- Преподавателю
- Физика
- Урок по теме Механическое движение
Урок по теме Механическое движение
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федотова Т.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок физики в 7 классе по теме « Механическое движение»
Автор: Федотова Татьяна Владимировна, учитель физики
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
-
Ученик научится объяснять на основе имеющихся знаний основные характеристики механического движение, равномерного и неравномерного движения и получит возможность высказывать и аргументировать собственные мнение о виде механического движения в новой ситуации.
Задачи:
-
Организация актуализации у учащихся личностного опыта по выявлению существующих знаний по теме «Механическое движение».
-
Предоставить учащимся возможность делать выводы об условиях принятия тела за материальную точку и условиях равномерного и неравномерного движений.
-
Предоставить учащимся возможность осознания того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
-
Организовать самодиагностику учащимися результатов своей деятельности.
Методы обучения:
-
Диалогический
-
Исследовательский
-
Эвристический
Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал (тест), секундомер, листы с опорным конспектом, листы с линиями для определения длины пути.
Демонстрации:
-
Презентация к уроку в Power Point «Механическое движение».
-
Электронное приложение к учебнику/ Д. А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев «Физика.7 класс» СФЕРЫ.
-
Песня из мультфильма «Вини Пух».
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Вводная часть (организационный момент)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: определение учащимися предмета изучения, вопроса, о котором пойдёт речь на уроке, определение ими темы и задач урока.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
подвести учащихся к осознанию ими вопроса, о котором пойдёт речь на уроке, к определению темы урока и задач, которые им предстоит решить в ходе урока.
После приветствия, предлагаю учащимся прослушать песню из мультфильма «Вини Пух».
Вы узнали героев? А что они делают в мультфильме?
Давайте сходим к мультипликационным героям в гости. Чтобы дорога в гости была интересной и полезной, поговорим во время следования (пауза). Как вы думаете о чем?
Так, чем мы сегодня с вами займёмся на уроке, какие, по вашему мнению задачи необходимо решить.
Слушают
Отвечают на вопросы: идут, поют, движутся, …
Отвечают: о движении.
Учащиеся должны сказать, что тема урока «Механическое движение» и им необходимо познакомиться с понятиями, которые связаны с механическим движением
II. Основная часть (сообщение темы, цели, задач урока , мотивация учебной деятельности)
Задачи определены не достаточно чётко, уточняет, что должны будем сегодня узнать:
-
Что такое механическое движение?
-
Как зависит механическое движение от выбора тела отсчета?
-
Что такое траектория, путь?
-
Что такое равномерное и неравномерное движение?
(слайд № 1)
Поясняю, что в течение урока будет составлять опорный конспект на доске, а учащимся необходимо его записывать в тетрадь.
Предлагаю учащимся записать тему урока в тетради.
Изучение нового учебного материала.
Для учащихся:
-
сформулировать определение понятия «механическое движение»;
-
сформулировать определение понятия относительность движения, тело отсчета;
-
сформулировать условие, когда тело можно принять за материальную точку;
-
сформулировать определение понятия траектория, путь;
-
сформулировать определение понятий равномерное и неравномерное движение.
Для учителя:
1) направлять деятельность учащихся в нужное русло;
2) способствовать развитию интереса к изучению физики;
3) способствовать формированию понимания единой картины мира;
4) вспомнить с учащимися правила безопасного движения;
создать условия для решения задач учащихся;
5) подвести учащихся к понятию
Используется элементы технологии проблемного обучения, эвристический метод, диалогический метод.
Так что же такое механическое движение?
Посмотрите на меня: сейчас моё положение здесь, я включаю секундомер и перехожу в другое место. Как только я оказалась в новом положении, выключаю секундомер.
Что произошло с моим положением?
Это изменение произошло мгновенно или за какое-то время?
А по отношению ко всем окружающим телам в классе, я двигалась или находилась в покое? (при этом вывешиваю опорный конспект)
Таким образом, механическое движение - это…(слайд №2)
Ребята, что будем понимать под «относительно» окружающих тел? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим видеоролик (эл. приложение к учебнику «Относительность движения»).
Как вы видите «относительно» связано с понятием «тело отсчета». Тело отсчета - это …(слайд №2)
Получается, что в зависимости от того, что вы выберете в качестве тела отсчета, рассматриваемое тело может находиться в состоянии покоя или двигаться (при этом вывешиваю элементы конспекта).
А еще ребята в зависимости от условий задачи мы иногда физические тела будем принимать за материальную точку. Когда это сможем сделать, давайте выясним, посмотрев на стр. 36 учебника, рисунок 13.2.
Скажите, в каком случае примем самолет за материальную точку? (слайд № 2 с условием)
Хорошо. Скажите, что за пунктирная линия изображена у вас на рисунке?
Это ребята, траектория (слайд № 3).
Траектория - это….(при этом вывешиваю элементы конспекта).
