- Преподавателю
- Физика
- Конспект и презентация к уроку физики в 7 классе по теме Сила Архимеда
Конспект и презентация к уроку физики в 7 классе по теме Сила Архимеда
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова Л.В. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МОУ «Аладьинская школа»
Мультимедиа урок в 7 классе
на тему
(подробный конспект)
Разработала и провела
учитель физики
Климова Л.В.
1 кв. категория
Организационная информация
Тема урока
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда»
Методическая информация
Тип урока
Урок изучения новых знаний
Цели урока
Знакомство учащихся с существованием силы Архимеда и способами её определения; изучение содержания закона Архимеда.
Задачи урока
-
образовательные:
рассмотреть действие жидкости и газа на погруженные в них тела, установить существование выталкивающей силы и вывести формулу для её расчёта, раскрыть физический смысл закона Архимеда.
-
развивающие:
способствовать развитию логического мышления и формированию познавательного интереса
-
воспитательные:
расширять кругозор учащихся, формировать осознанные мотивы учения
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
В ходе урока учащиеся
-
Актуализируют знания формул для расчёта массы , объёма и веса тела, давления твердых тел и жидкостей.
-
Приобретут новые знания о : существовании выталкивающей силы, действующей на погруженные в жидкость или газ тела, её особенностях и способах определения; физическом смысле закона Архимеда.
-
Приобретут навыки работы по экспериментальному определению значения силы Архимеда.
-
Приобретут умения применять формулу для решения задач на расчёт силы Архимеда, в зависимости от объёма тела и плотности жидкости.
-
Приобретут качества развитие общеучебных умений и навыков : наблюдать происходящее явление, анализировать и делать выводы, логически грамотно выстраивать свою речь.
Необходимое оборудование и материалы
Для учащихся: штатив, набор грузов, динамометр, стакан с водой
Для учителя: штатив, ведёрко Архимеда, отливной сосуд, стакан с водой
Подробный конспект урока
Мотивация
учащихся
В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, наблюдают демонстрационный эксперимент, узнают исторические сведения при просмотре фрагмента из мультипликационного фильма, решают занимательные качественные и расчётные задачи из литературных источников, эмоционально мотивация поддерживается компьютерной презентацией.
Ход и содержание урока
I). Организационный момент
II). Актуализация опорных знаний - физический диктант в игровой форме (слайд 1):
- «Ученик 7 класса должен с лёгкостью сказать, как по плотности предмета его массу рассчитать».
- «Если площадь основания перемножим мы с ребром , то величину какую этим действием найдём?»
- « Вызывает интерес: как рассчитать у тела вес?»
- «Давление на тело найдём мы проще, для этого силу разделим…………!»
- Из предыдущей формулы выразите силу давления
- « А, ну-ка, быстро посмотри и разреши сомнения. Скажи нам, как узнать внутри у жидкости давление?»
- Как зависит давление жидкости от глубины погружения?
(Учащихся в тетрадях записывают формулы и ответы на вопросы и самостоятельно выполняют проверку и оценку своей деятельности)
Оцените себя: за 7 верных ответов - «5»,
3а 6-5 - «4», за 4-3 - «3», менее 3 верных ответов -«2»Полученную оценку вы можете повысить в течение урока, если будете внимательными и активными.
III). Основная часть урока.
А). Постановка учебной проблемы и объявление темы урока (слайды 2,3):
Учитель: «Сегодня на уроке вы узнаете как жидкости и газы действуют на погруженные в них тела, почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие тонут. Это знание поможет вам в дальнейшем ответить и на другие вопросы: почему возможно плавание судов, подводных лодок, воздушных шаров и дирижаблей.
Тема урока: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда».
Б). Работа по теме урока. (Фронтальную беседу о наблюдаемом явлении учитель сопровождает презентацией)
(Слайд 4)
В сосуд с водой учитель опускает мяч со словами:
«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик».
- Ребята, а что мы скажем героине этого детского стихотворения?
/- Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч?/
- Верно. Мяч погруженный в воду всплывает. Как вы думаете, почему?
/ Заслушиваются ответы учащихся. /
Учитель: Действительно, причиной этого является, действующая на мяч сила. Силу, выталкивающую мяч из воды так и называют выталкивающая сила.
- А как, по-вашему, направлена эта сила?
/Ответы учащихся/.
