Внеурочное мероприятие по физике для 8-9 классов «Зимняя физика»

Вид мероприятия - внеурочное занятие по физике; Целевая аудитория – ученики 8-9 классов основной школы; Время проведения – накануне новогодних праздников; Цель мероприятия: формирование интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, через содержание физики; развитие познавательного интереса к происходящим в обыденной жизни процессам; Форма организации – работа в группах; Виды деятельности: решение задач различного типа: качественных, расчетных; работа с текстом; творческие задания...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект внеклассного занятия по физике «Зимняя физика»


Учитель: Приближается самый загадочный и красивый праздник - Новый год! Мы встречаем его зимой. А когда зима наступает?

- Будьте судьей в споре.

Ситуация 1. « Что такое зима?»

В конце ноября выпал снег и долго не таял. Между друзьями разгорелся спор: наступила зима или нет? Паша утверждал, что зима начнется только с 1 декабря, и будет длиться до 28 (29) февраля. Коля же заявил, что зима длится от зимнего солнцестояния 21 декабря до весеннего равноденствия 21 марта. У Владика отец работал на метеостанции, и от него Владик знал, что зима определяется по переходу средних суточных температур воздуха через 0 градусов С (начало зимы) и 0 градусов С (конец зимы). Еще он вспомнил, что зима делится на три подсезона: первозимье, коренная зима, перелом зимы. Так, когда же наступает зима?

- Ответ. Все три друга правы. Зима - это часть года, которая выделяется не по одному признаку, а по нескольким: астрономическим, климатическим, календарным, синоптическим.

Ситуация 2. «Почему зимой у нас становится холодно?»

Спор продолжается. А почему зимой становится холодно?

Паша: Об этом знают еще первоклассники! Зимой солнце не поднимается высоко над горизонтом, как летом.

Коля: Лучи солнца обогревают землю зимой хуже, чем летом, потому что они падают косо, а летом прямо.

Влад: А почему при косых или прямых лучах по-разному обогревается поверхность?

Ситуация 3 . «У елки»

Учитель: К Новогодним праздникам принято украшать школьный зал, домашние комнаты. Давайте сделаем свои, физические гирлянды.

Задание 1. Гирлянда будет состоять из формул, каждая последующая из которых записывается для физической величины, называемой последней в предыдущей формуле.

Задание 2. Нарисуем «физические» снежинки! В центре записана физическая величины, а на лучиках снежинки необходимо записать максимум информации о данной величине. (Например: в центре написано «МАССА» или «СИЛА» и т.д)

Учитель: А какой же Новый год без красавицы елки! Елку внесли в зал. Ух, какой запах!

Задание 3. (качественные задачи)

- Какое физическое явления позволяет нам ощутить запах ели?

- Всем ель хороша, да больно колюча! Почему елочные иголки такие колючие?

- А почему елка зеленого цвета?

Задание 4. Для украшения зала ребята из кружка «Очумелые ручки» спаяли гирлянду из электрических лампочек от карманного фонарика. Они соединили их последовательно. Горящие лампочки украшали сцену, создавали праздничное настроение. Но вдруг одна лампочка перегорела. Что произошло со всей гирляндой?

- Но кружковцы быстро соединили последовательно оставшиеся 39 лампочек и вновь включили гирлянду. Когда лампочки горели ярче?

Ситуация 4. «Этот удивительный …»

Учитель: Но ведь прежде чем жилище украсить его надо построить! Я предлагаю вам шуточную анкету вполне реального строительного материала из этого удивительного вещества.

( Текст анкеты предлагается всем группам, чтобы они могли анализировать его)

АНКЕТА:

1). Прочность.- Весьма значительная. Поэтому могу найти себе применение в строительстве.

2). Распространенность и доступность. - Встречаюсь в природе в неограниченных количествах и весьма распространено. Вследствие этого принадлежу к самым доступным из всех строительных материалов.