Но траектория может быть видимой или невидимой (слайд № 3)
Когда у машины в летний период траектория видна? Да. Когда резко тормозит. Причиной этого торможения бывает несоблюдение пешеходами правил дорожного движения. Поэтому не забывайте переходить дорогу на зеленый свет, только по пешеходному переходу и посмотрев сначала налево, а потом на право (при этом вывешиваю элементы конспекта).
Траектория еще бывает разной формы (слайд № 4)
Прямая линия, кривая линия, ломаная линия (при этом вывешиваю элементы конспекта).
Форма траектории будет завесить от выбора тела отсчета. В качестве примера рассмотрим видеоролик (эл. приложение к учебнику «Траектория движения на ободе, на самолете»).
Посмотрите, какой у нас получился опорный конспект, но здесь не хватает пути (слайд № 5.)
Путь - это…(при этом вывешиваю элементы конспекта).
Раз путь - это длины, значит, её можно измерить. С помощью какого прибора можно измерить длину?
Хорошо. Давайте измерим длину пути, который изображен у вас в учебниках на стр. 37 рис. 13.3
Вы самостоятельно, а мы на доске.
Помните, что правила работы с измерительными приборами. Что должны определить у прибора прежде чем снимать показания?
Вывешиваю на доску лист с произвольной длиной. Вызываю учащегося для определения длины. После выполнения задания, обсуждаем полученные результаты.
Посмотрите, ребята, следующие два фрагмента и скажите, в чем их отличие? (эл. приложение к учебнику «Равномерное и неравномерное движение»).
И так (слайд № 5)
Равномерное движение - это…
Неравномерное движение - это……(при этом вывешиваю элементы конспекта).
Приведите примеры равномерного и неравномерного движения
Ответы могут быть самыми разными
Отвечают: оно изменилось
Отвечают: за время
Отвечают: двигалась
Отвечают, пытаются сформулировать определение по опорным элементам конспекта на доске
Отвечают
Отвечают
Смотрят на рисунок, анализируют его, выдвигают предположения
Отвечают
Отвечают
Отвечают, пытаются сформулировать определение
Отвечают - линейка
Самостоятельно измеряют, записывают результаты в тетрадь
Отвечают - цену деления прибора
Отвечают, выдвигая предположения
Приводят примеры
Физкультминутка
III. Обобщающая часть (закрепление учебного материала)
Для учащихся: Осознать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Для учителя. Направить учащихся на выполнение задания.
Посмотрите, сколько нового мы сегодня с вами узнали.
Выполним задания из тренажера: стр.22 №№ 1-4
Работаем вместе.
Отслеживаю работу класса.
Наблюдаю за выполнением задания, подбадриваю.
Теперь выполните небольшой тест с взаимопроверкой и общей проверкой
Наблюдаю за выполнением задания, подбадриваю.
После взаимопроверки открываю варианты ответов и систему оценивания данного задания:
За каждый правильный ответ - 1 балл,
За каждый неправильный ответ - 0 баллов.
Баллы
Оценка
5
Отлично! Вы усвоили материал.
4,3
Хорошо! Но есть над чем поработать.
2-0
Вам необходимо еще поработать над данной темой.
Учащиеся выполняют задания совместно с обсуждением.
Выполняют тест на отдельных, заранее распечатанных листах; обмениваются, взаимопроверяют.
IV. Заключительная часть (подведение итогов, домашнее задание)
Для учащихся: проводят рефлексию своих достижений по данной теме.
Для учителя: сформировать у учащегося осознанное понимание важности изучения данной темы.
Подведем итог урока.
О каких понятиях сегодня говорили?
Какие физические приборы вспомнили?
Какую цель каждый из вас поставил себе перед уроком? Реализовали ли вы ее? ...(слайд № 6)
Оценки за урок следующие…
Предлагаю учащимся разноуровневое домашнее задание
Домашнее задание: § 13; Т.стр. 29 № 1; стр. 37 «Моё исследование» это творческое задание, которое выполняется пожеланию.
Закончить урок мне бы хотелось словами Л. Татьянычевой:
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок,
И поискам предела нет.
Благодарю учащихся за сотрудничество и прошу сдать листы с выполненным тестом.
Пользуясь опорным конспектом на доске или своим в тетрадях, повторяют основные выводы урока.
Записывают в дневники
Ресурсы урока:
-
Физика. Задачник 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Д. А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2009. академический школьный учебник. СФЕРЫ.
-
Физика. Тетрадь- практикум. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/В.В. Белага, Д. А. Артеменко, Н. И. Воронцова и др., под редакцией Панебратцева Ю. А. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2009. академический школьный учебник. СФЕРЫ.
-
Физика. Тетрадь- тренажёр. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/В.В. Белага, Д. А. Артеменко, Н. И. Воронцова и др., под редакцией Панебратцева Ю. А. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2009. академический школьный учебник. СФЕРЫ.
-
Физика. 7 класс. Электронное приложение к учебнику/ Д. А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев.
-
Семке А. И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно- научного профиля/Ярославль: Академия развития, 2007.
-
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк. - 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1994.
Тест