Урок (2 вариант) Электрический ток в различных средах

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Севастопольский политехнический лицей»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


УРОКА ПО ФИЗИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КУРСА
(ДЕСЯТОГО КЛАССА)



«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

В РАЗНЫХ СРЕДАХ»




ТИП УРОКА: УРОК ОБОЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ




Козлова Ольга Васильевна,

учитель физики

высшей квалификационной категории






г Севастополь

2016


Тема урока:

" Электрический ток в различных средах".

Тип урока: обобщения и систематизации.

Форма проведения: урок - игра «Умники и умницы».

Цель урока - обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных закономерностях электропроводности различных сред и их применения.

План урока.

Организационный момент.


Конкурс № 1. Разминка. Ваш выбор Среды.

- назовите Среды, в которых изучали прохождение постоянного электрического тока,

- перечислите условия, необходимые для существования электрического тока в любой среде,

- назовите Среды, имеющие только один тип носителей зарядов,

- назовите Среды, имеющие два типа носителей зарядов,

- назовите Среды, имеющие три типа носителей зарядов,

- назовите Среды, имеющие собственную электропроводность.

Пояснение: По количеству правильных ответов команде учащихся предоставляется право выбора Среды, о которой они будут давать ответы в дальнейших конкурсах.


Конкурс № 2.

Характеристика носителей электрических зарядов в различных средах и условий их существования.

План сравнительной характеристики:

1. Тип носителей зарядов.

2. Временные условия существования носителей зарядов. Например, в металлах свободные электроны существуют постоянно, а в электролитах - лишь в течение некоторого промежутка времени. Необходимо дать объяснение.

3. Влияние внешних факторов на концентрацию и характер движения.

4. Сравнить направление движения носителей зарядов с направлением вектора напряженности внешнего электрического поля.

Пояснение: Командам дается равное время на подготовку ответа, после чего ответ оформляют на доске, заполняя таблицу по плану. Возможно дополнение ответов команд - соперников.


Конкурс № 3

Анализ основных закономерностей электрического тока в различных средах.

План сравнительной характеристики:

1. Зависимость электрического сопротивления Среды от температуры.

2. Зависимость концентрации носителей зарядов от внешних факторов:

- температуры,

- освещенности,

- действия ионизатора,

- примесей и других факторов.

3. Какие законы выполняются в данной среде для электрического тока:

- закон Ома,

- закон Фарадея,

- Закон Джоуля - Ленца,

- другие закономерности.

4. Каково основное действие тока в данной среде.

Примечание: Пункты плана звучат как вопросы для команды учащихся. Время на обдумывание ответа минимально. Учитывается количество правильных ответов.


Конкурс № 4.

Электрический ток в различных средах у Вас дома

(или " Кто в доме Хозяин?")

Необходимо назвать предметы Вашей квартиры, производство, действие или применение которых связано с током в различных средах. Дается указание Среды.

Пояснение: Конкурс идет каруселью, повторившаяся команда выбывает из конкурса.

Конкурс № 5.

Выбор графика

  • зависимости сопротивления Среды току от температуры

и

  • графика зависимости силы тока от приложенного напряжения.

Условия конкурса.

1. Из предложенного набора различных графиков необходимо найти два, соответствующих заданию и типу Вашей Среды.

2. Необходимо обосновать сделанный выбор, отметив основные точки на выбранном графике.

3. По представленным графикам дать сравнительную характеристику:

- полупроводникового и вакуумного диодов,

- проводимости металлов и вакуума,

- проводимости электролитов и металлов.

Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах

Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах


Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах

Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах


Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах

Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах


Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах

Урок(2 вариант)Электрический ток в различных средах



Конкурс № 6.

Физики улыбаются...

Дать образные художественные сравнения с различными физическими явлениями, процессами, понятиями.

Например,

- ползет трудяга муравей сквозь дыры старой рукавички. (электрон в полупроводнике),

- еще туман не двинулся в поход...

( электронная эмиссия на границе металл - вакуум),

  • Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу...

( ударная ионизация в газах ).

Конкурс № 7.

Кроссворд. Изобретатель диода (1904)


1

2

3

4

5

6

7








































































1. Явление вырывания электронов с поверхности металла под действием света.

2. Узкий направленный пучок электронов в электронно-лучевой трубке.

3. Физическая величина, характеризующая способность проводника накапливать электрический заряд.

4. Одно из основных действий тока.

5. Атом, потерявший или присоединивший электрон.

6. Тип полупроводника с примесью.

7. Среда, в которой существуют мощные электрические разряды.


Конкурс № 8.

Демонстрационный эксперимент в руках учащихся.

Цель - развитие познавательной способности, формирование групповой формы деятельности, творческого потенциала через игровую театральную инсценировку физического процесса.

Необходимо провести театрализованное представление опыта из представленного списка:

1. Явление электролиза.

2. Разряд в газах.

3. Явление электронной эмиссии.

4. Работа электронно-лучевой трубки.

Пояснение. К этому конкурсу ученики готовятся заранее, подбирают простые элементы костюма, необходимое оборудование по физике (магниты, лазер - указку, металлические пластины, аквариум и т.п.), четкие комментарии к своим действиям.





© 2010-2022