Рабочая программа по Физике ( 7-10 классы)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Ново-Алексеевка Воскресенского района Саратовской области»

« Согласовано»

Руководитель МС

____________ /__________/

ФИО

Протокол № ____ от

«___» __________ 2015 г.

« Проверено»

Заместитель директора по УВР

____________ / Ермалаева М.Н./

ФИО

«___» __________ 2015 г.

« Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка»

____________ / Тимирбулатов Н.А./

ФИО

Приказ № ___ от

«___» __________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Спириной Ларисы Александровны

вторая категория

по учебному курсу «Физика»

7-9 классы (базовый уровень)

Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В.

10 класс (базовый уровень)

Программа Мякишева Г.Я.,Буховцева Б.Б.



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» ___________ 2015 г.






2015 - 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального закона «Об образовании», Приказа Министерства Образования Саратовской области, Положения МОУ «СОШ с. Ново-Алексеевка.» «О рабочей программе». Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Учебно-тематический план

Раздел учебника

Кол -во часов

Введение

3 часа

Первоначальные сведения о строении вещества.

6 часов

Взаимодействие тел.

21 час

Давление твердых тел, газов, жидкостей.

23 часа

Работа и мощность. Энергия.

13 часов

Итоговое повторение

2 часа

Вид контроля

Кол -во часов

Лабораторная работа

10 часов

Контрольная работа

5 часов




Календарно-тематическое планирование физики : 7 класс

учебник: Физика 7. Перышкин А.В. - М.: Просвещение. 2009. 2 ч/нед. Всего 68 ч.

№ п/п



Тема урока

Кол-во часов



Тип урока

Информационно-методическое обеспечение

Дата

план

факт

Введение (3 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Понятие физ.терминов.

1

Комбинированный

Презентации(2)



2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

Комбинированный

Анимации 12, 91

презентации(5)



3

Л/ работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Урок - практикум

Лаб / работа №1



Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

4

Строение вещества. Молекулы.

1

Комбинированный

презентации(43)



5

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1


Урок - практикум

Лаб/работа № 2



6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

Комбинированный

Видео 3, Анимации 5



7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Комбинированный




8

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1


Комбинированный

Видео 26,

Анимации 10,45



9

Повторительно-обобщающий урок по теме « Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Комбинированный

Проверочная работа



Взаимодействие тел. (21 ч)

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

Урок изучения новых знаний

Видео 24

Презентации(37)



11

Скорость. Единицы скорости.

1

Комбинированный




12

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

Урок закрепления знаний




13

Решение задач на расчет пути и времени

1

Урок закрепления знаний

решение задач



14

Инерция

1

Комбинированный

Анимации 34



15

Взаимодействие тел. Масса. Вводный контроль.

1

Комбинированный

Тест, презентации(10)

Анимации 8



16

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Урок - практикум

Лаб/работа №3



17

Плотность вещества.

1

Комбиниров.




18

Лабораторные работы № 4 «Измерение объема тела»; № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».



1

Урок - практикум

Лаб /работы №4, №5.



19

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

Комбинированный

Решение задач,



20

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Комбинированный

Решение задач,

подготовка к контр/ работе



21

Контрольная работа № 1.

1

Урок контроля

Контр/ работа



22

Сила

1

Комбинированный




23

Явление тяготения. Сила тяжести

1

Комбинированный

Анимации 77



24

Сила упругости. Закон Гука.

1

Комбинированный

Анимации 13.

Видео 29 презентации(3)



25


Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

1


Комбинированный

Анимации 7. Видео 4



26

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Урок - практикум

Лаб/работа № 6



27

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1

Комбинированный

Работа с чертёжными инструментами



28

Сила трения. Трение скольжения, покоя.

1

Урок изучения новых знаний

Анимации 78.

Видео 28



29

Решение задач

1

Комбинированный

Решение задач



30

Контрольная работа № 2.

1

Урок контроля

Контр/ работа



Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 ч)

31

Давление. Единицы давления.

1

Урок изучения новых знаний



32

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Комбинированный




33

Давление газа.

1

Комбинированный

Анимации 14 презентации(6)



34

Закон Паскаля.

