Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Картотека приемов, форм и видов учебной деятельности на уроках физики.

Учитель физики Родионов А.Е.

Ц.О. « Технологии обучения»



Задание № 1.Самостоятельное изучение нового материала на уроке в индивидуальном режиме с использованием блок-схемы.

Задание № 1а.Используя заполненную блок-схему ответь на вопросы к параграфу.

Пример. 7 класс. Тема урока: Сила трения.

Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

Задание № 2.Карточка. Содержит разные типы заданий по данной теме.

Пример. 7 класс. Тема урока: Скорость. Единицы скорости.

На этапе отработки предметных ЗУН.

  1. Понимание физического смысла скорости равномерного движения.

  2. Умение соотносить тело и скорость, с которой это тело может двигаться.

3 - 4. Умение переводить скорость из одних единиц измерения в другие.

5 - 6. Умение рассчитывать скорость по формуле. (для учащихся, у которых возникают трудности с оформлением и самим решением одна из задач оформлена с пропусками, которые нужно заполнить по условию)

Скорость. Единицы скорости.

1. Скорость велосипедиста 40 км/час. Это значит, что за …… … велосипедист проезжает ……………………….

2. Установите соответствие:



Тело:

Скорость тела:

  1. Улитка

А. 800 км/час

  1. Черепаха

Б. 8 км/с

  1. Пешеход

В. 5 км/час

  1. Автомобиль

Г. 5 см/с

  1. Самолет

Д. 30 м/с

  1. Ракета

Е. 8,5 см/мин

Ответ: 1; 2; 3; 4; 5; 6.

3. Сравните скорости ( >, < или = ):

а) 50 см/с 0,4 м/с

б) 72 км/час 20 м/с

в) 100 м/мин 5 м/с

г) 7 км/с 800 м/с

4. Расставьте скорости в порядке возрастания:

20 м/с 20 км/час 20 см/с 20 км/с 20 м/мин

……. ……… ………. ………. …………

5. Конькобежец дистанцию в 500 м пробежал за 40 секунд. Определите скорость конькобежца.

Дано:

S = ……м

….= 40 c

Решение:

V=Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классахV=Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

V=…………м/с

Ответ:

Найти:

V - ?

6. За 5 ч 30 мин велосипедист проехал путь 99 км. С какой средней скоростью двигался велосипедист?

Задание № 3.Определить, какие из приведенных предложений верные, а какие - нет, с последующей взаимной проверкой.

7 класс. Тема урока: Плотность.

Плотность.

Какие из приведенных ниже утверждений верные, а какие нет? Заполните таблицу.

1. Плотность вычисляется делением массы тела на его объем.

2. Плотность вещества показывает массу единицы объема этого вещества.

3. Плотность вычисляется делением объема тела на его массу.

4. Плотность жидкостей обычно больше, чем твердых тел.

5. При обычных условиях плотность газов мала.

6. Плотность может измеряться в м/см3.

7. Плотность разных веществ обычно различна.

8. Плотность льда больше плотности воды.

9. Из двух тел равной массы более плотное то, объем которого больше.

Верное утверждение.

Неверное утверждение.



Задание № 4.Запрлнить слепой текст. Задание на понимание физического смыла различных величин.

Задание № 4а.Взаимная проверка, заполненного текста.

7 класс. Тема урока: Плотность.

1. Плотность алюминия равна 2700 кг/м3. Это значит, что 1 м3 алюминия ……… ……… ……. ( имеет массу 2700 кг)

2. Плотность меди 8,9 г/см3. Следовательно ………… меди, массой 8,9 г равен…………

(….. объем ……1 см3)

Задание № 5.Отработка умения «читать» графики.

9 класс. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

На графиках представлены зависимости скорости движения четырех тел от времени.

Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

Учащимся предлагается по графикам на слух ответить на вопросы учителя:

1. У какого тела была наибольшая начальная скорость; (4)

2. У какого тела скорость уменьшалась; (4)

3. Какое тело двигалось с наибольшим ускорением; (1)

4. Как называется вид движения 3-го тела (равномерное)

5. Найти ускорение 4-го тела; (-0,8)

6. Написать зависимость скорости от времени для 4-го тела(V=4-0,8t)

7. В какой момент времени скорость 2-го и 4-го тел сравняются;(1)

8. Найти скорость 1-го тела через 2 сек после начала отсчета; (10)

9. Через сколько секунд II-е тело достигнет скорости 8 м ∕с. (5)

10. Через сколько секунд 4-е тело остановится. (5)

Задание № 6.Отработка умения «читать» формулы.

