Конспект урока Три состояния вещества 7 класс

Три состояния вещества Урок изучения нового материала.2 ч.7 класс, А.В.Перышкин   Цели урока: 1.Получить учащихся,  - усвоивших на уровне воспроизведения свойства агрегатных состояний вещества,  - положение о том, что различие свойств веществ в разных агрегатных состояниях объясняется различием в расположении, движении и взаимодействии их молекул; 2. –умеющих объяснять эти свойства на основе знаний о строении, движении и взаимодействии частиц вещества с опорой на опыты по доказательству этих сво...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.А.Гонина,

МКОУ ООШ с.Мякиши

Верхошижемского района

Кировской области


Три состояния вещества

Урок изучения нового материала.2 ч.7 класс, А.В.Перышкин


Цели урока:

1.Получить учащихся,

- усвоивших на уровне воспроизведения свойства агрегатных состояний вещества,

- положение о том, что различие свойств веществ в разных агрегатных состояниях объясняется различием в расположении, движении и взаимодействии их молекул;

2. -умеющих объяснять эти свойства на основе знаний о строении, движении и взаимодействии частиц вещества с опорой на опыты по доказательству этих свойств;

3.- самостоятельно заполнивших таблицу, где систематизированы все основные сведения о трех агрегатных состояниях вещества.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний

Попробуйте отгадать загадку

Мы, ……………, важны

Для создания тел нужны,

Нам на месте не сидится

Хочется повеселиться.

Разбежимся, развернемся,

Друг от друга оттолкнемся

И потом давай опять

В догонялочку играть!

О чем идет речь?

Что вы знаете о молекулах?

А как насчет искусства? Посмотрите на картину (ребята катаются на коньках по замерзшему пруду) и послушайте знакомое вам стихотворение А.С.Пушкина:

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед»

Сможете ли вы доказать, что стихотворение связано с физикой?

  1. Сегодня на уроке мы поговорим о трех агрегатных состояниях одного и того же вещества.

Тема урока «Три состояния вещества»

Цели урока:- познакомиться со свойствами вещества в разных агрегатных состояниях,

- попробовать объяснить эти свойства на основе знаний о строении, движении и взаимодействии частиц вещества,

- обобщить результаты работы на уроке в таблицу, чтобы в дальнейшем пользоваться для объяснения физических явлений.

Вода может находиться в разных агрегатных состояниях.

А другие вещества?

Попробуем выяснить. (Работа с учебником, по группам)

Вывод: вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях.

Самое важное будем вносить в таблицу.

Характеристика

Газ

Жидкость

Твердое тело

  1. Как расположены частицы?

  2. Расстояние между частицами

  3. Хорошо ли сжимается вещество?

  4. Сохраняется ли объем?

  5. Сохраняется ли форма?

  6. Хорошо ли перемешивается с другими веществами?


Выясним, какими свойствами обладают вещества, находящиеся в разных агрегатных состояниях.

Проделаем несложные опыты (работа в группах, с оборудованием).

1 группа

№ опыта

Задание

Подсказки

1





2






3





Сгибай стальную пластину или деревянную линейку.

Изменяется ли при этом форма и объем тела?

Переливай жидкость в сосуды разной формы.

Изменяется ли форма жидкости, а объем?

Почему?

Поочередно сжимай резиновую игрушку, воду в бутылке и воздух в шарике.

Что сжимается легче?

Почему?

П.11 стр.26





П.11 стр.27






П.11 стр.27






2 группа

Задание

1



2



3


4



Сгибай стальную пластину или деревянную линейку.

Изменяется ли при этом форма и объем тела?

Попробуй сжать резиновую игрушку.

Хорошо ли сжимается? Как это можно объяснить?

Проверь изменение формы жидкости, переливая ее в разные сосуды.

Хорошо ли сжимается жидкость, налитая в бутылку?

А бутылка с воздухом? Как это можно объяснить?

Выводы по экспериментальной работе.

Какие свойства имеют твердые тела, жидкости, газы? (вносим в таблицу)

Характеристика

Газ

Жидкость

Твердое тело

  1. Как расположены частицы?

  2. Расстояние между частицами

  3. Хорошо ли сжимается вещество?

  4. Сохраняется ли объем?

  5. Сохраняется ли форма?

  6. Хорошо ли перемешивается с другими веществами?


Очень легко

Не сохраняется

Не сохраняется


Сжимается плохо

Сохраняется

Принимает форму сосуда


Очень трудно

Сохраняется

Сохраняется

Демонстрация (два сосуда: с водой и льдом).

-Вещества состоят из одинаковых молекул воды.

-Почему же свойства веществ разные?

-Чем можно объяснить различные свойства одного и того же вещества в разных состояниях?

Ваши идеи! ( ребята объясняют различным расположением молекул и как молекулы движутся).

