- Преподавателю
- Физика
- Календарное планирование уроков физики 9 класс
Календарное планирование уроков физики 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вернер Н.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка:
Физика - одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования, является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.
При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.
Целью изучения курса физики 7-9 классов является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
-
овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;
-
развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
-
воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества, навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний
Календарно - тематическое планирование составлено по Типовой учебной программе по предмету «Физика»
для 7-9 классов уровня общего среднего образования (Приложение 38 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115)
Используемые учебники:
Для 7 класса:
Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д.Казахбаева «Физика и астрономия», 7 класс, Алматы «Атамура»
Для 8 класса:
Б.М.Дюйсембаев, Г.З.Байжасарова, А.А.Медетбекова «Физика и астрономия», 8 класс, Алматы, «Мектеп»
Для 9 класса:
Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д.Казахбаева, Н.Бекбасар «Физика», 9 класс, Алматы «Мектеп»
Тематическое планирование учебного предмета
ФИЗИКА
9 класс
68 часов в год / 2 часа в неделю
№ урока в курсе
№ урока в теме
тема
Кол-во часов
Дата
Демонстрации
д/з
Предметные результаты
Личностные результаты
Системно - деятельностные результаты
Должны знать
Должны уметь
1. Основы кинематики - 10 часов
категории научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
понятия:
-материальная точка,
-перемещение,
-мгновенная скорость,
-ускорение,
Величины:
-путь, скорость,
- ускорение,
-пользоваться методами научного исслед. явлений природы
- проводить наблюд-я, планир. и вып-ть экспер-ты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности измерений;
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явления:
-на основе з-нов кинематики:
=движение с постоянным ускорением,
=равномерное дв-е по окружности,
=свободное падение;
использовать физ. приборы и измерительные инструменты для измерения ФВ:
-расстояния,
-промежутка t
-представлять рез. измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять эмпирические зависимости:
-пути от времени
учащиеся должны проявлять:
-познавательный интерес,
- творческие способности,
- критичность мышления в процессе самореализации;
-убежденность в возможности познания природы,
- в необходим. разумного исп-я достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
- уважение к творцам науки и техники,
-отношение к физике как элементу общечеловеч. культуры;
-умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
-мотивацию к образовательной д-ти на основе личностно -ориентированного подхода.
- должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;
- владеть развитыми коммуникатив. способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов сам-ной и проектной д-ти;
владеть совр. информационно-коммуникац. технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
-владеть навыками функциональной грамотности;
-осуществлять самост. поиск информации естественно-научного содержания с исп-ем различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
1
1
Движение - неотъемлемая часть материи. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения.
1
2-7/09
1.прямолинейное и криволинейное движение
2.сложение перемещений
§1
2
2
Векторы и действия над ними. Проекция вектора на координатную ось
1
2-7/09
§2,3
3
3
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
1
9-14/09
§4
4
4
Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
1
9-14/09
3.спидометр
§5
5
5
Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении».
1
16-21/09
Стр39
ЛР№1
6
6
Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
1
16-21/09
4.стробоскоп;
5.падение тел в воздухе и разреженном пространстве;
6.измерение ускорения при свободном падении
7.вес тела при ускоренном подъеме и падении;
8. невесомость
§6
7
7
Криволинейное движение. Равномерное движение материальной точки по окружности.
1
23-28/09
9.направление скорости при движении по окружности;
10.виды передач вращательного движения;
11. центробежный тахометр
12.зависимость дальности полета от угла бросания
§7
8
8
Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Поступательное и вращательное движение твердого тела.
1
23-28/09
§8,9
9
9
ПР№1: способы описания движения тел.
1
30/09-5/10
ПР№1
10
10
КР №1: Основы кинематики
1
30/09-5/10
Глава 1
2.Основы динамики - 10 часов
понятия:
-физическое явление,
-физический закон,
- инерциальная система отсчета,
-инерция,
-масса,
-сила,
-вес тела,
-невесомость,
-замкнутая система,
Величины:
-путь, скорость,
- ускорение,
- сила,
Законы:
-Ньютона,
-Кеплера,
-всемирного тяготения,
-Гука,
-польз-ся методами научн. исслед. явл. природы,
- проводить наблюд., планировать и вып. эксперименты, обраб. рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явл-я:
-на основе з-нов динамики Ньютона,
исп-ть физ. приб. и измер.инстр-ты для измер. ФВ:
-массы, силы;
представлять рез-ты измер. с пом. таблиц, графиков и выявлять эмпирич. завис-ти:
-силы упругости от удл. пружины,
-силы трения от силы норм. давления,
11
1
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
1
7-12/10
13.проявление инерции
§10
12
2
Сила. Масса. Второй закон Ньютона.
1
7-12/10
14.сравнение масс тел;
15.второй закон Ньютона
16.измерение сил
§11,12
13
3
Третий закон Ньютона. Принцип относительности.
1
14-19/10
17.сложение сил, действующих под углом друг к другу;
18.третий закон Ньютона
§13
14
4
Силы в механике. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
1
14-19/10
§15
15
5
Движение тела под действием силы тяжести. Вес тела движущегося с опорой.