1

Комбинированный

Презентации(29)



35

Гидростатическое давление

1

Комбинированный

Решение задач



36

Решение задач

1

Урок закрепления знаний




37

Сообщающиеся сосуды.

1

Комбинированный

Схемы, рисунки

Презентации(18)



38

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Комбинированный

Презентации(1,23,24)



39

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Комбинированный.

Работа с приборами презентации(31)



40

Манометры. Барометр-анероид.

1

Комбинированный




41

Атмосферное давление на различных высотах.

1

Комбинированный

Проверочная работа



42

Поршневой жидкостный насос.

Гидравлический пресс.

1

Комбинированный




43

Повторение темы «Давление жидкостей и газов»

1

Повторительно - обобщающий урок

Решение задач



44

Контрольная работа № 3

1

Урок контроля

Контр/ работа



45

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Комбинированный




46

Архимедова сила.

1

Комбинированный

Презентации(22)



47

Плавание тел. Плавание животных и человека.

1

Комбинированный




48

Плавание судов

1

Комбинированный




49

Воздухоплавание

1

Урок изуче -ния новых знаний




50

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

1

Повторительно - обобщающий урок

Решение задач



51

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы»,

1

Урок - практикум

Работа с приборами,

лаб/ работа



52

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

Урок - практикум

Работа с приборами,

лаб/ работа



53

Контрольная работа № 4

1

Урок контроля

Контр/ работа



Работа и мощность. Энергия. (13 ч.)

54

Механическая работа.

1

Урок изучения новых знаний

Решение задач

Анимации 68



55

Мощность.

1

Комбинированный

Решение задач.

Анимации 46

презентации(11)



56

Решение задач по теме «Работа и мощность»

1

Урок проверки знаний и умений

Решение задач



57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

Урок изучения новых знаний




58

Момент силы.

1

Комбиниров.




59

Рычаги в природе, быту и технике. рычага. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



60

Блок. «Золотое правило» механики

1

Комбинированный




61

Простые механизмы, их применение.

1

Комбинированный




62

Коэффициент полезного действия

1

Комбинированный

Решение задач, Анимации 36



63

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



64

Кинетическая и потенциальная энергия

1

Комбинированный

Решение задач .

Анимации 63



65

Превращение энергий

1

Комбинированный




66

Контрольная работа № 5

1

Урок контроля

Контр/ работа



Повторение (2 часа)

67

Итоговый урок по изученному курсу

1

Урок обобщения и повторения




68

Резервное время

1





Содержание тем учебного курса


Введение (3 ч)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Опыты .Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации. Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос .Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы. Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы. Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (2 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;


  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Перечень учебно - методического оборудования.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Основная и дополнительная литература:

1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. Москва.: « Дрофа», 2009 г.

2. Полянский С. Б. «Поурочные разработки по физике 7 кл.» Москва: « Вако». 2004г.

3. Волков В.А. «Тесты по физике 7- 9 кл.» Москва: «.Вако». 2010г.

4. Кривченко И. В. «Сборник задач и вопросов по физике 7 класс». - Курск, 1999г.

5. Лукашик В. И. «Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. сред. Шк». Москва.: « Просвещение». 2000г.

6. Марон А. Е. «Сборник задач по физике 7 -9 кл.» Москва. « Просвещение» . 2005г.

7. Янушевская Н.А. «Повторение и контроль знаний по физике 7 (диктанты, тесты, кроссворды + диск) Москва. «Планета». 2011г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

10 лабораторных работ, 7 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Психрометр», «Носители электрического заряда в полупроводниках, электролитах и газах», «Полупроводниковые приборы», «Холодильник», «Динамик и микрофон». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: … влажности воздуха…» в курс включена лабораторная работа: «Измерение относительной влажности воздуха». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: …температуры остывающего тела от времени, … силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света» включены лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды», «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления», «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света», «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»


Учебно - тематический план.

