Рабочая программа СПО Физика 1 курс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова»




УТВЕРЖДАЮ:


Заместитель директора

по учебной работе

ГБОУ СПО МО

«Жуковский авиационный техникум

имени В.А. Казакова»


___________________ М.А. Фофанова

« 31 » августа 2015 года



Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД. 08 п ФИЗИКА

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования


Государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования Московской области

«Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова»


по специальности среднего профессионального образования

12.02.01 « Авиационные приборы и комплексы» (очная форма обучения)

ПАП-57, ПАП-58, 1 курс

по программе базовой подготовки








Раменское , 2015 год


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 968 от 11 августа 2014 г. (зарегистрирован Министерством юстиции, регистрационный номер № 33702 от 20 августа 2014 г.)

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах ОПОП с учетом профиля получаемого профессионального образования;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 №464 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июля 2013 г.. регистрационный номер №29200);

- учебного плана филиала на 2015-2016 учебный год;

- примерной рабочей программа по дисциплине «Физика» для профессий начального и среднего образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендовано федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), протокол №3 от 21 июля 2015 г регистрационный номер 384 от 23 июля 2015 г.. Автор примерной программы В.Ф. Дмитриева, зав кафедрой физики Московского государственного университета технологий и управления К.Г. Разумосвкого, кандидат технических наук, профессор. Рецензенты: И.А. Соловьев, профессор кафедры высшей математики и физики Государственного университета по землеустройству, доктор физико-математических наук, академик РАЕ, Е.А. Орлова, преподаватель физики первой квалификационной категории ГБПОУ «Колледж связи № 54 г. Москва»

Рабочая программа разработана для специальностей :

12.02.01 « Авиационные приборы и комплексы»

Автор программы:

  • Мошечкова Елена Сергеевна, преподаватель Раменского филиала ГБОУ СПО «Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова _________________________

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии математических и естественнонаучных дисциплин.

Протокол заседания № 01 от « 31 » августа 2015 г.

Председатель цикловой комиссии математических и естественнонаучных дисциплин

Мошечкова Елена Сергеевна _________________



СОДЕРЖАНИЕ


п/п

Наименование

Страница

1

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программе

4

1.3.

Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

4

1.4.

Требование к результатам обучения

4

1.5.

Количество часов на освоение программы дисциплины.

5

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

5

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

2.2.

Содержание учебной дисциплины «Физика»

5

2.3.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

9

3.

Условия реализации программы.

15

3.1.

Материально-техническое обеспечение.

15

3.2.

Информационное обеспечение

15

4.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

16

4.1

Критерии оценки устного ответа.

16

4.2.

Критерии оценки письменной работы.

17

4.3.

Критерии оценки результатов теста.

17

4.4.

Перечень грубых ошибок

18

4.5.

Критерии оценки лабораторных работ

18

4.6.

Требование к реферату.

19

5.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

20

























  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО технического профиля и обучающееся в учреждении СПО по данному профилю изучают физику.

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 177 часов.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Физика» входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования..

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание данной рабочей программы ориентирована на достижение следующих целей:

− освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

− овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

− воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

− использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

1.4. Требование к результатам обучения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить наблюдения;

- планировать и выполнять эксперименты;

- выдвигать гипотезы и строить модели;

- применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

- оценивать достоверность естественно-научной информации;

- использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часов;

самостоятельной работы обучающегося 55 часа.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица №1

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

177

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

122

В том числе:


Теоретических занятий

100

Практических (лабораторных) работ

18

Обязательных контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

55

в том числе:


подготовка рефератов (сообщений, докладов)

10

выполнение домашних заданий (примеров, задач)

9

работа с учебником, дополнительной литературой

9

выполнение индивидуальных работ

9

исследовательская работа

9

работа с Интернет-ресурсами

9

Итоговая аттестация в форме

экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика».

Введение

Физика - наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

1. МЕХАНИКА

Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью (10).

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Лабораторная работа №1 по теме: « Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Невесомость.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Свободные и вынужденные колебания.

Резонанс.