3).Стойкость.- Воздвигнутые из меня сооружения могут, при соблюдении известных предосторожностей, сохранятся почти неограниченно долго.

4). Теплопроводность.- Очень велика! В этом одно моих главных достоинств.

5).- Воздухопроводность.- Огромна! В построенных из меня сооружениях не требуется никаких вентиляционных устройств.

6). Трудность обработки и применения.- По легкости брикетирования и применения нет мне равных на свете!

7). Огнеупорность и пожароопасность.- Абсолютно безопасно. Не горю, не поддаюсь накалу. Огонь боится меня больше, чем воды.

8). Плотность и транспортабельность.- Вне всякой конкуренции. Я в несколько раз легче любого из моих товарищей, в следствии чего и перевозить меня легко.

9). Стоимость.- Дешево как воздух!

Учитель: Что это за вещество?

- Конечно это лед (снег)! Разве это не само удивительное вещество в мире?

Какие другие его свойства вы знаете? Продолжите анкету для этого вещества.

Ситуация 5. «Свеча горела на столе…»

Учитель: А как по - особенному, завораживающе горят новогодние свечи! Сколько физических процессов можно увидеть в горении обычной стеариновой свечи! Ведь не зря великие физики посвящали им целые книги. Давайте и мы приглядимся.

Задания группам.

  1. Праздничный подсвечник из воды. Взять красивое глубокое блюдо, налить в него воды. Обыкновенную стеариновую свечку разрезать на короткие кусочки. Опустить кусочки свечи в воду и зажечь. Объясните, почему свечи горят в воде.

  2. На Новый год Коля решил зажечь свечи. Но дома оказалась всего одна свеча, а покупать их было уже поздно. Коля вышел из положения: он взял 2 зеркала, поставил их перпендикулярно друг другу. Сколько изображений свечи получил Коля?

  3. Зажигая новогодние свечи, Катя капнула стеарином себе на платье. Мама посоветовала ей: положить платье между двумя бумажными салфетками прогладить несколько раз горячим утюгом. Какие физические явления здесь проявляются?

Ситуация 6. «Мерзнет улица моя»

Учитель: У нашей землячки, знаменитой саамской поэтессы Октябрины Вороновой есть такое стихотворение: (стихотворение зачитывается)

Мерзнет улица моя.

Лед на лужицах крепчает.

Захоложенный ноябрь

Точно пьяного, качает.

То ползет щенком слепым,

То летит осатанело,

За собою все следы

Заметая пухом белым.

По натуре незлобив,

Он командует некруто:

И стволы и ветви ив

Шубой белою укутал.

Под сугробы травы скрыл,

Чтоб не мерзли долгой ночью.

Словно взмах лебяжьих крыл,

Прошумел над краем отчим.

Чистит грейдер колею,

Но ему ль тягаться с вьюгой?

Греет улицу мою

Разве только ветер с юга.

(Учитель раздает тексты стихотворения группам)

- Поработайте в группах и назовите физические явления, описанные в этом стихотворении. Составьте задачи по тексту стихотворения.

Ситуация 7. «С Новым годом!»

Учитель: Новый 20 год… Посмотрите внимательно на это число. Чем оно интересно?

Учитель: Придумайте новогоднее поздравление для своих родных, одноклассников, друзей, но так, чтобы оно содержало физические термины!

Учитель: А теперь я прочитаю свое поздравление с наступающим Новым годом, адресованное вам, моим ученикам: «Желаю вам, чтобы температура вашего тела не превышала 310 К, чтобы все невзгоды дифрагировали вас, а удачи интерферировали!

Пусть любая работа, начатая вами, выполняется с минимально затраченной энергией, а КПД ваших действий стремится к 100%!»

-Подведение итогов, объявление победителей, награждение всех участников мероприятия. Вручение всем календаря на новый, 20 год.

Учитель физики МБОУ лицей им. В.Г. Сизова

г. Мончегорска Мурманской области

Махмудова В.Д.


© 2010-2022