- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 9 класса
Рабочая программа по физике 9 класса
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сайдылова А.Х. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена
Согласована
Утверждаю
на заседании ШМО
зам. директора по УВР
Директор
Протокол № _____
__________ Л.У Насырова
МБОУ ТГ №65
от «31» августа 2012г.
«31» августа 2012г.
_______ А.Ф.Галимзянова
Руководитель ШМ0
«31» августа 2012г.
____________
Рабочая учебная программа
Физика. 9 класс
Сроки реализации: 2012 - 2013 учебный год
Количество учебных часов - 68
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) .
Учитель физики высшей категории Сайдылова А.Х.
Г.Уфа -2012г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является программой основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа - 2005 г.»
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В курсе 9 класса рассматриваются вопросы :, законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле. строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
по программе-ч планирование-ч
Законы взаимодействия
и движения тел 27 28
Механические колебания
и волны. Звук 11 11
Электромагнитное поле 12 12
Строение атома и атомного
ядра 14 14
Резерв времени - 3 ч.- использовать на повторение учебного материала и итоговую контрольную работу
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2008 г.
Образовательный минимум содержания основной образовательной программы
Механические явления
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона . Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа .Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Механические колебания. Период. Частота. Амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука. Высота тона.
Наблюдение и описание различных видов механического движения. взаимодействующих тел, механические колебания и волны. объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона. законов сохранения импульса и энергии. на основе закона всемирного тяготения..
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины, силы трения от силы нормального давления.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Электромагнитные явления
Наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по по изучению действия магнитного поля на проводник с током.
Квантовые явления
Радиоактивность. Опыты Резерфорда..Планетарная модель атома.
Состав атомного ядра. Энергия связи ядер. Ядерные реакции.
Практическое прменение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов
использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
(2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв-3 часа)
Сроки
(примерные)
Тема
Количество
часов
Кол-во
лабораторных
работ
Кол-во
контрольных
работ
02.09-
20.12
Законы взаимодействия и движения тел
28
2
2
22.12 -
24.02
Механические колебания и волны. Звук.
11
1
1
26.02-
24.03
Электромагнитное поле
12
1
1
28.03-
16.05
Строение атома и атомного ядра
14
2
1
Всего
65
6
5
Учебно-методический комплекс
№
п\п
Авторы, составители
Название учебного издания
Годы издания
Издательство
1.
А.В. Перышкин
Физика-9кл
2008
М. Дрофа
2.
В.И. Лукашик
Сборник задач по физике7-9кл.
2005
М.Просвещение
3.
Марон А.Е., Марон Е.А.
Физика. 9 класс: Дидактические материалы
2005
М. Дрофа
4.
Е.М.Гутник
Э.И.Доронина
Е.В.Шаронина
Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-9» А.В. Перышкина и Е.М. Гутник
2007
М. Дрофа
5.
А.В. Перышкин
Сборник задач по физике
2008
М. Экзамен
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
График контрольных и лабораторных работ - 9 класс
Законы движения и взаимодействия тел
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
сентябрь
Равномерное и равноускоренное движение
октябрь
Измерение ускорения свободного падения
ноябрь
Законы Ньютона. Закон сохранения импульса
ноябрь
Механические колебания и волны. Звук.