Образование и распространение волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИА

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

Лабораторная работа № 2 по теме: « Опытная проверка закона Гей-Люссака».

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ.

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Лабораторная работа № 3 по теме: «Определение электроемкости конденсатора.

Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение законов последовательного и параллельного соединения проводников».

Лабораторная работа № 5 по теме « Наблюдения действия магнитного пол тока.»

Лабораторная работа № 6 по теме « Изучение явления электромагнитной индукции.»

  1. ВОЛНЫ И КОЛЕБАНИЯ.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Лабораторная работа № 7 по теме: « Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

5. ОПТИКА.

Скорость распространения света. Закон отражения и преломления света. Полное отражение. Линза. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Лабораторная работа № 8 по теме «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

6. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ.

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Излучение лазера.

Линейчатые спектры различных веществ.

Счетчик ионизирующих излучений.

Лабораторная работа № 9 по теме: « Изучение треков заряженных частиц».

7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ.

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Образование планетных систем. Солнечная система.

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1

Механика.



1.1

Кинематика.

Введение. механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Равнозамедленное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

6

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

1.2.

Законы механики Ньютона.

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс тела. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Силы в механике.

6

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

1.3

Закон сохранения в механике.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Применение законов сохранения.

6

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

Лабораторная работа №1 по теме: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

2

2,3

2

Основы молекулярной физики и термодинамики.



2.1.

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Параметры состояния идеального газа. Основное управление МКТ теории газов. Температура и ее и измерение Молярная газовая постоянная.

2

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

2.2.

Основы термодинамики.

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия. Работа и теплота какк формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Холодильная машина. Тепловой двигатель.

2

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

2.3.

Свойства паров.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Перегретый пар.

2

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

2.4.

Свойства жидкостей.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

2

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3


2.5.


Свойства твердых тел.

Кристаллические тела. Аморфные тела.

Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристалл

2

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

Лабораторная работа №2 по теме: « Опытная проверка закона Гей-Люсса».

2

1,2,3

Обязательная контрольная работа №1

2

3

3.

Основы электродинамики



3.1.

Электрическое поле.

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций полей. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

6

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

Лабораторная работа №3 по теме: «Определение электроемкости конденсатора.

2

2,3

3.2.

Законы постоянного тока.

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

10

1,2

Лабораторная работа №4 по теме: «Изучение законов последовательного и параллельного соединения проводников»

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

3.3.

Электрический ток в полупроводниках.

Собственная проводимость. Полупроводниковые приборы.

2

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

3.4.

Магнитное поле.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

6

1,2

Лабораторная работа № 5 по теме « Наблюдения действия магнитного пол тока.»

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

3.5.

Электромагнитная индукция

Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока.

6

1,2

Лабораторная работа № 6 по теме « Изучение явления электромагнитной индукции.»

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

2,3

4.

Колебания и волны



4.1.

Механические колебания.

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания

4

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

4.2.

Упругие волны.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

4

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

4.3.

Электромагнитные колебания.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивление переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

4

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

4.4.

Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

4

1,2

Лабораторная работа № 7 по теме: « Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

5.

Оптика



5.1.

Природа света.

Скорость распространения света. Закон отражения и преломления света. Полное отражение. Линза. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

4

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

5.2.

Волновые свойства света.

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация света. Элементы теории относительности. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства

6

1,2

Лабораторная работа № 8 по теме «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

3

3

6

Элементы квантовой физики.



6.1.

Квантовая оптика.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний и внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

4

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

6.2.

Физика атома.

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная (планетарная) модель атома. Опыты Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы.

4

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

6.3.

Физика атомного ядра.

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженнных частиц. Эффект Вавилона-Черенкова. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

4

1,2

Лабораторная работа № 9 по теме: « Изучение треков заряженных частиц».

2

2,3

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

2

3

7.

Эволюция вселенной.



7.1.

Строение и развитие Вселенной.

Наша звездная система-Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение галактик.

2

1,2

7.2.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

Термоядерный синтез. Проблемы термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

2

1,2

Обязательная контрольная работа №2

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

1

3

ИТОГО

177


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».

