• Преподавателю
  • Физика
  • Статья по физике СИСТЕМНО-ДЕЯЛЬОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Статья по физике СИСТЕМНО-ДЕЯЛЬОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМНО-ДЕЯЛЬОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Кудинова Валентина Ивановна учитель физики МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа», село Новоуколово, Красненского района.

«Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.»

К.Д. Ушинский

В настоящее время школа очень быстро меняется, пытается попасть в ногу со временем. Ускорение темпов развития в обществе влияет на ситуацию в образовании. Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Всё это
заставляет учителя переосмыслить свой накопленный опыт, найти новые подходы в обучении. Перед ним встаёт задача, что можно сделать, чтобы ученик свободно мог применять свои знания в жизни. У древнего философа Китая Конфуция, есть мудрая мысль: «Послушайте - вы забудете, посмотрите - вы запомните, сделайте - и вы поймёте». Следовательно, на уроке мы должны создать условия, при которых ученик учится учиться: добывать знания, осознавать самого себя и свою работу, корректировать свои действия, давать самооценку. Именно поэтому в основу Стандарта
положен системно-деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. [1,18-22]

Ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности"[2,18]. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [3]

«Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.

В связи с этим характерные признаки современного урока следующие: - учитель продумывает цели урока, как результат ученика;
- учитель организует работу по мотивации учащихся;
- цель урока ученик ставит сам как собственную учебную задачу;
- средства достижения поставленных целей ученик проектирует сам;
- оценивает результат и корректирует действия сам ученик.

Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать.
Преподавание физики , представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как на своих уроках учителя часто сочетают фронтальную и индивидуальную работу с групповой (лабораторные работы, решение практических задач, соревнования).
Особенно эффективными методами работы на уроке является защита мини проектов. На этих уроках обучающиеся систематизируют свои знания и самостоятельно занимаются обучением. Они ищут нужную информацию, готовят электронные презентации, работают с документацией, учебником, таблицами, развивают способность думать.
При выполнении практических и лабораторных работ обучающиеся связывают рассмотренные на уроках модели с реальной жизнью. Включить детей в активный процесс познания также позволяют нестандартные формы проведения уроков.

Первый урок физики в 7-ом классе начинаю с выполнения следующего задания. На столах лежат семь разных тел. Обучающимся предлагаю рассмотреть их, потрогать. Затем, предлагаю, закрыть глаза и попробовать узнать тела на ощупь. Открыв глаза, ученики пишут список тел с указанием их свойств, а также указывают признаки, по которым они их распознали. Подобного рода «маленькие эксперименты» полезно проводить как можно чаще, они не требуют специальных знаний, однако развивают у ребят умение наблюдать и выражать своими словами результаты наблюдений. Приведу примеры еще нескольких подобных заданий: физика 8 класс «Испарения». Учащимся предложила протянуть правую руку ладонью вверх. Затем капнула на ладонь каждого ученика небольшое количество эфира. Вначале было тихо, каждый задумался: что будет? После того, как каждый ощутил холод на руке, и капля исчезла, по классу прошел шёпот удивления по поводу быстрого испарения эфира и, главное, возникшего в связи с этим ощущения холода. Так, в сознании учащихся зарождается вопрос: почему? Опираясь на восточную мудрость «Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь». Учителя физики учат своих учеников добывать знания, а не получать их в готовом виде, учат работать с различными источниками информации

Закончить статью хочется японской пословицей:

«Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни»

Источники информации:

  1. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

  2. Концепция общего среднего образования: Проект / Врем.научно-исследоват.коллектив "Школа". - М., 1988.- С.18.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.



© 2010-2022