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины
декабрь
Механические колебания и волны. Звук
январь
Электромагнитное поле
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Изучение явления электромагнитной индукции
февраль
Электромагнитное поле
март
Строение атома и атомного ядра
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
апрель
Строение атома и атомного ядра
май
Изучение треков заряженных частиц по фотографиям
апрель
№ урока | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | ЦОР | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 ЧАСОВ) | ||||||||
ТЕМА 1. ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ (4 ЧАСА) | ||||||||
1 | Механическое движение | Изучение нового материала | Знать понятия: механическое движение, система отсчета Уметь привести примеры механического движения | Физический диктант, упражнения после § | Диск №3 «Физика в школе» Тема 1 | §1,2 |
|
|
2 | Траектория, путь и перемещение | Комбинированный | Знать понятия: траектория, путь и перемещение Уметь объяснить их физический смысл | Физический диктант, упражнения после § | Диск №3 «Физика в школе» Тема 1 | §2,3 |
|
|
3 | Прямолинейное равномерное движение | Комбинированный | Знать понятия: прямолинейное равномерное движение Уметь описать и объяснить | Самостоятельная работа, упражнения после § | Диск №3 «Физика в школе» Тема 2 | §4 |
|
|
4 | Графическое представление движения | Комбинированный | Уметь строить графики x(t), v(t) | Самостоятельная работа, упражнения после § | Диск №3 «Физика в школе» Тема 5 | §4 |
|
|
ТЕМА 2. ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОУСКОРЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ (8 ЧАСОВ) | ||||||||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение | Комбинированный | Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение Уметь описать и объяснить | Физический диктант | Диск №3 «Физика в школе» Тема 5 | §5,6 |
|
|
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Комбинированный | Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении Уметь объяснить физический смысл | Самостоятельная работа | Диск №3 «Физика в школе» Тема 5 | §7,8 |
|
|
7 | Прямолинейное равноускоренное движение | Комбинированный | Уметь решать графические задачи | Самостоятельная работа | Диск №3 «Физика в школе» Тема 6 | §6,7,8 |
|
|
8 | Прямолинейное равноускоренное движение | Закрепление знаний | Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике | Самостоятельная работа |
| §6,7,8 |
|
|
9 | Относительность механического движения | Комбинированный | Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости | Самостоятельная работа | Диск №3 «Физика в школе» Тема 4 | §9 |
|
|
10 | Оценка погрешности измерений | Изучение нового материала | Уметь определять абсолютную и относительную погрешность | Практическая работа |
| Подготовиться к лабораторной работе |
|
|
11 | ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента) | Оформление работы, вывод |
| Подготовиться к оцениванию знаний |
|
|
12 | Тематическое оценивание по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение» | Контроль и оценивание знаний | Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины |
| Повторить §1-9 |
|
|
ТЕМА 3. ЗАКОНЫ ДИНАМИКИ (15 ЧАСОВ) | ||||||||
13 | Первый закон Ньютона | Изучение нового материала | Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета | Тестирование (определения, примеры) | Диск №4 «Физика в школе» Тема 6 | §10 |
|
|
14 | Второй закон Ньютона | Изучение нового материала | Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в системе СИ. Написать формулу и объяснить | Физический диктант | Диск №4 «Физика в школе» Тема 5 | §11 |
|
|
15 | Третий закон Ньютона | Комбинированный | Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить | Фронтальный опрос | Диск №4 «Физика в школе» Тема 1 | §12 |
|
|
16 | Три закона Ньютона | Закрепление знаний | Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры | Решение качественных задач |
| §10,11,12 |
|
|
17 | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх | Комбинированный | Объясняют свободное падение (физический смысл) | Самостоятельная работа | Диск №6 «Физика в школе» Тема 2,4 | §13,14 |
|
|
18 | Решение задач на свободное падение | Закрепление знаний | Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении | Самостоятельная работа |
| §13,14 |
|
|
19 | Закон всемирного тяготения | Комбинированный | Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить | Самостоятельная работа | Диск №6 «Физика в школе» Тема 3 | §15 |
