Система подготовки к школьным предметным олимпиадам

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Арзамасская средняя школа»











Система работы учителя по подготовке детей к олимпиадам и конкурсам











Хатунцева Вероника Руслановна

учитель физики, информатики

категория 1

августовская конференция

Секция «Заместители директоров по УВР и учителя, работающие с одаренными детьми»

2013 год


Мало иметь хороший ум, главное его хорошо применить.

Декарт.

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком - либо другом аспекте школьного образования. Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум районного уровня???

Отбор учащихся - важнейший момент. Классически детей отбирают после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на муниципальный тур. Изучив ряд проблем, мы поняли - это в корне неправильно. Ребят необходимо отбирать для последовательной подготовки как минимум в 6 классе, чтобы у них был хотя бы год. Качеств, которыми должен обладать «олимпиадник» слишком много: это и широкий кругозор, и формальная логика, и «умение учиться», и интерес к предмету. Главных критериев, на мой взгляд, три: личная заинтересованность ребёнка, высокое чувство ответственности и широкие учебные возможности (память, мышление, способность к анализу и синтезу). В идеале должны совпасть все критерии. И главный критерий - это должно быть нужно ребёнку. Не просто «нужно», а с поправкой на будущую специальность - профессию. Хорошо, если к процессу отбора подключается психолог. Есть масса методик на выявление объёмов памяти, уровня внимания, интеллекта, обученности, сформированности учебных навыков, креативности и т. д. С этого учебного года мы планируем идти именно по такому пути. Педагог - психолог школы проводёт планомерную работу по выявлению уровня одаренности каждого ребенка, начиная с обучающихся 1 класса.

^ Следующее условие - полное прохождение программного материала. Когда учитель, отобрав детей, даёт им список источников, или сразу книжки, которые надо почитать, а потом только объясняет непонятные ребёнку моменты, результат сомнителен. Необходим интенсивный курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.

^ Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам. Но источники сами по себе, не есть гарантия успеха. Главное - объём знаний, а не то, из каких книг эти знания взялись.

^ Нельзя не придавать значение организации самостоятельной работы учащихся. Без правильно поставленного процесса самоконтроля добиться намеченных целей невозможно. Работа с одарёнными детьми носит в основном индивидуальный характер, либо представляет собой занятия в малокомплектных группах. При этом педагогу приходиться параллельно выполнять свою основную работу, т. е. заниматься с массой обычных школьников в ходе классно - урочной системы обучения. При таком положении дел обязательно возникает проблема нехватки времени. Одним из способов экономии времени и повышения процесса эффективности занятий является реализация эффективной системы самостоятельной работы учащихся. По этому, одним из аспектов работы с одарёнными детьми должны стать мероприятия по организации само и взаимоконтроля.

Работа с одарёнными детьми требует от педагога высокого уровня квалификации, влюблённости в собственное дело, постоянного чувства ответственности, последовательности и систематичности действий, готовности взять на себя любую нагрузку и высокой степени психологической устойчивости. Но нужно всегда помнить, что от самих одарённых детей требуются те же качества, только в ещё большей степени. Решение тренинговых заданий - всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности. Целесообразно строить работу таким образом, чтобы дети имели возможность сначала решать стандартные школьные задачи, организовывать самопроверку, а затем постепенно переходит к олимпиадным вопросам. Присутствие учителя в такие моменты необходимо. Бывает, что ребёнок не справляется с заданием, а приходит к неверному выводу, да ещё и обосновывает его (что бывает довольно часто с одарёнными детьми). Здесь учитель должен объяснить логику и последовательность решения, показать не только его ход, но и обосновать сослаться на литературные источники и так далее.

Подготовка к участию в предметных олимпиадах занимает особое место в учебном процессе и требует реализации обучения на основе систематического применения интерактивности.

Бесспорным является тот факт, что школьные предметные олимпиады вносят большой вклад в формирование будущей интеллектуальной элиты страны. Именно они являются первым звеном в отборе лучших школьников и организации их дальнейшей профильной подготовки.

По законам рыночной экономики в соответствии с ростом интереса к олимпиадам изменился и сам качественный уровень олимпиад. Это касается как олимпиадных заданий, так и уровня подготовки участников. С целью активизации деятельности педагогов школы в рамках подготовки к предметным олимпиадам в нашей школе, была создана группа педагогов, занимающихся целенаправленно подготовкой к предметным олимпиадам. Педагоги занимались отбором и подготовкой ребят, начиная с сентября, и сейчас продолжают эту работу. Также на педагогическом совете по адаптации пятиклассников было принято решение: провести цикл пропедевтических предметных олимпиад для учащихся 2 - 4 классов с целью развития навыков работы с текстами предметных олимпиад, содержащими творческие неординарные задания, с привлечением учителей - предметников среднего и старшего звена. Эта олимпиада будет проведена в феврале.

