Статья ИКТ компетенции на уроках физики

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ИКТ компетенций

у студентов медицинского колледжа на уроках физики

Максимова Сэсэгма Дугаровна, преподаватель физики и информатики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

Наше общество стремительно развивается. Для того чтобы стать успешным работником, современному человеку необходимо владеть набором профессиональных и общих компетенций. Профессиональные компетенции позволяют грамотно выполнять профессиональные функции, владение общими компетенциями позволяют выполнять профессиональные функции значительно лучше. Одной из общих компетенций является умение работать с информацией - осуществлять ее поиск и использовать для эффективного выполнения профессиональных задач. Задача современного педагога сводится к обучению приемам формирования и наиболее эффективного использования собственного для каждого студента информационного пространства.

Компьютерные информационные технологии выступают в роли инструмента обучения, общения, планирования и контроля, т.е. базового компонента передачи знаний и организации учебного процесса.

Выпущено много разнообразных обучающих программ по физике, которые позволяют изучать новый материал, тренироваться в решении задач, проверять свои знания и т.п.

На занятиях по физике преподавателю представляется широкая возможность формирования ИКТ компетенций у студентов. Трудно переоценить важность использования информационных технологий при проведении лабораторных работ. Применение традиционной методики проведения физического эксперимента в медицинском колледже малоэффективно по нескольким причинам; во-первых, из-за слабой материальной базы, а во-вторых, приводит к низкому уровню умений и практических навыков, студентов по физике. Они не умеют анализировать, строить графики и таблицы, по данным, полученным в ходе эксперимента, не понимают закономерности физических процессов, не умеют самостоятельно добывать нужную информацию из различных источников, в том числе электронных. Это влияет на формирование информационной компетентности и уровень студентов по физике.

Как преподаватель физики, работая в медицинском колледже, всегда связываю изучаемую тему с медициной. Практически на каждом занятии стараюсь показать применение знаний законов физики студентами в профессиональной деятельности. Например, при изучении газовых законов студенты на основе закона Бойля - Мариотта объясняют процесс вдоха и выдоха: при вдохе за счет работы межреберных мышц объем грудной клетки увеличивается, давление воздуха в легких уменьшается, поэтому он поступает из атмосферы в легкие, затем вследствие расслабления мышц объем грудной клетки уменьшается - происходит выдох. Применение компьютерной модели искусственной вентиляции лёгких позволяет наглядно продемонстрировать применение знаний законов физики на практике для спасения жизни; при надавливании на грудную клетку объём грудной клетки уменьшается и происходит вытеснение воздуха из лёгких (искусственный выдох), а при движении рук вверх, объём грудной клетки увеличивается, следовательно, уменьшается давление в лёгких и атмосферный воздух, вследствие разности давлений поступает в лёгкие, таким образом, происходит искусственная вентиляция лёгких. Так как на современном этапе собственная безопасность превыше всего, то процесс искусственной вентиляции лёгких может происходить без искусственного дыхания «изо рта в рот». Знание законов физики помогает профессионально подойти к оказанию первой помощи и обезопасить себя от заражения ВИЧ инфекцией, туберкулёза и других заболеваний.

Современные информационные технологии позволяют:

1) демонстрировать физические процессы, эксперименты, которые нельзя осуществить в лаборатории;

2) использовать интерактивные модели, позволяющие студентам самим проводить опыты;

3) моделировать физические процессы;

4) разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным;

5) грамотно организовать творческую, самостоятельную работу студентов;

6) использовать электронные средства обучения и возможности интернета.

Таким образом, применение информационных технологий повышает качество образования по физике; повышается интерес к физике со стороны студентов; активизируется познавательная деятельность; формируется научное мышление; осуществляется индивидуальный дифференциальный подход к студентам. При этом, персональный компьютер и соответствующие педагогические программные средства обучения физике не заменяют традиционные средства обучения, а дополняют и вместе с ними образуют систему средств обучения.

Используемая литература:

  1. Губернаторова Л.И., Потехин К.А. «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»-М., 2008 г.

  2. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - М., 2000

  3. «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003.

  4. Цыганкова А.И. Использование информационных технологий на уроках физики при выполнении лабораторных и практических работ. nsportal.ru/shkola/fizika


© 2010-2022