ЭССЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»

Кто может быть учителем? Думаю, что любой человек, который понимает, что педагог – это лаборатория, где совершаются очень интересные и смелые эксперименты; который осознаёт, что педагог – это библиотека, где много книг и много читателей! Вы можете быть педагогом, если вы отдаете себе отчёт в том, что ваша работа – это работа без страха и упрёка, если имя ваше – Самосовершенствование, если главный объект изучения для вас – это вы сами. Изучая себя, находя в себе новые достойные черты, вы можете и...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В Оргкомитет III (окружного)

этапа конкурса «Учитель года

Кировской области - 2015»

Кузнецовой Ирины Валериевны,

учителя физики МКОУ СОШ № 2

г. Омутнинска



ЭССЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»

«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель»

А. Дистервег

Кто может быть учителем? Думаю, что любой человек, который понимает, что педагог - это лаборатория, где совершаются очень интересные и смелые эксперименты; который осознаёт, что педагог - это библиотека, где много книг и много читателей! Вы можете быть педагогом, если вы отдаете себе отчёт в том, что ваша работа - это работа без страха и упрёка, если имя ваше - Самосовершенствование, если главный объект изучения для вас - это вы сами. Изучая себя, находя в себе новые достойные черты, вы можете использовать их для самой великой цели, ради которой живем, - для обучения и воспитания наших детей! Беря за руку маленького человечка, мы говорим ему: «Доверься! Мы пройдем с тобой долгий, трудный, но интересный путь, который поможет тебе стать Человеком».

Наверное, не буду оригинальной, если скажу, что я, как и многие мои коллеги, не раз задумывалась над тем, что привело меня в педагогику. Несомненно, большую роль в моём выборе сыграли мои школьные учителя. Нашими наставниками были люди удивительные! Духовно богатые, интеллигентные, образованные, с высокими моральными качествами, они были для нас эталоном, объектом для подражания. Мы хотели быть такими же!

Моим классным руководителем была учительница немецкого языка. Её уроки были всегда продуманными, чётко построенными, с интересными и всегда новыми заданиями. Мне всегда было особенно приятно, когда, заканчивая ответ у доски, я слышала похвалу учителя: «Учитесь, ребята, как надо отвечать». Верхом моего торжества стал её подарок - книга Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» на немецком языке. Тогда хорошую книгу и на русском-то языке купить было сложно, а тут - на немецком!

Моя наставница уже тогда, видя во мне будущего педагога, предлагала продолжить её дело: «Вот выучишься, и меня заменишь». Но с иностранными языками не сложилось.

Была у нас в школе ещё учительница - Светлана Ивановна. Преподавала она физику! Придя в нашу школу сразу после института, она стала для нас старшим другом. На каток, за грибами, на экскурсию - всюду вместе. И где бы мы ни находились, она объясняла явления природы, наблюдаемые нами, с точки зрения физики. «Давайте, посмотрим, - предлагала она, - теперь попробуем объяснить. А пойдёмте ко мне, журналы полистаем, стенгазету выпустим и чаю попьём, мама пирожки напекла!». Теперь-то я понимаю, это были её педагогические приёмы. А нам это нравилось! Я до сих пор пользуюсь её приёмами объяснения решения сложных задач.

Вот тогда и одержал во мне победу физик над лириком!

Вопросов, куда поступать после школы, не было. Конечно, в педагогический, на учителя физики. Тогда, в 80-е, во время научно-технического прогресса и широкой популярности физики как науки, это было очень престижно. Авторитет учителя в обществе был очень высок. А живое общение с друзьями, учителями и книгами делали своё важное дело в моём становлении в качестве учителя.

Сегодня мир другой. Современная эпоха - это время информационной цивилизации, а она требует нового отношения людей к жизни, формирования нового типа мышления, новой идеи самой человеческой жизни.

Современные дети по-своему интересны, зачастую непредсказуемы. Они отличаются своей положительной энергией, талантами и одарённостью. Они уверены в себе, верят в свои возможности и способности. Мне нравится видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение. В моем представлении учитель - это друг детей, и их советчик, который не даёт готовой истины, а сопровождает и направляет в её поиске.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика. Моя педагогическая философия в том, чтобы не указать ребёнку проторенный путь познания, а помочь ему найти свою, часто труднопроходимую, тропу, и пройти её честно и достойно.

Но как это сделать? Как «пробудить» ученика, вовлечь его в раздумья, познавательную деятельность? Ответы на эти вопросы я нашла в технологии развивающего обучения. Проектная и исследовательская деятельность, технология проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии не раз показали свою эффективность в моей работе.

Поступление в школу учебного оборудования для кабинета физики в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и использование в образовательном процессе современных средств обучения - ещё один мощный стимул к дальнейшему развитию моих учеников.

Для меня и моих учеников урок - время познания, споров, поиска истины; время трудностей и переживаний, побед и неудач; время жизни. Школьный урок дает учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства. Наше призвание - помочь ребенку самому открывать мир, поддерживать его природную жажду любознательности. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука - не только сигнал учителю «Я знаю!», но и «Можно, я попробую?». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке. Важным открытием для меня стало то, что темы исследований «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, влияние света на рост и развитие растений, влияние человека на скорость протекания тепловых процессов, влияние шума на состояние здоровья обучающихся, и открытия «ждут» учащихся в других физических процессах.

Следующим шагом для моих воспитанников стало применение знаний на практике: изготовление модели перекрёстка, регулируемого светофором, акустической системы. Какую гордость испытали ребята за результаты своего труда! Другие удивили меня, реализовав творческие проекты по созданию книг «Тайны тунгусской катастрофы», «Влияние Солнца на биосферу Земли». Важной победой для меня становятся творческие работы моих юных физиков: газеты, буклеты, рисунки, литературное творчество. Такие задания для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя.

Меняется мир, вместе с ним меняюсь и я. Неизменным остается лишь мое стремление помочь ученикам видеть в физике не законы и формулы, а красоту и гармонию природы. В голубизне неба, в радуге, в капле росы, в снежинке, в необъятном, неповторимом, для каждого из нас созданном мире…

© 2010-2022