Объясним свойства веществ на основе молекулярного строения.

Демонстрация (с шариком)

Газ хорошо сжимается. Почему?

- Большие расстояния между молекулами,

- молекулы очень слабо притягиваются друг к другу,

- газы не имеют постоянного объема .

Демонстрация (с бутылкой, наполненной водой)

Плохо сжимается. Почему?

- Молекулы упакованы плотно,

- между соседними молекулами расстояние меньше размеров самих молекул,

- силы притяжения велики, поэтому объем сохраняется., но притяжение не настолько велико, чтобы сохранить форму.

Но….сжимая, уменьшаем расстояние, между молекулами появляются силы отталкивания, поэтому плохая сжимаемость жидкостей.

(Можно привести пример про свинцовый шар с водой).

Демонстрация (с твердым телом)

Как вы объясните свойство плохой сжимаемости твердых тел?

- Порядок в расположении молекул,

- только колебательные движения молекул.

Выводы.

Чем объясняются свойства веществ в разных состояниях? (вносим в таблицу)

Характеристика

Газ

Жидкость

Твердое тело

  1. Как расположены частицы?

  2. Расстояние между частицами

  3. Хорошо ли сжимается вещество?

  4. Сохраняется ли объем?

  5. Сохраняется ли форма?

  6. Хорошо ли перемешивается с другими веществами?

Беспорядочно

Велико

Очень легко

Не сохраняется

Не сохраняется

Очень быстро

Беспорядочно

Маленькое

Сжимается плохо

Сохраняется

Принимает форму сосуда

Хорошо

Стройные ряды,порядок

Вплотную друг к другу

Очень трудно

Сохраняется

Сохраняется

Очень, очень медленно

Общий вывод:

Различие свойств веществ в разных агрегатных состояниях объясняется различием в расположении, взаимодействии и движении их молекул.

3. Корректировка:

  1. В чем сходство и различие свойств газов и жидкостей?

жидкостей и твердых тел?

  1. В чем сходство и различие в движении молекул газов и жидкостей?

молекул жидкостей и твердых тел?

  1. Используя модели молекул воды, изобразите наглядно газ, жидкость и твердое тело.

  2. Задание и учебника Балашова (стр.11)

4. Диагностический тест (Д.И.Пеннер, А.Худайбердиев Прграммированные задания по физике, п.6,7 на выбор учителя)

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание:

1(для всех). п.30 (уметь находить описание свойств веществ),

п.31(объяснение свойств с точки зрения молекулярного строения)

2 (для желающих). Пофантазируйте! Все вещества на Земле в одном агрегатном состоянии.

Или сочинить сказку о молекулах.


Особенности изображения в плоском зеркале

Физика-8

Цели и задачи урока: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий через учебно-исследовательскую деятельность.

Личностные - привитие целостного представления об окружающем мире,

- умение находить решение в новой ситуации.

Познавательные - познакомить с особенностями изображения в плоском зеркале,

- развивать познавательную активность учащихся,

- умение осознанно строить речевые высказывания, используя научную терминологию.

Регулятивные - формировать умение планировать свою работу,

- продолжить формирование умений и навыков при работе с лабораторным оборудованием и чертежными инструментами.

Коммуникативные - умение работать в коллективе, аргументировать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Можно ли увидеть свет? Каким образом удается сделать видимыми лазерные лучи во время эстрадного представления на сцене?

  2. Что такое плоскость падения луча?

  3. Какой угол называют углом падения? Углом отражения?

  4. Сформулируйте закон отражения света. Как и когда он был открыт?

  5. Какое свойство называют обратимостью световых лучей?

  6. Задача. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 600? Сделайте рисунок.

  7. У Козьмы Пруткова есть афоризм: «Если у тебя спрошено будет, что полезнее Солнце или Месяц?- ответствуй: Месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью». Прав ли Козьма Прутков? Почему?

В оптике, так же как и в механике, первые шаги были сделаны уже в древности. Тогда были открыты два закона геометрической оптики:

- закон прямолинейного распространения света ,

- закон отражения света.

Послушаем сообщение о развитии геометрической оптики.

Обратите внимание, какие изобретения сыграли роль в развитии оптики.

2. Сегодня я приглашаю всех в страну НАОБОРОТ.

Вы спросите: «Разве есть такая страна?»

Да, есть. В ней все наоборот. Правая рука в этой стране становится левой. Все надписи написаны шиворот-навыворот, так что их трудно прочесть. Правая рука, которую ты поранил на прошлой неделе, зажила, в этой загадочной стране. Зато на левой красуется ссадина, и ты не можешь вспомнить, откуда она взялась.

Вы, верно, уже догадались, о какой стране идет речь. Конечно же, эта страна находится позади зеркала.

Сегодня нам предстоит исследовать особенности этой страны.