Раздел учебника

Кол -во часов

Тепловые явления

13 часов

Изменение агрегатных состояний вещества

11 часов

Электрические явления

27 часов

Электромагнитные явления

6 часов

Световые явления

9 часов

Итоговое повторение

2 часа

Итого

68 часов

Вид контроля

Кол-во часов

Лабораторная работа

10 часов

Контрольная работа

7 часов

Календарно-тематическоепланированиепофизике:8класс. По учебнику: Физика 8. Перышкин А.В. - М.: Просвещение. 2009. 2 ч/нед. Всего 68 ч.


№ п/п

Тема урока

Кол - во часов

Тип урока

Информационно - методическое обеспечение

Дата

план

факт

Тепловые явления ( 13 часов )

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура

1

Урок изучения нового материала




2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

1

Комбинированный

Анимации 42-44



3

Теплопроводность

1

Комбинированный




4

Конвекция. Излучение

1

Комбинированный

Анимации 82,83



5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

Комбинированный

Презентации (19)



6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1

Комбинированный

Решение задач



7

Решение задач. Вводный контроль.

1

Урок оценивания знаний




8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

Урок изучения нового материала

Презентации(13)



11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

Комбинированный

Решение задач




12

Решение задач по теме «Тепловые явления»

1

Урок оценивания знаний по теме




13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

Вводный

контроль

Контр/ работа



Изменения агрегатных состояний вещества ( 11 часов )

14

Агрегатные состояния вещества.

1

Урок изучения нового материала




15

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1

Комбинированный

Рис.4



16

Удельная теплота плавления

1

Комбинированный

Решение задач



17

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации пара

1

Комбинированный

Анимации 35,39,47 Рис.3,5 Презентации(38) . видео18



18

Кипение.

1

Комбинированный

Анимации 38.



19

Влажность воздуха и ее измерение.

1

Комбинированный

Иллюстр. 8 Презентации(4)



20

Удельная теплота парообразования и конденсации

1

Комбинированный




21

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

Комбинированный

Видео 31



22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин

1

Урок изучения нового материала

Решение задач Анимации 36



23

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Урок обобщения и систематизации знаний




24

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Урок контроля

Контр./ работа



Электрические явления ( 27 часов )

25

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1

Урок изучения нового материала

Анимации 92 видео 5,30



26

Электроскоп. Проводники, полупроводни- ки и непроводники электричества. Электрическое поле.

1

Урок изучения нового материала




27

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

Комбинированный




28

Объяснение электрических явлений.

1

Урок изучения нового материала




29

Электрический ток. Источники электрического тока

1

Комбинированный

Анимации 11.

Рис.1



30

Электрическая цепь и ее составные части.

1

Комбинированный



31

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока

1

Комбинированный

Анимации 93.

Видео 35



32

Направление электрического тока. Сила тока

1

Комбинированный

Видео 1



33

Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



34

Электрическое напряжение

1

Комбинированный




35

Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



36

Зависимость силы тока от напряжения.

1

Комбинированный




37

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи

1

Комбинированный

Анимации79



38

1

Комбинированный

Решение задач

видео 10



39

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

Комбинированный

Решение задач Презентации(17)



40

Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



41

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа



42

Решение задач

1

Комбинированный

Решение задач



43

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

1

Урок контроля

Контр/ работа



44

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников.

1

Комбинированный

Решение задач

видео 20



45

Параллельное соединение проводников

1

Комбинированный

Решение задач



46

Работа электрического тока

1

Комбинированный




47

Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7«Измерение работы и мощности тока в лампе»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа, видео



48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1

Комбинированный




49

Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание.

1

Урок изучения нового материала

Презентации(28,32,45) Иллюстр.4



50

Решение задач

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Решение задач



51

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»

1

Урок контроля

Контр/ работа



Электромагнитные явления (6 часов )

52

Магнитное поле. Магнитные линии

1

Комбинированный

Видео8,12 Презентации(36).



53

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа

видео 17



54

Магнитное поле Земли

1

Комбинированный




55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

1

Комбинированный

Анимации 9



56

Инструктаж по Тб. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1

Урок - практикум




57

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

1

Урок контроля

Контр/ работа



Световые явления ( 9 часов )

58

Источники света. Распространение света.

1

Урок изучения нового материала

Анимации 56 видео11,21 Иллюстр.6



59

Отражение света. Законы отражения света.

