ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК как средство развития УУД

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

нижнетагильская вечерняя сменная школа № 2









Интегрированный урок как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в школе пенитенциарной системы



(статья)
















Разработчик: Ивлева Татьяна Ивановна,

учитель физики и астрономии



















Нижний Тагил

2016


Интегрированный урок как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в школе пенитенциарной системы

Современный этап развития российского образования характеризуется увеличением объема информации. Перед школой стоит задача формировать у школьников надпредметные умения, которые они могут использовать на многих предметах и в дальнейшей работе по самообразованию. Эта задача может хорошо быть реализована при подготовке и проведении интегрированных уроков.

Формирование у школьников естественнонаучной картины мира является важной задачей современного образования. Интеграция современных предметов обеспечивает гармоничное развитие образного мышления обучающихся, формирует личность, позволяет полнее представить, как устроен мир.

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. В условии пенитенциарной системы на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для школьника.

Приводим пример, разработанного и адаптированного нами на практике урока, направленного на развитие информационных и коммуникативных умений школьников в выпускном классе средствами естественнонаучных дисциплин.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний.

Урок организуется как межпредметное семинарское занятие в подготовке и проведении, которого участвуют два учителя - учитель физики, астрономии и учитель химии, биологии. На этом уроке открываются возможности для связи материала физического содержания с астрономией, биологией, экологией, историей.

В период подготовки к занятию у учащейся молодежи развиваются навыки работы с научной и научно-популярной литературой. Обучающиеся самостоятельно "открывают" новые знания, связанные комплексным взглядом на мир.

Предлагаемая форма занятий позволяет решить задачу формирования научного мировоззрения, основой которого является взаимосвязь и единство процессов и явлений, изучаемых различными науками.

Продолжительность занятия - два урока.

Тема урока "Мир и человек в этом мире"

Цель урока: создать условия для формирования способности к самоучению, саморазвитию, развитию коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуального эмоционального развития учащейся молодежи в условиях коллективной учебной деятельности через активное познание окружающегося мира, окружающей их действительности и месте человека в этом мире.

Задачи урока:

- создать у обучающихся целостную научную картину мира, представив ЕНКМ как совокупность взаимосвязанных частнонаучных картин физики, химии, биологии, астрономии, экологии;

- способствовать развитию образного мышления, расширению мировоззрению, творческой активности школьников;

- развивать универсальные учебные действия обучающихся: умение грамотно работать с источниками информаций, умение вести монологи диалог, оперировать фактами и обобщать, сотрудничество;

- повышать интерес школьников к изучению естественных наук;

- развивать инициативность, ответственность, гуманные и нравственные качества.

Эпиграф к уроку: "Человек-то мал, а дом его мир" (Варрон, римский писатель)

Ход семинарского занятия

Занятие начинается с активизации мыслительной деятельности школьников (просмотр DVD фрагмента). Совместно с обучающимися формулируется тема и задачи урока. Работа над вопросами семинара, включая интерактивную беседу. Рефлексия. Итоги занятия. Оценка деятельности обучающихся.

Состав вопросов:

1. Мегамир (Космос) - Вселенная. Млечный Путь. Солнечная система. Земля.

2. Макромир. Биосфера. Ноосфера.

3. Микромир.

4. Гелиоцентрическая система мира. Место человека во Вселенной.

Во время подготовки к семинару старшеклассникам предлагаются вопросы для индивидуальных сообщений: Д. Бруно; Н. Коперник; Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; Ньютоновская научная картина мира; Эйнштейновская революция; Человек и экология гидросферы и атмосферы; Экологические проблемы и пути их решения.

Порядок проведения семинарского занятия: объявляется вопрос для обсуждения, ученики выступаю, стремясь говорить ясно и лаконично. После того как главные аспекты его раскрыты, сформулированы выводы, дается сигнал прекратить обсуждения и переход к следующему вопросу семинара. Процедура повторяется.

В семинаре принимает практически каждый ученик. По ходу семинара ученики заполняют таблицу (тема вопроса, интересные факты, выводы, дополнения к выступлению, словарь "новых" терминов и дополнительных вопросов).

Семинар - одна из форм учебных занятий используемая нами при обучении. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. Семинары организуем с более высокой степенью конкретизации учебного материала, чем, например, это имеет место на лекции. Подготовка к ним требует от учащейся молодежи серьезной самостоятельной работы. Учителя руководят учебной деятельностью обучающихся при подготовки и проведении семинара.

Семинар - коллективная работа класса, опирающаяся на индивидуальную работу. Каждый ученик получает объективную оценку своим знаниям, умения.

Для оценивания степени развития коммуникативных и информационных умений обучающегося в ходе семинара проводится анализ: текста доклада или план-конспект выступления; публичные выступления; устные ответы участников с места; результат заполнения таблицы. Совсем не обязательно, чтобы учителя или выступающие ответили на все вопросы, поступившие от участников в ходе семинара. Пусть они останутся открытыми и будут рассмотрены в будущем самостоятельно школьниками или с помощью учителя.

Итог семинара - мировоззренческие выводы; их ценность в том , что они опираются на большое число фактов, о которых говорили на занятии старшеклассники, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно.

В качестве рефлексии старшеклассникам предлагается продолжить фразы:

- сегодня я узнал ...;

- было интересно ...;

- было трудно ...;

- я понял, что ...;

- теперь я могу ...;

- я научился ...;

- у меня получилось ...;

- мне захотелось ...;

- урок мне дал для жизни ... .

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя; способствует интеллектуальному, духовному развитию, а также раскрытию способностей учеников.

Работа со сложным контингентом обучающихся требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителей нацелена на пробуждение у школьников желания получать знания, выработки у них положительной мотивации к обучению, преодолению личностных деформаций учащейся молодежи, их социальной адаптации.

Библиографический список:

1. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. // М, Просвещение, 1982.

2. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., екатеринбург, 1-4 марта 2011 г. в 2ч. // ФГАОУ Впо "Рос. гос. проф.-пед. ун-т". Екатеринбург, 2011. Ч. 1.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е.С. Полат и др. - М.: Академия, 2000.

4. Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007.

5. Энциклопедия для детей. Физика. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астраль, 2005.

6. Энциклопедия для детей. Астрономия. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астраль, 2005.

7. Энциклопедия для детей. Экология.. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астраль, 2005.

8. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. // М., наука, 1990.


© 2010-2022