(Слайд5)
Итак, мы выяснили, что на мяч, погруженный в воду действует, выталкивающая сила, направленная вертикально вверх.
Выясним, на все ли тела действует эта сила?
Фронтальный эксперимент:
1. Погрузите в воду груз из набора.
- Что происходит? / Груз тонет/
- Действует ли на груз выталкивающая сила?
/ответы учащихся/
- Теперь проверим ваше предположение. Подвесьте груз к динамометру. Обратите внимание, чему равен вес груза в воздухе.
- Опустите груз в воду. Чему равен вес груза в воде?
- Сравните вес тела в воде с его весом в воздухе.
- Как вы думаете, почему вес тела в воде, меньше чем вес тела в воздухе? /Ответы учащихся/
- Итак, на все ли тела, погруженные в жидкость действует выталкивающая сила? /Да/
Сформулируем вывод и запишем его в тетради.
Учитель: Впервые обратил внимание на существование этой силы древнегреческий учёный Архимед, живший в городе Сиракузы на Сицилии в III веке до нашей эры.
(Слайд6).
Существует легенда о том, как Архимед , сделав это открытие, воскликнул «Эврика!», что значит «Нашёл!». А что этому предшествовало посмотрите сами...
(просмотр видеофрагмента)
Вот так Архимед нашёл решение задачи Гиерона, поэтому силу, действующую на погруженные в жидкость или газ тела, мы называем Архимедовой силой.
- Рассчитать значение этой силы мы можем, опираясь на результаты ваших экспериментов (слайд7).
- Подумайте, как можно это сделать?
/ответы учащихся - формулировка вывода на слайде для проверки/
(Слайд 8) Учитель: Выясним, почему возникает выталкивающая сила и от чего она зависит?
/объяснение проводится учителем с опорой на слайд презентации и записи формул в тетрадях учащихся, сделанные в начале урока (см. «шпаргалка к уроку») /
После вывода учителем формулы для расчёта силы Архимеда, учащимся предлагается самостоятельно заполнить схему (слайд9) с выбирая из предложенных учителем вариантов:
- Зависит ли сила Архимеда от формы тела, Плотности вещества тела, от массы тела, от объёма тела, От глубины погружения тела, от плотности жидкости?
Проверка
Учитель: Из формулы для расчёта силы Архимеда следует вывод, что сила Архимеда, действующая на тела равна весу вытесненной им жидкости
Проверим этот вывод экспериментально
Демонстрационный эксперимент (опыт с ведёрком Архимеда), после которого формулируется закон Архимеда.(слайд10)
IV) Этап решения задач (Слайды 11, 12)
(текст решения задачи анимирован, что дает возможность учителю предлагать в «сильных» классах эту задачу для решения самими учащимся с последующей проверкой или поэтапно объяснить ход её решения для менее подготовленных учеников)
V) Закрепление (решение качественных задач)
1. Русский писатель А.П.Чехов в повести «Степь написал:»Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился , но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх...»
- Какая же сила подхватила Егорушку и подняла вверх?
2. «Умная галка» Так называется небольшой рассказ Л.Н.Толстого. «Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.»
- Зачем галка бросала камни? Почему вода поднималась?
3. В рассказе Б.Жидкого «Под водой» рассказывается, как подводная лодка не могла всплыть со дна залива: «Лейтенант вздрогнул. Минёр вопросительно на него взглянул. - Сели на мель? Так ведь? - спросил он лейтенанта. Рули были поставлены на подъём, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что в порту глинистое, липкое дно»
- Почему подводные лодки иногда бывает трудно оторваться от глинистого дна? Всегда ли на тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила?
Проверка и оценивание ЗУНКов
Проводится при актуализации знаний и на этапе закрепления изученного материала. По результатам работы выставляется итоговая оценка за урок. Так что, если ученик плохо справился с заданием в начале урока, он в течение урока, активно работая, может повысить оценку.
Рефлексия деятельности на уроке
VI). Рефлексия(Слайд 13)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Пригодятся ли эи знания вам в жизни?
- С помощью картинок на слайде оцените своё настроение на конец урока: «ясно», «облачно», «пасмурно»
Домашнее задание
VII). Домашнее задание (слайд 14):
§§48,49, Упр. 24 (1, 2,3)
Со звонком учитель благодарит учащихся за совместную работу ( слайд 14)
Дополнительная необходимая информация
Запуск видеофрагмента осуществляется с помощью управляющей кнопки на слайде 6.