Планирование физического вечера

Разработка физического вечера «Познаем мир через звуки» Автор разработки: Давлетшин Ильхам Исмагилович, учитель физики МБОУ «Староибрайкинская общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ Ноябрь, 2013г. Цели вечера: · Образовательные: o обобщение знаний по физике полученные на уроках физики и на занятиях кружка «Эврика», умение увидеть связь между знаниями, полученными по физике и знаниями, полученными по другим предметам o научить быстро, делать выводы и анализировать полученные знания o научить самостоятельно добывать знания. · Развивающие: · Развивать навыки работы с компьютерными программами, умение логически мыслить и анализировать, умение излагать правильно свои знания. Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора. · Воспитательные: o умение работать в команде, коммуникабельность o воспитывать точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя. o На примере старшеклассников – членов команд показать учащимся средних классов важность умения побеждать честно, решать проблемные ситуации правильно и быстро. o Наполнить души учащихся и коллег, участвовавших на этом вечере положительными эмоциями, дать им возможность отдохнуть. Форма проведения вечера: в формате телевизионной игры «Что, где, когда». Некоторые правила изменены, введены новые правила соответствующие условиям проведения игры в школе. Межпредметные связи: · Физика-математика · Физика-астрономия · Физика-литература · Физика-история · Физика и музыка · Физика и экология Воспитательные: Формирование экологической культуры учащихся, их мировоззрения и убеждения, воспитание высоконравственной, конкурентоспособной личности Возраст детей - от 15 до 17 лет. Организаторами и активными участниками вечера являются члены физического кружка «Эврика» Условия осуществления мероприятия: Актовый зал МБОУ «Староибрайкинская СОШ», подготовленный для проведения мероприятия. Техническое обеспечение, и оборудования: Волчок для игры «Что, где, когда?», электронный секундомер, конверты с вопросами. Компьютерный проектор, звуковой генератор, песочные часы, камертоны «ля» и «фа», металлическая пластина (зажатая в тиски), маятник на нити, пружинный маятник. Рисунки с названиями основных музыкальных звуков и их обозначениями в ноте, носитель информации (флешка) с записями звуков разных источников звука (шум деревьев во время сильного ветра, шум работающего трактора, шум ... Дополнительно: Музыкальные номера учащихся, для случая «музыкальная пауза». Программа вечера: 1.Начало вечера. Знакомство с коротким планом проведения вечера 2.Знакомство командами знатоков 3. Отбор 6 го члена команд 4. Игра со зрителями 5.Выступление ученика 10 го класса коротким сообщением на тему «Экологические последствия шума» 6. Ознакомление с правилами игры 7. Игра знатоков 8.Окончание вечера
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка физического вечера «Познаем мир через звуки»



Автор разработки: Давлетшин Ильхам Исмагилович,

учитель физики МБОУ «Староибрайкинская

общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района РТ

Ноябрь, 2013г.



Цели вечера:

  • Образовательные:

    • обобщение знаний по физике полученные на уроках физики и на занятиях кружка «Эврика», умение увидеть связь между знаниями, полученными по физике и знаниями, полученными по другим предметам

    • научить быстро, делать выводы и анализировать полученные знания

    • научить самостоятельно добывать знания.


  • Развивающие:

  • Развивать навыки работы с компьютерными программами, умение логически мыслить и анализировать, умение излагать правильно свои знания. Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора.

  • Воспитательные:

    • умение работать в команде, коммуникабельность

    • воспитывать точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя.

    • На примере старшеклассников - членов команд показать учащимся средних классов важность умения побеждать честно, решать проблемные ситуации правильно и быстро.

    • Наполнить души учащихся и коллег, участвовавших на этом вечере положительными эмоциями, дать им возможность отдохнуть.

Форма проведения вечера: в формате телевизионной игры «Что, где, когда». Некоторые правила изменены, введены новые правила соответствующие условиям проведения игры в школе.

Межпредметные связи:

  • Физика-математика

  • Физика-астрономия

  • Физика-литература

  • Физика-история

  • Физика и музыка

  • Физика и экология

Воспитательные: Формирование экологической культуры учащихся, их мировоззрения и убеждения, воспитание высоконравственной, конкурентоспособной личности

Возраст детей - от 15 до17 лет. Организаторами и активными участниками вечера являются члены физического кружка «Эврика»

Условия осуществления мероприятия: Актовый зал МБОУ «Староибрайкинская СОШ», подготовленный для проведения мероприятия.

