Учитель года. 2016. Эссе

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем

воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные

им к действию духовные силы будут впитывать знания,

как пищу, необходимую для дальнейшего роста и

становления личности школьника».

Ш. .А. Амонашвили

Я - счастливый человек! Мне повезло быть рядом с нашим будущим, с моими учениками.

Размышляя о причинах, побудивших меня избрать профессию учителя, я часто пытаюсь представить себя в другой ипостаси, предположим, врачом, парикмахером, поваром, милиционером, даже лётчиком. Да, в детстве мы пробуем себя в разных видах деятельности. Я не была исключением из этого правила. И все же любимой игрой для меня было желание учить других.

Двадцать семь лет назад, получив высокое звание советского учителя, и приступая к педагогической деятельности, я была готова все знания и силы посвятить делу обучения и воспитания подрастающего поколения; добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; любить детей, открывать перед ними перспективу «завтрашней радости», внимательно и заботливо относиться к каждому ученику и его родителям. И вот я учитель, с кусочком мела в руке даю первые уроки физики.

Почему именно эта наука увлекла меня до такой степени, что я стала преподавателем именно этого предмета? Фраза Зигмунда Фрейда о тайне человеческой души помогла мне найти ответ на этот непростой вопрос. Мне всегда было интересно, как всё устроено в природе, различных вещах и предметах. Желание разобраться во всём этом и явилось фундаментом моих, ещё не осознанных в детстве желаний к познанию тайн мироздания. Физика как наука полна философских понятий, определений. Законы физических явлений, как и размышления философов интересны и бесконечны. Понять процессы, происходящие вокруг нас в природе, доказательно их объяснить может физика. Дальнейший путь от интереса к физике, как к науке привёл меня к желанию поделиться этим интересом с другими. А лучше всего делиться своими знаниями с детьми. Вот так я стала учителем физики.

Тогда я и подумать не могла, что в моем кабинете когда-то появится компьютер, с помощью которого можно будет получить на уроке большой объем новой информации, увидеть в прямом эфире парад планет, удивиться мощи ядерного взрыва, смоделировать взаимодействие молекул, а с помощью интерактивной доски провести виртуальную лабораторную работу.

Наступила эпоха инноваций, с коренными преобразованиями, меняющими наши представления о роли школы в современном обществе. В основе этих изменений лежат новые подходы к обучению и воспитанию, основанные на использовании современных технологий.

Да, мир развивается от простого к сложному. И я, наряду с традиционным (классическим) образованием, широко использую инновационные способы обучения. Это методы: ментальных карт, мозгового штурма, символьно-графического представления информации, технология veb- квеста, синема - технологии и другие.

И сейчас я готова сказать, что двигаюсь в соответствии с современными требованиями развития общества и тенденциям развития образования. Использую электронное образование в системе дистанционного обучения, которое основано на Интернет - технологиях.

Не существует никаких других способов понять, сможет ли ребенок заниматься физикой, кроме как дать ему возможность попробовать увидеть изнутри через исследования разных физических явлений. Моя задача сделать урок творческим, интересным и эффективным, научить ставить проблемы, правильно задавать вопросы, ведь, как говорил Эйнштейн: «Очень важно не переставать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку». Чтобы заинтересовать физикой, я занимаюсь со школьниками моделированием, обучающиеся на уроках создают сообщающиеся сосуды, выращивают кристаллы.

Из всех ценностных ориентиров современного образования, которые конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, мне более близок ориентир на развитие умения учиться. Все свои знания я направляю на разработку практических заданий, исследовательских проектов и задач, облегчающих процесс понимания физики. Формирую стремление к самообразованию и самовоспитанию через развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности; способствую повышению мотивации познания и творчества, вырабатыванию умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), для этого посещаем музей научно-исследовательского технического университета; участвуем в спортивных играх и соревнованиях, посещаем лимнологический институт и планетарий, музей - экспериментарий.

Хочу видеть своих учеников уверенными, адаптированными к жизни, поэтому занимаюсь с ними робототехникой, которая раскрывает творческий потенциал ученика, и становится практической основой для его дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Как говорил философ древности Платон: «Направление, в котором человек начинает свое образование, определяет его будущее».

Школа для меня - это дом. Дом - это место, где мы вместе живем. Учителя и ученики. Хочу, чтобы дом был теплый, светлый, чтобы все заботились друг о друге, поэтому с моим 10а классом мы всё делаем вместе. Мне полностью импонирует тезис великого и мудрого педагога, академика российской академии образования Шалвы Александровича Амонаш- вили о первородстве в педагогическом процессе воспитания перед обучением. Ведь только высоконравственный человек способен приносить пользу другим людям, обретая знания в процессе обучения. Великий французский философ Жан-Жак Руссо, который призывал людей не отрываться от корней, то есть, от матушки-природы, и одним из важнейших постулатов его философских выводов является следующее: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведём скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса, и не замедлят испортиться. У ребёнка своё умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем попытаться подменить у них это умение нашим. Дайте детству созреть в детях».

Целевая установка моей работы: создать условия для успешного формирования личности обучающегося - успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную жизненную позицию в обществе, обладающего духовным богатством, готового к самоопределению в жизни, способного к творчеству и самостоятельности в различных видах деятельности. Каждый день, каждый год, и это значит, что школа для меня - это жизнь, а классное руководство - это не работа, это образ жизни. В воспитательной работе руководствуюсь принципом: чаще хвалить и реже критиковать, исповедую педагогику успеха, который приносит добросовестный труд ученика, и такая педагогика даёт хорошие результаты.

Как подчеркивал А.С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям, он создается систематически всей суммой влияний, которым он подвергается», - и я уверена, что силы и время, потраченные мною на организацию насыщенной классной жизни, на интеллектуальное, культурное, духовное, развитие учеников, их здоровья, не будут напрасны.



© 2010-2022