• Преподавателю
  • Физика
  • Программа самообразования учителя физики «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Программа самообразования учителя физики «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

с углублённым изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область





Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-научного профиля

протокол № 1

от «___» августа 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

____________Е.В.Азовская





приказ №

от «____» августа 2015г







Программа самообразования

«Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО»



Учитель физики:

Ряховская

Наталия Владимировна









2015 г.


Пояснительная записка

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». (А. Дистервег)

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя, есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Актуальность темы

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление

людей быть оцененным по достоинству»

У. Джеймс

Процесс оценивания - один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Проблема оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки.Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения -предметные результаты, так и личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию. Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.

Для себя сделала вывод, что нужно пересмотреть процесс оценивания деятельности учащихся.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно. Слово «оценивать» происходит от латинского глагола - «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Оценивание - процесс сбора и анализа информации об успехах учеников для совершенствования процесса обучения и учения.

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

Современное критериальное оценивание является двусоставным: сочетает в себе суммативное и формативное оценивание.

Самообразование, мотивы, этапы, достижения

Мотивы:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно.

Направления самообразования учителя:

Основные направления, в которых я должна совершенствоваться и заниматься самообразованием:

Действия и мероприятия:

I. Профессиональное:

  1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физика».

  2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физике, концепциями обучения, их оценками.

  3. Изучать новую литературу по физике и методике ее преподавания.

  4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей естественнонаучного профиля.

  5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.

  6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

  7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

  9. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

  10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

  11. Организовывать внеклассную деятельность по предмету.

  12. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

II. Психолого-педагогическое

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  2. Изучать современные психологические методики.

III. Методическое:

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физики.

3. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся»

7. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания учащихся:

  • Суммативное оценивание

  • Формативное оценивание

8. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам

9. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы обучения, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физическихзнаний учащихся, контрольные тесты-упражнения).

10. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.

11. Проектировать личную методическую веб-страницу.

12. Создавать пакет сценариев уроков или их элементов с общимиподходами к организации критериального оценивания на уроках физики, как эффективного средства по развитию естественнонаучного мышления.

13. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

ИКТ:

  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

  • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.

  • Создание сборника предметных кроссвордов.

  • Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

  • Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.

  • Пакет административной документации методического предметного объединения.

  • База данных методик обучения.

  • Пакет материалов по теме «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся»

  • Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.

  • Пакет сценариев уроков сценариев уроков или их элементов с общимиподходами к организации критериального оценивания на уроках физики, как эффективного средства по развитию естественнонаучного мышления.

  • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.).

  • Ведение элективных курсов с использованием медиа-ресурсов.

  • Размещение методических разработок на педагогических сайтах

  • Участие в интернет фестивалях, конкурсах и т.д.

Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Охрана здоровья:

  1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики.

  2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

  3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Интересы и хобби

  1. Продолжать заниматься спортом и физическими упражнениями.

  2. Посещать бассейн, каток.

Формы представления результатов педагогической деятельности учителя

  1. Серия учебных занятий

  2. Методическая продукция

  3. Портфолио

  4. Собеседование

  5. Творческий отчет

  6. Представление результатов педагогической деятельности

  7. Мастер-класс

  8. Творческая мастерская

Личный план самообразования учителя

  1. Ряховская Наталия Владимировна;

  2. Образование - высшее;

  3. Тема самообразования: «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

  4. Сроки работы над темой самообразования 2015-2016 г.

Целью исследования является изучение методики критериальной системы оценивания учебных достижений в образовательный процесс.

Объектом исследования являются личностные характеристики учащихся.

Предметом исследования является влияние критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся на их личностные характеристики: мотивацию, познавательную направленность, самооценку, уровень притязаний, тревожность.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: психологическим основанием внедрения критериальной системы оценивания в образовательный процесс является ее оптимизирующее влияние на личностные характеристики учащихся: мотивацию, познавательную направленность, самооценку, уровень притязаний и эмоциональное благополучие, проявляющееся в отсутствии выраженной школьной тревожности. Это в целом характеризует обеспечение психологического благополучия учащихся.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать необходимость разработки проблемы влияния критериальной системы оценивания на личностные характеристики учащихся подростков.

2. Провести анализ педагогической и психологической литературы для обоснования внедрения критериальной системы оценивания

3. Разработать и обосновать концептуальный аппарат исследования.