Техническое обеспечение, и оборудования: Волчок для игры «Что, где, когда?», электронный секундомер, конверты с вопросами. Компьютерный проектор, звуковой генератор, песочные часы, камертоны «ля» и «фа», металлическая пластина (зажатая в тиски), маятник на нити, пружинный маятник. Рисунки с названиями основных музыкальных звуков и их обозначениями в ноте, носитель информации (флешка) с записями звуков разных источников звука (шум деревьев во время сильного ветра, шум работающего трактора, шум толпы, свист, голоса певцов с разной высоты и тональности, голоса певчих птиц, гусей, уток, разных животных, музыкальные звуки от «до» до «си», звуки разных музыкальных инструментов), фонендоскоп в черном ящике.

Дополнительно: Музыкальные номера учащихся, для случая «музыкальная пауза».

Программа вечера:

1.Начало вечера. Знакомство с коротким планом проведения вечера

2.Знакомство командами знатоков

3. Отбор 6-х членов команд

4. Игра со зрителями

5.Выступление ученика 10го класса коротким сообщением на тему «Экологические последствия шума»

6. Ознакомление с правилами игры

7. Игра знатоков

8.Окочание вечера

Ход проведения вечера:

Начало вечера

1. Ознакомление с планом физического вечера, правилами игры и составом команд участников в игре. На экране проектора план проведения вечера и имена знатоков.

2. Знакомство с членами команды. По 5 участников из каждой команды отбираются из учащихся, у которых наибольшие успехи по предмету физики (учитываются успехи в учебе, в конкурсах и в олимпиадах).

3. Отбор 6го члена команды определяется из болельщиков команд по результатам 2-х игр со зрителями. 6 человек из числа зрителей 10го класса садятся за стол игры «Что, где, когда». Запускается волчок и стрелка указывает на ученика , который должен отвечать. Вопрос задает ведущий. Если ответ неправильный, отвечавший покидает свое место, волчок выбирает другого ученика из остающихся за столом , который будет отвечать на тот же вопрос. При случае подсказки с зала, подсказывающий карается согласно правилам игры, ведущий меняет вопрос.

Так же определяется 6-й знаток 11го класса.

Вопрос для 10го класса: По-другому его называют окраской звука. О каком термине идет речь. (Тембр).

Вопрос для 11го класса: Аппарат для обследования организма человека или животного с помощью ультразвуковых волн. ( Аппарат УЗИ-ультразвуковое исследование)

  1. Игра со зрителями. Ведущий: Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Звуковые волны как другие волны переносят энергию. Человек научился пользоваться энергией, которую переносит звуковая волна. Но главное - звуковые волны это огромный диапазон выразительных средств, которыми обладают речь и музыка. Еще с древних времен звуки служили людям важнейшим инструментом для познания окружающего мира, средством связи и общения друг с другом. Звуки по-разному действуют на человека: умиротворяют и придают силы, радуют и придают грусть, ласкают слух и раздражают. Уважаемые зрители, слушайте внимательно! Вслушайтесь в свои внутренние ощущения и постарайтесь их излагать в нескольких фразах. Если узнаете, чей это голос или какая музыка можете получить до трех баллов за свой ответ. Включается запись пения соловья, заводящегося дизельного двигателя, Запись музыки телевизионной передачи «Спокойной ночи малыши», запись музыки передачи «Время», записи песней оперных певцов, народных песен, классическая музыка, шума во время шторма, звук пожарной сирены и т.д. Зрители соревнующихся команд по очереди излагают свои внутренние ощущения во время прослушивания этих записей. Каждый ответ оценивается членами жюри баллами от 1го до 3-х баллов. Определятся победитель и два призера среди зрителей.

Один ученик 9го класса готовит короткое сообщение по одной из тем посвященных экономическим последствиям шума, например:

Влияние шума на организм человека. (Материалы на эту тему)

Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума. Психологическая оценка шума в основном базируется на понятии восприятия, причем большое значение имеет внутренняя настройка к источнику шума. Она определяет, будет ли шум восприниматься как мешающий. Часто шум, воспроизводимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой шум, вызванный соседями или каким-нибудь другим источником, оказывает сильный раздражающий эффект. Большую роль играет характер шума и его периодичность.

На степень психологической и физиологической восприимчивости к шуму оказывают влияние тип высшей нервной деятельности, характер сна, уровень физической активности, степень нервного и физического перенапряжения, вредные привычки (алкоголь и курение). Звуковые раздражители создают предпосылку для возникновения в коре головного мозга очагов застойного возбуждения или торможения. Это ведет к снижению работоспособности, в первую очередь умственной, так как уменьшается концентрация внимания, увеличивается число ошибок, развивается утомление.

