- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа физика 10 класс
Рабочая программа физика 10 класс
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рштуни Л.В. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Калитинская средняя общеобразовательная школа
Волосовского района Ленинградской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________ Грибова В.Ф.
Протокол № _____
«____»____________20___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МОУ «Калитинская СОШ»
_____________ Пеххо Е. Б.
«____»____________20___ г.
«Утверждено»
Директор МОУ «Калитинская СОШ»
_________ Фадеева Ж.Д.
Приказ № ___ от «___»__________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
10 класс
базовый уровень
Учителя физики
высшей квалификационной категории
Богатых Г.Т.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 - 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).
Автор программы: Г.Я.Мякишев
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
В курс физики 10 класса входят следующие разделы:
1. Механика
2. Молекулярная физика. Тепловые явления
3. Основы электродинамики.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать и уметь:
Механика
Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.
Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.
Молекулярная физика
Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.
Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева - Клайперона, I и II закон термодинамики.
Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики загрязнениея окружающей среды.
Электродинамика
Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.
Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.
Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.
Для реализации программы используется учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», «Просвещение», 2007 г.
Количество часов на год по программе: 68.
Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану.
Тематический план
Раздел
Общее количество уроков
Количество лабораторных работ
Количество контрольных работ
Введение
1
-
-
Механика
27
5
2
Основы кинематики
11
2
1
Динамика
16
3
1
Законы механики Ньютона
4
1
-
Силы в механике
3
-
-
Законы сохранения.
9
2
1
Молекулярная физика. Тепловые явления.
22
2
2
Основы молекулярно-кинетической теории.
7
-
-
Температура. Энергия теплового движения молекул.
2
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов
7
1
1
Термодинамика
6
1
1
Основы электродинамики
18
1
2
Электростатика
8
-
1
Постоянный ток
7
2
1
Электрический ток в различных средах.
3
-
-
Итого
68
9
6
График контрольных и лабораторных работ
№
л/р
прим. сроки
№
к/р
прим. сроки
Механика
Кинематика материальной точки
1
Измерение ускорения свободного падения
26.09-1.10
1
Кинематика
10-15.10
2
Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости
10-15.10
Динамика материальной точки
3
Исследование движения тела под действием силы трения
24-29.10
Законы сохранения.
4
Исследование упругого и неупругого столкновения
21-26.11
2
Динамика материальной точки. Законы сохранения
12-17.12
5
Изучение закона сохранения механической энергии
28.11-3.12
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов
6
Измерение коэффициента поверхностного натяжения
20-25.02
3
Молекулярная физика
20-25.02
Термодинамика
7
Измерение удельной теплоты плавления льда
27.02-3.03
4
Термодинамика
12-17.03
Электростатика
5
Электростатика
16-21.04
Постоянный электрический ток.
8
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
30.04-5.05
6
Постоянный ток.
14-19.05
9
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
14-19.05
Поурочно-тематический план
10 класс
Дом.
задание
Введение (1 ч)
1
Физика и познание мира. Что такое механика.
§ 1, 2
Механика
Основы кинематики (11 ч)
1
Механическое движение, виды движения, его характеристики.
§ 3,7
2
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.
§ 9,10
3
Графики прямолинейного движения. Решение задач.
§ 10
4
Скорость при неравномерном движении.
§ 11
5
Прямолинейное равноускоренное движение.
§ 13-15
6
Решение задач. Л.р.№ 1 «Измерение ускорения свободного падения»
7
Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка.
§ 20,23
8
Вращательное движение твёрдого тела.
§ 21
9
Угловая и линейная скорости тела.
§ 21
10
Решение задач. Л.р. № 2 «Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости»
11
К. р. №1 Кинематика
Динамика (16 ч.)
Законы механики Ньютона (4 ч.)
13
1
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.
§ 22,24
14
2
Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.
§ 25,26
15
3
II и III законы Ньютона. Л.р. № 3 «Исследование движения тела под действием силы трения».
§ 27-29
16
4
Принцип относительности Галилея.
§ 30
Силы в механике (3 ч.)
