- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока по физике на тему Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца
Конспект урока по физике на тему Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клочкова М.А. |
Дата | 13.06.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школа-интернат I-II вида г.Тихорецка Краснодарского края
Конспект урока
по физике по теме
«Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца »
Учитель Клочкова Марина Алексеевна
2015 год
Урок физики в 10 классе
Дата:
Тема: «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца »
Цель урока:
-
объяснить явление нагревания проводников электрическим током;
-
установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи;
-
сформулировать закон Джоуля - Ленца;
-
формировать умение применять этот закон для решения качественных и количественных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
-
опираясь на знания, полученные ранее, аналитически установить связь выделяющейся тепловой энергии на проводнике с силой тока и сопротивлением проводника;
-
анализируя опыты, установить эту же зависимость;
-
опираясь на известные формулы, теоретически определить количество теплоты, выделяющейся на проводнике с током;
-
подтвердить полученные выводы результатами экспериментов;
-
сформулировать закон Джоуля - Ленца;
-
формировать умение применять этот закон для решения задач.
Воспитательные:
-
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
-
формировать умение работать в группах, уважительно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей.
Развивающие:
-
показать учащимся различные пути и методы получения знаний об окружающем нас мире;
-
формировать умение обобщать и анализировать опытный материал, самостоятельно делать выводы.
Коррекционные :
-
накопить словарный запас по данной теме;
-
отработать произношение дежурных звуков
Оборудование урока для учителя: компьютер, интерактивная доска, инновационный интерактивный материал по физике для 8 класса, презентация «3.20. Тепловое действие тока. Закон Джоуля- Ленца».
Оборудование для ученика: учебник, тетрадь.
План урока.
-
Организационный момент - 2 мин
-
Речевая зарядка - 3мин
-
Проверка домашнего задания - 2 мин
-
Актуализация знаний - 2 мин
-
Сообщение темы урока- 3мин
-
Изучение нового материала - 10мин
-
Физминутка - 4 мин
-
Закрепление нового материала - 12 мин
-
Подведение итога - 2мин
1.Организационный момент
Подготовка рабочего места. Приветствие
2. Речевая зарядка
-
Дифференциация звуков ч-ц
-
Проговариваем слова, используемые на уроке: Джеймс Джоуль, Эмилий Ленц, количество теплоты.
3.Проверка домашнего задания
Проверка правильности решения Упр.241
4. Актуализация знаний
Решить задачу (устно)
Какую работу совершит ток силой
5 А за 2 с при напряжении в цепи
10 В?
Отвечают ученики.
100 Дж
5.Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца »
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь
-Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»».
Что мы будем изучать?
-Мы будем изучать тему «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца».
Фронтальный опрос
1. Какие три величины связывает закон Ома?
2. Как формулируется закон Ома?
3. Что представляет собой электрический ток в металлах?
4. Какова зависимость силы тока от напряжения?
5. Как выразить работу тока за некоторое время?
6. Как рассчитать мощность электрического тока?
7. При каком соединении все потребители находятся при одной и той же силе тока?
Обучающиеся отвечают на вопросы
- I, U, R(сила тока, напряжение, сопротивление)
- Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.)
- Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов
- Во сколько раз увеличивается напряжение в цепи, во столько же раз увеличивается и сила тока
- А=U·I·t
- P=U·I
- При последовательном соединении
Учитель показывает презентацию «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца».
6. Изучение нового материала
Вы знаете, что электрический ток, протекая по проводнику, вызывает его нагревание. Это явление называется тепловым действием тока. Причина нагревания проводников электрическим током состоит в том. что свободные электроны в металлах взаимодействуют и ионами или атомами вещества проводника и передают им часть своей энергии. Поэтому в результате работы электрического поля внутренняя энергия проводника увеличивается, и следовательно его температура. А это и значит что, проводник нагревается ( слайд №2)
Выясним от каких величин зависит нагревание проводника?
а) (Слайд№3) Опыты показывают, что чем больше сила тока в проводнике, тем и количество теплоты, выделившееся в проводнике будет больше.
Вывод: Нагревание проводника зависит от силы тока (I). (Чем больший электрический заряд пройдет через поперечное сечение проводника в единицу времени, тем большее количество теплоты он выделит)
б) (Слайд№3) Исследуем зависимость количества теплоты, выделяющегося в проводнике от его сопротивления. Возьмём три проводника одинаковой длины и площади поперечного сечения, но из разного вещества(нихром, никелин, медь).Все проводники соединены между собой последовательно. Следовательно, сила тока на всех участках цепи одинаковая. Но при включении в цепь все три проводника выделили разное количество теплоты.
Вывод: Количество теплоты зависит не только от силы тока, но и от того, из какого вещества изготовлен проводник, т.е. от электрического сопротивления проводника (R)
Работа с таблицей.
Сравните удельное сопротивление нихрома, никелина, меди по таблице. Какой проводник нагревается сильнее?
Обучающиеся ищут по таблице удельное сопротивление нихрома, никелина, меди и сравнивают их.
- У нихрома самое большое удельное сопротивление.
- Проводник, который имеет большее удельное сопротивление нагревается сильнее.
( слайд №4) Пользуясь законом Ома, можно количество теплоты, выделяемое проводником с током, выразить через силу тока, сопротивление участка цепи и время:
Q=I2·R·t
Закон Джоуля - Ленца
Формула закона Джоуля-Ленца
Закон Джоуля-Ленца
Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
Обучающиеся записывают в словарь.
Обучающиеся записывают в тетрадь.
Q=I2 ·R· t
Q - количество теплоты - [Дж]
I - сила тока - [A]
R - сопротивление - [Ом]
t - время - [c]
Вывод: Количество теплоты электрического тока равно работе электрического тока.
Q=A
7. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания.
И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую руку на пояс; 3 - правую руку на плечо; 4 - левую руку на плечо; 5 - правую руку вверх; 6 - левую руку вверх; 7-8 - хлопки руками над головой; 9 - опустить левую руку на плечо; 10 - правую руку на плечо; 11 -левую руку на пояс; 12 - правую руку на пояс; 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный; 2-3 раза - средний; 3-4 - быстрый; 1-2 - медленный.
8. Закрепление нового материала
-
В чем проявляется тепловое действие тока?
-
Как можно объяснить нагревание проводника с током?
-
Какие превращения энергии происходят при протекании тока через проводник?
-
Как по закону Джоуля - Ленца рассчитать количество теплоты, выделяемое в проводнике?
- В нагревании проводника
- Движущиеся электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки и передают им свою энергию.
- Электрическая энергия превращается во внутреннюю.
- Q=I²Rt
Решение задач
Задача №1214( Лукашик)
Определить количество теплоты, выделяемое проводником, сопротивление которого 25Ом, в течении 5c. Сила тока в проводнике 2 А.
Дано:
I = 2A Q=I²·R·t
R = 25Ом
t = 5c Q= (2A)2· 25Ом·5с=500Дж Q= ?
Ответ: 500Дж
Игра «Найди соответствие» Название величины- её обозначение - единица измерения
9. Подведение итога
Что мы делали на уроке?
С каким законом познакомились?
Вы сегодня хорошо работали.
-До свидания.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, учитель комментирует домашнее задание.
-До свидания.
Домашнее задание: §53. Упр.271