1

Урок изучения нового материала

Анимации 14,15

Презентации(35,42,40)



60

Плоское зеркало

1

Урок изучения нового материала

Презентации(12,30)



61

Преломление света

1

Урок изучения нового материала




62

Линзы. Оптическая сила линзы

1

Урок изучения нового материала

Презентации(34)



63

Изображения, даваемые линзой

1

Урок изучения нового материала

Анимации 30,44



64

Глаз и зрение. Оптические приборы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

1

Урок - практикум

Лаб/ работа Презентации(39) видео 19


65

Решение задач по теме «Световые явления».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Решение задач



66

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»

1

Урок контроля

Контр/ работа



Повторение (2 часа )

67

Итоговая контрольная работа №7

1


Контр/ работа



68

Повторение материала по теме «Тепловые явления» «Электрические явления»

1







Содержание тем учебного курса (68 часов)

Тепловые явления (13 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации. Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная

теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации. Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления.( 27 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления.( 6 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации. Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы. Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение (2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

Перечень учебно - методического оборудования.

Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.

Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.

Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.

Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.

Список литературы.

1. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2009г.

2. Полянский С.Б. «Поурочные разработки по физике 8 кл.» М. Вако. 2004г.

3. Марон А. Е. «Сборник задач по физике 7 -9 кл.» М. Просвещение. 2005г.

4. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике» М. Просвещение. 2000г.

5. Чеботарева А.В. «Дидактические карточки - задания по физике 8 кл.» М.Экзамен. 2009

6. Волков В.А. «Тесты по физике 7- 9 кл.» М.Вако. 2010

7. ГИА «Физика 8 кл.» (тематические тестовые задания) Ярославль. Академия развития. 2010

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».



Учебно-тематический план.


Раздел учебника

Кол -во часов

Законы взаимодействия и движения тел

25 часов

Механические колебания и волны. Звук.

10 часов

Электромагнитное поле

17 часов

Строение атома и атомного ядра.

11 часов

Итоговое повторение

5 часов



Вид контроля

Кол-во часов

Лабораторная работа

6 часов

Контрольная работа

6 часов

Календарно - тематическое планирование по физике : 9 класс.

По учебнику: Физика 9. Перышкин А.В. - М.: Просвещение. 2009. 2 ч/нед. Всего 68ч.

№ п/п

Тема урока

Кол - во часов

Тип урока

Информационно - методическое обеспечение

Дата

по плану

факт

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов )

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

1

Урок изучения нового материала

Анимации40,41



2

Перемещение

1

Комбиниров




3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

Комбиниров

Видео 24



4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

Комбиниров

Видео 25 анимации66



5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

Комбиниров




6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

Комбиниров




7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

Урок - практикум




8

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1

Урок обобщения и систематизации знаний




9

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

1

Вводный контроль




10

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

Урок изучения нового материала

Видео 17

анимации 22-26,58



11

Второй закон Ньютона

1

Урок изучения нов. материала

Видео 7 анимации50



12

Третий закон Ньютона

1

Комбиниров

Видео 34



13

Свободное падение тел

1

Комбиниров

Анимации74



14

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

Комбиниров




15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

Урок - практикум




16

Закон всемирного тяготения

1

Комбиниров




17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

1

Комбиниров




18

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Комбиниров




19

Искусственные спутники Земли

1

Урок изучения нов. материала




20

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

Комбиниров

Анимации32



21

Решение задач

1

Комбиниров




22

Реактивное движение. Ракеты

1

Комбиниров

Видео 27 анимации73 Иллюстр.10



23

Закон сохранения механической энергии

1

Комбиниров




24

Решение задач по теме «Основы динамики»

1

Комбиниров




25

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

1

Урок контроля




Механические колебания и волны. Звук (10 часов)

26

Колебательное движение. Колебательные системы.

1

Урок изучения нового материала

Видео 20,22



27

Величины, характеризующие колебательное движение

1

Комбиниров

Видео 9



28

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

Урок - практикум




29

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

1

Урок изучения нового материала

Анимации16,49



30

Механические волны. Продольные и поперечные волны

1

Комбиниров

Видео24 анимации29,51



31

Длина и скорость распространения волны

1

Комбиниров




32

Источники звука. Звуковые колебания.

