• Преподавателю
  • Физика
  • Реферат Возможности предмета физика в формировании у обучающихся проектной деятельности

Реферат Возможности предмета физика в формировании у обучающихся проектной деятельности

Реферат "Возможности предмета физика в формировании у обучающихся проектной деятельности". В работе рассматриваются следующие вопросы: История введения в процесс обучения "метода проектов" (идеи Дьюи, Лая, Торндайка);Структура и этапы проектной деятельности(система действий учителя и обучающихся по Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко);Типы проектов по Е. С. Полат и другим критериям;Обобщение опыта работы по применению метода проектов на уроках физики и во внеурочной деятельности;Как оценить проектан...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Антушевская средняя общеобразовательная школа»

Белозерского муниципального района

Вологодской области
















Возможности предмета физика в формировании у обучающихся

проектной деятельности





Выполнил: Е. Ю. Никанорова









Антушево, 2012 г.

Оглавление

1. Введение 3

2. Проблема самостоятельной учебной работы в отечественной и зарубежной педагогике 3

3. Применение метода проектов на уроке физики и во внеурочной

деятельности 10

4. Заключение 12

5. Литература 13

6. Приложения 14











  1. Введение

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися программы общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,… способность ставить цели и строить жизненные планы …;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В связи с этим необходима не только выработка новых идей, концепций, но также и переосмысление позитивного наследия отечественной и зарубежной школ и педагогики.

Цель данной работы - изучить типологию естественно-научных проектов и способы организации проектной деятельности школьников как на уроке, так и в рамках внеурочной деятельности в свете развития педагогической науки и отечественной школы.


  1. Проблема самостоятельной учебной работы в отечественной и зарубежной педагогике.

Проблема самостоятельной учебной работы в отечественной педагогике становилась уже давно. Ее исследованию большое внимание уделяли многие педагоги, психологи и методисты в конце XIX - начале XX веков.

В рамках системы школьного обучения своего времени они пытались найти виды самостоятельной учебной работы школьников, которые могли стать средствами повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Назначение этих средств - воспитание и развитие различных видов самостоятельной учебной работы с учетом общественных потребностей. Самостоятельную учебную работу в то время рассматривали как противоположную школе, построенную на репродуктивной передаче знаний и механической зубрежке.

Несколько позже, в начале 30-х годов XX века, партийно-правительственные постановления о школе рассматривали урок в качестве основной и практически единственной формы организации учебной работы в начальной и средней школе. Соответственно в исследованиях последующего периода вплоть до 80-х годов минувшего столетия проблема самостоятельной учебной работы рассматривается в рамках классно-урочной формы обучения.

В последние десятилетия интерес к проблеме самостоятельной учебной работы заметно возрос. Ее считают одним из средств развития способностей и качеств личности, организации исследовательской деятельности учащихся. В этом контексте переосмысливаются позитивный опыт и идеи советских педагогов по проблеме организации самостоятельной учебной работы в рамках широко распространенных в 20-е годы прошлого века Дальтон-плана и метода проектов. Определяются методические требования к их применению в современной отечественной школе.

И в зарубежной дидактике проектному обучению также придается большое значение. Так, в начале 60-х годов XX века в США школьные учебные программы были переориентированы на принципиально иные познавательные подходы. Обучение рассматривалось как превращение информации в инструмент творческого освоения мира. В эти годы в Великобритании были созданы проекты для средних школ обычного и расширенного обучения физике, химии и биологии. Материалы этих проектов отличаются от обычных тем, что вместо учебников применялись серии исследовательских учебных материалов: рабочие тетради для практикумов и дискуссий, рабочие тетради для учителей. Особое место в системе общего образования западноевропейских и североамериканских стран занимает проектное обучение в области окружающей среды.

В зарубежной и отечественной педагогической литературе описано множество различных толкований метода проектного обучения, проектирования в обучении, моделирования в образовании. В силу того, что проектное обучение вновь приобретает большое значение в современных образовательных системах, необходимо дать краткое описание ключевых понятий проектного обучения.

Проект - это предварительный, предположительный текст какого-либо акта, документа и т.п., замысел (Словарь иностранных слов. - М., 1952).

Метод проектов - это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной над предметной основе.

Учебный проект - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая:

  • поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;

  • выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

  • социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925).

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. Главные их идеи заключаются в следующем:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

  • деятельность строится не в русле учебного предмета;

  • она основана на сиюминутных увлечениях детей;

  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей среды как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

Какие преимущества имеет метод проектов перед традиционными методами обучения и многими современными педагогическими технологиями?

Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность обучаемого, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения, так как создание системы проектов в средней школе инициируется желанием найти такие формы организации учебного процесса, которые позволяли бы погрузить обучаемых в учебно-профессиональную деятельность, повышая тем самым уровень мотивации учащихся к процессу обучения и эффективность учебного процесса, создавая возможности реализации личностно-ориентированного, проблемно-ориентированного подхода в обучении.

