- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для специальности Ветеринария
Рабочая программа по физике для специальности Ветеринария
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Уффельман А.А. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «ФИЗИКА»
специальности
36.02.01 Ветеринария
2014
Рассмотрена на заседании Составлена в соответствии с ФГОС
цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Утверждаю
Заместитель директора по учебной
работе__________ Караченцева Р.П.
Протокол №____ от ______ 20___г. ________ _____________________20___г.
Протокол №____ от ______ 20___г. ________ _____________________20___г.
Протокол №____ от ______ 20___г. ________ _____________________20___г.
Протокол №____ от ______ 20___г. ________ _____________________20___г.
Протокол №____ от ______ 20___г. ________ _____________________20___г.
Составитель: Фирсова Ангелина Александровна, преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Яблокова З.Н. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский аграрный колледж»
Осипова И.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
-
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
-
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл, базовый уровень обучения.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
-
применять полученные знания для решения физических задач;
-
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
-
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 78 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы
Объем часов
1
2
Максимальная учебная нагрузка (всего)
234
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
156
в том числе:
Лабораторные занятия
Практические занятия
38
42
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
78
в том числе:
Подготовка сообщений
Составление рефератов
Составление конспекта с использованием рекомендованной литературы
38
12
28
Итоговая аттестация в форме ДЗ1, ДЗ2
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика
Наименова
ние разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные
и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Физика - наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
2
1
Раздел 1.
Механика
48
Тема 1.1. Кинематика
Содержание учебного материала
-
Механическое движение. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
-
Свободное падение тел. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Относительность механического движения. Системы отсчета.
-
Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца.
6
2
Лабораторные работы
Исследование движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
2
Практические занятия
Решение задач с использованием формул для равномерного и равноускоренного движения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по вопросам: Равнозамедленное прямолинейное движение, Принцип относительности Галилея, Воздействие человека на атмосферу, Моделирование явлений и объектов природы.
8
Тема 1.2. Динамика
Содержание учебного материала
-
Взаимодействие тел. Законы динамики Ньютона. Понятие релятивистской массы (зависимость массы от скорости)
-
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Принцип суперпозиции сил. Законы Кеплера.
-
Вес и невесомость. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
-
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
8
2
Лабораторные работы
Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
2
Практические занятия
Решение задач на применение законов Ньютона.
Решение задач на применение закона сохранения импульса и механической энергии.
Решение задач на применение закона Всемирного тяготения и нахождение момента силы, мощности и работы.
6
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта на тему: «Пространство и время в классической механике»
Составление конспекта: Физическая картина мира.
4
Тема 1.3. Механические колебания
Содержание учебного материала
-
Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Уравнение гармонических колебаний. Резонанс.
-
Механические волны. Свойства (отражение, преломление, интерференция, дифракция) и виды (поперечные и продольные) механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
4
2
Лабораторные работы
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
2
Практические занятия
Решение задач на нахождение параметров колебательного движения.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта на тему: «Автоколебания».
2
Раздел 2.
Молекулярная физика. Термодинамика
52
Тема 2.1. Молекулярное строение вещества
Содержание учебного материала
-
История атомических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Броуновское движение. Абсолютная температура.
-
Основные положения молекулярно-кинетической энергии и их опытные обоснования. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа. Давление газа.
-
Изопроцессы и их графики. Термодинамическая шкала температур. Уравнение Клапейрона -Менделеева.
6
2
Лабораторные работы
Проверка закона Бойля - Мариотта (исследование изотермического процесса).
2
Практические занятия
Решение задач на уравнение Клапейрона - Менделеева, газовые законы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта: Количество вещества, масса и размеры молекул
Составление сообщения: Границы применимости модели идеального газа.
4
Тема 2.2. Агрегатные состояния вещества
Содержание учебного материала
-
Объяснение агрегатных состояний вещества. Модель строения жидкости и газов. Испарение и конденсация. Сжижение газов и использование полученных жидкостей в газах
-
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Точка росы. Кипение. Капиллярное явление в быту и природе.
4
2
Лабораторные работы
Определение размеров молекул жирных кислот
Определение относительной влажности воздуха
Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.
6
Практические занятия
Решение задач на определение размеров и массы молекул, количества вещества, длины свободного пробега молекул.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта: Виды паров.
2
Тема 2.3. Строение твердых тел
Содержание учебного материала
-
Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация.
-
Плазма и ее свойства.
4
2
Лабораторные работы
Определение удельной теплоты плавления льда.
Исследование строения кристаллов
4
Практические занятия
Решение задач на нахождение коэффициента линейного расширения, с использованием закона Гука, чтение и построение графиков процессов плавления и кристаллизации.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта: Дефекты кристаллической решетки.
Подготовка сообщения на тему: Тепловое расширение твердых тел и жидкостей
4
Тема 2.4. Начала термодинамики
Содержание учебного материала
-
Внутренняя энергия и работа газа. Законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Проблема энергетики и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
2
2
Практические занятия
Решение задач с использованием первого начала термодинамики и нахождение КПД тепловых двигателей, составление уравнения теплового баланса.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений на темы: Необратимость тепловых процессов, Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве и охране природы.