|
|
20 | Сила тяжести и ускорение свободного падения | Комбинированный | Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей | Самостоятельная работа | Диск №6 «Физика в школе» Тема 2 | §16,17 |
|
|
21 | Равномерное движение по окружности | Комбинированный | Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры; Физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости | Самостоятельная работа | Диск №4 «Физика в школе» Тема 7 | §18,19 |
|
|
22 | Решение задач на движение по окружности | Закрепление знаний | Уметь применять знания при решении соответствующих задач | Решение качественных задач |
| §18,19 |
|
|
23 | Движение искусственных спутников | Изучение нового материала | Уметь рассчитывать первую космическую скорость | Самостоятельная работа | Диск №13 «Физика в школе» Тема 2 | §20 |
|
|
24 | Импульс. Закон сохранения импульса | Комбинированный | Знать понятия: импульс тела и импульс силы | Самостоятельная работа | Диск №4 «Физика в школе» Тема 2,3 | §21,22 |
|
|
25 | Реактивное движение | Комбинированный | Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить
| Физический диктант | Диск №4 «Физика в школе» Тема 3 | §22,23 |
|
|
26 | Механическое движение | Закрепление знаний | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа |
| Подготовиться к тематическому оцениванию знаний |
|
|
27 | Тематическое оценивание по теме «Законы динамики» | Контроль и оценивание знаний | Уметь применять знания при решении типовых задач | Контрольная работа |
| Повторить §10-23 |
|
|
РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (11 ЧАСОВ) | ||||||||
28 | Свободные и вынужденные колебания | Изучение нового материала | Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры | Физический диктант | Диск №4 «Физика в школе» Тема 8 | §24,25 |
|
|
29 | Величины, характеризующие колебательное движение | Комбинированный | Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить | Фронтальный опрос | Диск №4 «Физика в школе» Тема 8 | §26,27 |
|
|
30 | ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения» |
| Приобретение навыков при работе с оборудованием | Самостоятельная работа |
| §26,27 |
|
|
31 | Превращение энергии при колебаниях | Комбинированный | Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела | Самостоятельная работа |
| §28,29 |
|
|
32 | Распространение колебаний в упругой среде. Волны | Изучение нового материала | Знать определение механических волн. Основные характеристики волн | Фронтальный опрос | Диск №2 «Физика в школе» Тема 1 | §31,32,33 |
|
|
33 | Волны в среде | Комбинированный | Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве | Беседа по вопросам параграфа | Диск №2 «Физика в школе» Тема 1 | §33 |
|
|
34 | Звуковые волны | Комбинированный | Знать понятие «звуковые волны», привести примеры | Фронтальный опрос | Диск №2 «Физика в школе» Тема 5 | §34 |
|
|
35 | Высота и тембр звука. Громкость звука | Комбинированный | Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость | Беседа по вопросам | Диск №2 «Физика в школе» Тема 7 | §35,36 |
|
|
36 | Распространение звука. Скорость звука | Комбинированный | Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах | Беседа по вопросам | Диск №2 «Физика в школе» Тема 5 | §37,38 |
|
|
37 | Отражение звука | Комбинированный | Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить | Самостоятельная работа (решение типовых задач) | Диск №2 «Физика в школе» Тема 4 | §39,40 |
|
|
38 | Механические колебания и волны. Звук | Контроль и оценивание знаний | Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук» | Контрольная работа |
| Повторить §30-40 |
|
|
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (14 ЧАСОВ) | ||||||||
39 | Магнитное поле | Изучение нового материала | Знать понятие «магнитное поле» | Беседа по вопросам | Диск №10 «Физика в школе» Тема 1 | §43,44 |
|
|
40 | Графическое изображение магнитного поля | Комбинированный | Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков | Решение качественных задач | Диск №10 «Физика в школе» Тема 2 | §45 |
|
|
41 | Действие магнитного поля на проводник с током | Комбинированный | Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл) | Самостоятельная работа | Диск №10 «Физика в школе» Тема 3 | §46 |
|
|
42 | Индукция магнитного поля | Комбинированный | Знать силовую характеристику магнитного поля - индукцию | Самостоятельная работа | Диск №10 «Физика в школе» Тема 2 | §47 |