Конечно же, логично сейчас может прозвучать вопрос: каковы же результаты столь насыщенной педагогической деятельности? Отвечу искренне, пока, к сожалению, более чем скромные ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. Результаты олимпиад свидетельствуют о слабом уровне подготовленности школьников по всем учебным дисциплинам. При этом следует отметить, что в отличие от предыдущего учебного года никто из участников не смог набрать максимально возможный балл при ответе на олимпиадные задания.


Конечно, можно искать причины для объяснения неудач, найти несоответствия в заданиях, но мы, проанализировав свои ошибки, продолжаем работать, и искать свой путь к «звездам».

В школе были проведены заседания ШМО, совещание при директоре, заседание методического совета школы, где были разработаны рекомендации по усилению деятельности:

1. руководителям ШМО:

1) проанализировать задания и результаты школьного и районного туров олимпиад с целью выявления уровня требований, предъявляемых на подобных соревнованиях, а также выявления причин положительных и отрицательных результатов по отдельным предметам;

2) провести предметные семинары, на которых особое внимание уделить системе работы со способными учащимися тех педагогов, показатели которых по данному предмету по итогам олимпиад наивысшие.

2. Руководителю НОУ , руководителям ШМО, педагогам-предметникам учитывать необходимость дополнительной подготовки к олимпиадам с одаренными детьми.

3. Продолжить работу по подготовке к предметным олимпиадам, учитывая итоги школьного и районного туров олимпиады.

4. Учителям начальных классов ежегодно проводить пропедевтические предметные олимпиады, используя надпредметный уровень заданий.

А еще хочется попросить, чтобы председатели районных предметных комиссий, при написании итоговой справки отмечали рейтинг учащихся по району. Ведь учитель и ребенок должны видеть результат своего труда, должны радоваться даже малым достижениям, потому что успех определяется не столько методами и методиками, сколько умением педагога учесть индивидуальные психологические особенности личности, чтобы избежать негативных психологических последствий, таких как неадекватная самооценка, неверный анализ итогов деятельности без учёта влияющих факторов, агрессивные или депрессивные состояния.

Важно, чтобы сам педагог, приступающий к работе с одаренными детьми, мыслил и действовал системно, учился вместе со своими учениками, постоянно повышая свой профессиональный уровень.

А в завершении выступления хочется сказать: наряду с неудачами имеется ряд достойных побед.

Мониторинг участия учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, исследовательских проектах:

Название конкурса

Число участников

место

Научные проекты на 2013-2014 учебный год

5 работ

1 работа отобрана для участия в областном конкурсе научных проектов

Мухамбетбакиев Темирлан (физика) «Энергосбережение»

Научно-практическая конференция «Первый шаг в науку»

10 работ (11 учащихся)

5 работ отобраны для участия в районном конкурсе научных проектов

1. Джакетаев Данияр «Ветряные мельницы»

2. Мухамбетбакиев Темирлан «Энергосбережение»

3. Паршута Людмила, Сулейменова Жаннель Исследование наличия гормонов в косметике как фактора раннего старения кожи

4. Паршута Людмила Употребление английских слов в русскоязычной речи

5. Котельникова Марина Статус русского языка в современном мире и русскоязычном пространстве

1 этап школьной олимпиады по общеобразовательным предметам

28 учащихся

1 место - 1

2 место- 5

3 место- 10

Качество= 57%

2 этап Республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам

8 учащихся

3 место по биологии Сулейменова Жаннел ь (10класс)

Районная олимпиада для учащихся начальных классов

4 учащихся

2 место Гаммер Дарья - (4 класс)

3 место- Лазенюк Алина (3 класс)

3 место- Куртибаев Карина (4 класс

Дистанционная олимпиада по географии

1 частник

Участие

Ак бота

5 учащихся

2 место Нуртазина Аружан ( 5 класс)

Русский медвежонок

9 учащихся

Участие

Дистанционная олимпиада по химии

3 учащихся

Участие

Рейтинговая олимпиада по физике

1 учащийся

Участие

Дистанционная олимпиада по биологии

2 учащихся

Участие

Конкурс мультимедийных проектов

11 работ

1 место Серикпаева Мадина (11 класс) грамота РОО

Конкурс «Компьютер будущего глазами учащихся»

1 работа

2 место Хатунцев Никита (4 класс) грамота РОО

Цифровые каникулы

3 учащихся

Участие

Учитывая ученический контингент нашей школы - это немало, но, конечно же, есть к чему стремиться.

И всем хочется пожелать: дерзайте, у вас получится, тут главное начать и не остановиться на первых неудачах, продержатся 2-3 года, а там обязательно будут победы. Успехов всем, кто решил заниматься с яркими, самобытными учениками в свободное время кроме уроков.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической, с начала учебного года.


© 2010-2022