Такое состояние неблагоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе: изменяется частота сердечных сокращений, повышается или понижается артериальное давление, повышается тонус и снижается кровонаполнение сосудов головного мозга. Существует зависимость между заболеваемостью центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системой, уровнями шума и длительностью проживания в шумных городских условиях. Рост общей заболеваемости населения отмечается после 10 лет проживания при постоянном шумовом воздействии с интенсивностью в 70 дБА и выше.

Следовательно, городской шум можно отнести к факторам риска возникновения гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. При действии шума наиболее уязвима столь важная функция организма, как сон. Порог влияния шума на спящих для разных людей лежит в области спектра от 30 до 60 дБА. Постоянное действие интенсивного шума (80 дБА и более) может явиться причиной гастрита и даже язвенной болезни, так как могут нарушаться секреторная и моторная функции желудка.

Громкая музыка (по радио, телевизору, воспроизводимая специальной аппаратурой) может достигать 100 дБА, а на концертах с использованием электроакустической аппаратуры до 115дБА. Длительное воздействие звука высокой интенсивности и высокой частоты может вызвать необратимую потерю слуха (тугоухость). «megabook.ru/article/ШУМ»

Богатый материалы на эту тему можно найти в интернет ресурсах.

Начало игры «Что, где, когда».

Вопросы на конвертах для знатоков :

1. Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
В друг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Сколько раз в этой части стихотворения А. С.Пушкина буря совершает действия, связанные со звуковыми явлениями.(4 раза)

2. Этот звук порождают движения больших масс воды в океане и подвижки земной коры. Многие обитатели морей их слышат. Назовите, какие эти волны и укажите диапазон частот этих волн? (Инфразвук, ( 0-17) Гц.)

3. Минимальная величина звукового давления, при которой звук данной частоты может быть воспринят ухом человека, 10дБ при частоте 1кГц ( Порог слышимости)

4. Мужской певческий голос соответствующий звуковым колебаниям в диапазоне 110-1400Гц. Звучат классические песни в исполнении артистов голоса которых соответствуют разным типам мужских голосов (Тенор) . Надо распознавать голос тенор.

5. Женский певческий голос соответсвующий звуковым колебаниям 250-1400 Гц (Сопрано). Звучат классические песни в исполнении артистов голоса которых соответствуют разным типам женских голосов. Надо распознавать голос сопрано.

6. Они придают звучанию любого инструмента или голоса специфическую тембровую окраску (Обертоны).

7. "Черный ящик." Название прибора, находящегося в этом ящике, пришло к нам из Греции, что переводится, как «слышать внутри звук» (Фонендоскоп). Скажите, какой прибор на этом «Черном ящике».

8. Вопросы для блиц-тура:

1.Как называется звуки частоты выше 20000 Гц. (Ультразвук),

2. Наука о звуковых явлениях(Акустика),

3. Источник чистых музыкальных звуков.(Камертон).

9. Болезнь гортани и голосовых связок. (Ларингит).

10. Механический аппарат [первоначально с большим рупором], воспроизводящий звуки, записанные на пластинку (Граммофон).

11. Древнегреческая нимфа, наказанная за болтливость. Она потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов. (Эхо)

12. Вопросы для «Суперблиц»:

1. Источник звуков человеческой речи (голосовые связки).

2.Звуковые колебания одной частоты. (Чистый тон).

3. Единица абсолютной шкалы громкости. (Сон)

13. 1) 1-й вопрос сектора «Зеро». Ведущий: Я в детстве прочитал сказку про то, как черт в пустыне поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил превратить весь песок пустыни в золотой песок, другой, чтоб в один миг появился большое озеро с чистейшей водой и растениями вокруг озера. Черт шутя, справился с этими заданиями и забрал себе души обоих путников. Остался третий путник...». «...А третий свистнул звучно и сказал: "Догони и подковывай!" - и черт был побежден». Что же такое свист? (В этот момент звучит сильный свист).

Тот ученик, который первым даст правильный ответ, садится за стол знатоков. ( Ответ: звук)

Ведущий: И это ключевое слово в названии нашего вечера. Наш вечер называется «Познаем мир через звуки». Давайте повторим все вместе название нашего вечера.