1
21-26/10
§16,18
16
6
Невесомость. Движение искусственных спутников Земли.
1
21-26/10
§17
17
7
ПР№2: Практические способы измерения сил.
1
28/10-2/11
ПР№2
18
8
Лабораторная работа №2. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».
1
28/10-2/11
ЛР№2,
Стр.79
19
9
ПР№3: «Расчёт параметров движения тела в поле тяготения Земли»
1
12-16/11
ПР№3
20
10
КР №2: «Законы динамики»
1
18-23/11
Глава 2
3.Законы сохранения - 4 часа
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
понятия:
-замкнутая система,
-импульс тела и импульс силы,
- реактивное движение,
Величины:
-импульс,
-работа,
-мощность,
-кинетическая энергия,
-потенциальная энергия,
-КПД,
Законы:
-сохранения импульса и механической энергии,
-пользоваться методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и вып. эксперименты, обрабатывать рез. измер, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
прим. теор. знания при реш. жизнен.з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явления:
-з-нов сохранения импульса и энергии, взаимод-е тел;
учащиеся должны проявлять:
-познавательный интерес,
- творческие способности,
- критичность мышления в процессе самореализации;
-убежденность в возможности познания природы,
- в необходимости разумного исп-я достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
- уважение к творцам науки и техники,
-отношение к физике как элементу общечеловеч. культуры;
-умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
-мотивацию к образовательной д-ти на основе личностно -ориентированного подхода.
- должны применять теорию д-ти (цель, методы, ср-ва, рез-т) при вып-нии практич. заданий;
- владеть развитыми коммуникатив. способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов сам-ной и проектной д-ти;
владеть совр. информационно-коммуникац. технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
-владеть навыками функциональной грамотности;
-осуществлять самост. поиск информации естественно-научного содержания с исп-ем различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
21
1
Импульс тела. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса.
1
18-23/11
19.закон сохранения импульса
§19,20
22
2
Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского. Ракеты. Современные достижения космонавтики.
1
25-30/11
20.реактивное движение;
21.модель ракеты
§21
23
3
Энергия. Закон сохранения и превращения энергии. Применение законов сохранения при решении практических задач в науке и технике.
1
25-30/11
22.изменение энергии тела при совершении работы
23.переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно
§22,23
24
4
ПР№4: Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
1
2-7/12
ПР№4
4. Колебания и волны - 12 часов
категории научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
понятия:
-гармонические колебания,
- продольные и поперечные волны,
Величины:
-кинетическая энергия,
-потенциальная энергия,
-КПД,
-амплитуда колебаний,
-период, частота,
- длина волны
пользоваться методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ. явления:
-на основе законов сохранения импульса и энергии, различные виды мех-го дв-я, взаимодействие тел;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять эмпирические зависимости:
-периода колебаний маятника от длины нити,
-периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.
25
1
Колебательное движение. Основные величины, характеризующие колебательное движение. (Амплитуда, период, частота.). Уравнение колебательного движения.
1
2-7/12
24.свободные колебания груза на нити и груза на пружине;
25.запись колебательного движения
§24,25
26
2
Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.
1
9-14/12
26.вынужденные колебания;
27.резонанс при колебании маятников; 28.применение маятника в часах
§26,28
27
3
Колебания математического и пружинного маятников Период колебаний математического и пружинного маятников.
1
9-14/12
29.зависимость периода колебаний груза от жесткости пружин и массы груза; 30. зависимость периода колебаний груза на нити от ее длин
§27
28
4
Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. (Колебательный контур.) Формула Томсона.
1
16-21/12
§29
29
5
Вынужденные электромагнитные колебания (Вращение рамки в магнитном поле).
1
16-21/12
§29
30
6
Лабораторная работа №3. Определение ускорения свободного падения с использованием математического маятника.
1
23-28/12
ЛР№3, стр.127
31
7
ПР№5: "Расчет периода колебаний маятников различного типа"
1
23-28/12
ПР№5
32
8
Распространение колебаний в упругой среде. Волновое движение. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Свойства механических волны.
1
31.образование и распространение поперечных и продольных волн;
32.зависимость длины волны от частоты колебаний
§30
33
9
Лабораторная работа №4 Определение скорости распространения поверхностных волн.
1
ЛР№4, стр.159
34
10
Звук. Характеристики звука. Акустический резонанс. Отражение звука. Эхо. Ультразвук.
1
33.колеблющееся тело как источник звука;
34.зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;
35.зависимость высоты тона от частоты колебаний;
36.акустический резонанс;
37.применение ультразвука
§31-35
35
11
ЭМВ. Свойства ЭМВ. Шкала ЭМВ.
1
§36
36
12
КР №3. «Колебания и волны»
1
Глава 5
5. Основы астрономии - 6 часов
научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
учащиеся должны проявлять:
-познавательный интерес,
- творческие способности,
- критичность мышления в процессе самореализации;
-убежденность в возможности познания природы,
- в необходимости разумного исп-я достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
- уважение к творцам науки и техники,
-отношение к физике как элементу общечеловеч. культуры;
-умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
-мотивацию к образовательной д-ти на основе личностно -ориентированного подхода.
