• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока по физике на тему Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца

Конспект урока по физике на тему Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца

Урок изучения нового материала способствует формированию теоретических и практических знаний, осмыслению связей и отношений в объекте; отработке практических навыков и умений работы с оборудованием, работы в парах. Цель урока: объяснить явление нагревания проводников электрическим током; установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи; сформулировать закон Джоуля – Ленца; формировать умение применять этот закон для решения качественных и количествен...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по физике на тему Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -ЛенцаКонспект урока по физике на тему Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -ЛенцаКонспект урока по физике на тему Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -ЛенцаГосударственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школа-интернат I-II вида г.Тихорецка Краснодарского края

Конспект урока

по физике по теме

«Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца »













Учитель Клочкова Марина Алексеевна


2015 год

Урок физики в 10 классе

Дата:

Тема: «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца »

Цель урока:

  • объяснить явление нагревания проводников электрическим током;

  • установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи;

  • сформулировать закон Джоуля - Ленца;

  • формировать умение применять этот закон для решения качественных и количественных задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • опираясь на знания, полученные ранее, аналитически установить связь выделяющейся тепловой энергии на проводнике с силой тока и сопротивлением проводника;

  • анализируя опыты, установить эту же зависимость;

  • опираясь на известные формулы, теоретически определить количество теплоты, выделяющейся на проводнике с током;

  • подтвердить полученные выводы результатами экспериментов;

  • сформулировать закон Джоуля - Ленца;

  • формировать умение применять этот закон для решения задач.

Воспитательные:

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;

  • формировать умение работать в группах, уважительно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей.

Развивающие:

  • показать учащимся различные пути и методы получения знаний об окружающем нас мире;

  • формировать умение обобщать и анализировать опытный материал, самостоятельно делать выводы.

Коррекционные :

  • накопить словарный запас по данной теме;

  • отработать произношение дежурных звуков

Оборудование урока для учителя: компьютер, интерактивная доска, инновационный интерактивный материал по физике для 8 класса, презентация «3.20. Тепловое действие тока. Закон Джоуля- Ленца».

Оборудование для ученика: учебник, тетрадь.

План урока.

  1. Организационный момент - 2 мин

  2. Речевая зарядка - 3мин

  3. Проверка домашнего задания - 2 мин

  4. Актуализация знаний - 2 мин

  5. Сообщение темы урока- 3мин

  6. Изучение нового материала - 10мин

  7. Физминутка - 4 мин

  8. Закрепление нового материала - 12 мин

  9. Подведение итога - 2мин

1.Организационный момент

Подготовка рабочего места. Приветствие

2. Речевая зарядка

  1. Дифференциация звуков ч-ц

  2. Проговариваем слова, используемые на уроке: Джеймс Джоуль, Эмилий Ленц, количество теплоты.

3.Проверка домашнего задания

Проверка правильности решения Упр.241

4. Актуализация знаний

Решить задачу (устно)

Какую работу совершит ток силой

5 А за 2 с при напряжении в цепи

10 В?

Отвечают ученики.

100 Дж

5.Сообщение темы урока

Тема сегодняшнего урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца »

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

-Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»».

Что мы будем изучать?



-Мы будем изучать тему «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца».

Фронтальный опрос

1. Какие три величины связывает закон Ома?

2. Как формулируется закон Ома?



3. Что представляет собой электрический ток в металлах?

4. Какова зависимость силы тока от напряжения?

5. Как выразить работу тока за некоторое время?

6. Как рассчитать мощность электрического тока?

7. При каком соединении все потребители находятся при одной и той же силе тока?

Обучающиеся отвечают на вопросы

- I, U, R(сила тока, напряжение, сопротивление)

- Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.)

- Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов

- Во сколько раз увеличивается напряжение в цепи, во столько же раз увеличивается и сила тока

- А=U·I·t

- P=U·I

- При последовательном соединении

Учитель показывает презентацию «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца».