1 3. 2) 2-й вопрос сектора «Зеро». Ведущий: Предлагаю внимательно выслушать маленькую притчу собственного сочинения: В древности в одной деревне жили две соседки - непримиримые склочницы. Никто их не мог примерить. Жителям деревни это надоело. Пришли жители к мудрецу-волшебнику и попросили их как-то примерить. Позвал мудрец склочниц и попросил объяснить причину их непримиримости. Начали они говорить наперебой, и конца ихнего склока не было видно. Мудрец понял, что они не могут перемириться, потому что не могут до конца выговориться. Каждая считает последнюю фразу другой более обидной для себя и хочет ответить. Так как мудрец был и волшебником, он решил их отправить на Луну и повелел высказать друг другу все обидные слова до конца, и при этом не жалеть голосовые связки. Через некоторое время он вернул их, и перестали они склочничать. Попробуйте объяснить, почему? (Ответ: они говорили друг другу все, что хотели до конца - никто их не остановил. Но друг на друга не обиделись, так как на Луне нет атмосферы и они не могли слышать друг друга.)

Правила игры:

В игре принимают участие две команды: «Знатоки-10» и «Знатоки-11». 1)Право играть первыми разыгрывается с помощью волчка (Участвуют капитаны команд и распорядитель зала).

2) Ход игры:

Команда, которая начинает игру, сядет за игровым столом, разделённым на 13 секторов, на которые кладутся 12 вопросов. Среди них - сектора «Блиц», «Суперблиц» (три вопроса по 20 секунд обсуждения каждый; «Блиц» играет вся команда, «Суперблиц» - только один знаток, остальные выходят из-за стола), а так же сектор «Зеро» » («Ведущий против знатоков»): разыгрывается с каждой из команд только один раз за игру. Ведущий выходит в зал к игрокам и сам задает вопросы. Сектор «Зеро» на столе определяется цифрой «0», плюс постоянный «13 сектор» (музыкальная пауза). Вторая команда сидит за другим столом в некотором расстоянии. Вопрос выбирается волчком, в свою очередь вращаемым распорядителем зала, затем он оглашается ведущим, и наступает минута обсуждения. По её окончании, капитан команды знатоков (один из шести игроков) должен назвать отвечающего на вопрос знатока. Им может быть и сам капитан. Знаток, как правило, отвечает свою версию. После провозглашения предположительного ответа на вопрос игрока, ведущий называет правильный ответ. Если ведущий считает ответ правильным, знатоки выигрывают раунд, и им присуждается очко. Команды играют по очереди, вне зависимости от того выиграл или проиграла команда этот тур. Игра продолжается до шести очков, команда, набравшая первой их, выигрывает игру.

Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (как правило, это поднятая вверх рука), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к очку в пользу знатоков, команде предоставляется дополнительная минута обсуждения. Таких минут может быть несколько, в зависимости от количества верных досрочных ответов. Дополнительную минуту можно использовать в секторах «Блиц» и «Суперблиц», тогда вместо 20 секунд знатокам (или знатоку) для ответа на один из вопросов даётся полноценная минута.

При выпадении секторов «Блиц» и «Суперблиц», ответы на все три вопроса должны быть даны без обсуждений. У знатоков так же есть возможность перед ответом на очередной вопрос при счёте не в их пользу взять «помощь клуба», и присутствующие в клубе зрители (другие знатоки) могут в течение двадцати секунд озвучить команде свои версии по поводу вопроса. Капитан затем выбирает между существующими версиями, учитывая и версии ответа зала. Помощь клуба нельзя брать во время «Суперблица.» Такую помощь разрешается взять два раза за игру: При «Блиц» е или «Суперблиц» е 1 раз, и при выпадении двойного вопроса 1раз. В остальное же время провозглашение своей версии из зала рассматривается как подсказка и карается. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, удаляется из зала на 5 минут. Через 5 минут вернется, но без права помощи своим знатокам. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.

Есть так же секторы двойными вопросами. Этим вопросам так же надо ответить в течение одной минуты. Если знатоки ответят правильно на первый вопрос, но не уверены правильности ответа на второй, то могут получить помощь зала в течение отведенной минуты. Если оба ответа верны команда получит 1балл. В случае неправильносьти второго ответа команда получает «0»

Примечание. Правила игры для знатоков и правила поведения для болельщиков заранее вывешиваются на доске объявлении.

Окончание вечера.

  1. Исполнение песни в честь победителей

  2. Награждение победителей среди знатоков

  3. Награждение наиболее активных болельщиков.

Литература и интернет ресурсы:

  1. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев и др. Физика 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2011.

  2. Физика вокруг нас.

  3. Я.Голосовкер. Сказазаниео титанах. Школьная библиотека

  4. 1957г., Детгиз. Москва.

  5. Образовательные сайты интернет сети.

  6. Сайт игры "Что? Где? Когда?"-Викепедия.



© 2010-2022