Тема урока

«Особенности изображения в плоском зеркале»

Попробуем сформулировать цели урока.

Учащиеся: - Какое зеркало называется плоским?

- Существуют ли другие типы зеркал?

- Как получается изображение в плоском зеркале?

- Особенности изображения в плоском зеркале.

- Где используются зеркала?

План урока.

  1. Плоское зеркало. Сферические и параболические зеркала.

  2. Построение изображения точечного источника в плоском зеркале

- мнимое изображение,

- действительное изображение.

3) Исследуем особенности изображения в плоском зеркале.

1. Положите на стол линейку, вертикально на отметке 0 см расположите плоское зеркало. На расстоянии 5 см от зеркала поставке фигурку.

На каком расстоянии от плоскости зеркала находится изображение фигурки?

Отодвиньте фигурку на расстояние 7 см.

Как изменилось расстояние между плоскостью зеркала и изображением?

2. Поставьте фигурку к плоскости зеркала.

Какого размера получается изображение в зеркале?

Попробуйте приподнять зеркало на 1-2 см вверх, что изменилось?

3. Обратите внимание, в какой руке рыцарь держит ружье, а в какой руке ружье у рыцаря в стране НАОБОРОТ (изображение в зеркале)?

Выводы по исследованию ( с просмотром компьютерной презентации по теме)

В плоском зеркале изображение предмета:

- мнимое,

- находится на том же расстоянии от зеркала, что и сам предмет,

- равное по размеру,

- «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами,

???? ( в геометрии такое изображение называют симметричным).

4) Построение изображения предмета в плоском зеркале.

5) Зеркальное и диффузное отражение.

6) Использование зеркал.

Перископ.

7) Коррекция знаний, диагностика.

- Рассмотрите рисунок и определите, какая точка является изображением источника света.



- Рассмотрите рисунок и определите, в какую точку попадет луч света.



- Рассмотрите рисунок и определите на каком рисунке правильно изображен предмет.

8) Подведение итогов урока. Оценки. Рефлексия.

9) Домашнее задание : п.64, вопросы, Упр.31 № 2,3, №1*









Анализ урока.

Третий урок по теме «Световые явления».

Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий через учебно-исследовательскую деятельность.

Личностные - привитие целостного представления об окружающем мире,

- умение находить решение в новой ситуации.

Познавательные - познакомить с особенностями изображения в плоском зеркале,

- развивать познавательную активность учащихся,

- умение осознанно строить речевые высказывания, используя научную терминологию.

Регулятивные - формировать умение планировать свою работу,

- продолжить формирование умений и навыков при работе с лабораторным оборудованием и чертежными инструментами.

Коммуникативные - умение работать в коллективе,

- аргументировать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

На каждом этапе урока я стремилась формировать универсальные учебные действия

  1. Актуализация, мотивация

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания:

- осознанное вхождение в учебную деятельность,

- актуализация изученных способов действий,

- актуализация мыслительных операций,

- мотивация к учебным действиям.

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися:

- целеполагание,

- анализ,

- использование знаково-символических средств,

- выполнение пробных учебных действий,

- аргументация своего мнения,

- правильное выражение своих мыслей.

  1. Объяснение нового

Учащиеся обдумывают в коммуникативной форме учебные действия:

- ставят цель в соответствии с темой урока,

- выбирают способ достижения цели,

- строят план достижения цели.

- Анализ,

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания,

- выражение своих мыслей,

- аргументация своего мнения,

- учет разных мнений,

- координирование в сотрудничестве разныз позиций.

  1. Закрепление, рефлексия

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Организуется рефлексия и самооценка собственных учебных действий.

В конце соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, намечаются дальнейшие цели деятельности.

- Что получилось,

- что не получилось,

- как добиться результатов?







Исследуй особенности изображения в плоском зеркале:

1. Положите на стол линейку, вертикально на отметке 0 см расположите плоское зеркало. На расстоянии 5 см от зеркала поставке фигурку.

На каком расстоянии от плоскости зеркала находится изображение фигурки?

Отодвиньте фигурку на расстояние 7 см.

Как изменилось расстояние между плоскостью зеркала и изображением?

2. Поставьте фигурку к плоскости зеркала.

Какого размера получается изображение в зеркале?

Попробуйте приподнять зеркало на 1-2 см вверх, что изменилось?

3. Обратите внимание, в какой руке рыцарь держит ружье, а в какой руке ружье у рыцаря в стране НАОБОРОТ (изображение в зеркале)?

Выполни упражнения:

1. Рассмотрите рисунок и определите, какая точка является изображением источника света.





2. Рассмотрите рисунок и определите, в какую точку попадет луч света.



3. Рассмотрите рисунок и определите НА КАКОМ РИСУНКЕ ПРАВИЛЬНО ИЗОБРАЖЕН ПРЕДМЕТ.


© 2010-2022