6. Изучение нового материала

Вы знаете, что электрический ток, протекая по проводнику, вызывает его нагревание. Это явление называется тепловым действием тока. Причина нагревания проводников электрическим током состоит в том. что свободные электроны в металлах взаимодействуют и ионами или атомами вещества проводника и передают им часть своей энергии. Поэтому в результате работы электрического поля внутренняя энергия проводника увеличивается, и следовательно его температура. А это и значит что, проводник нагревается ( слайд №2)

Выясним от каких величин зависит нагревание проводника?

а) (Слайд№3) Опыты показывают, что чем больше сила тока в проводнике, тем и количество теплоты, выделившееся в проводнике будет больше.

Вывод: Нагревание проводника зависит от силы тока (I). (Чем больший электрический заряд пройдет через поперечное сечение проводника в единицу времени, тем большее количество теплоты он выделит)

б) (Слайд№3) Исследуем зависимость количества теплоты, выделяющегося в проводнике от его сопротивления. Возьмём три проводника одинаковой длины и площади поперечного сечения, но из разного вещества(нихром, никелин, медь).Все проводники соединены между собой последовательно. Следовательно, сила тока на всех участках цепи одинаковая. Но при включении в цепь все три проводника выделили разное количество теплоты.

Вывод: Количество теплоты зависит не только от силы тока, но и от того, из какого вещества изготовлен проводник, т.е. от электрического сопротивления проводника (R)

Работа с таблицей.

Сравните удельное сопротивление нихрома, никелина, меди по таблице. Какой проводник нагревается сильнее?

Обучающиеся ищут по таблице удельное сопротивление нихрома, никелина, меди и сравнивают их.

- У нихрома самое большое удельное сопротивление.

- Проводник, который имеет большее удельное сопротивление нагревается сильнее.

( слайд №4) Пользуясь законом Ома, можно количество теплоты, выделяемое проводником с током, выразить через силу тока, сопротивление участка цепи и время:

Q=IR·t

Закон Джоуля - Ленца





Формула закона Джоуля-Ленца



Закон Джоуля-Ленца

Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.

Обучающиеся записывают в словарь.

Обучающиеся записывают в тетрадь.

Q=I2 ·R· t

Q - количество теплоты - [Дж]

I - сила тока - [A]

R - сопротивление - [Ом]

t - время - [c]

Вывод: Количество теплоты электрического тока равно работе электрического тока.

Q=A

7. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания.

И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую руку на пояс; 3 - правую руку на плечо; 4 - левую руку на плечо; 5 - правую руку вверх; 6 - левую руку вверх; 7-8 - хлопки руками над головой; 9 - опустить левую руку на плечо; 10 - правую руку на плечо; 11 -левую руку на пояс; 12 - правую руку на пояс; 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный; 2-3 раза - средний; 3-4 - быстрый; 1-2 - медленный.

8. Закрепление нового материала

  1. В чем проявляется тепловое действие тока?

  2. Как можно объяснить нагревание проводника с током?



  1. Какие превращения энергии происходят при протекании тока через проводник?

  2. Как по закону Джоуля - Ленца рассчитать количество теплоты, выделяемое в проводнике?

- В нагревании проводника

- Движущиеся электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки и передают им свою энергию.

- Электрическая энергия превращается во внутреннюю.

- Q=I²Rt

Решение задач

Задача №1214( Лукашик)

Определить количество теплоты, выделяемое проводником, сопротивление которого 25Ом, в течении 5c. Сила тока в проводнике 2 А.

Дано:

I = 2A Q=I²·R·t

R = 25Ом

t = 5c Q= (2A)2· 25Ом·5с=500Дж Q= ?

Ответ: 500Дж

Игра «Найди соответствие» Название величины- её обозначение - единица измерения

9. Подведение итога

Что мы делали на уроке?

С каким законом познакомились?

Вы сегодня хорошо работали.

-До свидания.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, учитель комментирует домашнее задание.

-До свидания.

Домашнее задание: §53. Упр.271







© 2010-2022