Оборудование учебного кабинета:

  • Многофункциональный комплекс преподавателя;

  • Наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты;

  • Информационно-коммуникативные средства;

  • Экранно-звуковые пособия;

  • Демонстрационное оборудование;

  • Лабораторное оборудование;

  • Статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

  • Комплект технической документации, в том числе паспорт на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • Библиотечный фонд

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • лабораторное оборудование (вольтметры, амперметры и др.)

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • презентации к урокам.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля,: учебное пособие для начального и среднего специального образования- М: Академия, 2013.

  2. В.А. Заботин. В.Н. Комиссаров, Контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 класс Физика 10-11, методическое пособие для учителя- М: Просвещение, 2008.

  3. Примерная программа по учебным предметам. Физика 10-11 - М: Просвещение, 2011.

  4. Г. Маркина, Физика 10-11 класс, Поурочные планы к учебнику физики Г.Я. Мякишевым, - М: Учитель, 2008.

  5. Ю.А. Сауров. Физика в 11 классе, Модели уроков - М.: Просвещение, 2005.

Дополнительные источники:

  1. Контрольные работы по физике 10 - 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. - 2-е изд. М.: Просвещение, 2004 г.

3. Тематический контроль по физике. Зачеты 10-11кл/Ильина Н.В. - М: Интеллект-Центр, 2002 г.

4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10-11 класс (базовый и профильный уровни) М.: Просвещение, 2009 г

Интернет-ресурсы:

  1. Стандарт физического образования в средней школе. Обзор школьных программ и учебников. Материалы по физике и методике преподавания для учителей. Экзаменационные вопросы, конспекты, тесты для учащихся. Расписание работы методического кабинета. Новости науки. edu.delfa.net/

  2. Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. physics.nad.ru/

  3. Газета «1 сентября»: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
    archive.1september.ru/fiz

  4. class-fizika.narod.ru/ - сайт "Классная физика"

  5. Квант: научно-популярный физико-математический журнал kvant.mccme.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоритических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Опираясь на следующие перечисленные нормы оценки, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по дисциплине являются письменная обязательная контрольная работа , контрольные срезы, тесты и устный опрос, защита реферата, самостоятельные работы, экзамен.

Оценка ответа студента при устном и письменном опросе производится по

пятибалльной системе.

Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии студента, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные студенту дополнительно после выполнения им задания.

4.1. Критерии оценки устного ответа студента.

Оценка «5» ставится в том случае, если студент:

1. Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.

2. Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

3. Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.

4. При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

5. Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.

6. Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.

7. Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

1. Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

2. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, студент умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

1. Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

3. Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

4. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

1. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.2.Критерии оценки письменных работ.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

- работа выполнена полностью.

- в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

4.3.Критерии оценки результатов теста.

«5» - 90-100%

«4» - 75-80%

«3» - 60-70%

«2» - 50% и менее.




4.4. Перечень ошибок.

Таблица №3

Ошибки

Критерии

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения

Неумение выделить в ответе главное

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


4.5. Критерии оценки лабораторных работ

Оценка «5» ставится в том случае, если студент:

  1. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  3. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  4. Правильно выполнил вычисление погрешностей, если они были предусмотрены работой.

  5. Соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

  1. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.

  2. Или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записи единиц измерения, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для этой работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

  3. Или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

  1. Работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились не правильно.

  3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.6.Требования к оформлению реферата.

Зашита реферата - это проверка самостоятельных работ студента. Она предполагает предварительный выбор учителя темы самостоятельной работы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников».

1. Тема реферата
Основные требования к этой части реферата:
· тема должна быть сформулирована в соответствии с рабочей программой учителя.
· в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими
· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу - населенный пункт и год написания.
3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
5. Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Очень важно, чтобы студент умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. 6. Требования к основной части реферата
Основная часть реферата содержит материал, который отобрал студен для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. Учителю при рецензии, а студенту при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
7. Требования к заключению
Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3 страницы.
8. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.
9. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной к уровню по объему и степени научности.
· Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.

Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
10. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
• соблюдения формальных требований к реферату.
• грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате
· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.


  1. Самостоятельные работы студентов.



