Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)Интегрированный урок: геометрия + физика по теме: "Вектор»

Викленко Ирина Анатольевна -учитель физики

Чубенко Елена Николаевна - учитель математики

Разделы: Преподавание математики, Преподавание физики

Цели:

  • Синтезировать и обобщить полученные теоретические и практические знания на уроках геометрии и физики.

  • Научить учащихся использовать понятие вектора при решении физических и математических задач.

  • Развивать умения использовать теоретические знания при решении практических задач, способность анализировать и обобщать полученные данные.

  • Развивать интерес учащихся к изучению математически и физики.

  • Развивать логическое мышление, память, самостоятельность. Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру. Продолжать показ тесной связи точных наук.

Тип урока: урок обобщения, повторения и коррекции знаний.

Оборудование:

  • Интерактивная доска,

  • компьютер,

  • презентация по теме «Векторы»,

  • доска маркерная,

  • листы бумаги для работы в группах,

  • карточки с заданиями для работы в группах.

Учебники:

  • Геометрия. 7-9 класс. Атанасян Л.С.

  • Физика. 9 класс. Перышкин А.В. Гутник Е.М.

Ход урока

Основные этапы урока:

1.Оргмомент - 2 мин. (распределение учащихся по рабочим группам)

2.Постановка цели урока - 3 мин.

3. Обобщающее повторение характеристик и свойств векторов, презентации темы, выполнение индивидуальных заданий -15 мин.

4. Проверка индивидуальных заданий - 5 мин.

5. Практические задачи, работа в группах -10 мин.

9.Подведение итога урока - 2 мин

10.Постановка домашнего задания - 1 мин.

11.Рефлексия 2 мин.



1. Что такое вектор?

а) вектор - это направленный отрезок;
б) вектор - это отрезок имеющий координаты;
в) вектор - это прямая, имеющая направление.

2. Что такое абсолютная величина вектора?

а) абсолютной величиной (или модулем) вектора называется длина отрезка, изображающего вектор;
б) абсолютной величиной (или модулем) вектора называется отрезок, изображающий вектор;
в) абсолютной величиной (или модулем) вектора называется длина, изображающая вектор.

3.Что такое нулевой вектор?

а) вектор, абсолютная величина которого не существует;
б) вектор, у которого начало совпадает с его концом;
в) вектор, не имеющий ни начала, ни конца.

4. Какие векторы называются равными?

а) два вектора называются равными, если они не совмещаются параллельным переносом;
б) два вектора называются равными, если они совмещаются параллельным переносом;
в) два вектора называются равными, если они одинаково направлены.

5. Определение суммы векторов.

а) суммой векторов а и в с координатами (а1, а2) и (в1, в2 ) называется вектор с координатами ( а1 + а2 ; в1 + в2 );
б) суммой векторов а и в с координатами ( а1, а2 ) и ( в1, в2) называется вектор с координатами (а1+в1 ; а2+ в2 );
в) суммой векторов а и в с координатами (а1, а2 ) и ( в1, в2 ) называется вектор с координатами (а1 + а 2) + ( в 1 + в 2 ) .

6. Определение разности векторов

а) разностью векторов а с координатами (а1, а2 ) и вектора в с координатами (в 1, в2 ) называется вектор с с координатами (с1 ; с2) который с вектором в дает вектор а;
б) разностью векторов а с координатами (а1, а2 ) и (в1, в2 ) называется вектор в с координатами (а1 - а 2) - ( в 1 - в 2 ) ;
в) разностью векторов а с координатами (а1, а2 ) и вектора в с координатами (в 1, в2 ) называется вектор в с координатами (с1 ; с2) который в сумме с вектором в, дает вектор а.

7. Какие векторы называются коллинеарными?

а) два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой;
б) два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.. Они направлены либо одинаково, либо противоположно;
в) два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

(Взаимопроверка и оценка теста учащимися. Правильные ответы проектируется на экране).

3) Практический тест на компьютерах.

4. Историческая справка

Выступление учащихся, подготовивших материал из истории математики и физики.

5. Минутка отдыха. Звучит тихая музыка.

- ( Закрыть глаза, голову положить на руки, отдыхаем…).

IV. Практическое применение понятия вектора и действий с векторами в физике.

1. Сила - векторная величина.

  • Постановка проблемы, проведение фронтальных опытов.