1

Комбиниров




33

Распространение звука. Скорость звука

1

Комбиниров

Анимации17



34

Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук»

1

Комбиниров




35

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

1

Урок контроля




Электромагнитное поле ( 17 часов )

36


Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

1

Урок изучения нового материала

Видео 5,6,8 Видео17



37

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

Комбиниров

Видео 12 анимации48



38

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

1

Комбиниров

Видео 22 анимации46,47



39

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

Комбиниров




40

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца

1

Урок изучения нового материала

Видео 13,14 Видео18 анимации9,13,39 анимации45



41

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Урок - практикум

Видео26



42

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

1

Комбиниров

Презентации(14,27) анимации5,60 Иллюстр.7



43

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

Урок изучения нового материала

Иллюстр.5,8



44

Конденсатор.

1

Комбиниров

Видео 14,21 анимации59



45

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1

Урок изучения нового материала

Анимации1



46

Принципы радиосвязи и телевидения

1

Комбиниров




47

Электромагнитная природа света.

1

Комбиниров

Анимации19 Иллюстр.2



48

Преломление света.

1

Комбиниров




49

Дисперсия света.

1

Урок изучения нового материала

Иллюстр.2



50

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

1

Урок изучения нового материала

Презентации(25)



51

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

1

Урок обобщения и систематизации знаний




52

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

1

Урок контроля




Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (11 часов )

53

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

1

Урок изучения нового материала

Презентации(16,41) анимации52,57



54

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

Комбиниров

Презентации(26) анимации31,38




55

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

Комбиниров

Анимации27



56

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

1

Комбиниров

Иллюстр.3



57

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

Комбиниров




58

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

Урок - практикум

Презентации(44) анимации62



59

Ядерный реактор. Атомная энергетика

1

Комбиниров

Презентации(20,46)



60

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фото »

1

Урок - практикум




61

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

Комбиниров




62

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»

1

Комбиниров

Рис.1



63

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика»

1

Урок контроля




Повторение ( 5 часов )

64

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

1

Комбиниров




65

Повторение материала по теме «Механические колебания и волны»

1

Комбиниров




66

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

1

Комбиниров




67

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля




68

Резерв

1





Содержание тем учебного курса.

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного

Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра. (11 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговое повторение (5 часов)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

Перечень учебно-методического оборудования

9 класс

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.

2. Перышкин А. В., Гутник Е.М. « Физика. 9 кл».: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2009

3. Волков В.А. «Поурочные разработки по физике 9 кл.» М. Вако. 2004

4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

5. Марон А. Е. «Сборник задач по физике 7 -9 кл.» М. Просвещение. 2005

6. Важеевская Н. Е. «ГИА 2010 г по физике» М. Экзамен. 2010

7. Янушевская Н.А. «Повторение и контроль знаний по физике 7 - 9 кл.» (диктанты, тесты, кроссворды + диск) М. Планета. 2011

8. Громцева О.И. «Дидактические карточки - задания по физике 9 кл. М. Экзамен . 2010

9. Волков В.А. «Тесты по физике 7- 9 кл.» М.Вако. 2010

10. Бабошина С.Б. «Физика ГИА 9 кл.»М. Экзамен. 2010

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. 10 класс. Базовый уровень. Авторы программы В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2008. Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом полного общего образования по физике и предназначена для работы по учебнику физики для 10класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни.

Курс рассчитан на : 68 час - в 10 классе.

Цели изучения физики

  • Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • Воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Учебно-тематический план.

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Основные особенности физического метода исследования

1



2

Механика

24




Глава 1. Кинематика точки (6 часов)





Глава 2. Кинематика твёрдого тела (1 час)





Глава 3. Законы механики Ньютона (2 часа)





Глава 4. Силы в механике (5 часов)



№1


Глава 5. Законы сохранения импульса (2 часа)





Глава 6. Законы сохранения энергии (5 часов)



№2


Глава 7. Равновесие абсолютно твёрдых тел (3 часа)


№1


3

Молекулярная физика.