В-третьих, проектный метод - один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс. В процессе его реализации организуется тесное взаимодействие с методическими структурами, специалистами в различных образовательных областях, проведение установочных семинаров и конференций для педагогов.

И, наконец, самое важное: предполагаемый результат итогов внедрения проектной методики - повышение уровня активности школьников и качества знаний обучаемых в предметных областях.

Учителю поможет разобраться в структуре и этапах проектной деятельности следующая таблица (системы действий учителя и учащихся - по Т.И.Шамовой и Т.М.Давыденко).

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Обсуждают и принимают общее решение по теме

Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Самостоятельно подбирают темы и предлагает классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

Участвует в обсуждении подтем проекта, предложенных учащимися

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя

1.3 Формирование творческих групп

Организует объединение школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом

1.5 Определение форм выражения проектной деятельности

Принимает участие в обсуждении

В группах, затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным

Чаще всего темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, но и по другим естественно-научным и гуманитарным дисциплинам.

Признаки типологии проектов (по Е.С.Полат)

Типологический признак

Тип проекта

Основной метод проекта

Исследовательский

Творческий

Ролево-игровой

Информационный

Ознакомительно-ориентировочный

Практико-ориентированный

Предметно-содержательный аспект

Творческий

Характер координации проекта

Непосредственный (жесткий, гибкий)

Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

Характер контактов

Внутренний (среди учеников одной школы, класса)

Внешний (среди учеников округа, города, региона, страны)

Международный

Число участников

Личностный (между двумя партнерами, находящимися в разных классах, школах, регионах, странах)

Групповой (между группами участников)

Парный (между парами участников)

Продолжительность проекта

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части одной более крупной проблемы)

Средней продолжительности (от недели до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)


Еще одним из оснований для типизации проектов считаются характер интеллектуальной деятельности, степенно сложности и результативность проектов. Согласно такому подходу проектно-ориентированная деятельность делится натри вида:

Интеллектуально-эвристические проекты направлены на поиск, анализ, личностную оценку знаний, накопленных человечеством. Эмоциональная сфера личности подкрепляется удовлетворенностью от найденных ответов на поставленные вопросы и полученных результатов. Ученики имеют реальную возможность проявить свою волю при решении проблем, убедиться в том, что они являются членами общества, способными выполнять гражданские функции.

Практические проекты связаны с удовлетворением специфических свойств личности, направленных на материальное, словесно-образное или образное выражение своих мыслей и поступков. Ученики получают возможность реализовать свои творческие потребности путем создания моделей, предметов, пьес, картин и пр.

Комплексные проекты отличаются повышенной сложностью, требуют солидной подготовки, имеют существенную дидактическую ценность.

По степени сложности проекты можно разделить на несколько подвидов.

Аналитические проекты-задания являются описательно-классификационными по своему характеру.

Акцент-проекты - исследование явлений, факторов или закономерностей с заранее определенными целями, задачами. Они могут выполнять функцию связующего звена при создании единого проектно-образовательного пространства в учебном заведении и являются переходными в учебной деятельности школьников разных возрастных групп.

Творческие комплексные проекты позволяют включать в учебные исследования большой объем междисциплинарной информации и комплексно представлять результаты собственной творческой деятельности.

Интегрированные естественно-научные проекты чаще всего бывают:

  • исследовательскими, имеющими четко обозначанную исследовательскую проблему;

  • практико-ориентированными, требующими привлечения научных методов и обязательной интегрированности знаний;

  • информационными, направленными на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.



  1. Применение метода проектов на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Иная классификация существует в практике учителей общеобразовательных школ. Все виды проектной деятельности можно разделить по принципу включения в педагогическую практику учителя:

1). Учебные проекты, осуществление которых реализуется только в рамках учебной деятельности (проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения. Например, тема «Силы в природе», продукт проекта - опорный конспект (определение силы, графическое изображение, природа силы, формула для вычисления, проявление в природе и применение на практике). Тема «Солнце и звезды», продукт проекта - урок-зачет. Тема «Галактики и Вселенная», продукт проекта - компьютерные презентации.

2). Учебные проекты в рамках внеклассной и внеурочной деятельности (энтузиазм учителя и его желание вывести своих учащихся на совершенно другой уровень общения с единомышленниками). Вот уже несколько лет метод проектов я использую при проведении школьной недели физики.

Условия, порядок проведения и преимущества такой формы проведения предметной недели можно найти в приложении к реферату.