Задание № 6а. На доске записано несколько выражений. Учащимся предлагается ответить на вопросы по этим выражениям.

9 класс. Тема урока: Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

На этапе формирования ЗУН по теме.

  1. Sx= 15t - 2,5t2

  2. Sx= t2

  3. Sx= 3t + 4t2

  4. Sx= 10t

1. Под какими номерами стоят уравнения перемещения для прямолинейного равноускоренного движения. (1,2 и3)

2. Для какого вида движения справедливо уравнение, стоящее под номером 4.(равномерное)

3. Под какими номерами стоят уравнения перемещения с увеличивающейся скоростью. (2,3)

4. Под каким номером стоит уравнение перемещения с уменьшающейся скоростью. (1)

5. У какого тела была максимальная начальная скорость. (1)

6. Начальная скорость третьего тела. (3)

7. Ускорение третьего тела. (8)

8. Ускорение второго тела. (2)

9. У какого тела начальная скорость была равна нулю. (4)

10. Найти перемещение первого тела за 2 секунды.(20)

11. Записать уравнение скорости третьего тела. (V=3+8t)

Задание № 6б.Понимание того, как изменение величин, входящих в формулу приводит к изменению конечной величины.

9 класс. Тема урока: Закон Всемирного тяготения.

Как изменится сила притяжения между двумя телами, если:

1 Массу первого тела увеличить в 3 раза; (↑ в 3 раза)

2. Массу первого тела уменьшить в 4 раза, массу второго тела увеличить в 2 раза. ( ↓ в 2 раза)

3. Расстояние между телами уменьшить в 2 раза; (↑ в 4 раза)

4. Расстояние между телами увеличить в 3 раза; (↓ в 9 раза)

5. Массу первого тела увеличить в 4 раза, расстояние между телами увеличить в 2 раза. ( изменится)

6. Массу первого тела уменьшить в 2 раза, расстояние между телами увеличить в 2 раза. ( ↓ в 8 раз)

Задание № 7.Найди лишнее. На доске показаны в левом столбике формулы, в которых пропущена физическая величина, а в правом - недостающие физические величины. Но одна величина лишняя, и учащиеся должны определить какая.


1. F= m· …

2. …= g·t

3. P = …·V

4. Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

5. F=Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

6. Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

А. масса тела;

Б. центростремительное ускорение;

В. сила;

Г. ускорение тела;

Д. гравитационная постоянная;

Е. скорость свободно падающего тела.

Ответ:сила.

Задание № 8.Числовые диктанты

Задание № 8а. Разминка на слух. Учитель читает утверждения. Если утверждение верное, то ученик ставит 1, если не верное - то 0.

9 класс. Тема урока: Механическое движение. Перемещение.

  1. Материальной точкой называется тело, размерами которого можно пренебречь в условиях рассматриваемой задачи.

  2. При расчете дальности полета снаряда, снаряд можно принять за материальную точку.

  3. При расчете формы снаряда, обеспечивающей уменьшение сопротивления воздуха, снаряд можно принять за материальную точку.

  4. Путь - векторная величина.

  5. Перемещение - векторная величина.

  6. Перемещением тела называется отрезок, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Может ли такое быть:

  1. При движении некоторого тела путь равен 10 км, а перемещение 10 км.

  2. При движении некоторого тела путь равен 10 км, а перемещение 20 км.

  3. При движении некоторого тела путь равен 10 км, а перемещение 7 км.

  4. При движении некоторого тела путь равен 10 км, а перемещение 0 км.

Код ответов: 110.010.101.1

Задание № 8б. Данное задание используется как для развития произвольного внимания, так и для развития умения пользоваться ПТХЭ Д.И.Менделеева.

10 класс. Тема урока: Количество вещества.

1. Определить молярную массу серной кислоты.

2. Сравнить количество вещества, содержащегося в 3-х молях водорода и 3-х молях метана. (Равное)

3. Сравнить число молекул в 5-ти и 10-ти молях гелия. (В 10-ти молях в 2 раза больше)

4. Сколько молекул примерно содержится в 2-х молях углекислого газа. (12·1023)

5. Сравнить количество вещества, содержащегося в 5-ти граммах алюминия и меди. (в меди больше)

6. Сравнить массу 2-х молей гелия и азота. (масса азота больше)

7. Найти массу 4-х молей водорода (8 г)

8. Сколько молей в 96 г кислорода. (3моль)

9. Определите концентрацию газа, если он занимает объем 20 м3, количество вещества 1 моль. (3·1022)

Задание №9Восстанови текст- задание на развитие устойчивого внимания, умения анализировать информацию, навыки смыслового чтения.