20




Глава 8. Основы молекулярно-кинетической теории (4 часа)





Глава 9. Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)





Глава10.Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы(4 часа)


№2

№3


Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газов (2 часа)





Глава 12. Твердые тела (1 час)





Глава 13. Основы термодинамики (7 часов)


№3


4

Основы электродинамики

22




Глава 14. Электростатика (10 часов)


№4



Глава 15. Законы постоянного тока (6 часов)


№5

№4


Глава 16. Электрический ток в различных средах (6 часов)


№6







5

Резервное время

1









Итого :

68

6

4























Календарно - тематическое планирование по физике: 10 класс. 2 ч/нед. 68 ч


урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Информационно - метод. обеспечение

Дата

план

факт

Основные особенности физического метода исследования (1 ч)

1

Физика и познание мира. Что такое механика. ТБ

1

Комбиниров.


03.09


Механика (24 часа)

Кинематика точки (6 часов)

2

Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения.

1

Лекция

Анимации 33,49


05.09


3

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения.

1

Комбиниров.



10.09


4

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

1

Комбиниров.

Анимации 21-25

12.09


5

Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения.

1

Комбиниров.

Анимации 50

17.09


6

Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением.

1

Комбиниров.


19.09


7

Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности.

1

Комбиниров.

Анимации 74

24.09


Кинематика твёрдого тела (1 час)

8

Поступательное движение. Вращательное движение твёрдого тела. Вводный контроль.

1

Комбиниров.

Анимации 65,67

Тест

26.09


Динамика

Законы механики Ньютона (2 часа)

9

Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила.

Второй закон Ньютона. Масса.

1


Урок изуч. Нового материала

Видео 17,7

Анимации 58


01.10


10

Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.

1

Комбиниров.

Видео 34

03.10


Силы в механике (5 часов)

11

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения

1

Комбиниров.

Анимации 77

08.10


12

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость.

1

Комбиниров.

Анимации 7 видео4

10.10


13

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

1

Комбиниров.

Анимации 13,

15.10


14

Силы трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел.

1

Комбиниров.

Анимации 78


17.10


15

Лаб./ работа №1 «Изучение движения тела по окружности» Инструктаж ТБ

1

Урок- практимум

Лабораторная работа

22.10


Законы сохранения импульса (2 часа)

16

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона.

1

Комбиниров.

Анимации 40,41,32

24.10


17

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

1

Урок изуч. Нового материала

Анимации 26, 73 Иллюстр.10 видео11


05.11


Законы сохранения энергии (5 часов)

18

Работа силы. Мощность.

1

Комбиниров.


07.11


19

Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

1

Комбиниров.


12.11


20

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

1

Комбиниров.

Анимации 72

14.11


21

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

1

Урок обобщ. повторения

Анимации 71

19.11


22

Лаб./ работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». Инструктаж ТБ

1

Урок- практимум

Лабораторная работа

21.11


Статика

Равновесие абсолютно твёрдых тел (3 часа)

23

Равновесие тел Первое условие равновесия твердого тела.

1

Комбиниров.

Анимации 87,89,48,4

26.11


24

Второе условие равновесия твердого тела.

1

Комбиниров.

Анимации 9 видео 6

28.11


25

Контр./ работа №1 по теме «Механика»

1

Урок контроля

Контрольная работа

03.12


Молекулярная физика. (20 часов)

Тепловые явления.

Основы молекулярно-кинетической теории (4 часа)

26

Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества

1

Комбиниров.

Анимации 45

05.12


27

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

1

Комбиниров.

Анимации 5 рис. 2 видео3

10.12


28

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

Комбиниров.


12.12


29

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

1

Урок изуч. Нового материала.

Анимации 57


17.12


Температура. Энергия теплового движения молекул (2 часа)

30

Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры.

1

Комбиниров.



19.12


31

Измерение скоростей молекул газа.

1

Комбиниров.


24.12


Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы (4 часа)

32

Уравнение состояния идеального газа.

1

Комбиниров.


26.12


33

Газовые законы.

1

Комбиниров.

Видео 8

Анимации 19,30,31,20,14

09.01


34

Лаб./ работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» Инструктаж ТБ

1

Урок- практимум

Лабораторная работа

14.01



Решение задач






35

Контр./ работа №2 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

1

Урок контроля

Контрольная работа

16.01


Взаимные превращения жидкостей и газов (2 часа)

36

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение

1

Комбиниров.