  • Практическая работа по группам. Тема: " Геометрическое сложение сил"

Из слов, написанных на экране мир, тема, дно, составьте название прибора, необходимого для проведения работы (динамометр).

1 группа. Задание: экспериментальная установка правила сложения сил.

Свяжем нитями пружины трех динамометров. При растянутых пружинах динамометров точка Ооказывается неподвижной. Тогда |F3 | = …

Проведите измерения. Заполните пропуски. Исправь ошибку в буквенной записи.

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

F3 = - (F1 + … ).

2 группа

Задание:

На рисунке изображено положение динамометров, при котором точка О остается неподвижной. Определите для этого случая соотношения между силами |F1 |, |F2 |, |F3 | :

|F3 | = ( … + …).

Проведите измерения. Заполните пропуски. Исправь ошибку в буквенной записи.

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

3 группа

Задание:

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

|F3 | = …

F3 = - ( … + …).

Проведите измерения. Заполните пропуски. Исправь ошибку в буквенной записи.

4 группа

Задание:

При растяжении пружины динамометров точка О остается неподвижной. Определите показания третьего динамометра. Заполните пропуски. Исправьте ошибку в буквенной записи.

|F3 | = …

F3 = - ( … + …).

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

После выполнения работы капитаны групп оформляют свой ответ на доске.

Делаем вывод: Сила является векторной величиной. Силы, действующие на тело под углом друг к другу, складываются геометрически.

2. Правила сложения векторов. (Повторяются из геометрии) Демонстрируется правило сложения векторов на компьютерах ( Уроки геометрии Кирилла и Мифодия )

3. Понятие равнодействующей силы. Решение задач у доски.

Задачи анализируют, объясняют и выполняют решение три ученика, весь класс следит за решением и исправляет ошибки, если таковы есть.

Найдите равнодействующую сил F1 и F2, изображенных на рисунках, и нарисуйте ее.

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Вывод: Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу сил, называется равнодействующей. Действие каждой силы на тело не зависит от действия на него других сил.

4. Самостоятельная работа по карточкам "Решение задач по физике". В карточке два задания: 1- обязательное; 2- для сильных учеников.

Карточка №1

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Задача 1. Силы, действующие на брусок, расположенный на гладком горизонтальном столе, указаны на рисунке. Действие, какой силы будет вызывать изменение скорости бруска? Перемещается ли брусок в направлении, перпендикулярном поверхности стола?

Задача 2. Найдите равнодействующую сил N и F2, действующих на брусок, находящийся на наклонной плоскости.

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Карточки: №2 №3

Задача 1,2. Найдите равнодействующую силу для случаев, изображенных на рис. В каких случаях тело изменяет свою скорость?

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

5. Физминутка (под музыку выполняются простые физические упражнения).

6. Сложение и перемещение скоростей

По правилу параллелограмма складываются не только силы, но и скорости, поскольку скорость движения определяется перемещением тела в единицу времени (см. рис. 10).

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Рис.1

А как складываются перемещения, образующие между собой некоторый угол, например при полете самолета в скоростью v1 относительно воздуха, а дующий в это время северный ветер имеет скорость v2 относительно поверхности Земли. Тогда самолет будет

перемещаться относительно воздуха с запада на восток и вместе с ветром к югу. За время t его перемещение равно: r1 = v1t, a вместе с воздухом (телом отсчета) на юг r2 = v2t. Отложим от точки Асоответственно перемещение r1 самолета относительно воздуха и перемещение r2 самолета вместе с воздухом по отношению к Земле (рис. 1). В результате этих двух перемещений самолет попадет в точкуВ. Таким образом, определение суммарного перемещения r сводится к нахождению диагонали параллелограмма, сторонами которого служат перемещение самолета относительно воздуха r1 и его перемещение вместе с воздухом r2. Это правило сложения двух перемещений часто формулируют в виде так называемого правила параллелограмма, смысл которого ясен из рисунка 1

Вы знаете также сложение векторов по правилу треугольника.