Задание №9а Восстанови текст (без опорных слов)

Пример. 8 класс. Тема урока: Тепловые двигатели.

На этапе актуализации знаний.

ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ

До конца XVII- начала XVIIIв. человек не построил никаких двигателей, кроме …………… и ………………… колеса. Созданием новых ……………………. люди в те времена не занимались потому, что все хозяйство держалось на крепостных, которые выполняли почти всю работу, необходимую для жизни общества.

Но вот в городах начали зарождаться первые ремесленные ……………, а позднее более крупные производства - …………………., где труд был разделен на отдельные несложные операции. Поскольку простую операцию быстрее и лучше может выполнить………………., появляются различные ……………….. и ………………., приводимые в движение от водяного колеса. На смену мануфактурам приходят фабрики и заводы. Для изготовления машин и станков требовалось много ………………... Чтобы плавить металл, необходимо ………………... Сначала использовались дрова, а затем каменный уголь, который нужно было добывать из глубоких шахт.

Но как приводить в действие ………………., если вблизи от завода нет реки? Как поднять уголь на-гора? Чем заменить лошадей, доставляющих уголь и руду с шахт и рудников к плавильным печам? Как, наконец, кораблям, перевозившим сырье для фабрик и вырабатываемые ими товары, избавиться от парусов и не зависеть от воли ветра? Требовался такой ……………….., который мог бы выполнить всю эту работу, не будучи связанным с водой и не зависящим от погоды. Новый ………………….. должен был быть универсальным, т. е. приводить в действие самые разнообразные ……………….. Нужны были двигатели различной ………………….., которые устроили бы владельцев небольших мастерских и хозяев крупных фабрик и заводов, рудников, шахт. Новый двигатель должен был работать за счет нового источника ………………….., который нетрудно доставить в любое место и в любое время года. И поскольку двигатель собирались ставить на транспортные машины, то он должен был иметь ……………………. размеры и вес и работать от источника энергии, который находился бы тут же, на машине. И человек такой двигатель построил. Это был ……………………. двигатель, а точнее, тепловые двигатели, поскольку всем требованиям один двигатель удовлетворить не может.

  1. тепловой

  2. двигатель

  3. машина

  4. мощность

5. цех

6. небольшой

7. металл

8. ветряной

9. мануфактура

10. водяной

11. энергия

  1. топливо

  2. станок

Задание № 10.Задание на развитие концентрации и устойчивости внимания. Учащимся на 30 секунд показывается карточка, на которой записаны физические величины. Затем учащиеся на слух должны ответить на вопросы по карточке и записать ответы в тетрадь.

11 класс. Тема урока: Явление электромагнитной индукции

На этапе подготовке к итоговой проверочной работе



Картотека приемов ИСУД, применяемых на уроках физики в 7-11 классах

На каком месте стоит данная физическая величина:

1. Изменение этой величины, пронизывающей контур, вызывает в этом контуре индукционный ток. (2)

2. Скорость изменения магнитного потока с противоположным знаком.(3)

3. Физическая величина, названная в честь югославского ученого. (1)

4. Измеряется в тех же единицах, что и потенциал. (3)

5. Величина, характеристика магнитного поля. (1)

6. Физическая величина, которая вычисляется как произведение 1-ой и 4-ой. (2)

7. Эти величины влияют на величину, стоящую на втором месте. (1 и 4)



№ приема

Обученность

Обучаемость

Внимание

Память

Модальность

Полушария мозга

Коммуникативные ОУУН

Организационные ОУУН

Информационные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Уровень мотивации

Объем

Распределение

Концентрация

Устойчивость

Словесно-логическая

Наглядно-образная

Эмоциональная

Визуальная

Аудиальная

Кинестетическая

Равнополушарное

Левополушарное

Правополушарное

Монологическая речь

Активное слушание

Диалог

Работа в группе

Планирование

Рабочее место

Навык самооценки

Смысловое чтение

«Сворачивание информации»

«Разворачивание»

ТСО

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Вывод


1

4

II






























п

5

II






























с

2

4

II






























п

3

3

I






























б

4

3

II






























б

3

II






























п

5

4

I






























б

4

II






























б

4

I






























б

7

3

II






























б

3

I






























б

3

II






























п

9

3

I






























п

3

II






























с

10

5

III






























п



© 2010-2022