|
|
43 | Решение задач | Закрепление знаний | Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лоренца | Решение типовых задач |
| §47 |
|
|
44 | Магнитный поток | Комбинированный | Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить | Беседа по вопросам |
| §48 |
|
|
45 | Явление электромагнитной индукции | Изучение нового материала | Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить | Самостоятельная работа | Диск №12 «Физика в школе» Тема 1 | §49 |
|
|
46 | ЛР №3 «Изучения явления электромагнитной индукции» | Практикум | Знать: понятие «электромагнитная индукция»; технику безопасности при работе с электроприборами | Оформление работы, вывод |
| §49 |
|
|
47 | Получение переменного электрического тока | Комбинированный | Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить | Самостоятельная работа | Диск №12 «Физика в школе» Тема 2 | §50 |
|
|
48 | Электромагнитное поле | Комбинированный | Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования | Тест | Диск №2 «Физика в школе» Тема 11 | §51 |
|
|
49 | Электромагнитные волны | Изучение нового материала | Понимать механизм возникновения электромагнитных волн | Беседа по вопросам | Диск №2 «Физика в школе» Тема 12 | §51 |
|
|
50 | Шкала электромагнитных волн | Изучение нового материала | Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры | Решение качественных задач | Диск №2 «Физика в школе» Тема 12 | §52 |
|
|
51 | Электромагнитная природа света | Изучение нового материала | Знать историческое развитие взглядов на природу света | Беседа по вопросам (шкала э-м волн) | Диск №2 «Физика в школе» Тема 14 | §54 |
|
|
52 | Электромагнитное поле | Контроль и оценивание знаний | Систематизация знаний по теме | Контрольная работа |
| Повторить §43-54 |
|
|
РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (16 ЧАСОВ) | ||||||||
53 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома | Изучение нового материала | Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей) | Беседа по вопросам | Диск №14 «Физика в школе» Тема 2 | §55 |
|
|
54 | Строение атома. Схема опыта Резерфорда | Комбинированный | Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях | Самостоятельная работа | Диск №14 «Физика в школе» Тема 1 | §56 |
|
|
55 | Радиоактивные превращения атомных ядер | Комбинированный | Знать природу радиоактивного распада и его закономерности | Физический диктант | Диск №14 «Физика в школе» Тема 5 | §57,61,63 |
|
|
56 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | Комбинированный | Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений | Тест | Диск №14 «Физика в школе» Тема 3 | §58 |
|
|
57 | Открытие протона и нейтрона | Комбинированный | Знать историю открытия протона и нейтрона | Беседа по вопросам | Диск №14 «Физика в школе» Тема 1 | §61,64 |
|
|
58 | Состав атомного ядра. Ядерные силы | Комбинированный | Знать строение ядра атома, модели | Физический диктант | Диск №14 «Физика в школе» Тема 1 | §61,64 |
|
|
59 | Энергия связи. Дефект масс | Комбинированный | Знать понятие «прочность атомных ядер» | Самостоятельная работа | Диск №14 «Физика в школе» Тема 4 | §65 |
|
|
60 | Энергия связи. Дефект масс | Закрепление знаний | Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс | Физический диктант |
| §65 |
|
|
61 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | Комбинированный | Понимать механизм деления ядер урана | Самостоятельная работа | Диск №14 «Физика в школе» Тема 6 | §66,67 |
|
|
62 | Ядерный реактор | Комбинированный | Знают устройство ядерного реактора | Физический диктант | Диск №14 «Физика в школе» Тема 6 | §66,67 |
|
|
63 | ЛР №4 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков» | Практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | Оформление работы, вывод |
| §66,67 |
|
|
64 | Термоядерные реакции | Комбинированный | Знать условия протекания, применение термоядерной реакции | Тест |
| §72 |
|
|
65 | Атомная энергетика | Комбинированный | Знать преимущества и недостатки атомных электростанций | Беседа | Диск №14 «Физика в школе» Тема 6 | §69 |
|
|
66 | Биологическое действие радиоактивных излучений | Комбинированный | Знать правила защиты от радиоактивных излучений | Беседа |
| §70 |
|
|
67 | Строение атома и атомного ядра | Контроль и оценивание знаний | Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» | Тест |
|
|
|
|
68 | Итоговый урок | Закрепление знаний | Обобщение и систематизация полученных знаний | Тест |
|
|
|
|