- должны применять теорию д-ти (цель, методы, ср-ва, рез-т) при вып-нии практич. заданий;
- владеть развитыми коммуникатив. способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов сам-ной и проектной д-ти;
владеть совр. информационно-коммуникац. технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
-владеть навыками функциональной грамотности;
-осуществлять самост. поиск информации естественно-научного содержания с исп-ем различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)
37
1
Звездное небо. Строение и масштабы Вселенной.
1
§38
38
2
Небесная сфера. Системы небесных координат. Подвижная карта звездного неба.
1
§39-41
39
3
Движение небесной сферы на различных географических широтах. Местное, поясное и всемирное время. Календарь.
1
§42-44
40
4
Законы Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы.
1
§45
41
5
Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения. Видимое движение планет.
1
§45
42
6
КР №4. «Основы астрономии.»
1
Глава6
6.Строение атома, атомные явления - 7 часов
научного знания:
-явления и факты,
-понятия,
-законы,
-теоретические выводы
методы научного познания:
-наблюдение,
-эксперимент,
-построение гипотез и моделей,
-вывод следствий и их проверка
Понятия:
-фотон, ФЭФ,
-красная граница фотоэффекта,
-ядерная реакция,
-энергия связи,
-период полураспада,
-цепная ядерная реакция,
-радиоактивность,
-р/а распад, деление ядер
законы
-фотоэффекта,
-закона р/а распада
методами научн. исслед. явлений природы,
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать рез. измерений, объяснять получ. рез-ты и делать выводы, оценивать погрешности
применять теор. знания при реш. жизненных з-ч в различных сферах д-ти;
описывать и объяснять физ.явления явления:
-излучение и поглощение энергии атомом, -тепловое излучение и квантовую гипотезу Планка, ФЭФ,
- квантование энергии,
-рентгеновское излучение;
-пр-п действия яд. реактора,
- влияние ионизирующих излуч. на живые организмы;
- экологические проблемы, связ. с исп-ем яд. энергетики;
-достижения отечественных и зарубежных ученых в обл. ядерной физики;
- на понятийном уровне свед. об элементарных частицах,
- нанотехн-ях, об их роли в дальнейшем развитии чел-ва
43
1
Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана. Трудности в объяснении явления теплового излучения тел.
1
§47
44
2
Гипотеза Планка о световых квантах. Формула Планка.
1
§48
45
3
Явление фотоэффекта. Формула Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике.
1
§49-50
46
4
Рентгеновское излучение.
1
§51
47
5
Радиоактивность.
1
§52
48
6
Опыт Резерфорда. Состав атома. Модели атомов.
1
§53
49
7
КР№5. «Строение атома. Атомные явления»
1
Глава 7
7. Атомное ядро - 6 часов
50
1
Состав атомного ядра. Ядерное взаимодействие. Ядерные силы. Единицы физических величин, используемые в ядерной физике.
1
§55-56
51
2
Дефект масс. Энергия связи ядра. Природа радиоактивных излучений. Закон радиоактивного распада.
1
§56-59
52
3
Деление тяжелых ядер. Цепная реакция. Принцип действия ядерного реактора. Атомные электростанции.
1
§59
53
4
Термоядерные реакции. Энергия Солнца и Звезд. Радиоизотопы. Применение радиоактивных изотопов. Защита от радиации.
1
§60-63
54
5
ПР№6: Расчет периода полураспада
1
ПР№6
55
6
КР №6. «Атомное ядро».
1
Глава8
8.Обощающие занятия - 2 часа
56
1
Мировоззренческое значение физики. Сведения о развитии Вселенной и элементарных частицах.
1
Стр. 278
57
2
Научно-техническая цивилизация и ноосфера. Экологическая культура.
1
Стр. 278
9.Лабораторный практикум - 8 часов
58
1
ЛП№1: Измерение ускорения свободного падения тела
1
ЛП№1
59
2
ЛП№2: Изучение упругих деформаций
1
ЛП№2
60
3
ЛП№3: Изучение второго закона Ньютона
1
ЛП№3
61
4
ЛП№4: изучение закона сохранения механической энергии
1
ЛП№4
62
5
ЛП№5: изучение закона сохранения импульса при соударении тел
1
ЛП№5
63
6
ЛП№6: Измерение КПД установки с электрическим нагревателем
1
ЛП№6
64
7
ЛП№7: Изучение свободных и вынужденных колебаний
1
ЛП№7
65
8
ЛП№8: Нахождение ярких звезд и основных созвездий осеннего, зимнего и весеннего неба (с использованием подвижной звездной карты)
1
ЛП№8
66
Обобщающее повторение темы «Кинематика»
1
Глава1
67
Обобщающее повторение темы «Динамика»
1
Глава2
68
Обобщающее повторение темы «Законы сохранения»
1
Глава3