Перечислю, что является продуктом проектной деятельности в данном случае:

  • фотовыставка «Мир физики и живая природа»;

  • слет специалистов («Колебательные процессы и явления окружающего мира», «Магнитное поле Земли и других планет Солнечной системы»);

  • проблемные конференции («Физика. Человек. Здоровье», «Антропогенные воздействия на водоемы», «Энергия и человек», «Безопасное использование атомной энергии»);

  • познавательные игры ( «Информационный поиск», «Что? Где? Когда?», «Большое космическое путешествие», «Впереди - космос!»);

  • материалы к уроку («Солнце и жизнь на Земле», «Гравитационные явления во Вселенной», «Движение тел под действием силы тяжести», «Живые организмы и круговорот воды», «Презентация агрегатного состояния вещества» и др.)

  • коллажи («Гравитация во Вселенной», «Какую воду мы пьем?», «Берегите эти земли, эти воды…» и др.)

Также понятно, что любой проект может быть по содержанию:

  • монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета, например, уроки-зачеты («Самое необходимое в жизни - вода», «Путешествие по системе Антушевского водопровода», «Работа инженерно-технической службы космического корабля», «Электро-магнитные явления»);

  • межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, «Гравитация во Вселенной», «Солнце и жизнь на Земле», «Что нам стоит дом построить (плотность вещества)».

Самый современный тип учебного проекта - мультимедийный.

При создании мультимедийного проекта необходимо обратить внимание на критерии, которые отличают хороший продукт от посредственного.

Первое, что следует учесть - тема проекта должна быть интересной большому числу пользователей. При выборе темы одинаково важны степень ее актуальности, острота рассматриваемых вопросов, возможность творческого и культурного развития, расширение кругозора.

Второй важный элемент при создании проекта - его практическая цель, которая может заключаться:

  • в демонстрации какой-то информации (например, подборка материалов о нобелевских лауреатах по физике);

  • в обучении каким-то навыкам (например, как делать лабораторные работы по физике);

  • в передаче знаний о какой-либо области (например, создание мультимедийных уроков или справочников по предметам).

Третьим важным моментом при создании проекта являются хороший сценарий и качество предоставляемых услуг в процессе работы. От удобства работы с предоставляемой вами информацией зависит спрос на ваш проект.

Четвертым важным моментом является качество графического и видеоматериала. Наличие видеоматериалов улучшает восприятие любой информации, а высокое качество графики дает возможность наслаждаться картинками и слайдами, тогда как низкое качество вызывает дискомфорт и препятствует восприятию материала.

Не менее важны оперативность, полнота и достоверность информации.

Что можно порекомендовать учителю по оценке проектантов?

Необходимо выработать критерии оценки каждого конкретного проекта (учесть тип проекта, уровень защиты, степень участия).

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, и надпредметных целей, которые обеспечивают проектное обучение.

Рассмотрим информационный проект по теме из школьного курса определенного предмета. Защита проекта - вид отчета. Оцениваются умения учащихся самостоятельно работать с информационными источниками, умение критически оценивать информацию, способы фиксирования, систематизации и классификации, переработка и представление информации.

Следующий критерий охватывает аспекты проектной любой деятельности: актуальность и значимость темы, глубина ее раскрытия и представления, уровень самостоятельности проектантов.

И, наконец, так как проект является частью учебной деятельности, то необходимо учитывать степень владения учащимися материалом по теме предмета: терминология, понимание сущности явлений, процессов и законов - то есть все то, что определяет уровень качества образования по предмету.

При оценивании исследовательского проекта кроме аспектов проектной технологии и научного исследования учитывают и степень подготовленности и проведения процедуры презентации: эмоциональность и выразительность выступающих, используемые возможности, владение темой при ответах на вопросы и т.д.

4. Заключение.

Продуктом проекта, кроме названных выше, могут быть: фильм, макет, брошюра, плакат, образовательная акция, занятия в форме «круглых столов», дебатов, диспутов, школьный клуб, альбом, компьютерная программа, портфолио ученика, дидактический материал к уроку, наглядное пособие.

По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности - ставится проблема и ее надо решить в заданный срок. Учащиеся с интересом работают над проектами, ответственно относятся к их защите и с энтузиазмом соревнуются в конкурсе на лучшие проекты. Преподавателю также интересна новая форма занятий.

Исходя из всего сказанного, ясно, что умение учителей разбираться в типологии проектов помогает им выбирать темы проектов, увлекать выбранными темами учащихся, составлять критерии оценки отслеживания результатов работы над проектом; кроме того, повышает мотивацию самих учителей к использованию данной технологии.


Литература


  1. Естественно-научные проекты. 10-11 классы (Физика. География. Экология. Химия) / Сост. М.Ю.Демидова. - М.: Школьная пресса, 2005.

  2. Кильпатрик В. Основы метода. М. - Л., 1928.

  3. Коллингс Е. Опыт работы американских школ по методу проектов. М., 1926.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  5. Соловьев И.М. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе, 1929.

  6. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.




© 2010-2022