Составление конспекта на тему: Статистическое истолкование второго закона термодинамики.
6
Раздел 3. Электродинамика
86
Тема 3.1. Электрический заряд, электрическое поле
Содержание учебного материала
-
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле и его характеристики
-
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.
-
ЭДС источника тока. Закон Ома для участка и полной цепи.
-
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.
-
Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза.
10
2
Лабораторные работы
Исследование смешанного соединения проводников.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
4
Практические занятия
Решение задач на закон Кулона, расчет напряженности, потенциала, электроемкости, энергии электрического поля.
Решение задач на закон Джоуля - Ленца, закон Ома для участка и полной цепи. Нахождение мощности.
Решение задач, используя законы Фарадея для электролиза
6
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта: Последовательно и параллельное соединение проводников
Составление конспекта на тему: Постоянный электрический ток и его характеристики.
Подготовка сообщения на тему: Плазма, Грозовые разряды
8
Тема 3.2. Магнитное поле
Содержание учебного материала
-
Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя.
-
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон Фарадея. Правило Ленца. Индуктивность.
4
2
Лабораторные работы
Изучение явления электромагнитной индукции
2
Практические занятия
Решение задач на закон Ампера и силы Лоренца.
Решение задач на нахождение магнитного потока, индуктивности, правило Ленца.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта Самоиндукция, Электроизмерительные приборы
Подготовка реферата: Магнитные свойства вещества
6
Тема 3.3. Переменный ток
Содержание учебного материала
-
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
2
2
Лабораторные работы
Устройство и работа трансформатора
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения на тему: Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
Подготовка реферата: Термоэлектричество и его применение.
4
Тема 3.4. Электромагнитные колебания
Содержание учебного материала
-
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения.
-
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
4
2
Лабораторные работы
Исследование электрических схем с индуктивным, емкостным и активным элементами и определение параметров этих элементов.
2
Практические занятия
Решение задач на определение периода электромагнитных колебаний, на определение скорости распространения электромагнитных волн.
Расчет активного, емкостного и индуктивного сопротивлений, коэффициента трансформации, параметров переменного тока
4
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения на тему: Вихревое электрическое поле, Затухающие электромагнитные колебания
Составление конспекта: Токи высокой частоты
6
Тема 3.5. Свет как электромагнитная волна
Содержание учебного материала
-
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Голограмма.
-
Интерференция и дифракция света. Дисперсия света. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
4
2
Лабораторные работы
Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
Изучение интерференции и дифракции света.
4
Практические занятия
Решение задач на законы отражения и преломления света.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта: Полное внутреннее отражение
Подготовка сообщения на тему: Принцип радиосвязи и телевидения.
Подготовка рефератов: История развития электрического освещения, Глаз как оптическая система
8
Раздел 4. Строение атома и квантовая физика
34
Тема 4.1. Явление фотоэффекта
Содержание учебного материала
-
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Опыты А.Г. Столетова, уравнение Эйнштейна.
2
2
Лабораторные работы
Изучение явления фотоэффекта.
2
Практические занятия
Решение задач с использованием уравнения фотоэффекта; на вычисление энергии и импульса фотона.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по темам: Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова,
Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры, Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
6
Тема 4.2. Строение атома, атомного ядра
Содержание учебного материала
-
Планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
-
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Законы радиоактивного распада.
-
Элементарные частицы. Деление тяжелых атомных ядер. Ядерный реактор. Изотопы.
-
Строение звезд. Ядра звезд как естественный термоядерный реактор.
8
2
Лабораторные работы
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.
Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций (по фотографиям).
4
Практические занятия
Задачи на составление ядерных реакций.
Определение дефекта масс, энергии и периода полураспада ядер.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта по темам: Анализ ядерных реакций, Сравнение различных АЭС
Подготовка сообщения на тему: Радиоактивность. Дозиметрия.
6
Раздел 5. Эволюция Вселенной
12
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
-
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
-
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Наша Галактика. Другие галактики.
-
Применяемость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
6
2
Практические занятия
Решение задач с использованием закона Хаббла.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка реферата: Жизнь и творчество А.Г. Столетова.
Составление реферата на тему: Звезды - основной источник света во Вселенной
4
ИТОГО
234
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета Физики.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: плакаты, схемы, инструкционные карты, портреты, компьютеры, демонстрационные приборы, фотографии, видеофильмы, презентации и др. демонстрационные материалы.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей:учебник. - М., 2012.
-
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. - М., 2011.
-
Глазкова В.С. Сборник задач по физике: учебное пособие. - М., 2011
-
Дмитриева В.Ф. Сборник задач по физике: учеб. пособие. - М., 2011.
-
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2010.
-
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2010.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. - М., 2010.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. - М., 2010.
Дополнительные источники:
-
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2010.
-
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2010.
-
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения
Знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Фронтальный опрос
Дифференцированный зачет 1
Дифференцированный зачет 2
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Наблюдение за проведением практических занятий и их защита
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;