Интересно использование правила сложения скоростей при запуске искусственных спутников Земли. Для вывода спутника на орбиту ему надо сообщить относительно центра Земли скорость около 8 км/с. Вследствие вращения Земли спутник, находясь еще на ее поверхности, обладает скоростью v1., равной скорости движения места запуска. Если спутник запускается в восточном направлении, то его скорость (v1+ v2), равна где v1- скорость, сообщаемая ему реактивными двигателями. Значит, двигателисообщают ему в этом случае скорость, меньшую 8 км/с на v1. При запуске спутника в западном направлении его скорость будет (v2 - v1), и ракетные двигатели должны сообщить ему скорость, большую 8 км/с на v1. Таким образом, спутники выгоднее запускать в восточном направлении и с малых широт (где больше v1). Поэтому космодромы, откуда производятся запуски космических кораблей и спутников, целесообразно строить поближе к экватору

На практике иногда бывает необходимо проделывать и обратную сложению перемещений операцию: рассматривать данное перемещение как сложное и представлять его в виде суммы перемещений. Так, перемещение груза r башенным краном можно рассматривать как состоящее из перемещений в горизонтальном r1 и вертикальном r2 направлениях.

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Рис.2

Решение задачи у доски (с использованием рисунков)

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Рис.3

Задача 1. Машинист мостового крана поднимает деталь на высоту 3м, одновременно перемещая ее поперек цеха на 4м. Определите результирующее перемещение детали (относительно стен цеха).

Решение. Результирующее перемещение детали определяется диагональю r параллелограмма, построенного на составляющих перемещениях r1 и г2 (рис. 3). Так как г1, и г2 направлены под прямым углом друг к другу, то

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

г = 5 м

Задача 2. В безветренную погоду скорость приземления парашютиста v1 =4 м/с. Какова будет скорость его приземления, если в горизонтальном направлении ветер дует со скоростью v2= 5 м/с

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

Рис.4

Решение. За тело отсчета принимаем поверхность Земли. Парашютист относительно воздуха движется вертикально вниз со скоростью v1 и сносится им в горизонтальном направлении со скоростью v 2 (рис. 4). Поэтому скорость приземления парашютиста

v = v1+v2;

модуль скоростиv равен:

Интегрированный урок по теме Кристаллы (физика - химия)

v = 6,4 м/с

Итог.

- Как складываются перемещения тела? Приведите примеры

- Как производится сложение скоростей?

7. Закрепление навыка решений задач по данному разделу.

- Выбрать одну задачу и решить в тетради.

В спорте применяют тренировочные дорожки, движущиеся (со скоростью у) относительно Земли. С какой скоростью спортсмен должен бежать по такой дорожке, чтобы относительно врача, стоящего рядом, он был в покое.

Автомобиль, двигаясь по прямолинейному участку шоссе, отъезжает от исходного пункта на 10 км. Затем он поворачивает назад и, пройдя
12 км, останавливается. Чему равны перемещение автомобиля и пройденный им путь.

3. Автобус и троллейбус движутся в одном направлении. Определите их относительную скорость, если скорость троллейбуса 20 км/ч, а автобуса 50 км/ч

Решите эту задачу при условии, что они движутся в противоположных направлениях.

Задачи сдаются для проверки учителю.

Минутка отдыха. Зарядка для глаз (звучит тихая музыка).

9. Написать математические и физические термины, начинающиеся на буквы, из которых состоит словоравнодействующая. Побеждает тот, кто за одну минуту напишет больше слов.

10. Самостоятельная работа.

Вспомнив материал этого урока составить:

- задачу для решения на уроках математики и физики;

11. Оценка работы.

V. Домашнее задание (по выбору, с учетом индивидуальных способностей учащихся) Составить:

- задачу для решения на уроках математики и физики;

- кроссворд;

- тест для проверки практических навыков по теме "Вектор";

- составить тест для проверки знаний, умений навыков в компьютерном

варианте на электронных носителях (по выбору).

- реферат "Применение вектора в учебных дисциплинах ".

Выставляются оценки за все работы, выполненные на уроке по геометрии и физике.

VI. Итог урока.

-Итак, сегодня мы повторили основной теоретический материал по теме "Векторы".

-Работа с материалом на уроках физики и геометрии не только повысила вашу математическую культуру, но и способствовала прочному усвоению физических знаний.

- Обобщим, где же на практике, мы можем применять теоретический материал по теме

" Векторы"?

(Учащиеся подводят итог урока, делятся своими впечатлениями.)

Урок заканчивается словами Ф.Бекона "Практика рождается из тесного соединения физики и математики".



© 2010-2022