Раздел

п/п

Тема

самостоятельной

работы

Кол-во часов

Формы и методы контроля

Примечание

1.1.

1

Электромагнитная пушка

1

Исследовательская работа

2

Изучение колебаний "анизотропного" маятника

1

Исследовательская работа

1.2.

3

Силы в механике.

1

Защита реферата

4

Сила тяжести и вес.

1

Опрос выполнения домашнего задания

5

Силы сопротивления поверхностями твердых тел.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

1.3.

6

Реактивное движение.

1

выполнение индивидуальных работ

7

Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

1

Защита реферата

2.1.

8

Броуновское движение.

1

выполнение индивидуальных работ

9

Гидродинамика. Уравнение Бернулли.

1

Исследовательская работа

10

Термодинамическая шкала температуры.

1

Опрос выполнения домашнего задания

2.2.

11

Холодильная машина.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

12

Автомобиль и экология.

1

Исследовательская работа

2.3.

13

Сублимация.

1

выполнение индивидуальных работ

14

Необычные свойства обычной воды.

1

Исследовательская работа

15

Динамическое равновесие пара и жидкости.

1

Опрос выполнения домашнего задания

2.4.

16

Энергия поверхностного слоя жидкости.

1

Защита реферата

17

Явление капиллярности в быту, природе и технике.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

2.5.

18

Анизотропные и изотропные тела.

1

выполнение индивидуальных работ

19

Типы кристаллических решёток.

1

Защита реферата

20

Зависимость температуры плавления от давления.

1

выполнение индивидуальных работ

3.1.

21

Диэлектрики.

1

Опрос выполнения домашнего задания

22

Энергия электрического поля.

1

выполнение индивидуальных работ

3.2.

23

Гео́рг Си́мон Ом-немецкий физик.

1

Защита реферата

24

Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

25

Закон Джоуля-Ленца.

1

выполнение индивидуальных работ

3.3.

26

Электровакуумные приборы.

1

Защита реферата

27

О.В. Лосев-советский физик.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

3.4.

28

Теория близкодействия.

1

Опрос выполнения домашнего задания

29

Взаимодействие токов.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

30

Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

1

Опрос выполнения домашнего задания

3.6.

31

Майкл Фарадей - английский физик и химик

1

выполнение индивидуальных работ

32

Закон Фарадея.

1

Защита реферата

4.1.

33

Гармонические колебания

1

выполнение индивидуальных работ

34

Линейные механические колебательные системы.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

35

Превращение энергии в колебательный контур.

1

работа с Интернет-ресурсами

4.2.

36

Характеристика волны.

1

Опрос выполнения домашнего задания

37

Уравнение плоской бегущей волны.

1

работа с Интернет-ресурсами

4.3.

38

Генератор незатухающих колебаний.

1

Защита реферата

39

Затухающие электромагнитные колебания.

1

работа с Интернет-ресурсами

40

Токи высокой частоты.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

4.4.

41

Чтобы колонки звучали

1

Исследовательская работа

42

Полярное сияние

1

Исследовательская работа

5.1.

43

Свет -электромагнитная волна.

1

работа с Интернет-ресурсами

44

Давление света.

1

Опрос выполнения домашнего задания

45

Глаз как оптическая система.

1

работа с Интернет-ресурсами

5.2.

46

Полосы равной величины.

1

Защита реферата

47

Понятие голография.

1

работа с Интернет-ресурсами

48

Виды спектров.

1

работа с Интернет-ресурсами

6.1.

49

Макс Карл Эрнст Людвиг Планк - немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики.

1

Защита реферата

50

История возникновения квантовой физики.

1

работа с учебником, дополнительной литературой

6.2.

51

Эрне́ст Ре́зерфорд -британский физик.

1

Опрос выполнения домашнего задания

52

Планетарная модель атома.

1

работа с Интернет-ресурсами

6.3.

53

Кометы. Давление света. "Солнечный ветер".

1

Исследовательская работа

54

Закон радиоактивного распада.

1

работа с Интернет-ресурсами

7.1.

55

Необратимые изменения во Вселенной.

1

Исследовательская работа

































© 2010-2022