Личностно-центрированная технология обучения физике

Целью данной статьи стало мое стремление разработать модель личностно-центрированной технологии, тотально направленную на формирование функциональной грамотности одаренных детей средствами физики как учебного предмета.Я выдвинул следующую гипотезу: если под функциональной грамотностью понимать адаптацию ученика к жизни, а под личностно-центрированной технологией – построение образовательного процесса на диалоговой, субъект-субъектной основе, то успешное движение к конечному результату (в такой п...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-центрированная технология обучения физикеЛичностно-центрированная технология обучения физике

(на материале работы с одаренными детьми)


Целью данной статьи стало мое стремление разработать модель личностно-центрированной технологии, тотально направленную на формирование функциональной грамотности одаренных детей средствами физики как учебного предмета.

Я выдвинул следующую гипотезу: если под функциональной грамотностью понимать адаптацию ученика к жизни, а под личностно-центрированной технологией - построение образовательного процесса на диалоговой, субъект-субъектной основе, то успешное движение к конечному результату (в такой плохо предсказуемой среде) будет зависеть от способов взаимодействия двух заинтересованных субъектов (учитель - ученик).

В процессе осмысления исследования были сформулированы задачи:

1.Выявить технологические возможности предмета физики на разных этапах его изучения в школе.

2.Применить законы и закономерности человеческого мышления к учебному процессу по физике, опираясь на индивидуальные особенности интеллекта одаренного ребенка.

3.Разработать опоры для выстраивания индивидуальных траекторий физического развития учащихся.

4.Раскрыть возможности вероятностного прогнозирования, являющегося спутником личностно-центрированной технологии обучения.

5.Определить функции и динамику развития диалога в связке «учитель - ученик».

В связи с решением поставленных задач мною были использованы такие методы исследования:

1.Метод изучения научно-методической литературы по теме.

2.Метод теоретического обоснования предлагаемой траектории обучения физике (на основе закономерностей мышления, законов творчества и индивидуальных особенностей интеллекта).

3.Экспериментальный метод-опробование, допускающий отсутствие контрольного плана.

4.Метод моделирования, используемый для раскрытия результата, процесса и исходного содержания обучения физике.

5.Методы мониторингового сопровождения экспериментального учебного процесса.

6.Метод обобщения и анализа полученных экспериментальных данных.


Обоснование выбора темы исследования «Технология личностно-центрированного обучения физике»

В качестве введения приведем краткую справку об общих признаках всех технологий.

Технология, по толковому словарю, - совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле.

Технология

искусство,

набор методов обработки,

мастерство,

изготовления,

умение

изменения объекта

Педагогическая технология есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И.Шамова).

Модель образовательной технологии, по Шамовой, собственно и отражает ее процессуальный характер:

-целевая программа;

-научные идеи, лежащие в ее основе;

-система действий обучающего и обучаемого (в категориях управления);

-критерии оценки;

-результаты;

-ограничения в использовании.

Разнообразие современных образовательных технологий трудно исчислить, так как выделение их идет на разных основаниях целевого, процессуального и функционального направлений (число их колеблется от 6 до 60). Легче поэтому, вслед за О.Епишевой, выделить их общие признаки. Это:

1.Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий (восприятие, осмысление, систематизация, обобщение, то есть пооперационный характер управления).

2.Примат учения над обучением. Ученик учится сам, учитель лишь создает для этого условия. Отсюда высокая степень мотивации на учебу.

3.Мониторинговое сопровождение учебного процесса, куда входит диагностическое целеполагание, а результаты выражены в действиях обучаемых.

4.Направленность учебного процесса на личность. Отсюда разноуровневый подход к обучению. Субъектный опыт и развитие каждой личности предполагает соответствующие стратегии обучения и учения.

5.Режим учебного процесса - «спаренными» уроками, методом погружения, сочетанием всех форм деятельности.

6.Контроль - входной, текущий (мягкий) и итоговый. При этом шкалы оценивания разные - тесты, рейтинг, творческие задания, традиционные контрольные работы и пр. - оформляются как количественными оценками («4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, или 79 баллов из 120), так и порядковыми (описательными, например, рецензия). В настоящее время школа осваивает критериально-дифференцированный контроль.

7.Стандартизация, унификация учебного процесса - подчинение его целям Стандарта специальности (стандарта общего среднего образования).

8.Любая технология начинается с проектирования, с оформления ее дидактических материалов в виде технологических карт темы (ТКТ) и выделения содержательных блоков с их целями, уровнями и критериями оценки.

Итак, инновационность любой образовательной технологии предполагает:

-тотальную ориентацию на конечный результат;

-пооперационное управление деятельностью обучаемых.

Отсюда: сформулировать цели как определенные результаты (которые можно проверить, исчислить) и спроектировать процесс их

достижения с помощью операционно выраженных этапов обучения (учения)

- таков путь преподавателя к внедрению в учебный процесс образовательной технологии. Это может быть своя, авторская технология, или комбинация технологий, или одна из них, взятая в «чистом» виде.

Мы в качестве одной, взятой в чистом виде выбрали технологию личностно-центрированного обучения (Л-Ц-О), назвав ее «технологией успеха», «технологией результата».