4. Разработать программу внедрения критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся, а также осуществить экспериментальную проверку ее эффективности.

5. Определить отношение учащихся к применяемой в школе системе оценивания учебных достижений.

6. Выявить изменения личностных характеристик: мотивации, познавательной направленности, уровня самооценки, притязаний и тревожности учащихся в условиях внедрения критериальной системы оценивания в образовательный процесс.

Основные вопросы

Предполагаемый результат: победители районных, городских, областных, всероссийских. соревнований, фестивалей, конкурсов.

Форма самообразования: методическая и практическая;

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

Форма отчета по проделанной работе.

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

  1. Рабочие программы по учебным предметам, элективным курсам.

  2. Учебно-тематические планы.

  3. Программно-методическое обеспечение курса.

  4. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

Инструментарий:

  • Педагогический - пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.

  • Диагностический - пакет тестов, темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка


1.

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах.

постоянно

2

Подготовка УМК по предмету, составление рабочих программ, программ элективных курсов.

2015-2016

3

Прохождение курсов профессиональной переподготовки.

2015-2016

4

Прохождение курсов профессиональной переподготовки в соответствии ФГОС ООО и ФГОС СПО.

2015-2016

5

Аттестация на высшую квалификационную категорию.

2018

6

Изучение применения системы критериального оценивания в работе ведущих учителей школы, района, региона в области обучения и воспитания.

постоянно

7

Участие в профессиональных встречах педагогов школ района, региона.

2015 - 2016





Использование современных образовательных технологий

1

Использование возможностей Интернет на уроках физики.

постоянно

2

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий.

постоянно

3

Приобретение электронных пособий.

систематически

4

Составление собственных методических разработок в электронном варианте и использование их в обучении физики.

систематически


5

Проведение практической работы по теме «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

2015 -2016

6

Проведение опытно-экспериментальной работы по теме: «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

2015 -2016

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.

Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсовете, конференции.

2015-2016

2.

Профессиональные публикации, статьи.

2015-2016

3.

Участие в видеоконференциях Завучинфо.

ежегодно

Участие в конкурсах профессионального мастерства


1.

Участие в профессиональных конкурсах на районном и региональном уровнях.

2015-2016

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1.

Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзамену по физике в форме ОГЭ.

2015-2016

2

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования.

2015-2016

3

Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционных олимпиадах, конкурсах различного уровня (Олимпус, Молодёжный физический чемпионат, Осенний марафон и т.д.)

2015-2016

4

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах школьного уровня, муниципального уровня

2015-2016

5

Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях.

2015-2016

6.

Совершенствовать работу с обучающимися, используя программу элективных курсов .

2015-2016

8.

Ведение мониторинга саморазвития школьников.

2015-2016

9.

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2015-2016

Предполагаемый результат.

  • Стабильная успеваемость учащихся по предмету.

  • Стабильно высокие показатели итоговой аттестации.

  • Положительная динамика качества по предмету.

  • Увеличение доли учащихся выбирающих предмет физика для итоговой аттестации.

  • Увеличение доли обучающихся, вовлечённых во внеклассную работу по физике.

  • Увеличение доли обучающихся, занимающихся проектной деятельностью.

  • Увеличение доли обучающихся, обладающих компьютерной грамотностью.

  • Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в работе НОУ по предмету,

  • Увеличение доли, умеющих создавать презентацию.

  • Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в различных конкурсах.

  • Увеличение доли учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.

Оценка эффективности программы

  • качество знаний и умений учителя в области системы критериального оценивания результатов обучения учащихся на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

  • степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

  • качество учебно-методического и технологического обеспечения;

  • качественное и количественное размещение информации на сайте образовательного учреждения.

Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Список использованной литературы:

  1. Аттестация педагогических кадров. Справочник. 3-е изд. - М.: ИФ «Образование в документах», 2001.

  2. Аттестация учителей: Концепция, методика, результаты эксперимента / Под ред. Т.Г. Браже. - СПб., 1994.

  3. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области. - Вып. 1;2; 17 / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. - М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.

  4. Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов для руководителей школ / Сост. Т.В. Морозова - М., 1997.

  5. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической Деятельности. - М., 1998.

  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002.

  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

  8. Фоменко И.А. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений. - М., Аркти, 2005

Учитель физики:________________/Н.В.Ряховская

10


© 2010-2022