17
1
Явление тяготения. Гравитационные силы.
§ 31,32
18
2
Закон всемирного тяготения.
§ 33
3
Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки.
§ 34,35
Законы сохранения. (9 ч.)
1
Импульс и импульс силы. Законы сохранения.
§ 41,42
2
Реактивное движение. Решение задач. Л.р. № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновения».
§ 43,44
3
Работа силы. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая
§ 45,47, 48,51
4
Закон сохранения и превращения энергии в механике.
§ 52
5
Л.р. № 5 Изучение закона сохранения механической энергии.
Стр.324
6
Обобщающее занятие.
7
Мощность. Решение задач.
§ 46
8
Решение задач.
9
К.р. №2 Динамика и законы сохранения
Основы молекулярно-кинетической теории. (6 ч.)
Строение вещества. Молекула. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества.
§ 57,58
Экспериментальное доказательство основных положений теории. Броуновское движение.
§ 60
Масса молекул. Количество вещества.
§ 59
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.
§ 63
Обобщающее занятие в виде конференции.
Решение задач.
Температура. Энергия теплового движения молекул. (2 ч.)
Температура и тепловое равновесие.
§ 66
Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии.
§ 68
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов (7 ч.)
Строение газообразных, жидких и твёрдых тел (кристаллические и аморфные тела)
§ 61,62,
75,76
Основные макропараметры газа. Уравнение состояния идеального газа
§ 70
Газовые законы
§ 71
Зависимость давления насыщённого пара от температуры. Кипение. Решение задач
Влажность воздуха и её измерение.
§ 72,73
Поверхностное натяжение Л. Р. 6. «Измерение коэффициента поверхностного натяжения».
§ 74
К.р. № 3 Молекулярная физика
Термодинамика ( 6 ч)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.
§ 77, 78
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость
Л.р. №7 «Измерение удельной теплоты плавления льда».
§ 79
Первый закон термодинамики
§ 80
Необратимость процессов в природе. Решение задач.
§ 52, 83
Принципы действия теплового двигателя. ДВС. Дизель. КПД тепловых двигателей. Решение задач.
§ 84
К.р. № 4 Термодинамика
Основы электродинамики
Электростатика (8 ч.)
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория.
§ 85-88
Закон Кулона.
§ 89-90
Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия
§ 91, 92
4
Напряженность электрического поля и принцип суперпозиции. Решение задач.
§ 93, 94
5
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле в электрическом поле.
95-97
6
Энергетические характеристики электростатического поля.
98-100
7
Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
101-103
8
К.р. № 5. Электростатика.
Постоянный электрический ток. (8 ч.)
1
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.
§104-105
2
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
106
3
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
§107
4
Л.р. № 8. «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».
5
Работа и мощность постоянного тока.
§108
6
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
§109-110
7
Л.р. № 9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Решение задач
8
К.р. №6 Постоянный ток.
Электрический ток в различных средах. (3 ч.)
1
Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах. Закономерности протекания тока в вакууме.
§111, 112, 120
2
Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.
§115-116
3
Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.
§122-123
69-70
1-2
Резерв (2 ч)
Учебно-методический комплект
-
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 г.
-
Саенко П.Г. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, - М., «Просвещение», 2007 г., - 160 с.;
-
Сбоник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по физике./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. 2-е изд., - «Дрофа», 2008 г., 107 с.;
-
Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009
-
Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов. -Ростов н/Д: Феникс,2008
-
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс- М.:ВАКО, 2006
-
Марон А. Е., Марон Е. А.Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010
-
Парфентьева Н. А. Физика: Тетрадь для лабораторных работ: 10 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
-
Мякишев Г. Я. Физика: 10 класс: Электронное приложение к учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского: CD. - М.: Просвещение, 2010
-
Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2010
-
Заботин В. А., Комиссаров В. Н. Физика: Контроль знаний, умений и навыков учащихся 10 -11 классов: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010
-
Шилов В. Ф. Физика: Поурочное планирование: 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2010
-
Парфентьева Н. А. Сборник задач по физике: 10-11 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010