Во-первых, она по характеру учебной деятельности, организуемой в учебном процессе по физике, более полно отражает специфику нашей работы: идет «штучная» подготовка по физике и выпускника школы вообще, и участника олимпиадных турниров.

Во-вторых, именно эта технология ближе всего примыкает к наиболее распространенной и всем известной технологии личностно-ориентированного обучения, построенной на основе типизации, группирования детей в соответствии с особенностями их субъектного опыта (см. Приложение 2. Таблица Л-О-О).

В-третьих, и это самое главное, данная технология (Л-Ц-О) рассчитана на способность учителя адаптировать свою дидактическую систему под специфику интеллекта каждого одаренного ученика, что собственно интуитивно я и осуществлял в течение многих лет, но потом нашел этому объяснение, разобравшись в проблемах учебной психологии, особенно помогли мне в этом публикации М.Е.Бершадского.

М.Е.Бершадский считает, что выбор технологии предопределен целями обучения, но в основе всех подходов лежит классическая педагогическая технология, связанная с алгоритмической парадигмой в образовании - пооперационным мышлением обучаемого.

Однако индивидуальные возможности психики и мышления настолько несовместимы, что измерить их едиными алгоритмами и тестами просто невозможно, даже если мы имеем дело с типизированной группой детей. В такой ситуации объективно формируются в учебном процессе субъект-объектные отношения.

Что же касается субъект-субъектных отношений, то есть истинного сотрудничества и партнерства между учеником и учителем, то оно возможно, по мнению М.Е.Бершадского, при условии, когда реализуется «центрированное обучение вокруг личности одаренного ребенка, а не направленное на нее. Человек сам, с помощью специалиста, может строить

свое образование, рисковать, отвечать за движение в плохо предсказуемой среде. Здесь важно наличие диалога, субъект-объектных отношений».

Главный вывод, который делает М.Е.Бершадский, опираясь на других ученых (в нашей интерпретации) выглядит следующим образом.

Все технологии, существующие в образовании, являются личностно-отчужденными, потому что в основе их единая система:

Цель деятельности - учебное задание - результат

В личностно-центрированной системе уровень деятельностного проектирования ограничен принципами неопределенности. Поэтому проектировать результат заранее невозможно, но проектировать среду учебного обитания необходимо для получения желаемого результата. Как было отмечено, образовательная среда Л-Ц-Т приобретает характер диалоговой формы.

В итоге ведущей при Л-Ц-Т оказывается фигура учителя, способного вести с учеником диалог в неопределенных условиях, то есть решать задачи, ответы на которые заранее не известны ни обучающему, ни обучаемому.

Вот на таких теоретических основах и строится моя авторская дидактическая система, которой более всего подходит технология личностно-центрированного обучения физике одаренных детей.

Успешность системы, ее эффективность и оправданность подтверждается показателями стабильно высокого качества успеваемости и обученности учащихся, результатами единого национального тестирования, а также победами учащихся на олимпиадах различных уровней.

За последние 7 лет работы (с 2007 по 2014 годы) в ГУ «Школа-лицей №8 для одаренных детей» г.Павлодара 103 моих ученика стали победителями и призерами олимпиад различного уровня: международных олимпиад 24 учащихся, республиканских олимпиад - 26, областных олимпиад - 53 ученика, 5 учащихся получили Почетные грамоты.

Более подробно результативность моей педагогической деятельности представлена в таблице ниже.













Количественная информация

о достижениях учащихся в международных, республиканских, областных олимпиадах

Международные олимпиады

Республиканские олимпиады

Областная предметная олимпиада

Областная юниорская олимпиада

Золотая медаль

Серебряная медаль

Бронзовая медаль

Грамота

Золотая медаль

Серебряная медаль

Бронзовая медаль

Грамота

1 место

2 место

3 место

1 место

2 место

3 место

7

5

12

4

9

7

10

1

22

12

9

3

5

2

Таким образом, данная дидактическая система являет собой пример учебно-воспитательного процесса, когда функции обучения и воспитания личности невозможно представить расчлененно, когда теория и практика как бы представляют собой «две стороны одной медали» и работают на результат.

В процессе многолетнего преподавательского опыта возникла необходимость адаптировать свою дидактическую систему под специфику интеллекта каждого одаренного ученика, что собственно интуитивно я и осуществлял в течение многих лет, но потом нашел этому объяснение, разобравшись в проблемах учебной психологии. Работа над темой самообразования «Личностно-центрированная технология обучения физике» (на материале работы с одаренными детьми) помогла осмыслить свою педагогическую деятельность и обобщить свой опыт на основе наукоемкой практики.

Так в процессе многолетнего преподавательского опыта и сформировалась авторская технология обучения физике - технология успеха (успешного результата).

С обобщением опыта по теме «Личностно-центрированная технология обучения физике» я выступил на Республиканском семинаре директоров специализированных школ для одаренных детей «Новые подходы к проблемам детской одаренности» в 2008 году, на Республиканском семинаре РНПЦ «Ертіс дарыны» в г.Павлодаре «Интеграционный подход к проведению интелектуальных соревнований школьников» в 2012 году. В 2011-2012 учебном году прочитал авторский курс для учителей области «Реализация компетентностного подхода в обучении физике как основа повышения качества образования», где также знакомил учителей со своим опытом работы по теме самообразования.

Имею публикации по теме своего исследования.



© 2010-2022