слайд № 3).

Траектория - это….(при этом вывешиваю элементы конспекта).

Но траектория может быть видимой или невидимой (слайд № 3)

Когда у машины в летний период траектория видна? Да. Когда резко тормозит. Причиной этого торможения бывает несоблюдение пешеходами правил дорожного движения. Поэтому не забывайте переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу и посмотрев сначала налево, а потом на право (при этом вывешиваю элементы конспекта).

Траектория еще бывает разной формы (слайд № 4)

Прямая линия, кривая линия, ломаная линия (при этом вывешиваю элементы конспекта).

Форма траектории будет завесить от выбора тела отсчета. В качестве примера рассмотрим видеоролик (эл. приложение к учебнику «Траектория движения на ободе, на самолете»).

Посмотрите, какой у нас получился опорный конспект, но здесь не хватает пути (слайд № 5.)

Путь - это…(при этом вывешиваю элементы конспекта).

Раз путь - это длины, значит, её можно измерить. С помощью какого прибора можно измерить длину?

Хорошо. Давайте измерим длину пути, который изображен у вас в учебниках на стр. 37 рис. 13.3

Вы самостоятельно, а мы на доске.

Помните, что правила работы с измерительными приборами. Что должны определить у прибора прежде чем снимать показания?

Вывешиваю на доску лист с произвольной длиной. Вызываю учащегося для определения длины. После выполнения задания, обсуждаем полученные результаты.

Посмотрите, ребята, следующие два фрагмента и скажите, в чем их отличие? (эл. приложение к учебнику «Равномерное и неравномерное движение»).

И так (слайд № 5)

Равномерное движение - это…

Неравномерное движение - это……(при этом вывешиваю элементы конспекта).

Приведите примеры равномерного и неравномерного движения


Ответы могут быть самыми разными

Отвечают: оно изменилось

Отвечают: за время

Отвечают: двигалась

Отвечают, пытаются сформулировать определение по опорным элементам конспекта на доске

Отвечают

Отвечают




Смотрят на рисунок, анализируют его, выдвигают предположения

Отвечают



Отвечают





Отвечают, пытаются сформулировать определение

Отвечают - линейка


Самостоятельно измеряют, записывают результаты в тетрадь

Отвечают - цену деления прибора


Отвечают, выдвигая предположения



Приводят примеры

Физкультминутка

III. Обобщающая часть (закрепление учебного материала)

Для учащихся: Осознать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Для учителя. Направить учащихся на выполнение задания.

Посмотрите, сколько нового мы сегодня с вами узнали.

Выполним задания из тренажера: стр.22 №№ 1-4

Работаем вместе.

Отслеживаю работу класса.

Наблюдаю за выполнением задания, подбадриваю.

Теперь выполните небольшой тест с взаимопроверкой и общей проверкой

Наблюдаю за выполнением задания, подбадриваю.

После взаимопроверки открываю варианты ответов и систему оценивания данного задания:

За каждый правильный ответ - 1 балл,

За каждый неправильный ответ - 0 баллов.

Баллы

Оценка

5

Отлично! Вы усвоили материал.

4,3

Хорошо! Но есть над чем поработать.

2-0

Вам необходимо еще поработать над данной темой.

Учащиеся выполняют задания совместно с обсуждением.


Выполняют тест на отдельных, заранее распечатанных листах; обмениваются, взаимопроверяют.




IV. Заключительная часть (подведение итогов, домашнее задание)

Для учащихся: проводят рефлексию своих достижений по данной теме.


Для учителя: сформировать у учащегося осознанное понимание важности изучения данной темы.

Подведем итог урока.

О каких понятиях сегодня говорили?

Какие физические приборы вспомнили?

Какую цель каждый из вас поставил себе перед уроком? Реализовали ли вы ее? ...(слайд № 6)

Оценки за урок следующие…

Предлагаю учащимся разноуровневое домашнее задание

Домашнее задание: § 13; Т.стр. 29 № 1; стр. 37 «Моё исследование» это творческое задание, которое выполняется пожеланию.

Закончить урок мне бы хотелось словами Л. Татьянычевой:

Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем отгадок,

И поискам предела нет.

Благодарю учащихся за сотрудничество и прошу сдать листы с выполненным тестом.

Пользуясь опорным конспектом на доске или своим в тетрадях, повторяют основные выводы урока.

Записывают в дневники











Ресурсы урока:

  1. Физика. Задачник 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Д. А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2009. академический школьный учебник. СФЕРЫ.

  2. Физика. Тетрадь- практикум. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/В.В. Белага, Д. А. Артеменко, Н. И. Воронцова и др., под редакцией Панебратцева Ю. А. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2009. академический школьный учебник. СФЕРЫ.

  3. Физика. Тетрадь- тренажёр. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/В.В. Белага, Д. А. Артеменко, Н. И. Воронцова и др., под редакцией Панебратцева Ю. А. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2009. академический школьный учебник. СФЕРЫ.

  4. Физика. 7 класс. Электронное приложение к учебнику/ Д. А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев.

  5. Семке А. И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно- научного профиля/Ярославль: Академия развития, 2007.

  6. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк. - 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1994.





























Тест

Урок по теме Механическое движение







© 2010-2022