Анимации 47,38

21.01


37

Влажность воздуха и ее измерение.

1

Комбиниров.

Иллюстр.8

23.01


Твердые тела (1 час)

38

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.

1

Комбиниров.

Анимации 3 рис.4 Иллюстр.3

28.01


Основы термодинамики (7 часов)

39

Работа в термодинамике.

1

Комбиниров.


30.01


40

Внутренняя энергия.

1

Урок изуч. Нового материала.


04.02


41

Количество теплоты.

1

Комбиниров.

Видео 18

06.02


42

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

1

Комбиниров.

Презентация 21

11.02


43

Необратимость процессов в природе.

1

Комбиниров.


13.02


44

Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1

Комбиниров.

Анимации 36

18.02


45

Контр./ работа №3 по теме «Основы термодинамики»

1

Урок контроля

Контрольная работа

20.02


Основы электродинамики (22 часа)

Электростатика (10 часов)

46

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.

1

Урок изуч. Нового материала.

Видео 5

25.02


47

Основной закон электростатики - закон Кулона. Единица электрического заряда.

1

Комбиниров.

Анимации 56, Иллюстр.11

27.02


48

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

Урок изуч. Нового материала.

Анимации 96,75

04.03


49

Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.

1

Комбиниров.


06.03


50

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков

1

Комбиниров.

Анимации 62

11.03


51

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

1

Комбиниров.


13.03


52

Потенциал электростатического поля, разность потенциалов

1

Комбиниров.


18.03


53

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. Эквипотенциальные поверхности.

1

Комбиниров.


20.03


54

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

1

Комбиниров.

Видео14

01.04


55

Контр./ работа №4 по теме «Электростатика».

1

Урок контроля

Контрольная работа

03.04


Законы постоянного тока (6 часов)

56

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

Урок изуч. Нового материала.

Анимации 88,79

видео10,9

08.04


57

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

Комбиниров.


10.04


58

Работа и мощность постоянного тока.

1

Комбиниров.


15.04


59

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

Комбиниров.


17.04


60

Лаб./ работа №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» Инструктаж ТБ.

1

Урок- практимум

Лабораторная работа

22.04


61

Контр./ работа №5 по теме «Закон Ома для полной цепи»


Урок контроля

Контрольная работа

24.04








Электрический ток в различных средах (6 часов)

62

Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей

1

Комбиниров.

Анимации 95,81

29.04


63

Электрический ток через контакт полупроводников р-, n-типов.

1

Комбиниров.

Анимации 1

06.05


64

Полупроводниковый диод. Транзистор.

1

Комбиниров.


08.05


65

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

Комбиниров.

Анимации 93

13.05


66

Электрический ток в газах.

1

Комбиниров.


15.05


67

Контр./ работа №6 по темам «Постоянный электрический ток», «Электрический ток в различных средах».

1

Урок контроля

Контрольная работа

20.05


68

Резерв

1

Комбиниров.


22.05




Основное содержание курса физики 10 класса.


Основные особенности физического метода исследования (1 ч)


Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явления и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.


Механика (24 ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Лабораторные работы Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика (20 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.

Законы термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса

Лабораторная работа Опытная проверка закона Гей-Люссака

.

Электродинамика (22 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

Электрический ток в различных средах

Лабораторная работа Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника то

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; Рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений, Физика 7-11 классы, Астрономия-11 класс, изд. «Дрофа», 2004г

  2. Учебник: «Физика-10», авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, «Просвещение» 2010г

  3. Задачник по физике. 10-11 классы, авт. А.П. Рымкевич, «Просвещение» 2004-2010г

  4. Задачник по физике. 10-11 классы, авт. А.П. Рымкевич, «Просвещение» 2004-2010г.

  5. Маркин Г.В. «Физика 10 кл. Поурочные планы» Волгоград. Учитель. 2008г.

  6. Рымкевич А.П. «Сборник задач по физике 10- 11 кл.» М. Дрофа . 2008г.


© 2010-2022